Все круги ада ступени собеседований пройдены, заветный оффер прилетел на почту, и специалистка, не стряхнув эйфорию, окунается в трудовые будни не замечая, как её начинает засасывать трясина. Проходит месяц, другой, задачи наваливаются как из «рога изобилия», важно разобраться что с ними делать, «разгрести завалы». 

Вот такая картина рисуется после изучения десятков кейсов от джунов молодых специалистов. «Замкнутый круг», из которого попытаемся выбраться. Сообществу LivreLady рассказывают читательницы: 

«Недавно я устроилась джуном на работу-мечты. Меня взяли в довольно известную в России веб-студию. Я в течение полугода слала сюда резюме, напрашивалась на собес и вот мечта сбылась. Но оказаться в IT-среде не имея никакого профильного бэкграунда - то еще испытание. Словно попадаешь на другую планету. Ничего не понимаешь. Все менеджеры с опытом, у всех десятки проектов за плечами, а я, ощущая себя полной дурой, в очередной раз спрашиваю “А это задача на бэк или на фронт?” Ощущение того, что я ниже плинтуса не покидает. Кажется, что я тупо мешаюсь под ногами и программисты быстрее все сделают, если я лезть не буду. Но я же менеджер проекта, а значит именно я должна говорить им, что делать. Вот как быть? Все чаще думаю, что я не на своем месте. Может уволиться? Но мне нравится студия и то, что в ней происходит, какие проекты делают. Хочу быть частью этого». 

Изображение: freepik
Изображение: freepik

В статье мы обсудим, как можно повысить свои знания и навыки начинающему сотруднику без внешних дополнительных обучений, а именно проследовать по пути:

  • анализа текущей ситуации, чтобы понять, чему нужно учиться и какие пробелы в знаниях закрывать;

  • поиска источников знаний;

  • внедрения изменений в практику для получения устойчивого навыка.

Итак, поехали!

1. Проанализируйте область незнания / неумения

Данный шаг нужен, чтобы понять, где у вас пробелы в знаниях. Это позволит сфокусироваться на их устранении.

1.1. Проведите ревизию

В хорошо организованных компаниях при вступлении в должность ваша траектория идет по плану. Но, как показывает практика, далеко не все компании в достаточной степени администрируют свои рабочие процессы. Часто царит хаос и стихийность. Поэтому, чтобы собрать полный список и ничего не упустить:

Записывайте свои пробелы по ходу их появления

Для этого разделите лист бумаги вдоль, в левый столбец записывайте возникающие проблемы, а в правый столбец: какие знания, умения и навыки для этого нужны. 

Пример: продакт-менеджер за 2 рабочих дня внесла следующее

Проблемы

Знания, умения и навыки для этого нужны

не знала с кем со стороны заказчика общаться по требованиям, в итоге долго не могла ответить на вопросы команды разработки

при первом контакте с заказчиком сразу уточнять, к кому и по каким вопросам можно обратиться

взять имена и контакты

уточнить, когда коллеги со стороны заказчика доступны для связи 

час писала письмо-запрос на звонок с заказчиком для уточнения требований

перед звонком волновалась и переживала, не могла сосредоточиться, боялась, что зададут мне какой-то встречный вопрос и я не смогу ответить 

умение создавать типовые шаблоны писем для быстрого использования

умение составлять план встречи

знание и умение отвечать на вопросы

Пропишите весь ваш функционал и пробелы в знаниях, умениях, навыках

Это удобно это делать в табличной форме.

Пример: тимлид создал свой канал для обучения своих разрабов

Функционал

Пробел

Знания, умения и навыки для этого нужны

Выкладка постов с освещением тему

Написание текстового сопровождения к фото и видео в постах

Понимание как описать анонс

Как оформлять заставки

Выкладка видео с разбором тем

Как смонтировать видео

Какую программу использовать

Как сводить дорожки

Это более длительный, но и более эффективный и структурированный способ. 

Если функционал «размыт», не описан детально, то порой важно разграничить свои обязанности, прояснить недопонимания как можно раньше. Для этого инициируйте встречу с непосредственным руководителем или коллегами. 

1.2. Соберите «лягушки»

«Лягушки» – на международном сленге это неприятные задачи, то, что делать нам не хочется. При этом, часто мы не любим именно то, чего не понимаем, или не знаем как задачу выполнять, или она у нас плохо получается. 

Вспомните, что вы делать не любите? Что откладываете «на потом»?

«Лягушек» так же как и в предыдущих пунктов добавьте в список или в таблицу.

Пример: начинающий тимлид фронта

«Лягушка»

Пробел

прогнозирование времени на задачи

не знаю как это делать

как распределить работу и управление

не знаю как совместить

1.3. Прислушивайтесь к отзывам о своей работе 

Иногда для обнаружения своих «зон роста» (слабых мест) после адаптационного периода уместно опросить коллег, руководителей, партнеров – тех, с кем взаимодействуете. Попросите дать оценку вашей работе: что вы делаете хорошо и что можно улучшить. Обязательно записывайте сказанное, чтобы была возможность вернуться к записям и через некоторое время опросить повторно об изменениях в работе. 

Ещё можно опрашивать клиентов, особенно «свеже ушедших». Если у вас есть «книга отзывов», внимательно изучайте каждое обращение, лично выходите на контакт.

Реальный кейс от Анонима: «Во многих профессиях перед получением большого заказа или перехода к постоянному сотрудничеству принято выполнять тестовые задания (иллюстрация и дизайн, монтаж видео, копирайтинг, редактура и т.д.). Если ваше тестовое задание отклонили, поинтересуйтесь у заказчика, что именно ему не понравилось.» 

2. Найдите источники знаний

На предыдущем шаге мы выявили проблемные узлы, а теперь мы будем учиться их закрывать. Для этого сначала определимся, где мы можем найти информацию о том как делать правильно / качественно.

Если вам не хватает знаний, то выйти за источники знаний можно как самостоятельно, так и с помощью коллег и руководителей.

2.1. Соберите самостоятельно


Найдите источники самостоятельно, вбив запрос в строку поисковика. 

Но важно помнить, что часто самое актуальное в авангардных областях знаний издается на английском языке. Чтобы найти источник на английском, сделайте следующее:

  1. Переведите название области, в которой хотите повысить свои компетенции, на английский. Не забудьте, что часто к слову или словосочетанию можно найти несколько синонимов.

  2. В поисковике вбейте «название области books» или «название области best books».

Пример. Если вы начинающий грумер, то: грумер, англ. – «groomer»

Изображение: yandex
Изображение: yandex

Пример. Нужно найти актуальную информацию по промышленному дизайну

Промышленный дизайн, англ. – «industrial design book». В результатах поиска отображается подборка бестселлеров на Amazon: «Best Sellers in Industrial Design».

Изображение: amazon
Изображение: amazon

2.2. Соберите источники знаний с помощью коллег и руководителей

Вокруг вас есть коллеги, которые справляются успешнее вас? А есть руководители, которые «прошли» вашу позицию и выросли, благодаря достижениям? А может быть, если вы недавно вступили в должность, есть возможность пообщаться с предшественником? Замечательно! Начинаем сбор источников знаний.

Попросите выделить для вас время и опросите их, ориентируясь на список нужных вам знаний, который вы собрали в 1 Шаге. Чтобы минимизировать вероятность отказа, предложите взамен свою помощь по какому-либо вопросу. Или пригласите на обед за ваш счет. 

Перед встречей, заранее составьте список вопросов, например, таких:

  • Что читали чтобы научиться?

  • Какие видео смотрели?

  • На что подписаны в TG, в ВК, на YouTube и т.п.?

  • Кого считают гуру в нужной области знаний и почему?

  • Кого можно опросить, взять интервью?

  • Как я могу улучшить компетенции, чтобы лучше выполнять свои задачи лучше и быстрее?

  • Как выглядит образ оптимально выполненной задачи, работы?

Тут же можно и спросить, как именно сами коллеги или руководители учились? Как встроили обучение в рабочий процесс? Не бойтесь показаться невежей. Профессиональное любопытство – признак вовлеченности в процесс, ваше стремления к выполнению работы быстрее и качественнее. 

Помимо прямых разговоров с открыто озвученной целью – «Поделитесь, пожалуйста знаниями и источниками!», можно собирать информацию и «подпольно», как бы между прочим. На совместном обеде, например, можно сделать комплимент коллеге и добавить свой вопрос: «Отличная работа! Как ты достиг этого? Я тоже хочу этому научиться».

2.3. А что после сбора источников?

После того как собрали источники, не спешите сразу всё изучать. Проверьте собранные вами рекомендации на актуальность и полезность. Выберите лучшее для вас  – исходя из ваших входных данных, ваших запросов. 

Итак, у вас накоплен большой список источников и рекомендаций. Далее бегло просмотрите всё и:

Расставьте приоритеты по важным для вас параметрам, чтобы понимать в каком порядке приступить к самообучению. 

Примеры параметров: 

  • от простого к сложному, от первоначальных источников к новейшим публикациям, от самого актуального для вас к менее актуальному, от часто рекомендуемым источникам к менее (по дате выпуска книги, например) и т.д. 

  • что можно применить уже сейчас и сразу получить результат или нужно отложить.

Продумайте, как вы внедрите изучение в свою жизнь на регулярной основе. 

Например, простые видео/подкасты, где низкая концентрация знаний, можно отсматривать во время прогулки с собакой, на беговой дорожке. Сложные источники, требующие концентрации, можно встроить в моменты, когда вас никто не отвлекает. Некоторые приезжают на работу заранее, чтобы в тишине выделить время на самообучение и ведение конспекта.

Реализуйте план, анализируйте еженедельно 

Важная рекомендация – еженедельный обзор выполненного и анализ того, что не получилось. Помимо этого, делайте записи, создавайте методички – инструкции. Они могут пригодиться не только вам, но и вашим коллегам в настоящем и будущем. 

Рассказывает наша читательница книги «Она вне шаблона» Мария Р.: «Устроилась на работу в новую фирму. Задача - разрабатывать топологию печатных плат. Ни разу в жизни этого не делала. Попросила помочь коллегу. Он мне все по шагам объяснял. Я все его объяснения быстро-быстро записывала по пунктам. Позже сделала для себя пошаговую инструкцию, которая дополнялась по мере возникновения у меня вопросов. Каждую задачу записывала с отдельного листа, так было проще ориентироваться в записях. Такие конспекты прекрасно помогали быстро войти в область. Позже эти конспекты помогли другим новичкам войти в курс». 

Итак, после шага 2 изучение источников даст хорошую теоретическую базу, фундамент, на котором будем строиться ваша экспертность, но не гарантирует, что всё это на практике легко будет реализовано. Важно практиковаться.

Пора подключать навыки, переходим к 3 Шагу.

3. Повысьте компетенции, практикуйтесь

Знать как водить машину и реально уметь водить машину – 2 большие разницы. Для развития компетенций нам понадобятся созданные на 1 Шаге списки недостающих знаний, умений и навыков, теоретическая база с 2 Шага, а также решимость воплотить это в практику.

Но как можно повышать компетенции помимо всем известной техники «наработать шишки естественным путем»?

3.1. Делайте как коллеги-профессионалы 

Копируйте работу коллег:

  • Инициируйте, чтобы ваш стол в офисе был рядом с самыми опытными и результативными;

  • Запросите возможность прослушать звонки / наблюдать за экраном, сейчас во многих компаниях есть автоматическая запись и такая практика реализована, затем сразу пробуйте действовать аналогично;

  • Предложить свои услуги ассистента, особенно если работа «в полях», вне офиса, делайте работу вместе. 

Реальный кейс от нашей читательницы: «Пришел в дизайнерскую контору еще учась на 3-м курсе института. Ничего не знал, объяснять никто ничего не хотел. Тогда я привязался к дизайнеру и стал сидеть около него и записывать всё, что он делает. Иногда спрашивал «А это зачем? А почему так?» Потом так же пристал к девочке дизайнеру. На планерках фиксировал все рекомендации и недовольство начальника. Через несколько лет с товарищами открыли свою маленькую студию, где сам дизайнирил. Сейчас работаю в крупной веб-студии.»  

3.2. Организуйте обмен опытом

Обмен опытом – частая практика. Если в вашей компании её нет – можно организовать самостоятельно. Выходите с инициативой, перед этим заручитесь поддержкой нескольких влиятельных коллег, открытых к обмену. 

Пример, аналитик к банке: «При нашем банке была создана «Мастерская аналитиков», где мы с другими аналитиками встречались несколько раз в месяц и показывали, как именно решали ту или иную задачу, пошагово. Тему выбирали сами то, в чем каждый силен. Встречи проходили в специально оборудованном классе с компьютерами, где каждый мог попробовать сделать так же, как показывает «Мастеру дня», а если не получалось, то можно было задать вопрос или обсудить. Очень полезный формат!» 

Также, зачастую специалист может расти не вглубь своей профессии, а за ее пределы, опыт обмена может быть и «вширь». Например, копирайтеру полезно понимать, как работают другие подразделения, например, отдел продаж.  В большинстве профессий есть смежные области, изучение которых поможет повысить вашу эффективность. Для этого во многих компаниях организуются практические стажировки в смежных подразделениях.

3.3. Ваши возможности

Вы прочитали статью, и если возникло полное понимание что и как нужно сделать, то остается только одно – начать и делать систематически. А при возникновении трудностей обращайтесь в клуб LivreLady через форму опишите ситуацию, мы вам поможем!

Авторы: участницы делового клуба LivreLady Василиса Акашева, Мария Резникова, Екатерина Светлакова, Юлия Максимкина и соавторы книги «ОНА вне шаблона».

Комментарии (5)


  1. prok_iv
    30.07.2023 14:29

    как показывает практика, далеко не все компании в достаточной степени администрируют свои рабочие процессы.

    Вне IT и если это не западная компания, то хорошо если вообще администрируют.:))

    Тогда я привязался к дизайнеру и стал сидеть около него и записывать всё, что он делает.

    Когда работал по сменам и надо было понять что делают другие отделы в проекте, то подходил к руководителю другого отдела и просил провести день с их сотрудниками. Просто рядом посидеть, посмотреть, поспрашивать, понять "что болит". Никто никогда не отказывал! Но на общей производительности в будущих проектах выстрелило потом много раз. Знание откуда данные приходят , куда уходят и чем та или иная информация важна для отделов, очень помогает. (Например, кто-то не потратил 5 минут в одном отделе, думая что ерунда, а из-за этого потом в другом отделе тратится в 4 раза больше времени.) Жаль, что это лишь урывками можно делать при постоянной нагрузке и обычно решалось в рамках рабочих дней, когда человек мог подойти к любому и уточнить вопрос, который не понятен.

    Еще, возможно будет полезно при какой-то работе, особенно, которая займет очень много времени в условиях большой нагрузки , уточнить у внутреннего/внешнего "заказчика" важные критерии оценки. В противном случае можно выложиться на полную оттачивая все до великолепия, а окажется, что в этом не было необходимости. Ситуативно, но бывает.

    P.S. Отличная статья. Особенно для тех кто не имел опыта работы в коллективах где за сокрытие информации от тех кто тянется к знаниям в рамках функционала могут и не понять.:)


  1. ildarin
    30.07.2023 14:29
    +1

    В этой статье меня лично коробит несколько моментов:

    1. Феминизм, феминитивы. В стране с огромными проблемами с мизандрией очень не хватает прав женщинам и освещения их проблем, ага. (Уровень самоубийств среди мужчин в России №1 в мире и в шесть раз выше, чем среди женщин; погибших в результате домашнего насилия мужчин в разы больше; воинская повинность; смертность мужчин в разы выше; срок дожития мужчин ниже; пенсионный возраст мужчин выше; проблемы со здоровьем, наркотиками (алкоголь, никотин); агрессия по отношению к мужчинам выше и т.д.) А эти еще и усугубляют. Мизандрия не просто в социуме, а на уровне законодательства.

    2. Уделение особого вниманию в статье одному из полов. Банальный сексизм - мизандрия.

    3. Статья не имеет ничего общего с ИТ. "Вчера сходил на рыбалку, мне позвонили на ватсап" - это не про айти, хоть там и про ватсап. Т.е. она вообще не соответствует тематике сайта.

    4. Очередная простыня ради медийности с кучей ссылок на свои ресурсы.

    А так гайд на тему как стать самоучкой - великолепный. Особенно совет "Повысьте компетенции, практикуйтесь". Так вот зачем лабораторные и практические работы в универе нужны были, а я то думал, чтоб поболтать с однокурсниками однокурсницами.


    1. victoria_womantive
      30.07.2023 14:29
      -3

      Уважаемый коллега! Напишите пожалуйста, куда вам прислать файл? Я подарю лично вам "Краткий словарь иностранных слов" под редакцией И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова, чтобы вы познакомились со значениями большего количества иностранных слов, кроме "мизандрия". Например, таких как -- "коллизия", "оказия" или "проблема". Это как раз будет "лабораторная работа" в реальности, чтобы попрактиковаться для повышения компетенций. Чтение словарей значительно отстраивает от конкуренции, независимо от принадлежности к определенной (узкой) области профессии. И примеры метафор, для блеска мысли будут ярче, чем сравнения -- "ватсап" и "рыбалка". С уважением, Виктория.


      1. ildarin
        30.07.2023 14:29
        +1

        Не понял, что значит отстраивать от конкуренции. После "примеры метафор" запятая не нужна, кстати. А в словариках нередко чушь пишут, я об этом статью даже написал.

        А так - ваш ответ это просто завуалированное обесценивание, хамство и переход на личности. Я на личности не переходил, лишь поделился мнением. П.С. мы не коллеги.


  1. Malerika
    30.07.2023 14:29

    Прикольно. В статье для новичков находят сексизм из-за феминитивов =)

    На самом деле когда ты новичок и рядом нет классных коллег, которые готовы научить, показать, объяснить, то паника и каша становятся проблемами для рационального подхода и поиска решений. Статья как раз про то, что можно собраться в кучку и следуя простым рекомендациям можно спокойно и планомерно набираться знаний.