На «Мегамозге» мы много внимания уделяем этой тематике, так как игнорировать её становится всё сложнее.
Для того, чтобы ориентироваться не только на ту информацию, что приходит к нам с Запада: из Германии, где проходила судебная тяжба между компанией Eeyo (разработчик AdBlock Plus) и издательством Axel Springer (обе организации с немецкой «пропиской»), или из США – с основного и самого крупного медиа-рынка, где так же начинают появляться аналогичные разработки, мы решили поинтересоваться у людей, делающих медиа на русском языке, что они думают относительно всё увеличивающейся доли пользователей, блокирующих рекламу на их страницах.
Вопросы, с которыми мы обратились к главным редакторам популярных изданий, следующие:
Ответы на вопросы представлены в той же последовательности.
- Пользуетесь ли вы лично AdBlock/AdBlock Plus или подобными расширениями для браузеров (блокировщиками рекламы)?
- Как руководитель медиа-проекта, что вы думаете о росте популярности блокировщиков рекламы?
- Можете ли вы назвать процент собственной аудитории, использующей подобные расширения на ваших страницах?
- Боретесь ли вы каким-то образом с AdBlock/AdBlock Plus и подобными расширениями?
- Присоединились бы вы к бойкоту блокировщиков рекламы, если бы он проводился несколькими крупными медиа-проектами совместно?
Денис Крючков, издатель проектов компании «ТМ»:
- Пользуюсь, но исключительно в профессиональных целях. Смотрю, как и что блокируется на разных сайтах.
- Учитывая, какую репутацию создавала себе интернет-реклама все последние годы, да что там годы — с момента появления интернета, рост популярности блокировщиков интернет-рекламы был неизбежен. Если смотреть на ситуацию глазами пользователя, смотреть и читать сайты без рекламы гораздо приятнее, чем с ней. Это очевидно. И никого в общем-то не волнует, что для нынешних издателей реклама — это единственная модель заработка. По крайней мере в России. Отсюда и нужно отталкиваться. Процесс неизбежный, издателям нужно подстраиваться под новую действительность. К сожалению, рост популярности подобного софта будет только продолжаться.
- 3 и 4 вопросы: В пик у нас было примерно 43% пользователей с установленным блокировщиком рекламы. Сейчас — около 30%. Существенно снизить долю удалось за счет обращения к установившим этот софт пользователям и разъяснением, что реклама, как бы к ней ни стоило относиться, помогает развиваться.
- Сложный и деликатный вопрос. Который с каждым месяцем становится все более актуальным для издателей. Надо смотреть, что будет дальше.
Илья Красильщик, издатель «Медузы»:
- Нет. Я занимаюсь рекламой, странно ее блокировать, можно так пропустить какие-то интересные идеи.
- Это абсолютно понятный процесс — людям надоели баннеры. С баннерами вообще все не слава богу, и не только из-за AdBlock — те, кто блокировщиками не пользуются, часто баннеры просто не замечают.
- Не считали, но, думаю, процентов 20.
- Нет. Когда-нибудь повесим просьбу аккуратную поставить Медузу в исключения, но для нас это не приоритет — большинство рекламы на Медузе — нативная, а ее AdBlock не берет.
- Мне кажется, есть более важные вещи для объединения. Кроме того, что значит бойкот? Не давать читателям читать издание? Я против.
Дмитрий Навоша, генеральный директор издания Sports.ru:
- Нет. Для тестирования ставил пару раз, чтобы убедиться в тех или иных проблемах пользователей – например, когда блокировщики обрезали тизер матч-центра на главной странице Sports.ru, реагируя на слово teaser.
- Это, конечно, большая проблема для независимых медиа и сервисов. Крупным, “экосистемным” игрокам вроде Яндекса, Facebook или Google она угрожает меньше – и потому, что маржинальность у них куда выше, потеря пятой части выручки может не иметь драматических последствий. И потому, что им проще договориться с блокировщиками рекламы или заплатить им, чтобы те считали их рекламу допустимой. И потому, что они, в конце концов, владея экосистемой, могут так или иначе блокировщикам противостоять. «Отдельно стоящим» проектам, в общем, эта тенденция угрожает сильнее, с другой стороны, аудитория у них зачастую лояльнее. Поэтому мы в своих попытках решения проблемы обращались именно к этой лояльности.
- Этот процент достигал 20%.
- Попробовали выводить специальное пояснение для таких пользователей о том, что наши сайты и приложения окупаются только рекламой, ведь денег с пользователей мы не берем. И попросили их внести нас в исключения своей баннерорезки. В принципе, сработало – почти половина отключили.
- Честно говоря, не совсем представляю себе механику такого бойкота. Но коммуникацию с пользователями на тему «не будет рекламы – не будет сайта и приложений», думаю, продолжим. Кроме того, для тех, кто по отношению к рекламе настроен совсем ортодоксально, в приложениях создаем альтернативу – платную подписку, подписчикам мы рекламу не показываем. В Андроид-приложении Sports.ru она уже реализована, в iOS будет со дня на день – новый апп уже на модерации.
Юрий Синодов, издатель Roem:
- Нет, не пользуюсь — та или иная рекламная кампания может навести на вполне себе отраслевую новость. Для журналиста резать рекламу непрофессионально.
- Данные о росте аудитории эдблокеров и влиянии не очень убедительны, в частности, непонятно, каков процент такой аудитории, это раз. Непонятно влияние этой аудитории на рекламный рынок, это два. В-третьих, выбитые шантажом из рекламных систем деньги всё равно оставляют рекламу в браузере пользователя, просто она, волшебным образом, становится «этичной». При таких граничных условиях вал статей в прессе о страшной угрозе от блокировщиков выглядит скорее как попытка эдблокеров получить побольше PR и, соответственно, денег от всех игроков рынка. На PR денег у них достаточно, работают они грамотно — даже в России наняли PR-агентство и прошлись по СМИ.
- Если наш читатель не хочет видеть рекламу — ну он не дурак, он сам принял такое решение. Квалификация у наших читателей высокая, бороться с ними не хочется.
- В бойкотах тоже не видим смысла.
Николай Белоусов, создатель и бывший главный редактор Cossa:
- Нет. Он стал съедать слишком много оперативной памяти и вызывать торможение работы компьютера.
- Это нормально. Нужно придумывать новые модели монетизации.
- Затрудняюсь ответить.
- Нет.
- Нет, не вижу в этом необходимости.
Алексей Амётов, сооснователь и издатель медиа-проектов холдинга Look At Me:
- Тестировал, но не пользуюсь так как мне важно смотреть что происходит с медийной рекламой в интернете + я считаю не совсем этичным делать так когда ты работаешь в медиа
- Я думаю, что рост популярности блокировщиков это ответ на агрессивную и некачественную рекламу, на фулскрины и на прероллы. Пользователи устали от всего этого и ищут возможность избавиться от этого мусора.
- По нашим оценкам 15-20% нашей месячной аудитории используют Adblock.
- Мы показываем пользователям с блокировщиками рекламы сообщения с просьбой включить наши сайты в список исключений, так как реклама помогает нам зарабатывать деньги которые нужны для работы проектов. Примерно треть пользователей прислушались к нашей просьбе.
- Проблема не в медиа-проектах. Да мы страдаем, но это не наша война. Проблема в говно-сайтах с всплывающими окнами, дорвеях и в Youtube с его длинными преролами.
Константин Панфилов, главный редактор VC.ru (бывший «Цукерберг Позвонит»):
- Нет. Потому что, во-первых, мне интересно, как развивается рекламный рынок, во-вторых, не хочется оставлять коллег без их честной копейки, в-третьих блокировщики рекламы порой режут заодно какие-нибудь полезные скрипты или верстку.
- Пока они не блокируют нативную рекламу и спецпроекты, бояться особо нечего.
- Когда мы проводили опрос участников рынка, выяснили, что этот показатель обычно колеблется от 10% до 20%. У нас примерно так же.
- В прошлом году вешали специальные баннеры, призывающие отключить AdBlock, после стали окрашивать сайт в чёрно-белый для тех, у кого включена баннерорезка.
- Наша задача заключается в том, чтобы сделать рекламу (раз уж мы используем этот способ монетизации) приятной и полезной (и для нас, и для пользователя, и для рекламодателя). Об этом можно забыть, если мы будем бессмысленно проливать кровь.
Никита Лихачёв, главный редактор TJournal:
- Лично я блокировщиками не пользуюсь никакими: как и многие медийщики, я постоянно оцениваю, кто какие форматы использует. Ладно, я просто люблю, когда мне показывают много, много, много рекламы, которую нельзя закрыть.
- Блокировщики рекламы возникли не искусственно: люди уже поняли, что пользы от медийной рекламы не получают, а рекламные агентства всё ещё хотят ехать на старых форматах. Все потихоньку переходят на нативную рекламу, но пока в неё мало кто умеет. Это хорошо, это правильно, так и надо делать. Надеюсь, Apple с их блокировщиками контента (как они ловко увернулись от настоящей натуры сервиса, да?) сделает революцию.
- Данные об использовании блокировщиков мы не замеряли очень давно. Грубо можно предположить, что их 20-25%.
- На TJ мы с блокировщиками не боремся. На vc.ru (мы с ними, считай, одна большая команда) такая практика есть: при включённом AdBlock сайт отображается чёрно-белым. Это снизило количество пользователей с блокировщиками с 20% до 5%.
- Я бы к бойкоту блокировщиков не присоединялся. Во-первых, это ничего не даст: нельзя стоять на пути прогресса. Во-вторых, есть пользователи, которые используют блокировщики для борьбы с засильем рекламы — так пусть используют. Но если пользователь конкретно нас блокирует, то, вероятно, есть моральное право блокировать его в ответ — так или иначе.
Инструкция по проверке доли пользователей с блокировщиком рекламы на вашем веб-сайте
- Важно определить, какую функцию баннерообменной платформы блокирует AdBlock при загрузке вашей страницы на клиенте;
- В случае платформы AdRiver (для примера) AdBlock Plus вырезает функцию
function adriver(ph, prm, defer)
; - Далее, нужно установить пользовательский «Dimension» («Пользовательские параметры») в Google Analytics например так:
var adblock_on = (typeof adriver == 'undefined') ? 'yes' : 'no'; ga('set', 'dimension1', adblock_on);
- Готово! Теперь в большинстве отчётов Google Analytics вы можете фильтровать результат по данному пользовательскому параметру.
Комментарии (17)
Vorchun
13.11.2015 19:44+2У нас региональные СМИ выживают за счет баннеров. С десяток на одной странице минимум. Заказчики хотят баннер. СМИ проще их продать, чем искать и придумывать варианты.
И ноги растут, мне кажется, именно с регионов. На крупных СМИ и прочих площадках давно уже органично 1-3 баннера + онтекст + платные статьи. Причем последнее время эти статьи все полезнее для потребителя, что не может не радоватьmadfly
13.11.2015 20:36+4Вот только даже крупные СМИ никак не хотят понять, что анимированные баннеры — абсолютное зло. Один анимированный баннер хуже пяти статичных, потому что его трудно игнорировать… Поэтому AdBlock (плюс Element Hiding Helper для самых упорных), Flashblock и Toggle Animated GIFs. Иначе все мигает как новогодняя елка.
alaev
15.11.2015 09:02+1В силу природной лени, даже не пытался разбираться с какими либо блокировщиками рекламы.
Первый камень в огород кинул гугль со своим ютубом. Я конечно понимаю про «Сервис должен приносить прибыль», но когда мне стали попадаться блоки рекламы которые не пропускаются через 5 секунд просмотра, это стало уже перебором.
Дальше очень популярные всплывающие банеры, переход по первому клику в любом месте страницы, и тому подобная ересь.
В какой то момент надоело, поставил АД блок.
Первую неделю было лиричное настроение, и на очередном сайте, с такой же слезливой надписью как на хабре, добавил сайт в исключения, и тут же на весь экран вылез банер, закрывший доступ к контенту. Теперь никаких исключений.
В блокировщиках рекламы виноваты сами рекламщики, в какой то момент они перешли границу терпения пользователей, даже таких мега ленивых как я.
P.S. Хабра в исключениях, просто очень умилила эта надпись попрошайка, особенно на фоне платных аккаунтов с коротых пишут рекламные статьи. На мой взгляд, самая толковая реклама — написать хорошую интересную статью.
drcolombo
13.11.2015 20:05+5Не знаю, как насчет российских медиа… Хотя, к примеру, на одноклассниках способ подачи рекламы просто убийственный. Что, кстати, не касается, к примеру, немецких, бельгийских или швейцарских медиа. Сам работаю в немецкой медиакомпании и да, пользуюсь AdBlock. Что интересно, при включении немецких фильтров сайты не сильно изменяются. Имею в виду, что банеры здесь не настолько навязчивы, как в российских медиа. Кстати, недавно проводили исследование — лишь 20% пользователей имеют AdBlock в Германии.
Что, собственно я хочу сказать… Не надо быть настолько навязчивым и будет вам счастье :)
ZoomLS
14.11.2015 06:05+5Сейчас можно комфортно чувствовать себя в сети, только со связкой расширений, которые будут блокировать всю эту ересь. Начиная от рекламы, заканчивая метриками. Хотя, реклама — тоже зачастую сборщик личных данных. Об этом почему-то постоянно забывают в таких статьях. Якобы блокируется только реклама, на деле — блокируется и реклама, и возможность утечки личных данных.
mezastel
14.11.2015 13:31+5Пользуюсь AdBlock сам, а также если вижу у знакомого человека рекламу — немедленно ставлю им AdBlock тоже. В случае когда речь идет про smart TV, айпады и прочее, лезу в настройки роутера и баню основных поставщиков рекламы там.
DimaX
14.11.2015 15:41+2Может кому интересно будет, я в апреле этого года замерял процент посетителей с Adblock'ами на 2 своих сайтах: первый сайт ориентирован на абсолютно среднестатистических интернет-пользователей (условно говоря “статейник”), а второй сфокусирован на вебмастеров, результат такой получился (% посетителей с каким-то либо Adblock'ом):
Обычный “cтатейник”: 10.76%
Вебмастерский сервис: 33.1%dom1n1k
14.11.2015 18:52+1Странно, я бы ожидал 20-30 и 50-70% соответственно.
drcolombo
19.11.2015 13:17На днях нескольким знакомым «чинил» компы (ну это они так называют), вынося всякие адвари и прочие твари… Все они пользуются либо IE, либо кромешным ужасом от mail.ru (браузер кажется Amigo называется). Разумеется ни о каких адблоках они никогда ничего не слышали. Посмотрел специально, как они вообще по интернетам лазают…
мама, роди меня обратно… увидели банер с чем-то прикольным для них — клик, потом еще на сайте, куда он ведет, клик, потом еще и еще… В результате все начинает моргать, сверкатьи пукать, прям как у биржевого трейдера. Молча поставил всем хром, в него адблок, вынес поделки от mail.ru, удалил ярлыки на IE, чтоб не повадно было.
А Вы говорите о 20-30%…
sorcerer
19.11.2015 16:25Дорогая редакция,
поясните пожалуйста, зачем показывается плашка с просьбой не использовать АдБлок тем пользователям, которые не используют блокировщики? Тем более с формулировкой: «Я вижу как тымастурбиспользуешь AdBlock»?
На рабочем компьютере в браузере IE11 без любых расширений (политика компании требует) увидел эту плашку и чрезвычайно удивился.
Даже подумал, было, что вы за мной следите, потому как на домашних компьютерах в части браузеров стоит ublock и до недавнего времени имелся черный список в маршрутизаторе! Но потом заметил, что я был не в логине, и отмел вариант со слежкой!
По сути вопроса:
Реклама в медиапроектах и в интернете вцелом мне не нравится потому что:
1. Ее неправильно предлагают.
Почти везде она безобразна, не вписывается в общий дизайн сайта (да, вся реклама от баннерных сетей — высер говна). И от нее нельзя отказаться — если бы больше медиапроектов предлагали подписку, то баннеры, как явление, давно бы канули в лету.
Более того, если ресурс можно поддерживать за счет вменяемой цены подписки, то люди, которым необходима информация с ресурса всегда решат его поддержать. Я уверен, что, к примеру, когда ТМ введет общую подписку на свои проекты, то через месяц смогут предаваться любимому времяпрепровождению Скруджа МакДака.
2. К рекламе не относятся как к средству зарабатывания денег.
Большинство медиапроектов считает, что зарабатывает деньги своим контентом, но при этом не относится к рекламе как к (своему) контенту. Умные люди, в том числе те, которые процитированы в ОП, переходят на нативную рекламу.
Если бы баннеры не резали глаза многим людям, то люди бы не резали баннеры блокировщиками. Если реклама не выделяется из общего стиля сайта и его контента, то это хорошая реклама.
3. Производители рекламы за нами следят.
Безусловно, сбор информации о клиенте повышает конверсию и позволяет апселлить и кросселить по его нуждам. Но так уж выходит, что при том что информация хочет быть свободной, она хочет быть дорогой. Информация — это товар. А информация обо мне — это мой товар. Это, опять же, вопрос opt-out'a. Ну или возможности получить компенсацию за собранную обо мне информацию.
В сервисах Google, к примеру, есть возможность отказаться от (видимого) сбора информации.
В связи с вышеизложенным, товарищи медиапроекты, It's not me — it's YOU. Если вы найдете другой способ монетизации или сделаете чтобы реклама у Вас не была высером говна, то Ваша прибыль от этого точно не уменьшится.
Ну, и, к заключению, скажу что винить конкретно AdBlock, AdBlockPlus и uBlock — глупо. Люди, которые категорически не переваривают рекламу в интернете, режут ее на уровне маршрутизатора.
P.S. Извините за многобуков — имею принципиальную позицию.Shapelez
19.11.2015 16:37По-поводу плашки о просьбе завайтлистить наши ресурсы – все-таки тем, у кого нет блокировщиков рекламы, она не показывается. У меня таких расширений нет – плашки не видно. Видимо, где-то у вас всё-таки что-то пытается подрезать, иначе объявление бы вам не показывалось.
sorcerer
19.11.2015 16:48На мегамозге баннера не видно, но на других сайтах реклама все так же «радует».
Возможно системные администраторы предприятия читают ресурсы ТМ и им чем-то неугодили местные баннеры.
Открыл этот сайт с устройства не подключенного к корпоративной сети. Баннер есть, плашки нет.
Sliver
19.11.2015 16:59Да ладно, есть в adblock и для рекламщиков польза!
Например, я вообще ни разу в жизни сознательно не кликал на баннеры. Разве что, случайно.
Это значит, что установленный у меня AdBlock повышает CTR и конверсию ;)
Ведь кликать (или, не дай бог, конвертироваться) я бы всё равно никогда не стал, значит мне можно ничего и не показывать.
Сплошная польза!
xmoonlight
19.11.2015 18:37Есть интересный вариант: сделать на сайте, который НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ на баннерной рекламе, JS-скрипт на проверку баннерорезки и, если её нет, выдавать линк где скачать и как установить.
В этом случае, аналитики компании Датабанк прогнозируют повышение уровня качества существующих интернет-сервисов и как следствие, значительное падение конкуренции в рамках однотипных и не интересных аудитории сервисов по всему интернету.
inoks
>Инструкция по проверке доли пользователей
Этого не достаточно, т.к. нужно еще как минимум:
— Добавить это Custom Dimension в GA
— вставить это перед отправкой pageview (или отправить его вместе с новым event-om)
mtp
Круто. А можно для не настолько просветленных готовый кусок кода скомпоновать?
inoks
Для использования при инициализации GA, перед отправкой события Просмотр страницы:
Для вставки в произвольном месте внутри вашего JS кода:
т.е. смысл в том, что вам нужно помимо установки значения еще и передать его на сервер гугл аналитики.