Конечно, hr-менеджер профессия полезная и очень, очень нужная. Эйчар может выбрать место для корпоратива, вести график отпусков и заказать отличную сувенирку. Но вот стоит ли доверять найм квал. сотрудников эйчару?

Я прошел 300 собеседований на маркетолога, получил 30 офферов и вот что понял:


Как эйчар испортит текст вакансии?

Вакансия это тоже что рекламное объявление. На него смотрят 5 секунд интерес появляется или нет.

Единственная маркетинговая цель вакансии — продать соискателю идею работать в вашей компании. И вот почему ваша вакансия не продает:

1. Непопулярное название

Эйчар выбирает неочевидное название и соискатели не находят поиском такие вакансии. Так как в тексте нет ключевых слов.

Чаще ищут "маркетолог"
Чаще ищут "маркетолог"

2. Вилка ЗП не указана

ЗП при этом может быть вполне конкурентной.

Как-то в крупную компанию эйчары искали перфоманса. ЗП 120к. Вакансию назвали “менеджер по маркетингу”, ЗП не указали. За 2 месяца не смогли набрать даже просмотров, не то что откликов. В итоге хантить наняли агентство.

3. Водянистое описание

“Динамично развивающаяся компания” и "дружная команда" не дает никакой информации о компании. При этом в таких вакансия совершенно не ясно, а что компания продает или производит.

1 672 вакансии где нужны горящие глаза
1 672 вакансии где нужны горящие глаза

4. Обязательное сопроводительное

Эйчары просят пройти тест на внимательность.

“Если вы внимательный человек, напишите кодовое слово "дурачок". Так мы поймем, что вы действительно внимательный дурачок.

Может такой подход годится для найма секретарей и бухгалтеров. Но для маркетологов вряд ли первостепенно. А без сопроводительного такая вакансия не отправляется.

5. «НЕ УДАЛЕННАЯ РОБОТА» в тексте

Можно не ставить галку «удаленная работа», можно вписать преимущества работы в офисе. ОРАТЬ недружелюбно.

А если из 50 откликов только трое соглашаются в офис, возможно, большинство хороших кандидатов ищет удаленку и лучше договориться с ними, чем получить слабых сотрудников.

Вывод: отдайте вакансию маркетологу. Он соберет фактуру и вакансия будет продавать должность. Задача получить наилучший CTR и использовать ключевые слова. Заодно проверите, понимает ли маркетолог что это значит, а то возможно его тоже нанял эйчар.


Эйчар отбирает резюме в гугл-форме

Когда кандидат откликается, ему сразу приходит приглашение заполнить гугл‑док. Такая форма сразу обещает сожрать минут 30 у соискателя. Вопросы в ней банальные:

— На какую ЗП рассчитываете?

— С какими бюджетами работали?

— Приведите цифры самого успешного кейса?

И так далее

Кандидат чувствует неуважение к его времени. Ведь в хорошем резюме это уже написано. Но эйчар хочет упростить себе работу и говорит, что “все равно очередь”. Хорошие кандидаты проходят мимо, поэтому эйчар собирает отклики выпускников онлайн-школ. А дальше “маркетологов много, но все плохие”.

Я не видел гугл-форм, которые действительно бы внятно отбирали. Сам составлял для помощника маркетолога воронку в котором сразу проверялись навыки. Я подобрал 3 практических задачки в сумме на 30 минут. Об этом можно почитать тут: Как бизнесу нанимать?

Чтобы гугл-форма стала осмысленной, вопросы составляет тот, кто нанимает. А отобрать и разослать фильтром на хх.ру можно за 10 минут. Или делегировать эту часть помощнику.


Эйчар отбирает резюме вручную

Обычно если вакансий не очень плохая — набегает много специалистов с курсов. Это создает иллюзию большого спроса, которого не останется, если отбирать по таким критериям:

  • достижения указаны в цифрах

  • умеет руками делать каналы, которые у вас уже работают

  • работал с похожей нишей

Фильтрами хедхантера отобрать такое не получится: просто нет таких фильтров, а по ключам найдутся не все резюме.

Когда критерии отбора сформированы, просмотреть может секретарь или личный помощник. Это дешевле, чем работа эйчара.


Эйчар собеседует

— расскажите про предыдущий опыт?

— а почему уходите?

— зп через год и планы на 3?

— чем гордитесь и за что стыдно?

— опишите идеального руководителя?

Час шаблонных вопросов

Занимают много времени, дают мало информации о том, решает ли кандидат задачи вашего бизнеса.

Как-то собеседовался на вакансию B2B-маркетолога. Эйчар спросил мой гороскоп. Львы им подходили.

Итого: твердые навыки мы проверим коротким тестовым. Опыт и результаты увидем в хорошем резюме. На собеседовании осталось понять нужна ли человеку эта работа, а эйчар еще оценит насколько он приятен ему. Кстати, умный и талантливый сотрудник часто задает вопросы и ведет себя не самым удобным способом. Тогда как приятны эйчару могут быть самые лояльные и удобные кандидаты, которые наиболее лояльны и удобны в силу своей бесполезности.

Вопросы про опыт и ожидание зп важны, но эйчар задает их так что никто не хочет рассказывать это честно.

Сотрудника может мотивировать

1) деньги, 2) уникальный опыт, 3) доп. плюшки: льготной ипотеке в IT, удаленке, ДМС, английский, психолог.

Осталось выяснить что мотивирует конкретного сотрудника.


Эйчар тестирует

Тесты эйчаров похожи на бесполезное высшее образование. Если там нужно было высидеть на парах и спихнуть сессию, то тут получай 100 вопросов «хотели бы вы убить человека?» и «а точно никаких людей не ненавидите?». И к сотому вопросу вы уже ненавидите…

Психологические тесты от эйчара — это уровень тестов в интернете «какой ты котик?». Вряд ли работодатель узнает о вас больше. Такой тест показывает, что здесь не ценят время кандидата и отбирают по бредовым критериям.

Главная инфа которую дает такой тест: сотрудник готов ради этой работы ответить на 200 однотипных вопросов.

Отдельный котел в аду — тесты на IQ. Это интересная развлекаловка, вот только она не имеет никакого отношения к работе. Можно использовать, если есть задача взять человека с логикой. Если вам больше никаких навыков от него не надо. А иначе вы исчерпали время на тесты с этим кандидатом. Вряд ли он ценит вас настолько, чтобы решить еще какие‑то осмысленные задачи.

Дурацкие тесты отпугнут адекватных востребованных кандидатов. А вот отчаявшиеся могут попытаться тут протиснуться.


Выводы

Попытка отпугнуть не на финальном этапе — ошибка. Тут как в маркетинге: вначале нужно продать ценность, только потом назвать цену. Эту базовую формулу продаж очень важно использовать, и кто это умеет получает лучших соискателей. Цена в нашем случае — это тот компромисс на который должен пойти классный сотрудник.

Как‑то при устройстве на работу эйчар сказала, что в компании еженедельное планирование, нет ежедневных созвонов. Я это специально уточнял, потому что бесили бессмысленные планерки каждый день на предыдущей работе.

По факту оказалось, что ежедневные созвоны есть. Я оказался перед выбором: уйти или остаться, потому что задачи интересные и руководство ценит работу. Я уже принял оффер, мне было сложно отказаться. Прочитай я в вакансии «ежедневные созвоны», я бы не откликнулся. А так я проработал в компании и принес ей результаты.

P.S Есть место где эйчары действительно полезны. Это IT рекрутинг. Там за senior программистами надо хорошо так побегать, чтобы заполучить их в компанию.

Буду рад вашим примерам или защите эйчаров в комментариях )

Больше про поиск работы и маркетинг в ТГ канале: https://t.me/+vK5GKyEeX5dkMGMy

Еще почитать:

Как я получил 30 удаленных работ?

Как бизнесу нанимать?

Комментарии (2)


  1. csharpreader
    18.05.2023 08:21
    +3

    стоит ли доверять найм квал. сотрудников эйчару

    После трёхсот собеседований стоит различать эйчара и рекрутера.


    1. rumin_v_rabote Автор
      18.05.2023 08:21
      -1

      Если мы не берем очень крупные компании, то должность может называться как угодно. В статье речь про эйчаров, которые занимаются в том числе рекрутингом.