Поставили цели → ничего не делали → огорчились, что цели не работают. Вы удивитесь, но подобная ситуация происходит в большинстве команд, которые только начинают осознанно работать с целеполаганием. В статье расскажу 3 причины, почему цели не работают, и дам короткую инструкцию, как это исправить.

Меня зовут Павел Стоянов, я продакт в Тинькофф Бизнес и амбассадор фреймворка OKR. Я всегда начинаю работу с цифр и целей. По ходу работы встретил много ошибок целеполагания, которые не дают командам начать жить по целям, а демотивируют команду и тратят время. Эту статью пишу по мотивам стрима “Цели не дают рост”.

Ниже описаны очевидные вещи, но почему-то именно они чаще всего и всплывают:

1 - цели слишком общие и не дают понимания команде, что делать

Вы удивитесь, но на этапе постановки целей самая частая проблема – это некорректная цель.

Чаща всего в качестве цели ставится что-то типа “Увеличить прибыль в 2 раза” или “Раскачать привлечение новых клиентов до 200 в месяц”. И да, формально – это цель.

Но такие цели универсальные и могут быть применены к любой компании. Они не учитывают контекст и не дают понимания, за счёт чего именно будет тот самый рост. А в том, что рост нужен, ни у кого сомнения обычно нет.

Для объединения команды и работы в правильном направлении, важно на этапе постановки обсуждать именно рычаги роста, а не хотелки. Например, сотрудники договорятся, что рост выручки получится достигнуть через запуск нового продукта или создания нового процесса работы с клиентами. Это и нужно ставить в цель.

При этом идеи по росту не обязательно должен выдавать сам руководитель. Задача лидера организовать процесс, в котором команда сама определит рычаги роста.

Для работы с целями я использую фреймворк OKR (objectives & key results). В простой игре за 10 минут OKR_Game???? можете на простом примере понять, как работают OKR и почему это круто!

2 - рабочие процессы не привязаны к целям

Ещё бывает такое: “Поставили цели, но ничего не двигается”

Обычно это происходит из-за того, что после постановки целей в компании никто не уделяет должного внимания двум вещам:

  1. Составление дорожной карты инициатив. В том же запуске нового продукта участвует несколько отделов — от маркетинга до разработки. Если не обсудить примерный план, кто и что делает, то вероятность достижения уменьшается почти до нуля.

  2. Освобождение людей от текущих процессов. Никакая дорожная карта не поможет, если люди зашиваются в текущих процессах. Поэтому всегда спрашивайте, есть ли у людей время на новые цели. Если нет, то нужно сначала договориться об изменении текущих процессов и определить, от чего мы отказываемся. Иногда выбирают промежуточную цель, которая поможет людям разгрузиться. Например, автоматизация процессов.

Мем отлично описывает проблему, когда появились новые цели, а рутина и старые процессы ещё не поменялись. Как результат целеполагание не переходит в целедостижение.

3 - никто ничего не делает для достижения цели

Но даже если цель конкретная и понятная, а дорожная карта нарисована, то вас поджидает ещё одна проблема — сотрудники не отслеживают прогресса по цели или делают это не системно. В итоге про цель все забывают и возвращаются к старым процессам.

Также частая ошибка отслеживать прогресс по целям всего раз в квартал или даже раз в год. Так тоже не работает, потому что фокус команда потеряет уже через 2–4 недели.

Вот хорошая аналогия — если вы едете из Берлина в Париж на машине, то как часто вы будете смотреть на карту? Уж точно не только в конце пути

Смотреть на цели нужно, чтобы:

  • понимать, есть ли прогресс или нет

  • выделять проекты, которые дали большой прогресс по цели и масштабировать их

  • отсекать лишние инициативы, которые команда так и хочет впихнуть в себя

Что делать:

  1. Запланируйте регулярные (лучше раз в две недели) встречи, где будете обсуждать прогресс по целям.

  2. На таких встречах не просто обсуждайте, а принимайте решения — что-то перестать делать, что-то начать.

  3. Раз в несколько месяцев проводите ретроспективу и спрашивайте у сотрудников их мнение по процессу — постоянно улучшайте процесс.

Резюмируя, хочется сказать, что целеполагание — это гораздо больше, чем спустить ваши хотелки на сотрудников. При этом кропотливая работа с целями и забота об их выполнении окупается сполна.

Комментарии (5)


  1. Yuri_nedre
    06.09.2023 05:49
    +13

    "почему цели не работают" - после такого хочется закрывать статью.
    Новомодные менеджеры уверены, что до появления всех этих аджайлов, окр'ов и прочих модных штук не было вообще ничего. Пустота, хаос, а огонь добывали трением. При этом все проекты разбивались еще на дискавери фазе, все компании только теряли убытки и никто ничего не достигал...


    1. OKRStoyanov Автор
      06.09.2023 05:49

      Спасибо, что не закрыли

      Это как с законами физики — они работали всегда. Но после того, как они были описаны, человечеству стало проще приручать физические явления.

      Не буду спорить с тем, что вы, скорее всего, в своей работе использовали все эти практики нативно. Но с формализацией подходов, людям становится проще — надо меньше наступать на грабли. Особенно это касается молодых ребят.


      1. zatim
        06.09.2023 05:49
        +4

        Мне кажется, комментатор выше имел ввиду неправильное использование слов в заголовке, режущее глаз. Цели не могут работать. Цель можно достигнуть или не достигнуть. Правильнее сформулировать так: "почему цели не достигаются." Или "почему методы по достижению цели не работают"


  1. aleks-th
    06.09.2023 05:49
    +6

    Цели не могут работать , это не их предназначение.

    Работают или не работают - люди.


  1. CrazyElf
    06.09.2023 05:49

    Краткое резюме: ставьте правильные цели, а неправильные не ставьте. Профит.