AdBlock, AdBlock Plus, AdGuard и другие браузерные расширения, позволяющие блокировать рекламу на любых веб-страницах, влияют на ландшафт медиа, чьим основным источником заработка по-прежнему остаётся продажа рекламы. YouTube, который в категорию «медиа» попадает с большой натяжкой, так же испытывает на себе серьёзное влияние блокировщиков рекламы.

На «Мегамозге» мы много внимания уделяем этой тематике, так как игнорировать её становится всё сложнее.

Для того, чтобы ориентироваться не только на ту информацию, что приходит к нам с Запада: из Германии, где проходила судебная тяжба между компанией Eeyo (разработчик AdBlock Plus) и издательством Axel Springer (обе организации с немецкой «пропиской»), или из США – с основного и самого крупного медиа-рынка, где так же начинают появляться аналогичные разработки, мы решили поинтересоваться у людей, делающих медиа на русском языке, что они думают относительно всё увеличивающейся доли пользователей, блокирующих рекламу на их страницах.

Вопросы, с которыми мы обратились к главным редакторам популярных изданий, следующие:
  1. Пользуетесь ли вы лично AdBlock/AdBlock Plus или подобными расширениями для браузеров (блокировщиками рекламы)?
  2. Как руководитель медиа-проекта, что вы думаете о росте популярности блокировщиков рекламы?
  3. Можете ли вы назвать процент собственной аудитории, использующей подобные расширения на ваших страницах?
  4. Боретесь ли вы каким-то образом с AdBlock/AdBlock Plus и подобными расширениями?
  5. Присоединились бы вы к бойкоту блокировщиков рекламы, если бы он проводился несколькими крупными медиа-проектами совместно?
Ответы на вопросы представлены в той же последовательности.



Денис Крючков, издатель проектов компании «ТМ»:
  1. Пользуюсь, но исключительно в профессиональных целях. Смотрю, как и что блокируется на разных сайтах.
  2. Учитывая, какую репутацию создавала себе интернет-реклама все последние годы, да что там годы — с момента появления интернета, рост популярности блокировщиков интернет-рекламы был неизбежен. Если смотреть на ситуацию глазами пользователя, смотреть и читать сайты без рекламы гораздо приятнее, чем с ней. Это очевидно. И никого в общем-то не волнует, что для нынешних издателей реклама — это единственная модель заработка. По крайней мере в России. Отсюда и нужно отталкиваться. Процесс неизбежный, издателям нужно подстраиваться под новую действительность. К сожалению, рост популярности подобного софта будет только продолжаться.
  3. 3 и 4 вопросы: В пик у нас было примерно 43% пользователей с установленным блокировщиком рекламы. Сейчас — около 30%. Существенно снизить долю удалось за счет обращения к установившим этот софт пользователям и разъяснением, что реклама, как бы к ней ни стоило относиться, помогает развиваться.
  4. Сложный и деликатный вопрос. Который с каждым месяцем становится все более актуальным для издателей. Надо смотреть, что будет дальше.



Илья Красильщик, издатель «Медузы»:
  1. Нет. Я занимаюсь рекламой, странно ее блокировать, можно так пропустить какие-то интересные идеи.
  2. Это абсолютно понятный процесс — людям надоели баннеры. С баннерами вообще все не слава богу, и не только из-за AdBlock — те, кто блокировщиками не пользуются, часто баннеры просто не замечают.
  3. Не считали, но, думаю, процентов 20.
  4. Нет. Когда-нибудь повесим просьбу аккуратную поставить Медузу в исключения, но для нас это не приоритет — большинство рекламы на Медузе — нативная, а ее AdBlock не берет.
  5. Мне кажется, есть более важные вещи для объединения. Кроме того, что значит бойкот? Не давать читателям читать издание? Я против.
image

Дмитрий Навоша, генеральный директор издания Sports.ru:
  1. Нет. Для тестирования ставил пару раз, чтобы убедиться в тех или иных проблемах пользователей – например, когда блокировщики обрезали тизер матч-центра на главной странице Sports.ru, реагируя на слово teaser.
  2. Это, конечно, большая проблема для независимых медиа и сервисов. Крупным, “экосистемным” игрокам вроде Яндекса, Facebook или Google она угрожает меньше – и потому, что маржинальность у них куда выше, потеря пятой части выручки может не иметь драматических последствий. И потому, что им проще договориться с блокировщиками рекламы или заплатить им, чтобы те считали их рекламу допустимой. И потому, что они, в конце концов, владея экосистемой, могут так или иначе блокировщикам противостоять. «Отдельно стоящим» проектам, в общем, эта тенденция угрожает сильнее, с другой стороны, аудитория у них зачастую лояльнее. Поэтому мы в своих попытках решения проблемы обращались именно к этой лояльности.
  3. Этот процент достигал 20%.
  4. Попробовали выводить специальное пояснение для таких пользователей о том, что наши сайты и приложения окупаются только рекламой, ведь денег с пользователей мы не берем. И попросили их внести нас в исключения своей баннерорезки. В принципе, сработало – почти половина отключили.
  5. Честно говоря, не совсем представляю себе механику такого бойкота. Но коммуникацию с пользователями на тему «не будет рекламы – не будет сайта и приложений», думаю, продолжим. Кроме того, для тех, кто по отношению к рекламе настроен совсем ортодоксально, в приложениях создаем альтернативу – платную подписку, подписчикам мы рекламу не показываем. В Андроид-приложении Sports.ru она уже реализована, в iOS будет со дня на день – новый апп уже на модерации.


Юрий Синодов, издатель Roem:
  1. Нет, не пользуюсь — та или иная рекламная кампания может навести на вполне себе отраслевую новость. Для журналиста резать рекламу непрофессионально.
  2. Данные о росте аудитории эдблокеров и влиянии не очень убедительны, в частности, непонятно, каков процент такой аудитории, это раз. Непонятно влияние этой аудитории на рекламный рынок, это два. В-третьих, выбитые шантажом из рекламных систем деньги всё равно оставляют рекламу в браузере пользователя, просто она, волшебным образом, становится «этичной». При таких граничных условиях вал статей в прессе о страшной угрозе от блокировщиков выглядит скорее как попытка эдблокеров получить побольше PR и, соответственно, денег от всех игроков рынка. На PR денег у них достаточно, работают они грамотно — даже в России наняли PR-агентство и прошлись по СМИ.
  3. Если наш читатель не хочет видеть рекламу — ну он не дурак, он сам принял такое решение. Квалификация у наших читателей высокая, бороться с ними не хочется.
  4. В бойкотах тоже не видим смысла.


Николай Белоусов, создатель и бывший главный редактор Cossa:
  1. Нет. Он стал съедать слишком много оперативной памяти и вызывать торможение работы компьютера.
  2. Это нормально. Нужно придумывать новые модели монетизации.
  3. Затрудняюсь ответить.
  4. Нет.
  5. Нет, не вижу в этом необходимости.


Алексей Амётов, сооснователь и издатель медиа-проектов холдинга Look At Me:
  1. Тестировал, но не пользуюсь так как мне важно смотреть что происходит с медийной рекламой в интернете + я считаю не совсем этичным делать так когда ты работаешь в медиа
  2. Я думаю, что рост популярности блокировщиков это ответ на агрессивную и некачественную рекламу, на фулскрины и на прероллы. Пользователи устали от всего этого и ищут возможность избавиться от этого мусора.
  3. По нашим оценкам 15-20% нашей месячной аудитории используют Adblock.
  4. Мы показываем пользователям с блокировщиками рекламы сообщения с просьбой включить наши сайты в список исключений, так как реклама помогает нам зарабатывать деньги которые нужны для работы проектов. Примерно треть пользователей прислушались к нашей просьбе.
  5. Проблема не в медиа-проектах. Да мы страдаем, но это не наша война. Проблема в говно-сайтах с всплывающими окнами, дорвеях и в Youtube с его длинными преролами.



Константин Панфилов, главный редактор VC.ru (бывший «Цукерберг Позвонит»):
  1. Нет. Потому что, во-первых, мне интересно, как развивается рекламный рынок, во-вторых, не хочется оставлять коллег без их честной копейки, в-третьих блокировщики рекламы порой режут заодно какие-нибудь полезные скрипты или верстку.
  2. Пока они не блокируют нативную рекламу и спецпроекты, бояться особо нечего.
  3. Когда мы проводили опрос участников рынка, выяснили, что этот показатель обычно колеблется от 10% до 20%. У нас примерно так же.
  4. В прошлом году вешали специальные баннеры, призывающие отключить AdBlock, после стали окрашивать сайт в чёрно-белый для тех, у кого включена баннерорезка.
  5. Наша задача заключается в том, чтобы сделать рекламу (раз уж мы используем этот способ монетизации) приятной и полезной (и для нас, и для пользователя, и для рекламодателя). Об этом можно забыть, если мы будем бессмысленно проливать кровь.


Никита Лихачёв, главный редактор TJournal:
  1. Лично я блокировщиками не пользуюсь никакими: как и многие медийщики, я постоянно оцениваю, кто какие форматы использует. Ладно, я просто люблю, когда мне показывают много, много, много рекламы, которую нельзя закрыть.
  2. Блокировщики рекламы возникли не искусственно: люди уже поняли, что пользы от медийной рекламы не получают, а рекламные агентства всё ещё хотят ехать на старых форматах. Все потихоньку переходят на нативную рекламу, но пока в неё мало кто умеет. Это хорошо, это правильно, так и надо делать. Надеюсь, Apple с их блокировщиками контента (как они ловко увернулись от настоящей натуры сервиса, да?) сделает революцию.
  3. Данные об использовании блокировщиков мы не замеряли очень давно. Грубо можно предположить, что их 20-25%.
  4. На TJ мы с блокировщиками не боремся. На vc.ru (мы с ними, считай, одна большая команда) такая практика есть: при включённом AdBlock сайт отображается чёрно-белым. Это снизило количество пользователей с блокировщиками с 20% до 5%.
  5. Я бы к бойкоту блокировщиков не присоединялся. Во-первых, это ничего не даст: нельзя стоять на пути прогресса. Во-вторых, есть пользователи, которые используют блокировщики для борьбы с засильем рекламы — так пусть используют. Но если пользователь конкретно нас блокирует, то, вероятно, есть моральное право блокировать его в ответ — так или иначе.

Инструкция по проверке доли пользователей с блокировщиком рекламы на вашем веб-сайте


  • Важно определить, какую функцию баннерообменной платформы блокирует AdBlock при загрузке вашей страницы на клиенте;
  • В случае платформы AdRiver (для примера) AdBlock Plus вырезает функцию function adriver(ph, prm, defer);
  • Далее, нужно установить пользовательский «Dimension» («Пользовательские параметры») в Google Analytics например так:
    var adblock_on = (typeof adriver == 'undefined') ? 'yes' : 'no';
    ga('set', 'dimension1', adblock_on);
    
  • Готово! Теперь в большинстве отчётов Google Analytics вы можете фильтровать результат по данному пользовательскому параметру.

Комментарии (17)


  1. inoks
    13.11.2015 19:21
    +2

    >Инструкция по проверке доли пользователей
    Этого не достаточно, т.к. нужно еще как минимум:
    — Добавить это Custom Dimension в GA
    — вставить это перед отправкой pageview (или отправить его вместе с новым event-om)


    1. mtp
      15.11.2015 15:35
      +1

      Круто. А можно для не настолько просветленных готовый кусок кода скомпоновать?


      1. inoks
        19.11.2015 13:15

        Для использования при инициализации GA, перед отправкой события Просмотр страницы:

        <script>
          (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){
          (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o),
          m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m)
          })(window,document,'script','//www.google-analytics.com/analytics.js','ga');
        
          ga('create', 'YOUR-GA-UA-ID', 'auto');
          // START of 'Set your custom dimension'
          var adblock_on = (typeof adriver == 'undefined') ? 'yes' : 'no';
          ga('set', 'dimension1', adblock_on);  
          // END of 'Set your custom dimension'
          ga('send', 'pageview');
        </script>
        


        Для вставки в произвольном месте внутри вашего JS кода:
        // Somewere inside your js code
        var adblock_on = (typeof adriver == 'undefined') ? 'yes' : 'no';
        ga('send', 'event', 'Adblock detection', adblock_on, {'dimension1': adblock_on});
        


        т.е. смысл в том, что вам нужно помимо установки значения еще и передать его на сервер гугл аналитики.


  1. Vorchun
    13.11.2015 19:44
    +2

    У нас региональные СМИ выживают за счет баннеров. С десяток на одной странице минимум. Заказчики хотят баннер. СМИ проще их продать, чем искать и придумывать варианты.

    И ноги растут, мне кажется, именно с регионов. На крупных СМИ и прочих площадках давно уже органично 1-3 баннера + онтекст + платные статьи. Причем последнее время эти статьи все полезнее для потребителя, что не может не радовать


    1. madfly
      13.11.2015 20:36
      +4

      Вот только даже крупные СМИ никак не хотят понять, что анимированные баннеры — абсолютное зло. Один анимированный баннер хуже пяти статичных, потому что его трудно игнорировать… Поэтому AdBlock (плюс Element Hiding Helper для самых упорных), Flashblock и Toggle Animated GIFs. Иначе все мигает как новогодняя елка.


      1. alaev
        15.11.2015 09:02
        +1

        В силу природной лени, даже не пытался разбираться с какими либо блокировщиками рекламы.
        Первый камень в огород кинул гугль со своим ютубом. Я конечно понимаю про «Сервис должен приносить прибыль», но когда мне стали попадаться блоки рекламы которые не пропускаются через 5 секунд просмотра, это стало уже перебором.
        Дальше очень популярные всплывающие банеры, переход по первому клику в любом месте страницы, и тому подобная ересь.

        В какой то момент надоело, поставил АД блок.
        Первую неделю было лиричное настроение, и на очередном сайте, с такой же слезливой надписью как на хабре, добавил сайт в исключения, и тут же на весь экран вылез банер, закрывший доступ к контенту. Теперь никаких исключений.

        В блокировщиках рекламы виноваты сами рекламщики, в какой то момент они перешли границу терпения пользователей, даже таких мега ленивых как я.

        P.S. Хабра в исключениях, просто очень умилила эта надпись попрошайка, особенно на фоне платных аккаунтов с коротых пишут рекламные статьи. На мой взгляд, самая толковая реклама — написать хорошую интересную статью.


  1. drcolombo
    13.11.2015 20:05
    +5

    Не знаю, как насчет российских медиа… Хотя, к примеру, на одноклассниках способ подачи рекламы просто убийственный. Что, кстати, не касается, к примеру, немецких, бельгийских или швейцарских медиа. Сам работаю в немецкой медиакомпании и да, пользуюсь AdBlock. Что интересно, при включении немецких фильтров сайты не сильно изменяются. Имею в виду, что банеры здесь не настолько навязчивы, как в российских медиа. Кстати, недавно проводили исследование — лишь 20% пользователей имеют AdBlock в Германии.
    Что, собственно я хочу сказать… Не надо быть настолько навязчивым и будет вам счастье :)


  1. ZoomLS
    14.11.2015 06:05
    +5

    Сейчас можно комфортно чувствовать себя в сети, только со связкой расширений, которые будут блокировать всю эту ересь. Начиная от рекламы, заканчивая метриками. Хотя, реклама — тоже зачастую сборщик личных данных. Об этом почему-то постоянно забывают в таких статьях. Якобы блокируется только реклама, на деле — блокируется и реклама, и возможность утечки личных данных.


  1. mezastel
    14.11.2015 13:31
    +5

    Пользуюсь AdBlock сам, а также если вижу у знакомого человека рекламу — немедленно ставлю им AdBlock тоже. В случае когда речь идет про smart TV, айпады и прочее, лезу в настройки роутера и баню основных поставщиков рекламы там.


  1. DimaX
    14.11.2015 15:41
    +2

    Может кому интересно будет, я в апреле этого года замерял процент посетителей с Adblock'ами на 2 своих сайтах: первый сайт ориентирован на абсолютно среднестатистических интернет-пользователей (условно говоря “статейник”), а второй сфокусирован на вебмастеров, результат такой получился (% посетителей с каким-то либо Adblock'ом):

    Обычный “cтатейник”: 10.76%
    Вебмастерский сервис: 33.1%


    1. dom1n1k
      14.11.2015 18:52
      +1

      Странно, я бы ожидал 20-30 и 50-70% соответственно.


      1. drcolombo
        19.11.2015 13:17

        На днях нескольким знакомым «чинил» компы (ну это они так называют), вынося всякие адвари и прочие твари… Все они пользуются либо IE, либо кромешным ужасом от mail.ru (браузер кажется Amigo называется). Разумеется ни о каких адблоках они никогда ничего не слышали. Посмотрел специально, как они вообще по интернетам лазают… мама, роди меня обратно… увидели банер с чем-то прикольным для них — клик, потом еще на сайте, куда он ведет, клик, потом еще и еще… В результате все начинает моргать, сверкать и пукать, прям как у биржевого трейдера. Молча поставил всем хром, в него адблок, вынес поделки от mail.ru, удалил ярлыки на IE, чтоб не повадно было.
        А Вы говорите о 20-30%…


  1. sorcerer
    19.11.2015 16:25

    Дорогая редакция,

    поясните пожалуйста, зачем показывается плашка с просьбой не использовать АдБлок тем пользователям, которые не используют блокировщики? Тем более с формулировкой: «Я вижу как ты мастурб используешь AdBlock»?

    На рабочем компьютере в браузере IE11 без любых расширений (политика компании требует) увидел эту плашку и чрезвычайно удивился.

    Даже подумал, было, что вы за мной следите, потому как на домашних компьютерах в части браузеров стоит ublock и до недавнего времени имелся черный список в маршрутизаторе! Но потом заметил, что я был не в логине, и отмел вариант со слежкой!

    По сути вопроса:

    Реклама в медиапроектах и в интернете вцелом мне не нравится потому что:

    1. Ее неправильно предлагают.
    Почти везде она безобразна, не вписывается в общий дизайн сайта (да, вся реклама от баннерных сетей — высер говна). И от нее нельзя отказаться — если бы больше медиапроектов предлагали подписку, то баннеры, как явление, давно бы канули в лету.

    Более того, если ресурс можно поддерживать за счет вменяемой цены подписки, то люди, которым необходима информация с ресурса всегда решат его поддержать. Я уверен, что, к примеру, когда ТМ введет общую подписку на свои проекты, то через месяц смогут предаваться любимому времяпрепровождению Скруджа МакДака.

    2. К рекламе не относятся как к средству зарабатывания денег.
    Большинство медиапроектов считает, что зарабатывает деньги своим контентом, но при этом не относится к рекламе как к (своему) контенту. Умные люди, в том числе те, которые процитированы в ОП, переходят на нативную рекламу.

    Если бы баннеры не резали глаза многим людям, то люди бы не резали баннеры блокировщиками. Если реклама не выделяется из общего стиля сайта и его контента, то это хорошая реклама.

    3. Производители рекламы за нами следят.
    Безусловно, сбор информации о клиенте повышает конверсию и позволяет апселлить и кросселить по его нуждам. Но так уж выходит, что при том что информация хочет быть свободной, она хочет быть дорогой. Информация — это товар. А информация обо мне — это мой товар. Это, опять же, вопрос opt-out'a. Ну или возможности получить компенсацию за собранную обо мне информацию.

    В сервисах Google, к примеру, есть возможность отказаться от (видимого) сбора информации.

    В связи с вышеизложенным, товарищи медиапроекты, It's not me — it's YOU. Если вы найдете другой способ монетизации или сделаете чтобы реклама у Вас не была высером говна, то Ваша прибыль от этого точно не уменьшится.

    Ну, и, к заключению, скажу что винить конкретно AdBlock, AdBlockPlus и uBlock — глупо. Люди, которые категорически не переваривают рекламу в интернете, режут ее на уровне маршрутизатора.

    P.S. Извините за многобуков — имею принципиальную позицию.


    1. Shapelez
      19.11.2015 16:37

      По-поводу плашки о просьбе завайтлистить наши ресурсы – все-таки тем, у кого нет блокировщиков рекламы, она не показывается. У меня таких расширений нет – плашки не видно. Видимо, где-то у вас всё-таки что-то пытается подрезать, иначе объявление бы вам не показывалось.


      1. sorcerer
        19.11.2015 16:48

        На мегамозге баннера не видно, но на других сайтах реклама все так же «радует».

        Возможно системные администраторы предприятия читают ресурсы ТМ и им чем-то неугодили местные баннеры.

        Открыл этот сайт с устройства не подключенного к корпоративной сети. Баннер есть, плашки нет.


  1. Sliver
    19.11.2015 16:59

    Да ладно, есть в adblock и для рекламщиков польза!

    Например, я вообще ни разу в жизни сознательно не кликал на баннеры. Разве что, случайно.
    Это значит, что установленный у меня AdBlock повышает CTR и конверсию ;)
    Ведь кликать (или, не дай бог, конвертироваться) я бы всё равно никогда не стал, значит мне можно ничего и не показывать.
    Сплошная польза!


  1. xmoonlight
    19.11.2015 18:37

    Есть интересный вариант: сделать на сайте, который НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ на баннерной рекламе, JS-скрипт на проверку баннерорезки и, если её нет, выдавать линк где скачать и как установить.
    В этом случае, аналитики компании Датабанк прогнозируют повышение уровня качества существующих интернет-сервисов и как следствие, значительное падение конкуренции в рамках однотипных и не интересных аудитории сервисов по всему интернету.