Хочу поделиться историей из личной жизни, рассказать как я придумал и запустил свой pet-проект. Как пришла идея написания телеграмм бота по отслеживанию доменов? Почему я решил, что он станет востребованным? Как работа в найме помогает с идеями новых проектов?
Трудоустройство и работа в найме
После нескольких лет неудачной попытки построить свою прибыльную и успешную веб-студию, наша банда разбежалась и каждому пришлось искать пути своего дальнейшего развития.
Вопрос выбора компании у меня не стоял, на тот момент у меня стоял вопрос оплаты аренды съемного жилья за следующий месяц и что-то покушать. Первое собеседование я не прошел, а со второго сразу получил offer и с огромной радостью принял его.
Я попал в очень классную команду. Можете себе представить команду профессионалов, в которой все люди максимально открыты и всегда откликаются и приходят на помощь, отсутствие токсичности внутри команды, нет ни одного душнилы и инициативы, которые идут снизу всегда находят отклик наверху.
Наша команда одновременно являлась продуктовой и сервисной. В продуктовой команде мы занимаемся разработкой нового функционала, проверкой гипотез и улучшением продукта. В сервисной команде, занимаемся поддержкой сервиса и услуг. Фиксим баги, выкатываем фиксы, решаем клиентские проблемы, которые не может решить техническая поддержка без нашей помощи.
Собираю идеи на будущее
Каждый день в сервисной команде, мы получали отчет с обратной связью от пользователей. Если в отчетах за месяц наблюдалось много жалоб пользователей на какой-то функционал в личном кабинете или пользователи жаловались на какую-то часть интерфейса, то Project manager брал проблему в проработку для улучшения значение NPS.
NPS, Net Promoter Score (англ. — индекс потребительской лояльности) это показатель приверженности потребителей товару или компании. Замеры построены на вопросе, рекомендует ли клиент компанию своим друзьям, с оценкой от 0 до 10 баллов. Обычно этот блок всплывает в виде popup в личном кабинете пользователя один раз за 3 месяца.
Когда я погрузился полностью в процессы и продукт, то стал замечать клиентские боли и потребности, которые можно было бы закрыть. В крупных компаниях Project owner и руководители не обращают внимания на мелкие проблемы пользователей, они находятся в погоне за крупными гипотезами, реализация которых принесет прибыль компании. Думаю тут не поспоришь, все правильно делают.
Поэтому, я выписал все идеи и проблемы, которые всплывали в голове в процессе работы в отдельный документ и кратко описывал, какую проблему пользователя может решить, как часто она встречается, существуют ли аналоги и возможность технической реализации? Потом садился и детально прорабатывал весь список на выявление более жизнеспособной идеи.
Выбор идеи для реализации продукта
Одной из таких проблем оказалась, негативная реакция пользователей на письма, которые регистратор отправляет им на почту. Эти письма сообщают о том, что дата регистрации домена заканчивается и его необходимо продлить.
Регистраторы обязаны отправлять минимум два уведомления с напоминанием о необходимости продлить домен, примерно за месяц и за неделю до истечения срока регистрации доменного имени, а также в течение пяти дней после истечения этого срока.
Может конкретно зависеть от доменной зоны и требований управляющей компании. Некоторые страны могут иметь законодательные требования относительно уведомлений клиентов о сроке регистрации. В таких случаях компании обязаны соблюдать эти законы. На сайте регистратора должны быть указаны способы отправки таких уведомлений.
Мне показалось, что пользователям психологически не нравится, когда им присылают уведомление с предложением продлить домен, за месяц до реальной даты окончания регистрации. У пользователей создается впечатление, что у них украли один месяц оплаченной услуги. По этой причине пользователи обычно тянут до нескольких дней до наступления даты окончания регистрации домена и только тогда продляют домен.
Другая проблема в том, что есть регистраторы, которые отправляют больше двух писем и начинают это делать за 60 дней. Если у вас один домен, то еще можно потерпеть, но если доменов от пяти и больше, то почта пользователя становится заваленной письмами. Эти письма раздражают пользователей, которые хочется отправить в спам и часть из них туда отправляется.
Не говорю про всех пользователей, большая часть пользователей чувствует себя прекрасно. В мое поле зрения попадали пользователи, которые действительно испытывают дискомфорт.
Проработка идеи и возможные кейсы
Стал думать, это вообще возможно? Чтобы пользователь мог сам задавать когда присылать уведомления. Чтобы не засыпать пользователя письмами. Подумал, а что если это будет прокси в виде телеграмм бота между пользователем и регистратором? И тут меня осенило, что в мессенджер присылать уведомления лучше, чем на почту.
Мессенджером мы пользуемся по несколько раз в день, большая часть из нас работает в мессенджерах, переписывается с коллегами и друзьями и не увидеть уведомление о необходимости продления домена, практически нереально, в отличие от почтового ящика в который мы можем не заходить неделями.
В процессе проработки вариантов использования бота, я выделил несколько вариантов его использования, которые, явно имеют определенные преимущества.
Пользователь может сам управлять датой уведомления?
Почему пользователь не может сам решать когда присылать уведомления? Почему пользователь не может выбрать куда ему удобней присылать уведомление? Будь то, Discord, Telegram или Viber?
В телеграмм боте можно реализовать функционал и задавать настройку по каждому домену, чтобы указывать за сколько дней до окончания регистрации домена присылать уведомление.
Если у меня много доменов и все они зарегистрированы на разные email?
Если в телеграмм бота добавить все свои домены, то получается они будут лежать в одном месте и уведомления по ним будут приходить в мессенджер, даже если они зарегистрированы у разных регистраторов и на разные почты и даже если на разных людей.
А что если я хочу следить за доменами конкурентов?
Зачем мне может понадобиться следить за чужими доменами? Позднее я проработал этот кейс в нескольких вариантах.
1. Вебмастер или веб-студия
У вебмастера есть десятки постоянных клиентов на технической поддержке или на SEO оптимизации. При покупке домена владелец указывал свою личную почту. Вебмастер узнает в один день с утра, что владелец не продлил домен, а вебмастер по сути не уследил за этим. Может возникнуть неприятная ситуация.
2. Собрать домены
Вторая ситуация, что понравившийся или подходящий домен для моего проекта или компании на данный момент занят, или я вижу, что он продается, либо на нем размещен сайт с ошибкой. Я понимаю, что через пару лет этот домен освободиться и смогу его перекупить. После покупки сделать с него редирект на свой домен. И помимо хорошего домена, могу получить трафик.
3. Скупить домены по схожей тематике
Третья ситуация похожа на вторую, но у меня есть к примеру интернет магазин детских игрушек, и я просто добавляю в бота на отслеживание все домены которые встречаю в интернете связанные с детскими игрушками и товарами. Зачем? По возможности я перекупаю освобождающийся домен, этот домен уже с историей и наверняка раскрученный в сети и имеет неплохой трафик, который я потом перенаправлю на свой основной домен.
Автопродление решает проблему?
На мой взгляд подключение автоплатежа, не решает проблему. Я видел письма разъяренных пользователей, которые писали, что они не хотели продлять некоторые домены, а автопродление списало с их карты деньги за эти домены за 60 или 30 дней. Обычно большинство регистраторов не предоставляют возможности возврата средств в таких случаях. Можно попробовать вернуть деньги и отказаться от домена, если задача еще висит в реестре.
Мое увольнение
Итак, все было уже решено, надо начинать разработку бота и прорабатывать дальнейшее его продвижение. Осталось одно, что мне мешало, это работа. Три года я проработал в этой замечательной компании регистраторе доменных имен. Эта компания мечты почти каждого, в тот момент когда я в нее попал, компания семимильными шагами летела к бирюзовости, но после поглощения ее государственной корпорацией, от бирюзовости не осталось и следа.
Бирюзовыми принято называть такие организации, в которых менеджмент заменен самоуправлением, привычные KPI «сверху» — совместными решениями о дальнейшем пути компании, а «руководство» — коучингом. На первый план в бирюзовых компаниях выходят ценности компании.
Я уволился с должности Software Lead Engineer, в первую очередь потому, что хотел реализовать свои идеи. Так как, мои идеи были связанны с доменной отраслью, то для меня это несло неопределенные риски в случае успеха, а возможно и в процессе. Возможно компания захотела бы присвоить разработку и идею, например заявив, что на работе я не работал, а занимался разработкой этого продукта.
В любом случае, я решил, что правильно и честно будет по отношению к себе и компании, это уволиться и начать реализацию идеи, избежав дальнейших возможных недопониманий и претензий, стрессовых ситуаций и нервов.
Как сейчас телеграмм бот поживает?
После увольнения, я потратил несколько месяцев на разработку тегерамм бота, создание сайта для SEO трафика и продвижения. Занимался наполнением сайта контентом, смог добавить около 1200 страниц. Делал SEO-оптимизацию для поисковых систем. Привлекал первых пользователей и тестировал мои гипотезы.
На разработку сайта, наполнение, перевод на английский и SEO-оптимизацию я потратил около трех месяцев. Совет, который я бы дал себе на будущее, перед стартом разработки нового продукта, первым делом делать сайт для SEO, а потом продукт. За время разработки проекта, уже начнет работать SEO и принесет первых пользователей.
Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что бот пользуется спросом. На данный момент в боте около 700 пользователей и 2000 добавленных на отслеживание доменов. Каждый день бот отправляет уведомления пользователям в телеграмм. Взамен пользователи добавляют новые домены на отслеживание боту.
Какой вывод можно сделать?
Если есть творческий кризис на идеи, или ряд неудач по запуску своих проектов, то полезно устроится на несколько лет в хорошую компанию и погрузиться полностью в ее процессы и продукты.
Вы точно найдете проблемы, которые можно устранить или улучшить с помощью вашего будущего продукта. Записывайте все идеи в отдельный документ и коротко описывайте, что решает, кто аудитория, какой потенциал и дальше прорабатывайте свои идеи.
За это время можно отдохнуть и улучшить свое финансовое положение, накопить подушку безопасности для следующего запуска. За время работы в компании, вы сможете подсмотреть приемы и инструменты, которые используются в компании для продвижения и маркетинга. Никогда не сдавать и полный вперед.
Мой Telegram-канал, где я делюсь идеями и процессом работы над пет-проектами.
Комментарии (6)
savostin
04.12.2023 11:24Не нашел ни как отправлять уведомления не в Телеграмм, ни как управлять сроком уведомления. Вообще не нашел настроек. Соответственно не вижу чем он отличается от сотни других.
vik_rykov
04.12.2023 11:24Монетизация как организована?
drobushevkiy Автор
04.12.2023 11:24На данный момент бесплатный, но думаю потестировать пользовательскую монетизацию, например до 20 доменов бесплатно. Если надо еще 10 сверху, то покупаешь навсегда места. Изначально я придерживаюсь стратегии монетизации за счет регистраторов, это реклама в боте и продажа рекламы, ссылок и другой любой информации на сайте бота.
inkvizitor68sl
А откуда expire date для nl/eu берёте?
drobushevkiy Автор
Для .NL whois.domain-registry.nl
Для .EU whois.eu. но Expiration Date для этой зоны нельзя получить, только через сайт и ввод капчи. Пока не придумал, как решить эту задачу.
inkvizitor68sl
Угу, понятно(
Спасибо