Привет, Хабр! Я – Дмитрий Хлопов, руководитель направления сервисной поддержки инженерных и мультимедийных систем в компании КРОК. Мои коллеги часто делятся с сообществом не выдуманными историями из профессиональной жизни. Сегодня я добавлю еще один сюжет. Ситуация требовала впихнуть невпихуемое, быстро доставить на объект и провести монтаж в условиях, близких к экстремальным. Под катом – подробности, как это было: весело, холодно, и, главное, все работает.

Вскрытие покажет

Мы обслуживаем объекты одной крупной компании почти 20 лет. В основном это инженерная инфраструктура (ИБП, ДГУ, кондиционеры) региональных центров управления. Здесь аккумулируется информация с дорожных объектов, на которых ведутся работы. Всего по стране 35 таких центров. Несколько объектов расположены в Якутии. Регион большой, временами до ближайшего центра – много верст по очень непростой дороге, если таковая вообще имеется. 

Поэтому, если из-за отказа систем охлаждения накрывается серверная, работа прекращается, и сроки восстановления непрогнозируемы из-за территориальных и климатических особенностей. Так, конечно, не бывает: в случае даже грандиозного факапа подключается резервное кондиционирование,  и у сервисной службы есть немного времени оценить ситуацию и поменять оборудование.

Далее будут фотографии с другого выезда, которые позволяют понять атмосферу этого дивного места
Далее будут фотографии с другого выезда, которые позволяют понять атмосферу этого дивного места

Так случилось, что на одном из объектов, в 500 км от Якутска  и 1400 км от Магадана, по трассе “Колыма” в пос. Теплый Ключ “умер” промышленный кондиционер. Включился резервный.  Наши ребята приехали на место, провели диагностику и определили, что ремонт не поможет – надо менять. Нашли вариант замены.  Но действовать надо было оперативно: до Нового года успеть закупить оборудование, оформить его, придумать, как доставить, установить. На дворе конец ноября.

Еду в Магадан!

Промышленный кондиционер весит порядка 350 кг. Обычно такое оборудование мы везем фурой – если это зима, и лед на Лене и Алдане (двух реках по пути к Теплому Ключу) встает так, что может выдержать вес фуры. Навигацию по льду открывает МЧС, когда сочтет нужным. Мостов через Алдан и Лену по трассе Колыма нет.  Предвидится один, но его пока только строят.  

Купить промышленный кондиционер и необходимые для замены материалы поближе к Магадану или Якутску не получится (оборудование специфическое). Поэтому в нашем случае можно было везти только самолетом из Москвы до Магадана (потому что грузовые самолеты необходимого нам размера не летают в Якутск), а оттуда – почти полторы тысячи километров на микроавтобусе по трассе “Колыма”.

Нужно отметить, что в высоту кондиционер больше 2 метров, и занести его в грузовой отсек транспортного самолета (любого из доступных у перевозчиков) невозможно – он туда не влезет. Дело в том, что этот кондиционер можно перевозить только вертикально: если его перевернуть или положить горизонтально, из компрессора вытечет масло, а это может привести к тому, что оборудование просто не запустится.  

Ловкость рук и никакого мошенничества

В итоге одна часть нашей креативной команды разбирала кондиционер, отдельно упаковывая компрессор в коробку, вентилятор и другие навесные элементы. В результате уложенный горизонтально кондиционер поместился в самолет. Остальные его части, включая внешний блок, расположились рядом. Демонтированный контроллер – “мозг” кондея, – летел фактически бизнес-классом: в ручной клади инженеров, которые с набором инструментов летели на место встречать оборудование. Им предстояло прибыть заранее и договориться со специально обученными людьми, которые согласились бы отвезти кондиционер в том же разобранном состоянии за 1500 км, до Теплого Ключа. Нужно было еще закупить все необходимое для монтажа, в том числе технический газ. Управились за несколько дней: удалось договориться с водителем японского микроавтобуса, у которого был опыт подобных поездок.

Усть-Нера и вечность

Кондиционер со всеми пирогами прилетел. Теперь предстоял двухдневный путь по колымскому тракту в сторону Теплого Ключа. Еще, конечно, не зима по местным меркам, но и не жарко: днем минус 25, ночью – на 10 градусов ниже.  На этой трассе нет возможности остановиться на ночлег  в населенных пунктах, просто потому что негде.  Кроме большой деревни по дороге - в тысяче километрах от Магадана, – с романтичным названием Усть-Нера. Можно, конечно, заночевать на трассе в машине, но так себе идея: местные советуют всегда, особенно когда холодно, доезжать до какого-либо населенного места.

В деревеньке есть гостевой дом.  Если повезет с комнатой, удобства будут не на улице.  Но везет не всегда. Здесь же есть местный аэропортик, который используется редко , от силы пару месяцев в году для легкомоторной авиации. Усть-Нера – место действительно красивое (см. фото), кругом во всех смыслах дикая природа, прииски, людей нет. И подходящее, чтобы переночевать и доехать до места.

Не слишком Теплый Ключ

На этом объекте мы работаем преимущественно не летом, поэтому название звучит иронично. Коллегам предстояло восстановить проектную схему: работающий аварийный кондиционер вернуть в резерв, а сломанный заменить, собрав привезенный по новой. Задача штатная, но несколько усложнялась  необходимостью работы на улице при минус 30: требовалось  повесить внешний блок и спаять «зимний комплект» фреонового контура. Чтобы паять на улице в такой мороз, баллоны с газом нужно разогревать до комнатной температуры, иначе пропан на холоде превращается в жидкость. Делали три сварочных шва за несколько минут - и возвращались в помещение греться и греть баллоны. Поэтому варили в несколько этапов. За сутки справились. Счастливый заказчик жал руку, топил ребятам баню, приглашал приезжать еще. В следующем году предстоят профилактические работы. Так что обещали быть.

А у вас были похожие прецеденты? Приходилось ли восстанавливать оборудование в необычных местах или в экстремальных условиях? Пишите в комментариях и делитесь фото.

Комментарии (18)


  1. MountainGoat
    20.07.2023 15:14
    +18

    Как мы привезли и поставили кондиционер:

    1. Привезли.

    2. Поставили.


    1. tzlom
      20.07.2023 15:14
      +18

      1. Было холодно.


  1. Javian
    20.07.2023 15:14
    +2

    Наверное от завода-производителя кондиционера в Азии было ближе чем от Москвы.


  1. lexa
    20.07.2023 15:14
    +1

    А что за объект в Теплом Ключе требует промышленного кондиционера?


    1. himch
      20.07.2023 15:14

      Автор написал же во втором абзаце - компания занимается дорожными работами.

      Кстати, даже до этого отдаленного поселка доехал Google Street View и все можно посмотреть глазами на гуглокартах.


      1. lexa
        20.07.2023 15:14

        Я смотрел глазами из машины, удивлен.

        То есть там аэропорт Хандыги рядом - думал может туда.


  1. maniacz
    20.07.2023 15:14

    ну там прям какой-нибудь free-cooling просится


    1. lexa
      20.07.2023 15:14

      Летом в Якутии (бывает) очень жарко


  1. 13werwolf13
    20.07.2023 15:14
    +3

    при такой температуре "за бортом" прямо таки напрашивается вопрос: а почему бы не экономить хотя бы в зимнее время на кондиционерах используя фрикулинг?
    влажность, пыль, мелких насекомых удалять из воздуха не проблема, температуру можно регулировать задвижками И скоростью вращения турбины, а при -35° и ниже при определённом тепловыделении оборудования и размерах ввода и вывода при отказе турбин можно просто открыть задвижки на 100% и этого будет достаточно.

    и второй вопрос: а что именно в нетёплом ключе требует такого серьёзного подхода к охлаждению и аптайму?


  1. kox
    20.07.2023 15:14
    +7

    Был у меня прецедент час назад, хоть и связан не с IT, а с пищевым производством, но тем не менее холодильное оборудование выступает в главной роли. Ребята, изолируя трубы умудрились просверлить шуруповертом с саморезом трубу-нержавейку 120мм, а она полна жидкого фреона R-507. Феерично, весело.)


    1. vadimk91
      20.07.2023 15:14

      Фигассе, я думал в такие моменты надо противогаз одевать


      1. kox
        20.07.2023 15:14
        +3

        Не поможет: фреон тяжелее воздуха, он тупо вытесняет воздух из помещения. Если только изолированный противогаз. После этой ночи у меня пострадало 3 пальца на левой руке: температура кипения r-507 при атмосферном давлении примерно равна -45 градусов. Изрядное количество жидкого фреона попало на пальцы, теперь вот бо-бо.(


    1. exTvr
      20.07.2023 15:14
      +2

      Ребята, изолируя трубы умудрились просверлить шуруповертом с саморезом трубу-нержавейку 120мм, а она полна жидкого фреона R-507. Феерично, весело.)

      Да уж, воистЕну — shit happens.


  1. Isiirk
    20.07.2023 15:14
    +1

    Если уж вы его смогли разобрать и доставить, то почему не заменить только необходимые железки? зачем везти целиком, вряд ли там накрылись радиаторы и корпус например, которые и составляют основную массу?


    1. dvb-des
      20.07.2023 15:14
      +2

      Отремонтировать видимо компанию финансово не интересует. Проще и выгодней купить и привезти новый. Объект далеко и ездить на отказы после ремонта - так себе удовольствие.


      1. kox
        20.07.2023 15:14
        +4

        +1. Как инженер по сервису холодильного оборудования, я не представляю: что там можно было не отремонтировать? Если такой гроб решили тащить по такому интересному маршруту, в такую даль, то у меня две версии:

        1. Квалификация холодильщиков так себе.

        2. Очень хотелось продать железку.


        1. DmSting
          20.07.2023 15:14

          В статье написано "наши ребята приехали и диагностировали" - но по факту могли быть подрядчики/местные, которым особо доверия нет.

          А тут уж проще доплатить 100к руб сверху и гарантированно решить проблему, чем рисковать 1кк и повторно закупать железо в случае ошибки исполнителя.


  1. andi123
    20.07.2023 15:14
    +2

    Когда-то давно работал эникеем в дорожном строительстве. Рассказывали такую байку.

    Нужно было где-то в якутии построить дорогу или аэродром (сейчас точно не помню). Для этого нужен был там на месте асфальтобетонный завод. Они сейчас модульно компактные - помещаются в 10 фур. Так вот, в якутию их закидывали "русланами" (АН-124), потом там везли на место, монтировали и запускали. Когда все работы произвели, то завод там и бросили, потому как обратно его вывезти будет стоит больше чем сам завод.