Казанский ИТ-парк постоянно тестирует разные форматы захода в аудитории, а съемки разного формата реалити-шоу и живых проектов на видеохостингах в интернете – один из самых популярных форматов. Поэтому, когда к нам пришла молодая продакшн команда с предложением снимать реалити-шоу про стартапы, мы увидели потенциал и пользу для аудитории. Кроме того, ребята из казанской компании SVJ удивлялись, как мы едим без ютуба, потому что “там все” – так мы почувствовали поколенческий разрыв.
Реалити было решено снимать на ютуб-канал министра цифровизации Татарстана Айрата Хайруллина, потому что он довольно раскручен и имеет лояльную аудиторию, в том числе, из ИТ-сообщества. Ранее на этом канале выходили только подкасты – интервью в достаточно взрослом и официальном формате с серьезными спикерами. Новый же проект ориентирован на более молодую аудиторию (думаем, что 14+). Так появился проект StartUp HUB.
В статье рассказываем, как мы отобрали стартапы для реалити, кому оно будет полезно, и делимся мотивационными секретами от экспертов.
Что за реалити и для кого оно нужно?
В начале лета мы опубликовали первый выпуск реалити StartUp HUB, но подготовку начали полутора месяцами ранее.
Начался проект с отбора участников. Ими стали 6 ребят, которые прямо сейчас работают над собственными ИТ-стартапами. Чтобы шоу было интересно смотреть, нам было важно, чтобы это была неоднородная аудитория. Кто-то из них является резидентом Стартап Хаба в ИТ-парке им. Башира Рамеева. Кто-то уверенно чувствует себя перед камерой, а кто-то только открывает для себя “большой экран”. К сожалению, в число отобранных финалистов попала всего одна девушка. Зато очень яркая и интересная.
Для ребят участие в реалити – это уникальная возможность сосредоточиться на главном и отсечь все лишнее, и не заниматься тем, что не приносит результат.
Имена участников и их проекты:
Айдар Зиннатуллин
Идейный вдохновитель и инвестор мобильного приложения “Поездка” – татарский “Бла Бла Кар”. Это приложение для междугородних поездок и отправки посылок.
Камиль Бахтеев
Стартап Use My Content, который с помощью искусственного интеллекта помогает рекламодателям найти блогеров.
Диана Басырова
Сооснователь маркетплейса бьюти-услуг UVIX.
Самат Фасхутдинов
Куратор проекта “Детский цифровой рубль”.
Ильнур Хазипов
основатель и CEO суперсервиса “Студент РТ”. Это приложение в виде соцсети для студентов Татарстана.
Кирилл Горшков
Основатель компании uTrip, которая специализируется на посуточной аренде квартир. Это комплексное решение по автоматизации бизнеса.
Мы обозначили срок – 6 недель, в течение которых ребята должны показать рост стартапа, будь то продажи или привлечение инвестиции, или выход на новую аудиторию.
Нашей главной целью при съемке реалити было в яркой интересной форме донести до зрителей (тех, у кого есть или только планируется стартап, и всех любопытствующих) стартап-кухню. Такие понятия, как MVP, юнит-экономика, поиск инвесторов, проблемы в команде, выстраивание первых продаж – это то, что не сильно близко и понятно людям, не работающим в стартап-индустрии или бизнесе. Нам важно донести эту внутреннюю экономическую кухню стартап-движения в прикольной форме.
В то же время, такие понятия, как осознанный выбор и постановка целей и личное развитие интересны более широкой аудитории. Поэтому те, кто сейчас находится в начале собственного пути – даже не в ИТ – могут получить свои ответы на примере наших героев.
Судя по отзывам, тем, кто уже посмотрел выпуски реалити, тема зашла. Это контент, который можно смотреть за обедом, а можно сидеть с блокнотом, и записывать тезисы за экспертами из каждого выпуска.
К слову об экспертах. Постоянный эксперт и одновременно ведущий реалити – уже упомянутый министр цифровизации Татарстана Айрат Хайруллин. Было интересно показать его, в том числе, как эксперта в области цифровизации и стартап-движения, и просто классного наставника для молодежи. Это удалось. Наставником также стал руководитель департамента развития технологического предпринимательства ИТ-парка и руководитель Стартап Хаба Алексей Таранов. Приглашенный эксперт в каждом выпуске свой.
Как прошел запуск реалити
Конечно, пока мы не пробили потолок просмотров. Но сегодня может быть тысяча, а завтра миллион, поэтому сильно мы не переживаем.
Один выпуск – одна тема. Первый был посвящен целям. Зрители знакомятся с каждым героем и узнают, какие цели они себе поставил и насколько верят в них и себя. У Айдара Зиннатуллина (“Поездка”) бизнес-цель – привлечь 30-50 млн рублей инвестиций, а личная – больше средств передавать на благотворительность. У Камиля Бахтеева (Use My Content) бизнес-цель – создать технологическое решение и выручка 30 млн рублей за 2023 год. Личная цель – научиться делать горизонт. Бизнес-цель Дианы Басыровой (UVIX) – 40 тыс. пользователей и запуск маркетплейса в Краснодаре и Москве в этом году. Личная цель – закрепить экспертную деятельность через личный бренд. У Самата Фасхутдинова бизнес-цель – стать федеральным проектом и сделать продукт массовым. У Ильнура Хазипова бизнес-цель – “закрыть” приложением Татарстан + достичь ретеншн 35%. Личная цель – провести ночную IT/Geek-конференцию и поехать на Expo в Японию. Бизнес-цель Кирилла Горшкова – выручка 5 млн рублей за 2023 год.
Василь Закиев
Эксперт первого выпуска, ИТ-предприниматель и преподаватель
Чем умнее человек, тем больше оправданий он может придумать, чтобы что-то не делать.
Первый выпуск о целях был самым просматриваемым, и это понятно: тема целеполагания актуальна для каждого человека. В целом в реалити наши эксперты много говорят о личном развитии с главными героями. В первой серии одним из заданий героям стало написание списка из 100 желаний. Это не из области ИТ или экономики, а психологии, что еще раз подтверждает, что только внутренний настрой и личность основателя на 100% влияет на то, каким будет бизнес и стартап – в большей степени, чем экономическая ситуация или рынок, на котором работает проект. В мировой экономике мы видим те же примеры.
Айрат Хайруллин
Министр цифровизации Республики Татарстан
Ставить настоящие цели – это очень сложно. Когда ты формулируешь себе цель, тебе может показаться, что ты ставишь себя в какие-то рамки, и это начинает сильно тревожить человека. Люди всегда пытаются этого избежать, думая, мол, как получится, так получится. Но, с другой стороны, если вы не будете четко формулировать цель, сложно будет совершать шаги и ежедневно поднимать себя с кровати, когда что-то не будет удаваться.
Цель должна быть зафиксирована. Умение записать ее на бумаге и проговорить вслух (а это может иногда пугать) дает тебе возможность понять, ради чего ты это делаешь. Зачем вообще делать свой бизнес? Ради какой мечты? Мечта вдохновляет и в сложные моменты жизни дает энергию и силы двигаться вперед”.
Второй выпуск был посвящен команде. Ребята рассказали, какая команда стоит за каждым из них. Вместе с экспертами они обсудили, о каких важных моментах стоит помнить в деловом партнерстве. В третьем выпуске поговорили об MVP. Ни один стартап не обходится без этого этапа, и мы решили узнать у участников реалити, есть ли MVP у них, разобрать, насколько оно эффективно, и, конечно, дать им обратную связь.
Впереди еще 3 выпуска. Нам очень интересно, с какими итогами – личными и в бизнесе – ребята придут к завершению проекта. Stay tuned!
dprotopopov
Ну понятно - делаем клон успешного бизнеса
В принципе и так можно - просто влей бабла побольше на рекламу, оборудование и по и оттесни первоисточник
Теперь надо решить задачу как найти бабла чтобы задавить, например, амазон (безос 200 миллиардов вечно зелёных)
andrewilife
Начни с шаурмы
dprotopopov
Ну а здесь в чём оригинальность идеи?
Путь чебурека?