Собрали готовый чек-лист для разработчиков и веб-студий. Проанализировали лучшие статьи за год по разработке приложений на habr и vc.ru. А потом собрали вопросы, по которым эти статьи написаны.
Большая часть клиентов любой разработки – это бизнес. Мотиваций у бизнеса две: либо денег заработать, либо сэкономить. Основываясь на этом тезисе мы разберем, что написать для привлечения бизнеса, когда говорить о своих проектах можно и когда это делать нельзя.
Если есть свои проекты, о которых можно написать
Идеально говорить о своих проектах и на своих примерах. И о том, что интересно слышать заказчику – а именно про деньги заказчика. Можно цифры выводить в заголовок.
Вопросы, которые хочет прочитать заказчик.
Про прибыль:
Как окупается разработка?
Если приложение можно продать — сколько денег?
Если приложение сокращает затраты производства — как это оценить?
Если приложение зарабатывает на подписчиках — сколько вложили, сколько получили?
Если приложение заменяет сайт — как это влияет на продажи?
Если приложение заменяет штатную единицу — сколько человек и как заменяет?
Если приложение увеличивает скорость производства — на сколько увеличивает и каким образом?
Сколько приблизительно нужно денег на запуск:
Сколько денег потрачено на техническую работу. На что именно?
На чем можно было бы сэкономить во время разработки?
Сколько потратили на маркетинг?
Какие непредвиденные расходы были?
Если приложение неудобное — пользователь уйдет. Для бизнеса это потери. Показываем, что мы не враг, тоже заинтересованы в успехе приложения. Знаем пользователя, умеем закрывать его потребности.
Маркетинг продукта:
Кто пользуется приложением?
В чем особенность психологии аудитории. Как это знание применили?
Какую проблему пользователя решаем?
Покажите, что вы знаете конкурентов. И у вас есть преимущества:
В чем отличие вашего приложения от конкурентов? — нестандартный подход.
Например, беговое приложение — обыденность. Приложение для бега с прокачкой своего игрового персонажа — оригинально. Или, конкуренты делают вид, а вы на самом деле решаете проблему. Но, тут нужны доказательства.
Напишите про фейлы и их решения. Ошибки всем интересны, они не делают вас некомпетентными. Рассказы о трудностях — всегда топ, поэтому набирают охваты. А с ними и заинтересованных.
Фейлы, трудности и решения:
Какие были трудности во время разработки? Как решили?
Какие косяки еще существуют, как планируете решать.
Когда приложением начали пользоваться, дополнялись или убирались какие-то функции?
Если не знаете как решить, попросите совета — вам подскажут.
Запуск и продвижение:
Как рекламировали?
Какие стратегии эффективны/неэффективны на рынке?
В каких странах запускались. С какими проблемами столкнулись.
Были ли косяки в маркетинге? Если да, то разбираем по формуле: косяк → как повлиял на бизнес → как исправляли→ итоговый результат
Какие результаты продвижения: сколько пользователей получили? за какой бюджет? сколько платных пользователей? как LTV?
В завершении можно написать рефлексию пройденного пути.
Если кейсов много — надо выбрать тот, где цифры внушительнее. Если информацию по окупаемости получить нельзя, выгода не понятна — нет смысла писать этот кейс. Если результат в том, что теперь люди могут пользоваться… это «ну умер и умер». Выберите другой или исходите из ситуации, что кейсов у вас нет.
Своих проектов нет или их нельзя разглашать
Все еще держим в голове, что пишем для заказчика, а не для коллег. А значит нет смысла писать о тонкостях программирования. Есть смысл писать о том, что заказчик увидит невооруженным взглядом — это дизайн, юзабилити, процесс, отзывы пользователей и конверсии подписок.
Писать можно о своем проекте или анализировать чужое. Мы разделили статьи на типы и выделили их жирным. У каждого типа — своя схема.
Чужой проект: критикуешь — предлагай.
Какую потребность пользователя закрывает приложение?
Проблемы в приложении: интерфейс, работа.
Как влияет эта проблема на поведение пользователя, а значит и бизнес? Сюда можно вставить отзывы с Google Play и AppStore.
Какое решение предлагаешь взамен?
Чужой проект: можно критиковать и не предлагать.
Примеры должны причинять настоящую боль и их должно быть много. Это может быть невозможность отключить рекламные пуши, безосновательное разлогирование и т.п. Цель — развести публику на эмоции.
Мануал
Напишите о законах юзабилити, интерфейса и как их применять. В общем или на примере конкретного приложения. Упор — на цифры и психологию.
Почему это важно
Какое правило/закон существует
Как работает
Как применять
Анализ — сравнение
Сравниваем конкретные приложения или берем обобщенный продукт в нестандартной для читателя ситуации, например, как устроены сайты в Японии.
Пет-проект
Написать можно о своем личном проекте. Такой делается не для заказчика, а для души — ради творчества и экспериментов.
Предыстория, объяснить, почему взялись за задачу. Описать свои цели.
Планирование разработки — роадмэп
Почему выбрали эту платформу, язык программирования и т.д.
Реализация: что пошло не по плану? в чем были сложности?
Аналитика, как замеряли результаты?
Кто тестировал? Какие изменения вносили по результатам тестов?
Как распространяли? Что получилось?
Достигли своих целей?
Примеры:
Игра с шахматами — 49 тыс. ????. Тут, конечно, всем интересно, что у автора не получилось достигнуть своих целей . Но он подробно рассказал, что за игра и как он ее делал.
Бот для заказа шавермы — 17 тыс. ????. Интересная тема офисных заказов+реализация через тг-бота. Подробно описаны разработка, тестирование, даже график съеденных шавух есть.
К выводам
У меня в подборке совсем не было статей про само программирование: на чем писать, какие библиотеки подключать и т.д. Эти форматы совсем не отвечают цели найти заказчика — такие статьи пишут программисты для программистов. Это не значит, что их не надо писать, просто цели другие.
С точки зрения поиска заказов лучше всего работают выполненные проекты — часто заказчики ищут исполнителей в своей нише. То есть, если вы сделали одно фитнес-приложение и написали об этом — к вам придут за фитнес-приложениями. По крайней мере так это работает в маркетинге.
Титры
Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории.
Подготовка материала и иллюстрации: Эвелина Астапова
Редактура: Анна Тыщенко