Что это за профессия, кому она подходит, как ей обучиться и найти работу? Разбираемся вместе с экспертом.

Ольга Мазур

Руководитель практики бизнес-анализа в Samokat.tech, автор курса «Бизнес-аналитик» от Яндекс Практикума. Закончила медицинский факультет, но уже больше 5 лет работает в IT

Кто такой (и зачем нужен) бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик — это специалист, который связывает бизнес и IT:

  • Собирает разные точки зрения, исследует боли и потребности пользователей.

  • Вместе с командой решает, как внедрить новые идеи.

  • Структурирует задачи для команды разработчиков и часто работает в паре с системным аналитиком.

  • Влияет на бизнес-процессы в компании.

Иногда к работе бизнес-аналитика добавляют задачи системного аналитика и продакта. Это не значит, что специалисты взаимозаменяемы, но их зоны ответственности могут пересекаться. К тому же некоторые компании надеются закрыть задачи системного и бизнес-аналитика одним специалистом.

С кем работает бизнес-аналитик

Как правило, бизнес-аналитики взаимодействуют с каждым членом команды. Они тесно связаны с продакт-менеджерами и берут их задачи. Так, продакт-менеджер может попросить бизнес-аналитика описать текущий бизнес-процесс от начала и до конца. Например, от желания пользователя заказать домой блюда из ресторана до того момента, когда их привозит курьер из Яндекс Еды. Результатом такой задачи может быть бизнес-процесс, который будет представлен с помощью нотации BPMN.

Также бизнес-аналитик взаимодействует с командой разработки, в том числе по спорным моментам при написании требований. Например, если есть ограничения на пароль пользователя при входе в личный кабинет, важно обсудить их со всей командой, проверить текущую версию, проанализировать риски. В результате требования получатся понятными и достаточными для тестирования.

На этапе тестирования у QA-инженеров могут возникать вопросы: это точно правильно работает? С вопросами они идут к бизнес-аналитику и совместно решают проблему. Если поведение ожидаемое, оставляют как есть, а если нашлась ошибка — правят требования и передают разработчикам на исправление.

По принципу взаимодействия с заказчиком бизнес-аналитиков можно условно разделить на два типа:

  • Бизнес-аналитики в продуктовой компании Могут работать как в отделе бизнеса, так и в IT. Бизнес-аналитика прикрепляют к департаменту или конкретному продукту, чтобы он отлаживал процессы, оценивал эффективность, писал user story и приёмки тестирования.

    Пример задачи: Департамент отвечает за проект «Автоматизация приёма товара на склад». Бизнес-аналитик разберётся, как процесс выглядит сейчас и как его стоит автоматизировать. А затем пропишет, что и как нужно сделать на уровне бизнеса.

  • Бизнес-аналитики в компаниях с внешним заказчиком Эти специалисты чаще работают по проектам. Бизнес-аналитик собирает требования, решает и описывает, как должно быть устроено то, что хочет заказчик. Пример задачи: Заказчик обращается в компанию с запросом: «Хочу ввести технологии Big Data». Бизнес-аналитик изучает, что заказчик подразумевает под Big Data, для чего это ему и т. д. Затем смотрит на текущие процессы с данными и решает, что и как нужно изменить, чтобы выполнить заказ.

Какие навыки и знания нужны бизнес-аналитику

В первую очередь надо знать жизненный цикл программного обеспечения, чтобы понимать, что и зачем делает команда. От этого зависят обязанности бизнес-аналитика на каждом из этапов цикла.

Не менее важен навык выявлять и документировать требования. Именно бизнес-аналитик должен выбрать оптимальные способы выявления и документирования, чтобы команде было удобно с работать с запросами бизнеса.

И третье — понимать методологию ведения процессов и владеть соответствующими инструментами.

При этом нужно мыслить системно и общаться с людьми так, чтобы быстро найти общий язык, выявить их «боли» и сохранить в себе силы на другие задачи.

Если делить знания и навыки на жёсткие и мягкие, то для начинающих бизнес-аналитиков список примерно такой:

Хардскилы

  • Бизнес-процессы: видеть, как процесс устроен сейчас (AS IS) и как он должен быть построен (TO BE), понимать разницу между этими состояниями.

  • Требования: знать, что это такое, какие есть способы их выявления, как превращать требования в документацию.

  • Интервью и общение с бизнесом.

  • Знание нотаций построения бизнес-процессов: BPMN, UML и EPC.

  • Знание методологии ведения проекта: Agile, Waterfall.

  • Владение основами SQL.

  • Работа в Excel: строить сводные таблицы из промежуточных данных, делать выводы.

Софтскилы

  • Системность: уметь структурировать информацию, искать взаимосвязи и видеть цельную картину «по деталям».

  • Общительность и эмпатия к людям. Бизнес-аналитик находится в центре коммуникации. Ему нужно понимать боли и мотивацию заказчика, видеть проблемы с разных сторон.

  • Критическое мышление: приводить аргументы, строить логические цепочки и всё время думать, как сделать лучше.

???? Советы начинающим бизнес-аналитикам, как проводить интервью:

  • Навык интервью не даётся через книги и лекции. Чтобы научиться интервьюировать, надо практиковаться. Сперва можно опираться на скрипты, а с опытом выработаете собственную схему.

  • Иногда респондентов уводит в сторону: они рассказывают то, что вообще не относится к вопросу. Ваша задача — модерировать интервью.

  • На интервью заказчика не стоит спрашивать напрямую: «Что вам нужно?». Ищите косвенные и наводящие вопросы, не бойтесь уточнить что-то дважды.

Какие инструменты используют бизнес-аналитики

В работе бизнес-аналитики используют:

  • Таск-трекеры (Jira, Trello и др.) для управления проектами и отслеживания задач.

  • Электронные таблицы (Excel, Google Sheets) — для работы с данными, построения графиков, создания сводных таблиц и т. д.

  • Системы моделирования (Draw.io, Lucidchart, Visio) — для создания диаграмм бизнес-процессов и другой визуализации.

  • Язык запросов SQL и СУБД — для работы с базами данных и извлечения нужной информации.

  • Вики-системы (Confluence и др.) для документирования проектов, создания спецификаций, баз знаний и других документов.

  • PowerPoint, Google Slides и др. — для создания презентаций и отчётов.

  • Программы прототипирования (Figma, Balsamiq Cloud и др.) — для создания и просмотра пользовательских интерфейсов.

Это общий перечень — то, что требуют работодатели чаще всего. Точный список инструментов зависит от компании, команды и проекта, над которым работает бизнес-аналитик.

Что с карьерными перспективами и зарплатами

С позиции бизнес-аналитика можно расти вертикально junior → middle → senior, постепенно переходя в экспертность или менеджмент. Например, в следующие роли:

  • Бизнес-консультант,

  • Бизнес-архитектор,

  • Лид команды бизнес-аналитиков,

  • Генеральный или технический директор (в некоторых компаниях).

Горизонтально с опытом в IT можно перейти в любую специальность. Ближе всего:

  • Системный аналитик,

  • Продакт-менеджер,

  • Проджект-менеджер.

Но при желании бизнес-аналитик может перейти и в Data Science, и в разработку.

Чтобы начинающему бизнес-аналитику достичь уровней middle и senior, нужно работать с разными заказчиками, успешно преодолевать сложные ситуации и участвовать в разных типах проектов: интеграция, внедрение существующего решения, разработка с нуля и т. д. Также необходимо изучать различные инструменты, техники и нотации. Это поможет не отставать от динамичного мира IT и всегда быть востребованным на рынке.

Если хотите развиваться в одной компании, то даже в её пределах стоит периодически менять проекты. Переход на новый грейд в другую компанию — не всегда удачный шаг, потому что она может отставать от предыдущей с точки зрения технологий и процессов.

Уровень зарплаты зависит от региона: в московских компаниях в среднем выше, чем в региональных. Поэтому при поиске не ограничивайтесь своим городом, если рассматриваете работу удалённо.

Средние зарплаты по России в зависимости от грейда:

  • Стажёры — от 25 000 рублей,

  • Junior — от 50 000 рублей,

  • Middle — от 100 000 рублей,

  • Senior — от 200 000 рублей,

  • Лиды — от 300 000 рублей.

Плюс к зарплате могут дать высшее математическое или IT-образование.

В мае 2023 года на сайте hh.ru находится около 2000 предложений по запросу «бизнес-аналитик» в названии вакансии. Бизнес-аналитиков ищут банки и страховые, биотехнологические и сельхоз-компании, научные институты и промышленный сектор. Большинство вакансий — в Москве и Санкт-Петербурге, но далеко не везде требуют работать из офиса.

Как стать бизнес-аналитиком

Да, можно получить эту профессию в ВУЗе. Как правило, такие студенты идут сначала на стажировку, а потом переходят на неполную занятость по специализации уже на последних курсах институтах. Берут, по моим ощущениям, охотно. Но если вдруг нет высшего образования именно по направлении бизнес-анализа, всегда можно перейти в эту роль из другой и заиспользовать свой опыт. Я, например, по образованию врач и несколько первых лет была бизнес-аналитиком на медицинских проектах, где я легко находила общий язык с врачами, что было очень важно и за что компания меня очень ценила.

Основные пути в профессию бизнес-аналитика:

  • Получить профильное образование в вузе, например, на факультете «Бизнес-информатики». Такие студенты могут начать со стажировки и перейти на неполную занятость по специализации уже на последних курсах университета.

  • Ротироваться из другой профессии через стажировку или смежные проекты. Переходить в бизнес-аналитику проще с опытом в IT-профессии. Но эксперты из других областей тоже востребованы на рынке: врач по образованию может быть незаменимым бизнес-аналитиком на медицинских проектах, а бывший управляющий ресторана — на проектах в сфере HoReCa.

  • Обучиться на онлайн-курсе по бизнес-аналитике. Наиболее универсальный вариант, так как подходит тем, у кого нет опыта и знаний в IT-сфере, и тем, кто не может учиться в вузе, например, по возрасту, здоровью, личным обстоятельствам. Обучение займёт несколько месяцев, а не годы, как в университете.

Самообразование поможет ускорить переход в новую профессию. Что можно делать самому в свободное время и бесплатно:

  • Практиковаться в смежных областях. Например, работать в отделах продаж, маркетинга или технической поддержки.

  • Изучать нотации бизнес-процессов (BPMN).

  • Разбираться в методологиях разработки (Agile, Waterfall).

  • Развивать софтскилы: переговоры, эмпатия, критическое мышление и системность.

  • Искать возможности для получения опыта и полезных знакомств, например участвовать в волонтёрских проектах и конкурсах.

  • Поддерживать связь с другими бизнес-аналитиками и ходить на встречи профессиональных сообществ.

  • Читать книги и смотреть образовательные видео из области ваших профессиональных интересов.

И финальное

Работа бизнес-аналитика подойдёт тем, кто готов совмещать работу с людьми и технологиями, бизнес и разработку, эмпатию и системность. При этом нужно быть готовым, что даже самый общительный человек устаёт от коммуникации и неопределённости в запросах заказчиков.

Бизнес-аналитики живут в режиме нетворкинга — общаются с профессионалам из разных сфер и могут участвовать в проектах по различным направлениям: медицина, перевозки, телекоммуникации и др. Порог входа в профессию достаточно низкий: обучиться бизнес-аналитике можно онлайн за несколько месяцев. А карьерные перспективы позволяют расти как в горизонтальном направлении, так и вверх, в том числе стать бизнес-консультантом или руководителем.

Если вам интересна профессия, попробуйте курс «Бизнес-аналитик» от Практикума. Бесплатная часть позволит ближе познакомиться с рабочими задачами и понять, насколько вам подходит формат обучения.

Комментарии (0)