Издание Fast Company взяло большое интервью у главы компании Tesla Илона Маска, в рамках которого автор материала смог побывать на строящейся в штате Невада фабрике по производству аккумуляторов, известной как "Гигафабрика". Хотя фотография строящегося здания всего одна, журналист узнал массу подробностей относительно проекта: к 2020 году, когда строительство будет закончено, здание фабрики будет лишь немногим меньше сборочного цеха компании Boeing в городе Эверетт(штат Вашингтон), имеющего рекордный мировой объём 13.3 миллиона м3. Впрочем, и это ещё не всё — Маск не собирается на этом останавливаться и пообещал журналисту, что «фабрика взорвёт ему мозг». «Увидишь и поймёшь, насколько это невероятно», — заметил он.
Опубликованная фотография гигафабрики Tesla является эксклюзивной (полноразмерную фотографию можно увидеть здесь). Пока что ни один журналист официально строительство не посещал, хотя интерес к нему проявляет достаточно много людей. В октябре этого года фотограф из местной газеты был арестован после того, как он сумел проникнуть на территорию и подраться с охранниками, которые его намеревались вывести.
Строительство происходит поблизости от города Рино. Сейчас готовое здание занимает площадь в 0.18 км2, но в будущем согласно проекту оно будет состоять из 4 отдельных блоков, каждый из которых будет находиться на своём фундаменте, чтобы в случае возможного землетрясения здание не оказалось разрушено полностью. Площадь готовой гигафабрики составит 1.3км2, а на ней смогут работать 6500 сотрудников. Объём инвестиций в строительство составил $5 миллиардов.
Планы на гигафабрику у Маска не менее колоссальные. Он приводит такие примеры, описывая возможный масштаб производства. Если жители городка Боулдер, штат Колорадо, число которых составляет 103 000 человек, приобретут 10 000 батарей типа Powerpack (промышленная версия аккумулятора Powerwall стоимостью в $25 000) и подключат их к солнечными батареям, то они смогут полностью отказаться от обычного способа получения электричества. Чтобы проделать аналогичный фокус в масштабах всей Америки, потребуется 160 миллионов Powerpack.
Мало того, 900 миллионов батарей Powerpack позволят полностью отказаться от теплоэлектростраций на всей планете и радикально уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу. Если шагнуть ещё дальше и представить себе, что в мире будет функционировать 2 миллиарда батарей от Tesla, то можно будет забыть об использовании нефтепродуктов и газа, в том числе и для приготовления пищи. Поначалу это число — 2 миллиарда — кажется огромным, но, как замечает Илон Маск, сейчас в мире используются 2 миллиарда автомобилей и за 20 лет этот парк будет полностью обновлён. Так что места и для Powerpack и для солнечных батарей должно хватить с избытком.
Комментарии (28)
Alexeyslav
19.11.2015 10:37+5Вот только непонятно каким образом аккумуляторы решат энергетическую проблему. Почему можно будет отказаться от обычных источников получения энергии? В аккумуляторах энергия же не возникает из ниоткуда.
Так бы и написали тогда что аккумуляторы решат проблему НАКОПЛЕНИЯ энергии из «зелёных» источников вроде солнечных батарей, ветрогенераторов и т.д.vorphalack
19.11.2015 11:21-1а если внимательно почитать — то об этом и речь. 900кк поверпаков с солнечными панелями в обнимку.
900 million Powerpacks, with solar panels, would allow us to decommission all the world’s carbon-emitting power plants; 2 billion would wean the world off gasoline, heating oil, and cooking gas as well.
так и хочется спросить «Элон, чувак, ты конечно крут, но ты хоть раз с хайвея съезжать пробовал?»
scratch_book
19.11.2015 11:48+1А что он не написал про размер солнечной батареи, которая сможет зарядить один такой аккумулятор?
lolhunter
19.11.2015 12:17+2Меня всегда забавляли подобные идеи.
Это красиво звучит на бумаге, но давайте зададим пару вопросов:
1) Срок службы батарей в лучшем случае три года. То есть 2 миллиарда батарей должно производиться за три года?
2) Пусть они служат даже 5 лет. Давайте посчитаем. Если верить их раскладу — 1 батарея ценой 25000 долларов на 10 жителей.
Каждый житель заплатит 500 долларов в год на батарею. Далее идут собственно солнечные батареи, преобразователи и т.д.
С учетом обычного потребления на человека
http://enargys.ru/srednee-potreblenie-elektroenergii-na-cheloveka/
в 4587 киловатт часов в год или 382,25 в месяц получаем примерно 12 киловатт часов в день. Солнечные батареи нужны киловатта на полтора. С ходу нашел ценник в 300 тысяч за 2 киловатта. Пусть будет еще 3000$.
Итого для каждого жителя надо купить батарей на 3000$ и на 500$ в год аккумуляторов. Без учета деградации батарей и тд.
стоимость электричества во многих штатах США, где средняя стоимость для потребителей домохозяйств в феврале 2015 года составила всего 12.29 центов за кВт/ч.
В среднем в год каждый житель США платит за электричество 563,74$
В общем-то с большой натяжкой как-то лет через 50 это может теоретически окупиться.
3) Какой экологический эффект будет от затенения огромных площадей?
4) Какой урон экологии нанесет огромное производство солнечных батарей?ravist
19.11.2015 15:50Затенения почти не будет, если ставить батареи преимущественно на крышах домов
lolhunter
19.11.2015 16:41Я считал на каждого человека. То есть на семью из трех человек надо 4.5 киловатта. Бегло погуглил — 10 квадратов на киловатт. Не думаю, что у них много домов с крышами по 45+ квадратов. Плюс при установке на крыше возникает проблема КПД — на двускатной крыше половина крыши в тени. Надо ставить или на опоры и горизонтально, или доступно только половина крыши.
Но в принципе вы правы. Это скорее вопрос к солнечным электростанциям.neverice
19.11.2015 17:294.5 кВт — это очень много. Это около 1000 кВт*ч в месяц. В среднем достаточно 350 (и то, с электроплитой и бойлером). Другими словами достаточно 1,5 кВт мощности от солнечных батарей, или 15 квадратов. Площадь крыши среднего частного дома — около 150 квадратов. Срок службы батарей — от 5 лет. И то, за 5 лет она лишь потеряет 20% емкости, дальше она может служить еще лет 10-20, может пару банок заменить придется. Дело лишь в цене. При уменьшении стоимости батарей и солнечных панелей раза в 2, что даст окупаемость около 10 лет, можно будет переходить на частную солнечную энергетику в большинстве мест южнее 45 градусов.
lolhunter
19.11.2015 18:39Я же привел статистику. У них на человека потребление 380 киловатт. Я не знаю как в частном доме протянуть на 350 киловатт часов при условии отсутствия отопления и горячей воды (в каждом доме свой электро котел) и отсутствие газа.
За 5 лет литиевая батарейка потеряет минимум 50% емкости. Как моделист вам говорю.
Это считай 1 цикл в день или 365 циклов в год.
Согласно той же вики
Количество рабочих циклов 800—900, при разрядных токах в 2С до потери ёмкости в 20 % (для сравнения: NiCd — 1000 циклов, NiMH — 600, LSD NiMH — 1500, LiFePO4 — 2000).
Через 2 года батарея теряет около 20 % ёмкости
То есть за 5 лет она хорошо если потеряет половину емкости.
«При уменьшении стоимости батарей и солнечных панелей раза в 2, что даст окупаемость около 10 лет, можно будет переходить на частную солнечную энергетику в большинстве мест южнее 45 градусов.»
Есть только одна проблема — запасы лития не такие прям безлимитные.neverice
19.11.2015 19:44Про потребление я писал исходя из собственного опыта, дом с кондиционерами, электроплитой и бойлером, приведенная статистика вызывает вопросы. Что до отопления, то южнее 45 градусов достаточно тепло. Плюс газом/тт не запрещено пользоваться. По поводу срока службы — 800 циклов это и есть 5 лет, а то и больше. И ток разряда далеко не 2C. Tesla Powerwall — это 7 кВт*ч емкости. Батарея Nissan Leaf именно столько и служит, а условия эксплуатации там похуже.
ZyUbRa
20.11.2015 02:03+1в большинстве мест южнее 45 градусов.
южнее 45 градусов достаточно тепло
Ну клево конечно жить «южнее 45 градусов») Мне интересно как они по миру считали)
Мир он не только «южнее 45 градусов». В России это крохотный кусочек южнее Краснодара и еще один на дальнем востоке)neverice
21.11.2015 00:53Так про 45 градусов — это ИМХО, я не считаю, что в ближайшее время есть смысл массово использовать солнечные батареи по всему миру. Какой смысл ставить солнечные батареи там, где солнечных дней 150 в году (не для резервирования)?
lolhunter
20.11.2015 23:51Я не знаю как у вас получается 800 циклов за 5 лет. На солнечной энергии 1 цикл в день. День медленного заряда, вечер и ночь разряд. 7кВт*ч означает, что вечером и ночью у нас будет 700Вт*ч на человека или пара киловатт на семью. Стиралку 1 раз запустить. Не сказать, что бы много. По поводу отопления — вопрос симметричный. Меньше тратим на отопление — больше на кондиционирование.
neverice
21.11.2015 01:06Оценка срока службы проводилась на примере срока службы батарей электромобилей (которые, кстати после этого срока предлагают использовать дома). При этом у домашней батареи условия эксплуатации куда более щадящие. Например, ток разряда не более 0,5С. Реальный срок службы должен составить не менее 10 лет. Да, с падением емкости — но так ли это критично? 7 кВт*ч — это условное «среднее». Не зря же в Tesls выбрали именно такой объем. Если мало, можно поставить две. Аналогично с кондиционированием — можно поставить больше батарей, это не проблема. Если жарко, значит и солнце есть. Зимой хуже — энергии нужно много, а солнца мало.
idiv
21.11.2015 13:34+1У аккумуляторов нелинейная зависимость глубины зарядов и количества циклов. Т.е. можно 800 раз ее зарядить-разрядить в режиме 0%-100%-0%, или 2000-2500 при режиме 30%-80%-30% (а не 1600, как ожидалось бы).
Apazhe
21.11.2015 09:24«огромных площадей»?
Помилуйте, всю энергию, ныне используемую человечеством, можно получать с небольшого кусочка пустыни Сахара.
http://www.facepla.net/the-news/energy-news-mnu/2617-sahara-solar-power.htmlZyUbRa
21.11.2015 13:12всю энергию, ныне используемую человечеством, можно получать с небольшого кусочка пустыни Сахара.
Только не везде солнышко светит как в Сахаре, а чем меньше солнышка, тем больше площадь панелей требуется. Посмотрите на соотношение площади самых крупных солнечных станций и их генерируемой мощности, хреновое соотношение.
Lisio
Про экологичность производства и утилизации 2 миллиардов батарей тихо умолчали.
lasalas
йон-полимерные батареи экологически малоопасны
Revertis
йон это из разряда андроЙда?
mmlevin
Скорее, из заряда:)
vkupriyanov
Да об этом прямо говорится в каждой новости связанной с электромобилями — повышение уровня экологии помимо экономической выгоды. Илон так повернут на этом — постоянно твердит: снижение уровня СО2. Или это не экология? С другой стороны фабрика (наверное она полного цикла) строится в Штатах где «какать» в природу не позволено, а не в Китае.
DancingOnWater
Из запрета, как вы выразились, «какать» в природу немедленно следует запрет на работу тяжелой промышленности. Далее вывод делайте сами.
vkupriyanov
не следует
DancingOnWater
Гоки стали чистым производством?
mypallmall
Zero emissions:
Gigafactory Renewable Energy Plans Slip Out