Давайте разберемся, нужно ли стартапам заниматься постановкой целей или итак сойдет
Меня зовут Павел Стоянов, я продакт лид в Тинькофф и эксперт по OKR. Я уверовал в OKR в 2020 и с тех пор все проекты веду по этой методологии
Давайте разберемся, нужно ли стартапам заниматься постановкой целей или итак сойдет
Лично я всегда боялся монументальности системы ОКР, и мне казалось что это реально только для больших ребят, а микро бизнесам и микрокомандам лучше не тратить энергии и просто фигачить
Сейчас все поясню, но сначала встречный вопрос: «А как понять, что фигачить в правильную сторону, если не ставить цель и не отслеживать прогресс?»
Не призываю ставить цели в формате OKR, но цели стоять должны. Согласны?
Почему OKR подходят для больших компаний?
Согласен, что OKR подходят для больших компаний, готовых расти и меняться. Google и Тинькофф – отличные примеры. Таким гигантам OKR помогают добиться:
фокусировки — каждый руководитель хочет идти в своем направлении, но общие цели помогают идти всем в одном
прозрачности — чем больше компания, тем меньше понятно, что происходит в каждом из отделов. Прозрачные цели в формате OKR тут спасают
мотивировать сотрудников — понятная цель, поставленная самим человеком, сделает из него лидера, сфокусированного на результате. Видели же людей, "работающих работу за зарплату" – у них просто нет целей
А что же для стартапов?
Для стартапа перечисленное выше не так актуально, ведь ребята заряжены решить конкретную задачу, да и с прозрачностью нет проблем из-за скромного штата сотрудников. Но вокруг OKR описаны свойства, которые помогают бороться с проблемами маленьких компаний:
расфокусировка — цель понятна, идем к ней, но на пути встречается так много развилок, куда хочется свернуть
неизмеримость — мы идем и идем, но как объективно оценить прогресс?
отсутствие регулярных встреч по мониторингу целей — бежим, не поднимая головы, но куда именно и на сколько эффективно, не обсуждаем
Разберем на примере
Самая маленькая компания — это мой канал в телеграм. В развитии канала участвую я и моя ассистентка. У канала понятная цель «Сделать владельца канала (то есть меня) глобальным экспертом по OKR» и каждый квартал я ставлю новые конкретные подцели в формате OKR
Фокусировка — если бы целей не было, то я каждый день метался — может это поделать, а может что-то другое запустить. Наличие конкретных целей заставляет сфокусироваться на постах, подписчиках и командах, которым я помог поставить OKR. Например:
меня приглашают записать подкаст, но я не хочу сейчас тратить на это время, потому что не даст прогресса ни по одной из метрик
у меня был творческий порыв сделать OKR_game, но имея цель в подписчиках, я не забывал, что хочу растить канал, поэтому предлагаю участникам игры подписаться на канал. Это дает плоды — через OKR_game пришло 28 человек
Измеримость – потом к каждой цели я написал ключевые результаты, которы помогают оценивать прогресс. И для себя в этом выделяю два плюса
я заранее поставил несколько метрик, отражающих развитие. Я вижу, что они растут, а значит вижу объектиыный результат того, что делаю. Часто люди ставят одну метрику — деньги и очень огорчаются, что она не растет уже в день постановки
после каждого действия я смотрю на метрику и фиксирую в голове, от чего метрики растут и это действие повторяю, а от чего метрики на месте — это больше не повторяю. Звучит слишком просто, но в жизни, чем проще, тем лучше
Мониторинги — все, что описано выше не будет работать, если забывать об этом в потоке операционных задач. Поэтому раз в неделю нужно вынырнуть, чтобы подвести итоги и проложить путь дальше. Я каждое воскресенье сажусь наедине с мыслями и резюмирую весь опыт за неделю
Итого
OKR — это простой инструмент, который идеально подходит как огромным компаниям, так и микро предприятиям на одного-двух человек
Кстати, прикол в том, что эффект от внедрения OKR в маленькой компании будет виден гораздо сильнее за счет простоты пробовать разные решения на пути к конкретной цели. Весь полученный в ходе экспериментов на канале опыт я несу в свои и соседние команды в Тинькофф, которые уже делают серьезный продукт. Особенно это касается регулярных мониторингов — чем больше я вижу пользы от них на канале, тем активнее внедряю этот подход на работе
Еще больше про опыт внедрения OKR в Тинькофф и развитие фреймворка в телеграм канале OKR_Stoyanov
Комментарии (4)
SRichard
18.04.2023 10:41Ваши Квартальные цели в Objective 1 - как то не похожи на OKR.
OKRStoyanov Автор
18.04.2023 10:41Выше уже написал, что не существует правильных и неправильный целей. Важен контекст и ощущения.
А еще важно, что я в итоге не забил на канал и он активно развивается!
Gradiens
А поясните, как результат "делать 3 поста" говорит о том, что вы достигли цели "получать удовольствие от процесса, чтобы не забить"?
Ну или ответы на комменты хейтеров.. как они коррелируют с удовольствием от процесса?
Да и цель "получать чтобы не забить" тоже выглядит странно. Причинно-следственные связи внутри цели, это так можно?
OKRStoyanov Автор
Привет, спасибо за вопрос. Когда я ставил эту цель, то именно так видел измеримые критерии. Что самое крутое — я в итоге на забил и продолжил вести канал.
Цели не идеальные, но лучше, чем никакие.
По ходу работы над этими целями и рефлексировал и довольно быстро понял, что они не идеальные, поэтому на следующий квартал поставил новые цели, их можно посмотреть тут - https://t.me/okr_stoyanov/83
Также по ходу погружения в тему целеполагания, я понимаю, что нет плавильных и неправильных целей, всегда важен контекст и ощущения человека/команды, которая эти цели ставит