Представьте ситуацию — ты молодой стартапер. Выбрал целевую аудиторию, выявил боли, определили MPV и даже собрал команду. Цель одна — запустить MVP как можно быстрее и надеяться, что твой продукт будет востребован.

Нужно ли на этом этапе тратить время и формулировать цели? Подойдут ли OKR для этого?

В этой статье расскажу про личный опыт провала двух стартапов и опишу, как бы ставил цели, чтобы увеличить шансы на успех, опираясь на опыт постановки целей по OKR в 20+ командах

Почему-то мне очень важна тема моря и рыб, поэтому MVP ассоциируется у меня с маленькой рыбкой, которая может вырасти в мощного кита  
Почему-то мне очень важна тема моря и рыб, поэтому MVP ассоциируется у меня с маленькой рыбкой, которая может вырасти в мощного кита  

Эта статья от двух авторов — за стартаперский опыт и подачу отвечает Павел Стоянов, продакт из Тинькофф. За умные мысли и экспертизу по OKR отвечает Артур Нек из компании Neogenda

Первый стартап — торговый робот 

В далеком 2015 году мы с друзьями разрабатывали торгового робота для высокочастотной торговли на московской бирже. Мы написали отличную оболочку и даже смогли сертифицировать прямой доступ к бирже, но самое главное у нас не получилось — мы не смогли долго сохранять мотивацию, чтобы добиться результата.

Я не буду бить в грудь и говорить, если бы цели мы тогда поставили OKR, то все бы получилось. Но, опираясь на текущий опыт работы, я понимаю, что повысить шансы на успех мы могли, поставив хорошие цели.

OKR — это фреймворк работы с целями из google. Чтобы вы могли прочувствовать силу OKR, я сделал небольшую игру в ТГ — @okr_game_bot

Ошибка 1 — мотивация быстро уходит 

На старте у всех горели глаза — чтобы скорее выпустить торгового робота, мы собирались после работы и по воскресеньям. Цель мы не формулировали, но, кажется, что цель у всех была одна — как можно скорее заработать деньги. Конечно, сразу мы ничего не заработали, а даже начали понемногу проигрывать. Сейчас я понимаю, что это нормально, но тогда для меня это было полное разочарование и мой энтузиазм начал угасать.

Если бы цель стояла более комплексная, а не только деньги, то наша команда прожила бы дольше и вероятность успеха была бы выше. Например, можно было поставить такую цель в формате OKR:

???? Цель (Objective) : Запустить MVP торгового робота

Ключевые результаты (Key Results): 

  1. сделать первую автоматическую транзакцию

  2. разработать и автоматизировать один алгоритм

  3. сделать первую прибыльную транзакцию

Такую цель мы бы точно достигли и смогли бы отпраздновать успех — это укрепило бы команду и в мозгу отложилось как первая победа. Такие победы важны для сохранения мотивации на долгом пути.

Ошибка 2 — без синхронизации и фокуса команда — не команда 

Нас было четверо, у каждого своя роль — разработчик, финансист, MLщик и я — всех собрал и немного кодил. Каждый делал то, что ему больше нравилось.

  • Разработчик написал сложную систему с интерфейсами, где можно было удобно загружать новые алгоритмы для тестов. Он даже умудрился сертифицировать робота на московской бирже и получить прямой доступ

  • Финансист проработал с 20+ торговых алгоритмов и протестировал их на ретро данных в Excel

  • MLщик написал нейронку с потрясающим ярко-зеленым интерфейсом и сложными настройками. Мы в итоге даже не успели ее интегрировать в сам робот, только проверили на ретро данных

  • Я всех собирал, работал над алгоритмами и немного писал код для автоматизации расчетов

Мы пилим торгового робота на квартире в Измайлово. Весь в черном - это я 
Мы пилим торгового робота на квартире в Измайлово. Весь в черном - это я 

У каждого был фокус на своем куске и каждый хотел приделать побольше красивых бантиков. Мы по-разному представляли итоговый результат и, кажется, у нашей команды не было синергии в том, что мы делаем. В итоге мы шли медленно и хаотично.

Например, после запуска MVP нам было важно выстроить процесс тестирования гипотез, а не упарываться в дизайн или придумывать 20 новых алгоритмов. Мы бы могли поставить так называемые исследовательские OKR, выглядеть они могут примерно так:

????Цель (Objective): Научиться тестировать гипотезы

Ключевые результаты (Key Results): 

  1. придумать 5 разнообразных алгоритмов

  2. протестировать 5 алгоритмов на бою

  3. описать проблемы, которые нам нужно решить на следующем шаге

Позже я понял, что хорошая цель позволяет сформировать в головах членов команды образ результата, к которому хотите придти. Это позволит выкинуть всю ненужную работу, которая не ведет к результату и сфокусировать всех на главном. На стадии запуска MVP не так важно, как продукт будет работать внутри — все равно переделывать. Главное — какую базовую функцию он сможет выполнить.

Второй стартап — онлайн школа рисования 

В 2021 году я продолжил свои попытки завоевать мир и принести людям добро. В этот раз я создавал детскую художественную онлайн школу.

Началось с того, что я помогал знакомым выстроить процесс привлечения детей в детскую оффлайн школу искусств. В нескольких звонках услышал, что родители спрашивал и про онлайн формат. У меня загорелись глаза сделать онлайн курсы рисования, ковид еще был актуален. Я посмотрел уроки по рисованию в других школах, они были не идеальны с точки зрения подачи — плохой свет, странный звук и монтаж не цеплял. Я решил исправить все это в своих видео-уроках. В итоге я нанял оператора, художников, арендовал свет. Мы отсняли и смонтировали несколько месяцев обучения.

Хорошая картинка, звук и монтаж, но клиентам это не нужно 
Хорошая картинка, звук и монтаж, но клиентам это не нужно 

Ошибка номер 3 — оторванность от рынка 

На этапе продажи готовых курсов столкнулся с проблемой, что кроме меня качество картинки никто не оценил и продажи были минимальны. Позже выяснилось, что родители хотят отдать детей в художественную школу, чтобы перестать считать себя плохими родителями. Типа ребенок без дела, значит не развивается. На качества картинки, звука и монтажа им было на столько наплевать, вы даже не представляете. Проблема была в том, что я закрывал свою хотелку, а не проблемы клиентов.

Вывод — стартапу важно как можно быстрее начать взаимодействовать с клиентом, чтобы получить обратную связь и скорректировать планы. Для этого в следующий раз буду использовать примерно такие исследовательские цели:

????Цель (Objective): проверить спрос на онлайн школу рисования

Ключевые результаты (Key Results): 

  1. провести 20 пользовательских интервью

  2. получить 200 регистраций на сайте

  3. собрать 50 предзаказов на наш продукт

  4. собрать 30 000 донейшеном на продутк (предварительная продажа лучший критерий спроса)

  5. Понять, на чем зарабатываю и как продают 5 конкурентов

Когда вы поставите подобные цели, вам сразу придет в голову, что запуститься можно и без продукта, не потратив на него ни денег, ни времени. Также вы поймете, что нужно клиентам и обрежете MVP до минимума, но это уже больше про пользовательские исследования.

Стояли бы у меня такие цели, я бы в первую очередь пошел в исследования. Скорее всего это разрушило бы мою мечту сделать супер качественные видео, зато приблизило к востребованному продукту.

В итоге школа не полетела, я забил, а некоторые готовые видео просто выложил в публичный доступ на youtube

Еще парочка идей 

  • Если размер команды позволяет, то никто не запрещает ставить цели на разработку и исследовательские цели в один промежуток времени. Но, пожалуйста, сохраняйте фокус. Чем меньше целей, тем выше вероятность их достижения.

  • Я не призываю ставить цели именно по OKR, но я призываю всем задуматься о целеполагании, чтобы быстрее добиться результата и не распыляться на неважные вещи


Пока писал статью, нарыл на зарубежных площадках примеры ключевых результатов на стадии MVP. Может вам будет полезно:

  1. собрать 1000 предзаказов на наш продукт

  2. 10 000 прочтений статей про будущий продукт — в идеале начать подогревать аудиторию заранее

  3. Вовлечь 5 инфлюенсеров, чтобы рассказывали про продукт

  4. Собрать email c 1000 потенциальных клиентов

  5. получить 10 клиентов, прошедших первый уровень игры

  6. приложение выдерживает нагрузку 50 клиентов

  7. получить 20 отзывов о приложении

  8. Собрать обратную связь по приложению с 20 пользователей

  9. Вовлечь 20 бета-пользователей

Если вы сейчас работает над новым продуктом, то откликаются ли вам цели, приведенные в этой статье?


Если описанный опыт был полезен, то буду благодарен за лайк или коммент. А также приглашаю свой тг-канал про OKR — @OKR_Stoyanov и тг-канал Артура про мероприятия в мире OKR — @Neogenda

Комментарии (4)


  1. sdy
    25.04.2023 06:02

    50 предзаказов и 30к донатов? Столько много донатов и всего лишь 50 предзаказов, я правильно понял? Такое впечатление, что бизнес чисто на донатах организован


    1. OKRStoyanov Автор
      25.04.2023 06:02

      Круто, что обратил внимание.

      Но это всего лишь примеры ключевых результатов, где цифры я взял из головы. Тут важны не цифры, их под конкретный кейс не сложно прикинуть. Тут важен смысл


      1. sdy
        25.04.2023 06:02

        Ну да, вот предположим есть у меня на руках железка, которую надо продавать, а денег нет. Ну т.е. чтобы продать надо деньги, а деньги будут когда продашь. В итоге остается либо продать разработку, либо найти донатеров, либо организовать предпродажи.

        Вот чисто три опции. Что выбрать в итоге?


  1. MikhailZakharov
    25.04.2023 06:02
    +1

    Наоборот, трудно представить работу без целей. Если вы стартап, который ищет инвестиции, то вам надо эти цели описать перед каждым раундом. Если идете классическим путем - кредит в банке, то нужен бизнес-план, а это тоже цели.

    Остается вариант, когда вы сами себя финансируете на всем пути. Примеряйте поочередно роли на себя и инвестора и стартапера. Можно нанять опытного менеджера.

    (стоит добавить, что статья хорошо описывает на простых примерах; это большой плюс)