Написать эту статью сподвигла новость с форума ПМЭФ-2023 о ВСМ (высокоскоростной магистрали) Петербург-Москва. Поездка займет 2.5 часа и на это время пассажирам надо себя чем-то занять. А для этого в поездах нужен широкополосный интернет — как люди привыкли в городской среде. Ж/д оператору скоростной интернет тоже нужен, для удаленного видеонаблюдения и возможности продать Wi-Fi скучающим в дороге пассажирам. Но проекты внедрения связи «поезд-земля» дорогие, долгие, и должны быть рассчитаны на 7-10 лет вперед. Тут важно не ошибиться с технологиями. Как это бывает при походе по граблям — в истории про Amtrak и связь «поезд-земля».
Сначала было слово, или вернее — тендер
Начну с того, что вся история раскопана автором по очень разрозненным открытым источникам, поэтому это не перевод западной статьи, а вполне оригинальный лонгрид.
История началась в достаточно далеком уже 2014 году, когда в Amtrak, национальном операторе железных дорог США, озаботились откровенно дохлым Wi-Fi для пассажиров в своих скоростных поездах-экспрессах. Согласно корпоративной процедуре, Amtrak выставила на своем тендерном сайте запрос на получение предложений от вендоров (RFQ, Request for quotation) на оборудование для обустройства скоростной связи «поезд-земля» для ж/д линии так называемого Северо-Восточного коридора (Northeast Corridor). Это самое загруженное пассажирское направление в Америке, идущее вдоль восточного побережья и соединяющее Вашингтон с Бостоном.
Справедливости ради, в наших Сапсанах качество Wi-Fi и в 2014, и годами позже —тоже не айс.
Проект был нескромно назван Next-Generation Passenger Wi-Fi, и тут надо признать, что PR-службы в больших американских компаниях обычно работают лучше технических комитетов. Неведомыми путями, т.к. процессы принятия решений тендерного комитета Amtrak непубличны и принимаются не спеша, контракт Amtrak на оборудование поездов Acela Express был заключен со шведской компанией Icomera, и произошло это уже в 2016 году. Контракт был рассчитан на пять лет с возможностью продления еще на два года. Первый заказ предполагал оснащение 20 поездов Acela Express.
Возможно, сегодня многие уже не очень помнят, каким был Интернет в 2014, или уже в 2017 году, когда оборудованием связи «поезд-земля» от Icomera был оснащен первый состав Acela Express, но параметры этого решения все равно удивляют. «Amtrak noted the new train‐to-ground network will need to deliver sustained downlink throughput of at least 25 Mbps per train at train speeds up to 160 miles per hour and will be required to scale to over 100 Mbps per train by 2019», — см. в источнике.
Мне одному кажется, что канал связи 25 Мбит/c на весь поезд — это для уровня Next-Generation Passenger Wi-Fi явно слабовато? Да и планируемый апгрейт канала до уровня 100 Мбит/c на весь поезд в 2019 году, когда в домохозяйства уже пришел гигабитный Интернет, тоже не впечатляет. Повторюсь, речь идет о канале связи «на весь поезд», т.е. внутри вагонов бортовой Wi-Fi расшаривается пассажирам на таком уровне, разве что только почту отправить.
Что не так пошло у Amtrak
Теперь немного о технологиях, которые лежали в основе Next-Generation Passenger Wi-Fi. Речь идет о придорожной сети базовых станций диапазона 5 ГГц, и приемопередатчиках на крыше поездов. Вообщем-то, это стандартная архитектура сети для всех вендоров оборудования диапазона 5 ГГц, применяемого для связи «поезд-земля» и поныне.
К счастью или нет, но до 2019 года проект не дожил. При развертывании связи Amtrak обратился за частотным согласованием используемых диапазонов 5,15-5,25 ГГц (U-NII-1) и 5,75-5,85 ГГц (U-NII-3) к американскому регулятору FCC. И, как не велико было лоббистское влияние национального оператора железных дорог США, ответ FCC оказался обескураживающий.
Регулятор пришел к выводу о возможной интерференции системы связи «поезд-земля» от вендора Icomera с другими приоритетными системами, используемыми в США. В частности, полоса U-NII-1 выделена в США на первичной основе для службы аэронавигации, а диапазон U-NII-3 выделен на первичной основе Службе радиолокации для федеральной эксплуатации.
В результате, в 2017 году FCC выпустила для Amtrak «Разрешение на ограниченное использование частотного ресурса», по сути поставившее крест на судьбе проекта. Amtrak разрешили установить базовые станции только в полосе отвода ж/д линии Бостон-Вашингтон, числом не более 1000. При этом работа станций в постоянном режиме была запрещена, они могли включаться на прием-передачу только при прохождении поезда. Общее число одновременно включенных поездных радио не должно было превышать 50.
Кстати длина этой ж/д линии 730 км, немногим дальше, чем Питер-Москва. Несложный подсчет показывает, что базовые станции стояли в среднем каждые 700-750 м.
Это решение FCC по своей букве запрещало дальнейшую экспансию проекта за пределы линии Бостон-Вашингтон. Неизвестно, смог ли вендор Icomera доработать базовые станции, чтобы они находились в режиме радиомолчания, и включались лишь при прохождении поезда. Журналисты PC Mag, исследовавшие качество связи в поезде Нью-Йорк — Бостон летом 2022 года, нашли поездное оборудование, призванное работать с базовыми станциями придорожной сети Icomera, — выключенным.
В конце этой статьи в PC Mag, кстати, есть выводы, что существующую скорость Wi-Fi в поездах Amtrak не более 3 Мбит/с они считают явно недостаточной. При этом по их измерениям в тексте, на большей части пути Wi-Fi на уровне 2 Мбит/с и менее.
"Wi-Fi в Amtrak бесплатный и более надежный, чем сотовая связь, когда она работает, что бывает не всегда. Однако Wi-Fi очень медленный, и эта медленная скорость, похоже, искусственная — есть жесткое ограничение в 3 Мбит/с".
Урок #1 — задача тендерного комитета ж/д оператора — правильно выбрать свободный от претензий и технологически перспективный частотный диапазон для оборудования «поезд-земля», а не поддаваться маркетинговым обещаниям вендора, что все будет Ок.
Повторный тендер Amtrak в 2022
Удивительным в кейсе 2017 года оказались не списанные в убыток средства (что нам до денег Amtrak), а повторение истории уже в наши дни. В середине 2022 года Amtrak разместила RFQ на новый проект связи «поезд-земля» для линии Вашингтон-Бостон, названный Northeast Corridor Gigabit Connectivity Network. Свободно доступная аннотация подчеркивает, что предполагается не хуже, чем 1-гигабитная скорость передачи данных на всем протяжении ж/д трассы.
Сегодня этот RFQ недоступен на тендерном портале Amtrak ввиду завершения сроков подачи предложений от вендоров, но желающие ознакомиться могут за деньги запросить архивную копию через независимые агентства - агрегаторы бидов (bids), такие как Bidprime.
Достаточно забавным в RFQ по Northeast Corridor Gigabit Connectivity Network выглядит пункт, напоминающий нам о том, чем кончились разборки Amtrak с FCC в 2017 году. Теперь вендор должен тщательно избегать использования полос частотного спектра в злополучном диапазоне 5 ГГц (они помнят☺), занятых для иных целей, не допускать интерференции с любым оборудованием 5 ГГц, а также получить в FCC сертификат, заранее подтверждающий возможность использования предлагаемого на проект оборудования для связи «поезд-земля» в США. Памятуя о суровой бюрократии в регуляторных органах типа FCC, это сама по себе задача не из простых и легких.
Кроме выпадов в адрес диапазона 5 ГГц, Amtrak также будет отвергать любое оборудование, которое занимает частотный спектр американских сотовых операторов. Иными словами, не предполагается Private LTE и тому подобных решений. Купить трафик у сотовых операторов, видимо, тоже не предполагается, — зачем тогда затевать тендер на самостоятельно эксплуатируемое оборудование.
Покупной трафик у сотовых операторов, который ж/д компании через GSM-модемы, установленные на крыше поезда, отдают в виде Wi-Fi пассажирам, стоит в США 50-80 центов за 1 ГБ.
Что еще из технологий остается на рынке связи «поезд-земля» для Amtrak — это диапазон миллиметровых волн, по которому в США есть разрешения FCC (V-band, 57-71 ГГц и E-band 71-76/81-86 ГГц). Будут ли они его использовать для связи «поезд-земля», мы пока не знаем. К слову, в России решениями ГКРЧ эти диапазоны разрешены для использования широкополосной связи любыми организациями, в т.ч. для корпоративных целей.
А что еще примечательного и "не так" в новом проекте Amtrak, где же тут очередной фэйл, спросите вы? А не так в RFQ Amtrak то, что 1 гигабит пропускной способности канала на поезд все равно уже было мало в 2022 году, а на момент публикации этой статьи в июне 2023 года еще даже не принято решение, кто будет этот контракт исполнять. Поэтому, когда проект запустят, а это явно не ранее 2024 года, потребность будет уже в мульти-гигабитном трафике, а еще лет через 5-7 — в 20 или даже 40-гигабитном.
Урок #2 — при выборе технологий для долгоиграющих проектов связи «поезд-земля», с большими бюджетами, долгим сроком внедрения и эксплуатации решения, — лучше ориентироваться на технологии, опережающие сегодняшние на поколение вперед.
Кстати, на другой стороне океана есть еще один пример, когда технологии развиваются быстрее, чем мыслят солидные мужи. Британский регуляторный орган Ofcom (аналог FCC в UK) в своем документе, составленном в 2018 году, Rail-connectivity-advice рекомендовал иметь канал связи «поезд-земля» не менее 1 Гбит/c, а лучше 2-3 Гбит/c. Документ рассчитан на действие до 2025 года,, хотя действительность быстро опережает эти рекомендации.
А что, если бы FCC разрешила проект на 5 ГГц?
Вишенкой на торте, — если рассматривать проект Amtrak - 2017 с позиций 2023 года, — была бы ограниченная возможность будущего апгрейда 5-гигагерцового оборудования связи» поезд-земля» до значений выше 100 Мбит/c. Даже, если FCC разрешила бы использовать этот диапазон в 2017 году, имеющиеся выделенные полосы частотного спектра 5 ГГц все равно достаточно узкие, чтобы раскачать связь "поезд-земля" заметно выше 100 Мбит/c, — и 300-500 Мбит/c будут пределом даже в технологиях 2023 года.
Вот, к примеру, таблица «Дальность связи / Пропускная способность» для решения Cisco Rail Connect в диапазоне 5 ГГц. Дистанция в данной таблице — это расстояние от поезда до базовой станции, установленной у ж/д полотна, а две звездочки в заголовке напоминают заказчикам о том, что это расчетная скорость передачи данных, а в реальных условиях может быть меньше.
Чем чаще натыкать базовые станции вдоль пути, тем скорость передачи данных на поезд будет выше, поскольку при движении состава расстояние "поезд-БС" будет меньше. Поэтому, когда вы видите в спецификациях у тех же Cisco скорость канала связи 500 Мбит/с на поезд, то это замерено в тестах, когда поезд находился совсем рядом с базовой станцией.
Вендоры оборудования диапазона 5 ГГц также не приводят примеры реализованных проектов для высокоскоростных поездов. Например, для оборудования Cisco Rail Connect указывается предельная скорость поезда 350 км/ч, но как пример реализованного проекта называется сеть метро в Лионе (Франция). Возможно, существуют технологические ограничения в виде Допплеровского эффекта при OFDM модуляции, когда характеристики канала связи быстро изменяются во времени. Соответственно, для высокоскоростного ж/д движения технология не вполне подходит.
Если вы знаете примеры реальных проектов связи "поезд-земля" в диапазоне 5 Ггц для высокоскоростного ж/д движения — прошу сообщить в комментариях.
Лайк от автора гарантирован )
Что имеем в сухом остатке от истории с Amtrak
В зарубежной практике проектов связи «поезд-земля» операторы железных дорог сегодня делают выбор между связью на основе 5G и собственной придорожной сетью на базе иного оборудования, в т.ч. 5 ГГц или миллиметрового диапазона.
Кроме широкополосного Интернета для пассажиров, для ж/д операторов есть еще более важный критерий — возможность технологии связи обеспечить канал, достаточный для удаленного видеонаблюдения в движущихся поездах из центров управления движением. Причем качество картинки должно быть хорошим, т.к. распознаванием лиц сейчас занимается софт на базе ИИ.
Иногда бывает, что для разных направлений ж/д линий выбираются разные технологии. Тот же Amtrak для поездов Северо-восточного коридора ориентируется на еще не выбранную технологию (но не в диапазонах сотовых операторов), а для Amtrak Midwest (Иллинойс, Мичиган, Миссури и Висконсин) отдал предпочтение 5G.
К примеру, в Европе компания Nokia вовсю заключает контракты на оснащение поездов терминалами 5G и установку оборудования для придорожных сот 5G. Можем ли мы последовать этому примеру? Вряд ли — оборудование 5G производства Nokia, или к примеру, решение Cisco Rail Connect в Россию уже не продадут.
А собственное оборудование в диапазоне миллиметровых волн для связи «поезд-земля» на 10 Гбит/с в России есть и испытано на «Ласточке». Не буду тут повторяться, недавняя статья на Хабре рассказывает об этом подробно. Причем технология позволяет делать апгрейды на скорость передачи данных 20 Гбит/с в режиме «на поезд», что должно хватить до 2030 года точно. А там, скорее всего, появится связь «поезд-земля» с еще более широким каналом.
На этом, собственно, все — учиться лучше на чужих ошибках, а смотреть вперед — самостоятельно.
В заключение хотелось бы узнать мнение хабровцев о том, за какой Wi-Fi в скоростных связи в Росиии вы готовы платить — ниже в небольшом опросе. Не стесняйтесь, голосуйте, нужен всего один клик.
Комментарии (77)
mortadella372
19.06.2023 11:45+4Если в поезде/кафе/торговом центре работает сотовая связь, кому он нужен, этот Wi-Fi? Какая-то идея из 2005 года.
Другое дело розетки с питанием.
pavel_raskin
19.06.2023 11:45+3Если поезд "плетётся" со средней скоростью скоростью 60-70 км/ч, то да, никому не нужен. Но при скоростях в несколько сотен появляется много технических проблем с обеспечением стабильного соединения.
mortadella372
19.06.2023 11:45+1при скоростях в несколько сотен появляется много технических проблем
Да. И часть из них, скорее всего, уже решена в рамках существующих стандартов. Во всяком случае, внутри французких TGV (200-300 км/ч) телефон ловит и сеть раздает, по моим несистемным экспериментам -- не сильно хуже поездного Wi-Fi. Иногда телефон не ловит. Одновременно с этим пропадает Wi-Fi, что наводит.
В общем, шансы, что решение проблемы обеспечит отдельно взятая Ж/Д компания, а не условный 3GPP, мне не кажутся большими.
DMGarikk
19.06.2023 11:45+6в поезде зачастую нет сотовой связи по вполне себе объективным причинам — он едет там где нет вышек связи и людей
mortadella372
19.06.2023 11:45+2Интересно, а приходило АМТРАКУ в голову выторговать сотовую лицензию со скидкой (потому что очень ограничено по покрытию) и понатыкать стандартных БСок имени себя, разрешив всем роуминг в своей сети?
shark14
19.06.2023 11:45+1Как там у вас в 2020, все еще есть безлимитные и дешевые тарифы с раздачей трафика?
У нас в 2023 уже с этим серьезные проблемы: https://habr.com/ru/news/732162/
stalker_316
19.06.2023 11:45+5Раньше пирожки и сушёную рыбу продавали на станциях, теперь вот видимо вай-фай будут раздавать во время коротких остановок)
vasyaa747
19.06.2023 11:45+1Я Вам больше скажу. Друг из Краснодара в Москву и обратно на поезде ездил. И в прошлом, и в этом году. Так до него дозвониться можно было только когда поезд по населённым пунктам проезжал или на станциях стоял. Сообщения вацапные приходили только на станциях.
aik
19.06.2023 11:45Я вчера из Питера в Москву ехал — так примерно та же история, интернет был только в пределах станций/населенных пунктов, да и то не всегда — иногда телефон только цеплялся, как поезд уже отдалялся от станции и связь пропадала.
1001
19.06.2023 11:45Вопрос к знающим. Вот же есть (или была) система передачи интернета по электическим сетям внутри дома. А на жд эта технология возможна? Оаять же, поезд всё время к проводнику (рельсам как минимум) подключен, возможно ли по ним передавать сигнал? Занимался ли кто-нибудь подобным?
Arhammon
19.06.2023 11:45+1Тоже первая мысль про PLC, но видимо на большие расстояния уровень помех запредельный будет.
FuzzyWorm
19.06.2023 11:45+4Передача данных по линиям электропередачи широко используется, см. Power Line Communication/Carrier. Но большие скорости достигаются лишь в пределах квартиры/офиса, а при использовании, например, на высоковольтных ЛЭП рабочая скорость составляет десятки килобит (чего, впрочем, достаточно для решаемых таким способом задач).
Yuriy_krd
19.06.2023 11:45+3на ЛЭП для передачи информационных данных используется оптоволокно, которое идет внутри грозозащитного полого троса, который расположен на верхней части мачты (самый верхний одиночный трос).
FuzzyWorm
19.06.2023 11:45+1Оптоволокно - да (в грозотросе, если он есть, самонесущее, или даже навитое или встроенное в фазу). Но ВЧ связь ещё очень часто применяется.
sergbe Автор
19.06.2023 11:45+4Вряд ли Ethernet по электросетям будет реализовано для поездов. Там дикие искровые помехи в токосъемнике. Плюс напряжение в контактной сети до 30 кВ, а не 220В.
KotovladeletsGT
19.06.2023 11:45+5По рельсам ничего передавать нельзя, так как там и так текут кодовые токи для работы рельсовых цепей и передачи данных на АЛСН внутри локомотива. Вообщем, уже занято. А даже если и нет, думаю, используя рельсы как проводник, и кб/с не передать
farafonoff
19.06.2023 11:45+4А собственно старлинк не подходит для данной задачи? Как будто можно на каждый вагон воткнуть по терминалу. Инфраструктура даже с учетом спутников может оказаться дешевле, ведь ставить тысячи базовых станций с кабелями и аккумуляторами тоже не так и дешево.
sim31r
19.06.2023 11:45+1Могут быть туннели по ходу движения. И как у него с отслеживанием перемещающегося терминала? Если терминал на каждом вагоне, не будут ли они мешать друг другу?
Sau
19.06.2023 11:45+2Туннели могут быть, но они же не дата центр размещают в поезде. Стабильный интернет между туннелями лучше, чем плохонький, но везде.
mapnik
19.06.2023 11:45+23Не нашёл варианта голосования «Живу в Архангельске, что такое „скоростной поезд“?»
Frolman
19.06.2023 11:45+1Сергей, спасибо за статью почитал с удовольствием. Лично мое мнение, что в ближайшие пару лет вопрос не актуален, нет инфраструктуры для реализации таких проектов.
eton65
19.06.2023 11:45-1А поставить станцию от опсоса — не дешевле? Он же еще и платить за это будет.
DMGarikk
19.06.2023 11:45+1а опсос откуда интернет возьмет?
eton65
19.06.2023 11:45Поставит на локомотив антенну побольше и от других своих вышек возьмет интернет.
DMGarikk
19.06.2023 11:45вот именно с этого места и растут ноги таких мегапроектов в которых застрял амтрак и другие компании
идея "поставить на локомотив антенну побольше" — включает в себя радиус покрытия, наличие этих самых "других своих вышек", то что локомотивы меняются, надо оборудовать 100500 вагонов чтобы они от локомотива брали сигнал… а потом надо посчитать рентабельность затеи и ужастнуться
eton65
19.06.2023 11:45вот именно с этого места и растут ноги таких мегапроектов в которых застрял амтрак и другие компании
Как я понял, Amtrak захотел взять какой-то новый диапазон, а оказалось, что уже все разобрано. А опсосовский диапазон себе он взять не мог, так линензия у него только на ж/д-перевозки
неожиданно. Так я и спрашиваю — почему он не мог просто какого-то ОСС себе на крышу поставить? Из статьи это не понятно.идея "поставить на локомотив антенну побольше" — включает в себя радиус покрытия, наличие этих самых "других своих вышек", то что локомотивы меняются, надо оборудовать 100500 вагонов чтобы они от локомотива брали сигнал… а потом надо посчитать рентабельность затеи и ужастнуться
Может и так… А может и нет, надо считать.
Popadanec
19.06.2023 11:45Что в США, что в РФ есть огромные зоны, где сигнала вообще нет(даже для звонка, не говоря уж про интернет). Разве что со спутниковыми операторами договариваться. И как то решать проблему связи в туннелях.
eton65
19.06.2023 11:45Радиус действия сотовой вышки может быть до 50 км, то есть, если ставить их через каждые 100 км, то можно легко покрыть связью почти любую линию.
Хотя, конечно, спутниковый интернет выглядит проще.
Popadanec
19.06.2023 11:45На расстоянии в 50 километров, можно будет разве что смску послать.
Чтобы был хоть какой то интернет, нужна узконаправленная антенна и прямая видимость.
Думаете почему в первой реализации вышки ставили каждые 700-750м?eton65
19.06.2023 11:45Думаете почему в первой реализации вышки ставили каждые 700-750м?
Ну сейчас то, автомобильные антенны свободно 5-10 км берут. Хотя сам не проверял.
cofein51
19.06.2023 11:45+2Кстати, а как устройство выбирает "когда пора переключаться на сигнал с очередной станции" ?
Просто я тут роутера от хуавей поставил, они работают парой как одна сеть. И вот бывает что "ну не горит желанием телефон переключаться на роутер с большим сигналом", при этом и телефон от хуавей....
А тут за условные 5 минут десяток базовых станций можно проскочить...
И да, когда ехал в фирменном поезде, то у них был вайфай со свей подборкой из 20 фильмов про войну и 2-3 мультика. Так же если ловила сеть одного из некоего числа операторов - то и интернет ловился через эту вайфай сеть.
Но оно нормально работало только там где сапсаны ходят, всё остальное время "нет сети, смотрите фильмы о войне".
DGN
19.06.2023 11:45+1В метро реализуется связь специальным излучающим кабелем. Не очень быстрая, но стабильная связь. Большая тройка пусть его сообща арендует...
Можно конечно и светить гигагерцами вдоль путей, пусть на головных вагонах стоят антенны и роутеры. Внутри вагона будет вайфай.
vadim_bv
19.06.2023 11:45А как это реализовано в скоростных поездах в той же Германии или Австрии? Вроде как там вполне рабочий WiFi, не просто "почту отправить", хотя Ютуб в HD, наверное не посмотреть.
Smartsuit1
19.06.2023 11:45А они не могли реализовать эти сети, с компанией infinet? И частоты российские
pavel_raskin
В опросе не хватает варианта "Не готов платить за Wi-Fi в поездах"
DMGarikk
в окошко смотреть? фильмы скаченные с торрентов? новости на станциях?
pavel_raskin
Почему бы и нет? Да и речь вроде бы о скоростных поездах со временем следования всего 2-3 часа. Транссиб или что-то подобное таким типом связи вряд ли покроют даже в ближайшие десятилетия.
DMGarikk
в поезде есть спутниковая связь и интернет, кстати говоря, даже в РЖДшном (раньше это выглядело страшным ужасом в стиле РЖД, сейчас уже не знаю)
csharpreader
Меня всегда настораживали люди, которым скучно самим с собой. Два часа без интернета – это, конечно, повод строить хижину и начать искать Пятницу, да.
DMGarikk
если вы один раз в полгода на поезде едете то да, а если постоянно?
я так 5 лет проездил без этихваших интернетов и ниче не помер… но блин мы в 21 веке наверное всетаки по технологиям.
опять как всегда советуете стеклянными глазами в окно смотреть или на соседа?
a1mir
Я обычно книжки читаю, могу даже посоветовать :)
Popadanec
Самый оптимальный вариант. Электронные книги ещё и слабо зависимы от розеток.
Полностью заряженной хватит на весь Транссиб.
PereslavlFoto
О, точно! Сосед есть! Сосед — это очень интересно, он всегда может научить чему-нибудь полезному!
dunkelfalke
В Германии и Франции вайфай в поездах бесплатный кстати.
vadimk91
И в почившем Allegro, который ходил между Петербургом и Хельсинки, тоже бесплатный. Скорость не измерял, но на территории Финляндии неплохо работал.
anatolii_kostrygin
Во Франции в TGV (скоростные поезда, до 300 км/ч) вайфай отвратительный (видео с ютуба местами не грузится даже на самом низком качестве. А вот в медленных Intercité (как наши электрички или поезда дальнего следования) - работает прекрасно.
PereslavlFoto
Просто книга.
Опять же, не все тратят поездку на развлечения. У многих работа с собой.
Areso
Частенько для работы нужен интернет. Хотя бы какой-нибудь, но в случае с Сапсаном есть места, где никакого нет.
PereslavlFoto
В таких случаях работодатель оплачивает доступ к интернету через сотовую связь.
(Правду сказать, я такого никогда не видел. Очевидно, среди моих знакомых нет ни одного человека, кому интернет нужен для работы.)
Radisto
На Транссибе сотовой связи скорее нет. Очень часто не только интернета, а вообще нет
Didimus
При этом рядом с жд проходит канализация магистральных кабелей связи...
shark14
А если вы сам себе работодатель (ну или просто работаете над личным проектом)? Неужели такого тоже никогда не видели?
PereslavlFoto
Обычно мне приходится работать над проектами, где бюджет включает только оплату труда.
Areso
Да если бы она ловила, эта сотовая связь...
sim31r
Телеграм вроде как подгружает новости в моменты появления сигнала.
shark14
Без комментариев только подгружает, в результате чего смысл по большей части зачастую теряется.
Einherjar
А в самолете вы что делаете?
DMGarikk
Сплю!
ну или вообще работаю с ноутом
я не понимаю, откуда столько снобизма? фифи интернет плохо, все в телефоны зависают, нетштобыкакраньше пялится 3 часа подряд в стену или на соседа! дедыраньше книжки читали!!! вотъ!
в чем прикол 3-4 часа подряд тупо сидеть? господа, вы ведь не смотря что говорите про это, сами с очень высокой вероятностью будете тупить в телефон (это как автомобилисты в интернете которые никогда ПДД не нарушают), но вот совет "сам так делаю и пусть другие не жалуются"… ну такое себе
Einherjar
Но там ведь есть платный интернет, почему вы им не пользуетесь?
Я ничего не писал про "тупо сидеть", это к кому вопрос? Но просто интересно - тупо сидеть от умно сидеть отличает только наличие подключения к сети? Т.е. читать книгу это тупо сидеть, а смотреть мемчики в соцсети это не тупо?
А это тупо или не тупо?
DMGarikk
а кто вам сказал что я им не пользуюсь? (внезапно да?)
а где я говорил что мемчики в соцсети смотрю? я когда ездил в офис — учил английский и смотрел видео и аудио для аудирования.
вы тут так здорово меня записали в тупых смотрителей в телефон, хотя я ни слова не сказал для чего мне интернет нужен и что я там делаю, я в тупые мемчики стал смотреть (не в транспорте, а дома вечером) только последний год, потому что новости читать у меня уже сил нет, а загрузка на работе такая что в конце рабочего дня я вообще нехочу ничего делать уже
Einherjar
Вы выдумываете за собеседника то чего он не утверждал. В тупых смотрителей я нигде вас не записывал - в моем сообщении не было ни одного утвердительного предложения. Вот в невнимательных записать пожалуй можно.
DMGarikk
так все комментаторы до единого мне начали выдавать гениальные советы
1) почитать книжку (как раньше то жили, а?)
2) человек не может 2 часа сам посидеть, скучно чтоли самому с собой?
3) как же я в самолете то выживаю?
вполне могу делать вывод что меня "странным" считают что я интернет-зависимый, не то что все тут
Einherjar
Напомню что речь изначально шла про пункт "Не готов платить за Wi-Fi", а не "Wi Fi вообще не нужен". Наличие которого вполне логично, если у меня нет какой то срочной необходимости выйти в интернет, то зачем я буду платить лишние 10-20 евро чтобы просто почитать статью на хабре в дороге, если можно найти не менее интересное оффлайн занятие, а статью потом прочесть бесплатно? А кому по каким-либо причинам обязательно нужно быть онлайн, те и заплатят и выберут другой пункт. А вы как то странно и токсично на это реагируете.
DMGarikk
Да, перечитал ветку, чтото я реально несколько перегнул.
Хотя тональность комментариев вполне соответствует с тем что не только я не совсем "так" интерпретировал эту фразу.
StjarnornasFred
Никто не говорит "фифи интернет плохо". Интернет - замечательно. Претензия только к жалобе на якобы имеющий место дискомфорт от 2-3 часов без интернета в поезде. Ни смартфону, ни ноутбуку, ни тем более бумаге интернет для использования в поезде не требуется. Можно читать, можно писать, можно играть, можно работать.
И интернет-зависимость тут ни при чём. Просто заявленная ситуация несущественна и легко обходима массой способов, а вы раздуваете из неё проблему.
sergbe Автор
Никто не хочет ) Тут все-таки надо понимать, что при скоростях 250-350 кмч айфоны и андроиды у пассажиров не будут способны нормально коннектиться к придорожным базовым станциям сотовых операторов.
nehrung
Продать, говорите? Ну тогда напомню про гостиничный бизнес, который сначала тоже хотел доступ в интернет постояльцам продавать. А вышло из этого вот что: если я нынче выбираю, в какой гостинице поселиться в турпоездке или командировке, то я исключаю из рассмотрения гостиницы, не имеющие бесплатного WiFi. То же самое случится и с "Сапсаном" и прочими подобными.
Areso
а что, уже есть альтернативные скоростные поезда?)
Popadanec
Самолёт? Оно порой ещё и дешевле.