Собрали готовый чек-лист для разработчиков и веб-студий. Проанализировали лучшие статьи за год по разработке приложений на habr и vc.ru. А потом собрали вопросы, по которым эти статьи написаны.
![Программист ищет заказчика с деньгами Программист ищет заказчика с деньгами](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a1b/16c/6d1/a1b16c6d19d8c348c49cf83b28cdbff1.png)
Большая часть клиентов любой разработки – это бизнес. Мотиваций у бизнеса две: либо денег заработать, либо сэкономить. Основываясь на этом тезисе мы разберем, что написать для привлечения бизнеса, когда говорить о своих проектах можно и когда это делать нельзя.
Если есть свои проекты, о которых можно написать
Идеально говорить о своих проектах и на своих примерах. И о том, что интересно слышать заказчику – а именно про деньги заказчика. Можно цифры выводить в заголовок.
Вопросы, которые хочет прочитать заказчик.
Про прибыль:
Как окупается разработка?
Если приложение можно продать — сколько денег?
Если приложение сокращает затраты производства — как это оценить?
Если приложение зарабатывает на подписчиках — сколько вложили, сколько получили?
Если приложение заменяет сайт — как это влияет на продажи?
Если приложение заменяет штатную единицу — сколько человек и как заменяет?
Если приложение увеличивает скорость производства — на сколько увеличивает и каким образом?
![Цифры можно написать в заголовок или в статье, в заголовок лучше. Материалы из скрина: Noom — 11тыс. ????, Loom — 11тыс. ????, купоны — 9,8 тыс. ????. Цифры можно написать в заголовок или в статье, в заголовок лучше. Материалы из скрина: Noom — 11тыс. ????, Loom — 11тыс. ????, купоны — 9,8 тыс. ????.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3bf/e9f/be4/3bfe9fbe4b107e234401add0b5539d23.png)
Сколько приблизительно нужно денег на запуск:
Сколько денег потрачено на техническую работу. На что именно?
На чем можно было бы сэкономить во время разработки?
Сколько потратили на маркетинг?
Какие непредвиденные расходы были?
![Не обязательно расписывать точную экономику. Цель — дать приблизительное понимание, сколько это стоит. Материалы из скрина: приложение стоматологии — 15 тыс. ???? Не обязательно расписывать точную экономику. Цель — дать приблизительное понимание, сколько это стоит. Материалы из скрина: приложение стоматологии — 15 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bb0/806/9b7/bb08069b79c8808444b4b3bae682f6cc.png)
Если приложение неудобное — пользователь уйдет. Для бизнеса это потери. Показываем, что мы не враг, тоже заинтересованы в успехе приложения. Знаем пользователя, умеем закрывать его потребности.
Маркетинг продукта:
Кто пользуется приложением?
В чем особенность психологии аудитории. Как это знание применили?
Какую проблему пользователя решаем?
![Приложение для монтажников — 12 тыс. ???? Приложение для монтажников — 12 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d4f/8da/6c8/d4f8da6c810d0aba7d22b94bf4630a4b.png)
Покажите, что вы знаете конкурентов. И у вас есть преимущества:
В чем отличие вашего приложения от конкурентов? — нестандартный подход.
Например, беговое приложение — обыденность. Приложение для бега с прокачкой своего игрового персонажа — оригинально. Или, конкуренты делают вид, а вы на самом деле решаете проблему. Но, тут нужны доказательства.
![Victa — 12 тыс. ????, таск-киллер — 20 тыс. ???? Victa — 12 тыс. ????, таск-киллер — 20 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a7d/77b/34b/a7d77b34bde2b694e0b0340e02b37bd4.png)
Напишите про фейлы и их решения. Ошибки всем интересны, они не делают вас некомпетентными. Рассказы о трудностях — всегда топ, поэтому набирают охваты. А с ними и заинтересованных.
Фейлы, трудности и решения:
Какие были трудности во время разработки? Как решили?
Какие косяки еще существуют, как планируете решать.
Когда приложением начали пользоваться, дополнялись или убирались какие-то функции?
Если не знаете как решить, попросите совета — вам подскажут.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/263/9b9/24b/2639b924b551fe8aa8952ae641bbbe18.png)
Запуск и продвижение:
Как рекламировали?
Какие стратегии эффективны/неэффективны на рынке?
В каких странах запускались. С какими проблемами столкнулись.
Были ли косяки в маркетинге? Если да, то разбираем по формуле: косяк → как повлиял на бизнес → как исправляли→ итоговый результат
Какие результаты продвижения: сколько пользователей получили? за какой бюджет? сколько платных пользователей? как LTV?
В завершении можно написать рефлексию пройденного пути.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/70e/513/fd3/70e513fd303818e7ce80b771c43851a4.png)
Если кейсов много — надо выбрать тот, где цифры внушительнее. Если информацию по окупаемости получить нельзя, выгода не понятна — нет смысла писать этот кейс. Если результат в том, что теперь люди могут пользоваться… это «ну умер и умер». Выберите другой или исходите из ситуации, что кейсов у вас нет.
Своих проектов нет или их нельзя разглашать
Все еще держим в голове, что пишем для заказчика, а не для коллег. А значит нет смысла писать о тонкостях программирования. Есть смысл писать о том, что заказчик увидит невооруженным взглядом — это дизайн, юзабилити, процесс, отзывы пользователей и конверсии подписок.
Писать можно о своем проекте или анализировать чужое. Мы разделили статьи на типы и выделили их жирным. У каждого типа — своя схема.
Чужой проект: критикуешь — предлагай.
Какую потребность пользователя закрывает приложение?
Проблемы в приложении: интерфейс, работа.
Как влияет эта проблема на поведение пользователя, а значит и бизнес? Сюда можно вставить отзывы с Google Play и AppStore.
Какое решение предлагаешь взамен?
![Приложение "ЖД билеты" — 38 тыс. ????. Приложение берем популярное. Приложение "ЖД билеты" — 38 тыс. ????. Приложение берем популярное.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/65d/247/f67/65d247f67441aec08c0b639fb111ca36.png)
Чужой проект: можно критиковать и не предлагать.
Примеры должны причинять настоящую боль и их должно быть много. Это может быть невозможность отключить рекламные пуши, безосновательное разлогирование и т.п. Цель — развести публику на эмоции.
![445 комментариев под статьей — это очень круто. В среднем на Хабре на залетной статье 100—200 комментариев. Подборка косяков — 35 тыс. ???? 445 комментариев под статьей — это очень круто. В среднем на Хабре на залетной статье 100—200 комментариев. Подборка косяков — 35 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9cb/0d0/110/9cb0d01103345ca886e638342a001eb8.png)
Мануал
Напишите о законах юзабилити, интерфейса и как их применять. В общем или на примере конкретного приложения. Упор — на цифры и психологию.
Почему это важно
Какое правило/закон существует
Как работает
Как применять
![7 законов удачного построения интерфейсов — 9,9 тыс. ???? 7 законов удачного построения интерфейсов — 9,9 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/98d/3eb/760/98d3eb7605cc1f2636f7e0ea3949d107.png)
Анализ — сравнение
Сравниваем конкретные приложения или берем обобщенный продукт в нестандартной для читателя ситуации, например, как устроены сайты в Японии.
![Поиск аналога Visio — 33 тыс. ???? Поиск аналога Visio — 33 тыс. ????](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1f9/d63/288/1f9d6328890f9d4c1940d7abf984c985.png)
Пет-проект
Написать можно о своем личном проекте. Такой делается не для заказчика, а для души — ради творчества и экспериментов.
Предыстория, объяснить, почему взялись за задачу. Описать свои цели.
Планирование разработки — роадмэп
Почему выбрали эту платформу, язык программирования и т.д.
Реализация: что пошло не по плану? в чем были сложности?
Аналитика, как замеряли результаты?
Кто тестировал? Какие изменения вносили по результатам тестов?
Как распространяли? Что получилось?
Достигли своих целей?
Примеры:
Игра с шахматами — 49 тыс. ????. Тут, конечно, всем интересно, что у автора не получилось достигнуть своих целей . Но он подробно рассказал, что за игра и как он ее делал.
Бот для заказа шавермы — 17 тыс. ????. Интересная тема офисных заказов+реализация через тг-бота. Подробно описаны разработка, тестирование, даже график съеденных шавух есть.
К выводам
У меня в подборке совсем не было статей про само программирование: на чем писать, какие библиотеки подключать и т.д. Эти форматы совсем не отвечают цели найти заказчика — такие статьи пишут программисты для программистов. Это не значит, что их не надо писать, просто цели другие.
С точки зрения поиска заказов лучше всего работают выполненные проекты — часто заказчики ищут исполнителей в своей нише. То есть, если вы сделали одно фитнес-приложение и написали об этом — к вам придут за фитнес-приложениями. По крайней мере так это работает в маркетинге.
Титры
Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории.
Подготовка материала и иллюстрации: Эвелина Астапова
Редактура: Анна Тыщенко