Давайте разберемся, нужно ли стартапам заниматься постановкой целей или итак сойдет

Кому подходит OKR? Только корпорациям или стартапам тоже?
Кому подходит OKR? Только корпорациям или стартапам тоже?

Меня зовут Павел Стоянов, я продакт лид в Тинькофф и эксперт по OKR. Я уверовал в OKR в 2020 и с тех пор все проекты веду по этой методологии

Давайте разберемся, нужно ли стартапам заниматься постановкой целей или итак сойдет

Лично я всегда боялся монументальности системы ОКР, и мне казалось что это реально только для больших ребят, а микро бизнесам и микрокомандам лучше не тратить энергии и просто фигачить 

Сейчас все поясню, но сначала встречный вопрос: «А как понять, что фигачить в правильную сторону, если не ставить цель и не отслеживать прогресс?» 

Не призываю ставить цели в формате OKR, но цели стоять должны. Согласны?

Почему OKR подходят для больших компаний? 

Согласен, что OKR подходят для больших компаний, готовых расти и меняться. Google и Тинькофф – отличные примеры. Таким гигантам OKR помогают добиться:

  • фокусировки — каждый руководитель хочет идти в своем направлении, но общие цели помогают идти всем в одном

  • прозрачности — чем больше компания, тем меньше понятно, что происходит в каждом из отделов. Прозрачные цели в формате OKR тут спасают

  • мотивировать сотрудников — понятная цель, поставленная самим человеком, сделает из него лидера, сфокусированного на результате. Видели же людей, "работающих работу за зарплату" – у них просто нет целей

А что же для стартапов? 

Для стартапа перечисленное выше не так актуально, ведь ребята заряжены решить конкретную задачу, да и с прозрачностью нет проблем из-за скромного штата сотрудников. Но вокруг OKR описаны свойства, которые помогают бороться с проблемами маленьких компаний:

  • расфокусировка — цель понятна, идем к ней, но на пути встречается так много развилок, куда хочется свернуть

  • неизмеримость — мы идем и идем, но как объективно оценить прогресс?

  • отсутствие регулярных встреч по мониторингу целей — бежим, не поднимая головы, но куда именно и на сколько эффективно, не обсуждаем

Разберем на примере 

Самая маленькая компания — это мой канал в телеграм. В развитии канала участвую я и моя ассистентка. У канала понятная цель «Сделать владельца канала (то есть меня) глобальным экспертом по OKR» и каждый квартал я ставлю новые конкретные подцели в формате OKR

Цели канала OKR_Stoyanov на Q1 2023
Цели канала OKR_Stoyanov на Q1 2023

Фокусировка — если бы целей не было, то я каждый день метался — может это поделать, а может что-то другое запустить. Наличие конкретных целей заставляет сфокусироваться на постах, подписчиках и командах, которым я помог поставить OKR. Например:

  • меня приглашают записать подкаст, но я не хочу сейчас тратить на это время, потому что не даст прогресса ни по одной из метрик

  • у меня был творческий порыв сделать OKR_game, но имея цель в подписчиках, я не забывал, что хочу растить канал, поэтому предлагаю участникам игры подписаться на канал. Это дает плоды — через OKR_game пришло 28 человек

Измеримость – потом к каждой цели я написал ключевые результаты, которы помогают оценивать прогресс. И для себя в этом выделяю два плюса

  1. я заранее поставил несколько метрик, отражающих развитие. Я вижу, что они растут, а значит вижу объектиыный результат того, что делаю. Часто люди ставят одну метрику — деньги и очень огорчаются, что она не растет уже в день постановки

  2. после каждого действия я смотрю на метрику и фиксирую в голове, от чего метрики растут и это действие повторяю, а от чего метрики на месте — это больше не повторяю. Звучит слишком просто, но в жизни, чем проще, тем лучше

Мониторинги — все, что описано выше не будет работать, если забывать об этом в потоке операционных задач. Поэтому раз в неделю нужно вынырнуть, чтобы подвести итоги и проложить путь дальше. Я каждое воскресенье сажусь наедине с мыслями и резюмирую весь опыт за неделю

Итого 

OKR — это простой инструмент, который идеально подходит как огромным компаниям, так и микро предприятиям на одного-двух человек

Кстати, прикол в том, что эффект от внедрения OKR в маленькой компании будет виден гораздо сильнее за счет простоты пробовать разные решения на пути к конкретной цели. Весь полученный в ходе экспериментов на канале опыт я несу в свои и соседние команды в Тинькофф, которые уже делают серьезный продукт. Особенно это касается регулярных мониторингов — чем больше я вижу пользы от них на канале, тем активнее внедряю этот подход на работе

Еще больше про опыт внедрения OKR в Тинькофф и развитие фреймворка в телеграм канале OKR_Stoyanov

Комментарии (4)


  1. Gradiens
    18.04.2023 10:41

    А поясните, как результат "делать 3 поста" говорит о том, что вы достигли цели "получать удовольствие от процесса, чтобы не забить"?

    Ну или ответы на комменты хейтеров.. как они коррелируют с удовольствием от процесса?

    Да и цель "получать чтобы не забить" тоже выглядит странно. Причинно-следственные связи внутри цели, это так можно?


    1. OKRStoyanov Автор
      18.04.2023 10:41

      Привет, спасибо за вопрос. Когда я ставил эту цель, то именно так видел измеримые критерии. Что самое крутое — я в итоге на забил и продолжил вести канал.
      Цели не идеальные, но лучше, чем никакие.

      По ходу работы над этими целями и рефлексировал и довольно быстро понял, что они не идеальные, поэтому на следующий квартал поставил новые цели, их можно посмотреть тут - https://t.me/okr_stoyanov/83

      Также по ходу погружения в тему целеполагания, я понимаю, что нет плавильных и неправильных целей, всегда важен контекст и ощущения человека/команды, которая эти цели ставит


  1. SRichard
    18.04.2023 10:41

    Ваши Квартальные цели в Objective 1 - как то не похожи на OKR.


    1. OKRStoyanov Автор
      18.04.2023 10:41

      Выше уже написал, что не существует правильных и неправильный целей. Важен контекст и ощущения.
      А еще важно, что я в итоге не забил на канал и он активно развивается!