Что это за профессия, кому она подходит, как ей обучиться и найти работу? Разбираемся вместе с экспертом.
Ольга Мазур
Руководитель практики бизнес-анализа в Samokat.tech, автор курса «Бизнес-аналитик» от Яндекс Практикума. Закончила медицинский факультет, но уже больше 5 лет работает в IT
Кто такой (и зачем нужен) бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик — это специалист, который связывает бизнес и IT:
Собирает разные точки зрения, исследует боли и потребности пользователей.
Вместе с командой решает, как внедрить новые идеи.
Структурирует задачи для команды разработчиков и часто работает в паре с системным аналитиком.
Влияет на бизнес-процессы в компании.
Иногда к работе бизнес-аналитика добавляют задачи системного аналитика и продакта. Это не значит, что специалисты взаимозаменяемы, но их зоны ответственности могут пересекаться. К тому же некоторые компании надеются закрыть задачи системного и бизнес-аналитика одним специалистом.
С кем работает бизнес-аналитик
Как правило, бизнес-аналитики взаимодействуют с каждым членом команды. Они тесно связаны с продакт-менеджерами и берут их задачи. Так, продакт-менеджер может попросить бизнес-аналитика описать текущий бизнес-процесс от начала и до конца. Например, от желания пользователя заказать домой блюда из ресторана до того момента, когда их привозит курьер из Яндекс Еды. Результатом такой задачи может быть бизнес-процесс, который будет представлен с помощью нотации BPMN.
Также бизнес-аналитик взаимодействует с командой разработки, в том числе по спорным моментам при написании требований. Например, если есть ограничения на пароль пользователя при входе в личный кабинет, важно обсудить их со всей командой, проверить текущую версию, проанализировать риски. В результате требования получатся понятными и достаточными для тестирования.
На этапе тестирования у QA-инженеров могут возникать вопросы: это точно правильно работает? С вопросами они идут к бизнес-аналитику и совместно решают проблему. Если поведение ожидаемое, оставляют как есть, а если нашлась ошибка — правят требования и передают разработчикам на исправление.
По принципу взаимодействия с заказчиком бизнес-аналитиков можно условно разделить на два типа:
Бизнес-аналитики в продуктовой компании Могут работать как в отделе бизнеса, так и в IT. Бизнес-аналитика прикрепляют к департаменту или конкретному продукту, чтобы он отлаживал процессы, оценивал эффективность, писал user story и приёмки тестирования.
Пример задачи: Департамент отвечает за проект «Автоматизация приёма товара на склад». Бизнес-аналитик разберётся, как процесс выглядит сейчас и как его стоит автоматизировать. А затем пропишет, что и как нужно сделать на уровне бизнеса.Бизнес-аналитики в компаниях с внешним заказчиком Эти специалисты чаще работают по проектам. Бизнес-аналитик собирает требования, решает и описывает, как должно быть устроено то, что хочет заказчик. Пример задачи: Заказчик обращается в компанию с запросом: «Хочу ввести технологии Big Data». Бизнес-аналитик изучает, что заказчик подразумевает под Big Data, для чего это ему и т. д. Затем смотрит на текущие процессы с данными и решает, что и как нужно изменить, чтобы выполнить заказ.
Какие навыки и знания нужны бизнес-аналитику
В первую очередь надо знать жизненный цикл программного обеспечения, чтобы понимать, что и зачем делает команда. От этого зависят обязанности бизнес-аналитика на каждом из этапов цикла.
Не менее важен навык выявлять и документировать требования. Именно бизнес-аналитик должен выбрать оптимальные способы выявления и документирования, чтобы команде было удобно с работать с запросами бизнеса.
И третье — понимать методологию ведения процессов и владеть соответствующими инструментами.
При этом нужно мыслить системно и общаться с людьми так, чтобы быстро найти общий язык, выявить их «боли» и сохранить в себе силы на другие задачи.
Если делить знания и навыки на жёсткие и мягкие, то для начинающих бизнес-аналитиков список примерно такой:
Хардскилы
Бизнес-процессы: видеть, как процесс устроен сейчас (AS IS) и как он должен быть построен (TO BE), понимать разницу между этими состояниями.
Требования: знать, что это такое, какие есть способы их выявления, как превращать требования в документацию.
Интервью и общение с бизнесом.
Знание нотаций построения бизнес-процессов: BPMN, UML и EPC.
Знание методологии ведения проекта: Agile, Waterfall.
Владение основами SQL.
Работа в Excel: строить сводные таблицы из промежуточных данных, делать выводы.
Софтскилы
Системность: уметь структурировать информацию, искать взаимосвязи и видеть цельную картину «по деталям».
Общительность и эмпатия к людям. Бизнес-аналитик находится в центре коммуникации. Ему нужно понимать боли и мотивацию заказчика, видеть проблемы с разных сторон.
Критическое мышление: приводить аргументы, строить логические цепочки и всё время думать, как сделать лучше.
???? Советы начинающим бизнес-аналитикам, как проводить интервью:
Навык интервью не даётся через книги и лекции. Чтобы научиться интервьюировать, надо практиковаться. Сперва можно опираться на скрипты, а с опытом выработаете собственную схему.
Иногда респондентов уводит в сторону: они рассказывают то, что вообще не относится к вопросу. Ваша задача — модерировать интервью.
На интервью заказчика не стоит спрашивать напрямую: «Что вам нужно?». Ищите косвенные и наводящие вопросы, не бойтесь уточнить что-то дважды.
Какие инструменты используют бизнес-аналитики
В работе бизнес-аналитики используют:
Таск-трекеры (Jira, Trello и др.) — для управления проектами и отслеживания задач.
Электронные таблицы (Excel, Google Sheets) — для работы с данными, построения графиков, создания сводных таблиц и т. д.
Системы моделирования (Draw.io, Lucidchart, Visio) — для создания диаграмм бизнес-процессов и другой визуализации.
Язык запросов SQL и СУБД — для работы с базами данных и извлечения нужной информации.
Вики-системы (Confluence и др.) — для документирования проектов, создания спецификаций, баз знаний и других документов.
PowerPoint, Google Slides и др. — для создания презентаций и отчётов.
Программы прототипирования (Figma, Balsamiq Cloud и др.) — для создания и просмотра пользовательских интерфейсов.
Это общий перечень — то, что требуют работодатели чаще всего. Точный список инструментов зависит от компании, команды и проекта, над которым работает бизнес-аналитик.
Что с карьерными перспективами и зарплатами
С позиции бизнес-аналитика можно расти вертикально junior → middle → senior, постепенно переходя в экспертность или менеджмент. Например, в следующие роли:
Бизнес-консультант,
Бизнес-архитектор,
Лид команды бизнес-аналитиков,
Генеральный или технический директор (в некоторых компаниях).
Горизонтально с опытом в IT можно перейти в любую специальность. Ближе всего:
Системный аналитик,
Продакт-менеджер,
Проджект-менеджер.
Но при желании бизнес-аналитик может перейти и в Data Science, и в разработку.
Чтобы начинающему бизнес-аналитику достичь уровней middle и senior, нужно работать с разными заказчиками, успешно преодолевать сложные ситуации и участвовать в разных типах проектов: интеграция, внедрение существующего решения, разработка с нуля и т. д. Также необходимо изучать различные инструменты, техники и нотации. Это поможет не отставать от динамичного мира IT и всегда быть востребованным на рынке.
Если хотите развиваться в одной компании, то даже в её пределах стоит периодически менять проекты. Переход на новый грейд в другую компанию — не всегда удачный шаг, потому что она может отставать от предыдущей с точки зрения технологий и процессов.
Уровень зарплаты зависит от региона: в московских компаниях в среднем выше, чем в региональных. Поэтому при поиске не ограничивайтесь своим городом, если рассматриваете работу удалённо.
Средние зарплаты по России в зависимости от грейда:
Стажёры — от 25 000 рублей,
Junior — от 50 000 рублей,
Middle — от 100 000 рублей,
Senior — от 200 000 рублей,
Лиды — от 300 000 рублей.
Плюс к зарплате могут дать высшее математическое или IT-образование.
В мае 2023 года на сайте hh.ru находится около 2000 предложений по запросу «бизнес-аналитик» в названии вакансии. Бизнес-аналитиков ищут банки и страховые, биотехнологические и сельхоз-компании, научные институты и промышленный сектор. Большинство вакансий — в Москве и Санкт-Петербурге, но далеко не везде требуют работать из офиса.
Как стать бизнес-аналитиком
Да, можно получить эту профессию в ВУЗе. Как правило, такие студенты идут сначала на стажировку, а потом переходят на неполную занятость по специализации уже на последних курсах институтах. Берут, по моим ощущениям, охотно. Но если вдруг нет высшего образования именно по направлении бизнес-анализа, всегда можно перейти в эту роль из другой и заиспользовать свой опыт. Я, например, по образованию врач и несколько первых лет была бизнес-аналитиком на медицинских проектах, где я легко находила общий язык с врачами, что было очень важно и за что компания меня очень ценила.
Основные пути в профессию бизнес-аналитика:
Получить профильное образование в вузе, например, на факультете «Бизнес-информатики». Такие студенты могут начать со стажировки и перейти на неполную занятость по специализации уже на последних курсах университета.
Ротироваться из другой профессии через стажировку или смежные проекты. Переходить в бизнес-аналитику проще с опытом в IT-профессии. Но эксперты из других областей тоже востребованы на рынке: врач по образованию может быть незаменимым бизнес-аналитиком на медицинских проектах, а бывший управляющий ресторана — на проектах в сфере HoReCa.
Обучиться на онлайн-курсе по бизнес-аналитике. Наиболее универсальный вариант, так как подходит тем, у кого нет опыта и знаний в IT-сфере, и тем, кто не может учиться в вузе, например, по возрасту, здоровью, личным обстоятельствам. Обучение займёт несколько месяцев, а не годы, как в университете.
Самообразование поможет ускорить переход в новую профессию. Что можно делать самому в свободное время и бесплатно:
Практиковаться в смежных областях. Например, работать в отделах продаж, маркетинга или технической поддержки.
Изучать нотации бизнес-процессов (BPMN).
Разбираться в методологиях разработки (Agile, Waterfall).
Развивать софтскилы: переговоры, эмпатия, критическое мышление и системность.
Искать возможности для получения опыта и полезных знакомств, например участвовать в волонтёрских проектах и конкурсах.
Поддерживать связь с другими бизнес-аналитиками и ходить на встречи профессиональных сообществ.
Читать книги и смотреть образовательные видео из области ваших профессиональных интересов.
И финальное
Работа бизнес-аналитика подойдёт тем, кто готов совмещать работу с людьми и технологиями, бизнес и разработку, эмпатию и системность. При этом нужно быть готовым, что даже самый общительный человек устаёт от коммуникации и неопределённости в запросах заказчиков.
Бизнес-аналитики живут в режиме нетворкинга — общаются с профессионалам из разных сфер и могут участвовать в проектах по различным направлениям: медицина, перевозки, телекоммуникации и др. Порог входа в профессию достаточно низкий: обучиться бизнес-аналитике можно онлайн за несколько месяцев. А карьерные перспективы позволяют расти как в горизонтальном направлении, так и вверх, в том числе стать бизнес-консультантом или руководителем.
Если вам интересна профессия, попробуйте курс «Бизнес-аналитик» от Практикума. Бесплатная часть позволит ближе познакомиться с рабочими задачами и понять, насколько вам подходит формат обучения.