Ещё до того, как интернет появился в каждом тостере, юзеры находили способы общаться с единомышленниками и вместе играть в онлайн-игры. С начала 1980-х до середины 1990-х годов процветали так называемые BBS (Bulletin Board Systems) или системы досок объявлений. Подключались к ним с помощью телефонных сетей и модемов с коммутируемым доступом. Одним из совместных развлечений в BBS были онлайн-игры, известные как «Door Games». Перечислить их все невозможно, но попробуем краешком глаза взглянуть на легендарные игры. 

Что это вообще за «Door Games»

«Door Games» получили такое название из-за того, что доступ к ним в BBC осуществлялся через своеобразный «дверной проем» между программным обеспечением BBS и отдельной, независимо работающей программой игры.

Многопользовательский режим таких «дверных» игр заключался преимущественно в пошаговой системе. Пользователи последовательно звонили в разное время дня, чтобы использовать минуты отведённого им игрового времени и сделать свой ход. Игры, в которые несколько игроков играли одновременно, тоже существовали, но они были скорее исключением из‑за затрат на запуск многолинейной системы BBS.

Поскольку доступ к BBS обычно осуществлялся через текстовые программы‑эмуляторы терминала, большинство дверных игр не могли предложить игрокам никакой другой графики, кроме разноцветных текстовых символов (если только они не использовали специальный графический клиент).

Несмотря на то, что по современным меркам в Door Games играло не так уж много людей — всего несколько десятков тысяч пользователей по всему миру — эти ранние онлайн‑игры образуют жизненно важное звено в истории современной игровой индустрии. Дело в том, что пользователями BBS в 1980-х и 1990-х годах были ​​​​те представители населения, которые лучше прочих разбирались в компьютерах. Многие из них продолжали создавать компьютерный мир, который мы видим сегодня (современные компьютерные игры, сайты, приложения для смартфонов). Так что это небольшое ядро было настоящей компьютерной элитой.

Поэтому особенно интересно исследовать этот уголок игровой истории и вспомнить классические Door Games BBS. Это ни в коем случае не рейтинг и далеко не полный список (в то время программисты выпустили сотни игр), а всего лишь небольшая часть богатого периода компьютерной истории.

Кстати, все картинки из игр — это фотографии, сделанные Бенджем Эдвардсом с монитора VGA, а запущены они через терминальную программу Telix. Это позволит получить достоверное представление о том, как эти игры выглядели в их естественной среде — IBM PC под управлением MS‑DOS.

1. Operation: Overkill II

Дата выпуска: 1988 г.

Создатель: Дастин Налф

Эта игра создана под вдохновением от классической Wasteland для ПК. Вы играете за модифицированного солдата, блуждающего по постапокалиптическому миру. Вас окружают существа, все мысли и желания которых сосредоточены на том, чтобы вас убить. Пустоши предстают перед вами как в виде текстовых описаний, так и в виде новаторской (для того времени) карты 3×3 (на фотографии выше это область в левом верхнем углу под названием «Инфракрасное сканирование»). Бой ведётся в реальном времени и требует от игрока некоторых навыков. Чтобы нанести более сильный удар по врагу, нужно нажимать пробел во время определенной повторяющейся последовательности букв. OOII (как для краткости называют игру) остается одной из самых глубоких и сложных CRPG, доступных на BBS.

2.  TradeWars 2002 г.

Дата выпуска: 1991 г.

Создатель: Гэри Мартин

Эта игра о торговле ресурсами и космических сражениях имеет богатую историю в мире BBS. Самые ранние её предшественники появились ещё в начале 1980-х годов и все были идейными наследниками сериала «Звёздный путь». Текущее воплощение игры, TradeWars 2002, было запущено в 1991 году и на протяжении десятилетий постоянно совершенствовалось, сохраняя при этом изначальный текстовый формат. С тех пор тысячи игроков регулярно посещают вселенную TradeWars, в текущей версии, которую можно установить на современной операционке и играть онлайн без BBS. Такое поразительное долголетие определённо делает TW2002 одной из самых важных и хорошо продуманных онлайн‑игр всех времён.

3. Яма (The Pit)

Дата выпуска: 1990 г.

Создатель: Джеймс Р. Берри

На момент выпуска эта ролевая игра с боями один на один выделялась продвинутым использованием графики ANSI для изображения окон состояния и боевой арены. На этой арене, созданной по образу и подобию арен для гладиаторских боев, игрок сражается своим персонажем (представленным символом Омега) против управляемого компьютером противника. Чтобы облегчить бремя низкоскоростных модемов, автор этой графически богатой игры Джеймс Р. Берри предложил специальную клиентскую программу EGA. Через неё пользователи могли подключаться к игре и играть с очень низкой задержкой.

4. PimpWars

Дата выпуска: 1990 г.

Создатель: Пол Дж. Мартино

PimpWars сочетает в себе управление ресурсами, бизнес‑симулятор и капельку «Монополии» в подпольном мире проституции. Другими словами, это была идеальная игра для мальчика‑подростка 90-х — и да, в большинстве регионов это была главная возрастная категория пользователей BBS. Несмотря на нестандартный подход (вы играете за сутенёра, управляющего оравой проституток), PimpWars может похвастаться удивительно глубоким игровым процессом. Вы строите и развиваете собственную бизнес‑империю и даже сможете купить местный ресторан.

5.  Freshwater Fishing Simulator (Симулятор пресноводной рыбалки)

Дата выпуска: 1989 г.

Создатель: Эрик Гамильтон.

Это наименее известная игра в подборке, но она всегда была моим личным фаворитом. Симулятор пресноводной рыбалки — это буквально то, что вы видите в названии. Игра включает всё: от выбора удочки и наживки до исследования подводного ландшафта озера. Эта игра с редкой для Door Games обильной графикой ANSI дарила долгожданный отдых от нескончаемых фэнтезийных и космических игр, доминирующих на платформе BBS.

6. Legend of the Red Dragon (Легенда о красном драконе)

Дата выпуска: 1989 г.

Автор: Сет Робинсон

Наряду с TW2002, Legend of the Red Dragon (обычно сокращалась до «LORD») остаётся одной из самых известных и популярных игр для BBS. LORD завоевала популярность благодаря простому геймдизайну. Эта фэнтезийная ролевая игра сводилась к трём основным элементам: повторяющимся боям, прокачке уровней и улучшению снаряжения. Добавьте сюда лёгкий сексуальный контент (ухаживание и потенциальную женитьбу на Вайолет), случайные события, которые привносят элемент азарта, щепотку юмора, и вы получите самую настоящую классику жанра. LORD сделала возможной связь с программными модулями сторонних производителей, что позволило выполнять настройку на основе сайта. Благодаря этому игра оставалась актуальной на протяжении десятилетий.

7. Легенда о красном драконе II: Новый мир

Дата выпуска: 1992 г.

Создатель: Сет Робинсон

В 1992 г. создатель LORD Сет Робинсон выпустил официальное продолжение своей популярной игры, но изменил в ней почти всё. Если первая LORD — это упрощённая ролевая игра, где игрок в основном торчит в одной локации в лесу, LORD II — это псевдографический рогалик с десятками локаций, где вы управляете персонажем в виде улыбающейся мордочки (ASCII рисовки). LORD 2 поддерживал одновременную игру нескольких игроков на разных узлах BBS, что на момент выпуска было уникальным для таких игр.

Игре не удалось повторить успех своего предшественника. Скорее всего, дело в дополнительной сложности игры. Но она всё равно потрясающая.

Если вдруг вы сами захотите поиграть в вышеперечисленные игры, можете подключиться BBS. Для входа в The Cave BBS, подключитесь по телнету к cavebbs.homeip.net.(Открывается в новом окне) (порт 23), создайте учётную запись пользователя (введите «/s» и нажмите Enter, чтобы сохранить сообщение проверки), затем просмотрите список Door Games, нажав точку (.) в главном меню.

Наслаждайтесь!


Что ещё интересного есть в блоге Cloud4Y

→ Информационная безопасность и глупость: необычные примеры

→ NAS за шапку сухарей

→ Взлом Hyundai Tucson, часть 1часть 2

→ Столетний язык программирования — какой он

→ 50 самых интересных клавиатур из частной коллекции

Комментарии (1)


  1. Soorin
    00.00.0000 00:00

    "новаторской (для того времени) карты 3×3" - ну. не скажите.

    https://en.wikipedia.org/wiki/Star_Trek_(1971_video_game) (в переведённом варианте - "Клингоны", "Схватка с Клингами" и т.п.).

    Карта в этой игре, доступной в СССР в начале 80х на перфолентах, была вполне себе удобная, 8х8, да ещё и многоуровневая.