Все круги ада ступени собеседований пройдены, заветный оффер прилетел на почту, и специалистка, не стряхнув эйфорию, окунается в трудовые будни не замечая, как её начинает засасывать трясина. Проходит месяц, другой, задачи наваливаются как из «рога изобилия», важно разобраться что с ними делать, «разгрести завалы».
Вот такая картина рисуется после изучения десятков кейсов от джунов молодых специалистов. «Замкнутый круг», из которого попытаемся выбраться. Сообществу LivreLady рассказывают читательницы:
«Недавно я устроилась джуном на работу-мечты. Меня взяли в довольно известную в России веб-студию. Я в течение полугода слала сюда резюме, напрашивалась на собес и вот мечта сбылась. Но оказаться в IT-среде не имея никакого профильного бэкграунда - то еще испытание. Словно попадаешь на другую планету. Ничего не понимаешь. Все менеджеры с опытом, у всех десятки проектов за плечами, а я, ощущая себя полной дурой, в очередной раз спрашиваю “А это задача на бэк или на фронт?” Ощущение того, что я ниже плинтуса не покидает. Кажется, что я тупо мешаюсь под ногами и программисты быстрее все сделают, если я лезть не буду. Но я же менеджер проекта, а значит именно я должна говорить им, что делать. Вот как быть? Все чаще думаю, что я не на своем месте. Может уволиться? Но мне нравится студия и то, что в ней происходит, какие проекты делают. Хочу быть частью этого».
В статье мы обсудим, как можно повысить свои знания и навыки начинающему сотруднику без внешних дополнительных обучений, а именно проследовать по пути:
анализа текущей ситуации, чтобы понять, чему нужно учиться и какие пробелы в знаниях закрывать;
поиска источников знаний;
внедрения изменений в практику для получения устойчивого навыка.
Итак, поехали!
1. Проанализируйте область незнания / неумения
Данный шаг нужен, чтобы понять, где у вас пробелы в знаниях. Это позволит сфокусироваться на их устранении.
1.1. Проведите ревизию
В хорошо организованных компаниях при вступлении в должность ваша траектория идет по плану. Но, как показывает практика, далеко не все компании в достаточной степени администрируют свои рабочие процессы. Часто царит хаос и стихийность. Поэтому, чтобы собрать полный список и ничего не упустить:
Записывайте свои пробелы по ходу их появления
Для этого разделите лист бумаги вдоль, в левый столбец записывайте возникающие проблемы, а в правый столбец: какие знания, умения и навыки для этого нужны.
Пример: продакт-менеджер за 2 рабочих дня внесла следующее
Проблемы |
Знания, умения и навыки для этого нужны |
не знала с кем со стороны заказчика общаться по требованиям, в итоге долго не могла ответить на вопросы команды разработки |
при первом контакте с заказчиком сразу уточнять, к кому и по каким вопросам можно обратиться взять имена и контакты уточнить, когда коллеги со стороны заказчика доступны для связи |
час писала письмо-запрос на звонок с заказчиком для уточнения требований перед звонком волновалась и переживала, не могла сосредоточиться, боялась, что зададут мне какой-то встречный вопрос и я не смогу ответить |
умение создавать типовые шаблоны писем для быстрого использования умение составлять план встречи знание и умение отвечать на вопросы |
Пропишите весь ваш функционал и пробелы в знаниях, умениях, навыках
Это удобно это делать в табличной форме.
Пример: тимлид создал свой канал для обучения своих разрабов
Функционал |
Пробел |
Знания, умения и навыки для этого нужны |
Выкладка постов с освещением тему |
Написание текстового сопровождения к фото и видео в постах |
Понимание как описать анонс Как оформлять заставки |
Выкладка видео с разбором тем |
Как смонтировать видео |
Какую программу использовать Как сводить дорожки |
Это более длительный, но и более эффективный и структурированный способ.
Если функционал «размыт», не описан детально, то порой важно разграничить свои обязанности, прояснить недопонимания как можно раньше. Для этого инициируйте встречу с непосредственным руководителем или коллегами.
1.2. Соберите «лягушки»
«Лягушки» – на международном сленге это неприятные задачи, то, что делать нам не хочется. При этом, часто мы не любим именно то, чего не понимаем, или не знаем как задачу выполнять, или она у нас плохо получается.
Вспомните, что вы делать не любите? Что откладываете «на потом»?
«Лягушек» так же как и в предыдущих пунктов добавьте в список или в таблицу.
Пример: начинающий тимлид фронта
«Лягушка» |
Пробел |
прогнозирование времени на задачи |
не знаю как это делать |
как распределить работу и управление |
не знаю как совместить |
1.3. Прислушивайтесь к отзывам о своей работе
Иногда для обнаружения своих «зон роста» (слабых мест) после адаптационного периода уместно опросить коллег, руководителей, партнеров – тех, с кем взаимодействуете. Попросите дать оценку вашей работе: что вы делаете хорошо и что можно улучшить. Обязательно записывайте сказанное, чтобы была возможность вернуться к записям и через некоторое время опросить повторно об изменениях в работе.
Ещё можно опрашивать клиентов, особенно «свеже ушедших». Если у вас есть «книга отзывов», внимательно изучайте каждое обращение, лично выходите на контакт.
Реальный кейс от Анонима: «Во многих профессиях перед получением большого заказа или перехода к постоянному сотрудничеству принято выполнять тестовые задания (иллюстрация и дизайн, монтаж видео, копирайтинг, редактура и т.д.). Если ваше тестовое задание отклонили, поинтересуйтесь у заказчика, что именно ему не понравилось.»
2. Найдите источники знаний
На предыдущем шаге мы выявили проблемные узлы, а теперь мы будем учиться их закрывать. Для этого сначала определимся, где мы можем найти информацию о том как делать правильно / качественно.
Если вам не хватает знаний, то выйти за источники знаний можно как самостоятельно, так и с помощью коллег и руководителей.
2.1. Соберите самостоятельно
Найдите источники самостоятельно, вбив запрос в строку поисковика.
Но важно помнить, что часто самое актуальное в авангардных областях знаний издается на английском языке. Чтобы найти источник на английском, сделайте следующее:
Переведите название области, в которой хотите повысить свои компетенции, на английский. Не забудьте, что часто к слову или словосочетанию можно найти несколько синонимов.
В поисковике вбейте «название области books» или «название области best books».
Пример. Если вы начинающий грумер, то: грумер, англ. – «groomer»
Пример. Нужно найти актуальную информацию по промышленному дизайну
Промышленный дизайн, англ. – «industrial design book». В результатах поиска отображается подборка бестселлеров на Amazon: «Best Sellers in Industrial Design».
2.2. Соберите источники знаний с помощью коллег и руководителей
Вокруг вас есть коллеги, которые справляются успешнее вас? А есть руководители, которые «прошли» вашу позицию и выросли, благодаря достижениям? А может быть, если вы недавно вступили в должность, есть возможность пообщаться с предшественником? Замечательно! Начинаем сбор источников знаний.
Попросите выделить для вас время и опросите их, ориентируясь на список нужных вам знаний, который вы собрали в 1 Шаге. Чтобы минимизировать вероятность отказа, предложите взамен свою помощь по какому-либо вопросу. Или пригласите на обед за ваш счет.
Перед встречей, заранее составьте список вопросов, например, таких:
Что читали чтобы научиться?
Какие видео смотрели?
На что подписаны в TG, в ВК, на YouTube и т.п.?
Кого считают гуру в нужной области знаний и почему?
Кого можно опросить, взять интервью?
Как я могу улучшить компетенции, чтобы лучше выполнять свои задачи лучше и быстрее?
Как выглядит образ оптимально выполненной задачи, работы?
…
Тут же можно и спросить, как именно сами коллеги или руководители учились? Как встроили обучение в рабочий процесс? Не бойтесь показаться невежей. Профессиональное любопытство – признак вовлеченности в процесс, ваше стремления к выполнению работы быстрее и качественнее.
Помимо прямых разговоров с открыто озвученной целью – «Поделитесь, пожалуйста знаниями и источниками!», можно собирать информацию и «подпольно», как бы между прочим. На совместном обеде, например, можно сделать комплимент коллеге и добавить свой вопрос: «Отличная работа! Как ты достиг этого? Я тоже хочу этому научиться».
2.3. А что после сбора источников?
После того как собрали источники, не спешите сразу всё изучать. Проверьте собранные вами рекомендации на актуальность и полезность. Выберите лучшее для вас – исходя из ваших входных данных, ваших запросов.
Итак, у вас накоплен большой список источников и рекомендаций. Далее бегло просмотрите всё и:
Расставьте приоритеты по важным для вас параметрам, чтобы понимать в каком порядке приступить к самообучению.
Примеры параметров:
от простого к сложному, от первоначальных источников к новейшим публикациям, от самого актуального для вас к менее актуальному, от часто рекомендуемым источникам к менее (по дате выпуска книги, например) и т.д.
что можно применить уже сейчас и сразу получить результат или нужно отложить.
Продумайте, как вы внедрите изучение в свою жизнь на регулярной основе.
Например, простые видео/подкасты, где низкая концентрация знаний, можно отсматривать во время прогулки с собакой, на беговой дорожке. Сложные источники, требующие концентрации, можно встроить в моменты, когда вас никто не отвлекает. Некоторые приезжают на работу заранее, чтобы в тишине выделить время на самообучение и ведение конспекта.
Реализуйте план, анализируйте еженедельно
Важная рекомендация – еженедельный обзор выполненного и анализ того, что не получилось. Помимо этого, делайте записи, создавайте методички – инструкции. Они могут пригодиться не только вам, но и вашим коллегам в настоящем и будущем.
Рассказывает наша читательница книги «Она вне шаблона» Мария Р.: «Устроилась на работу в новую фирму. Задача - разрабатывать топологию печатных плат. Ни разу в жизни этого не делала. Попросила помочь коллегу. Он мне все по шагам объяснял. Я все его объяснения быстро-быстро записывала по пунктам. Позже сделала для себя пошаговую инструкцию, которая дополнялась по мере возникновения у меня вопросов. Каждую задачу записывала с отдельного листа, так было проще ориентироваться в записях. Такие конспекты прекрасно помогали быстро войти в область. Позже эти конспекты помогли другим новичкам войти в курс».
Итак, после шага 2 изучение источников даст хорошую теоретическую базу, фундамент, на котором будем строиться ваша экспертность, но не гарантирует, что всё это на практике легко будет реализовано. Важно практиковаться.
Пора подключать навыки, переходим к 3 Шагу.
3. Повысьте компетенции, практикуйтесь
Знать как водить машину и реально уметь водить машину – 2 большие разницы. Для развития компетенций нам понадобятся созданные на 1 Шаге списки недостающих знаний, умений и навыков, теоретическая база с 2 Шага, а также решимость воплотить это в практику.
Но как можно повышать компетенции помимо всем известной техники «наработать шишки естественным путем»?
3.1. Делайте как коллеги-профессионалы
Копируйте работу коллег:
Инициируйте, чтобы ваш стол в офисе был рядом с самыми опытными и результативными;
Запросите возможность прослушать звонки / наблюдать за экраном, сейчас во многих компаниях есть автоматическая запись и такая практика реализована, затем сразу пробуйте действовать аналогично;
Предложить свои услуги ассистента, особенно если работа «в полях», вне офиса, делайте работу вместе.
Реальный кейс от нашей читательницы: «Пришел в дизайнерскую контору еще учась на 3-м курсе института. Ничего не знал, объяснять никто ничего не хотел. Тогда я привязался к дизайнеру и стал сидеть около него и записывать всё, что он делает. Иногда спрашивал «А это зачем? А почему так?» Потом так же пристал к девочке дизайнеру. На планерках фиксировал все рекомендации и недовольство начальника. Через несколько лет с товарищами открыли свою маленькую студию, где сам дизайнирил. Сейчас работаю в крупной веб-студии.»
3.2. Организуйте обмен опытом
Обмен опытом – частая практика. Если в вашей компании её нет – можно организовать самостоятельно. Выходите с инициативой, перед этим заручитесь поддержкой нескольких влиятельных коллег, открытых к обмену.
Пример, аналитик к банке: «При нашем банке была создана «Мастерская аналитиков», где мы с другими аналитиками встречались несколько раз в месяц и показывали, как именно решали ту или иную задачу, пошагово. Тему выбирали сами – то, в чем каждый силен. Встречи проходили в специально оборудованном классе с компьютерами, где каждый мог попробовать сделать так же, как показывает «Мастеру дня», а если не получалось, то можно было задать вопрос или обсудить. Очень полезный формат!»
Также, зачастую специалист может расти не вглубь своей профессии, а за ее пределы, опыт обмена может быть и «вширь». Например, копирайтеру полезно понимать, как работают другие подразделения, например, отдел продаж. В большинстве профессий есть смежные области, изучение которых поможет повысить вашу эффективность. Для этого во многих компаниях организуются практические стажировки в смежных подразделениях.
3.3. Ваши возможности
Вы прочитали статью, и если возникло полное понимание что и как нужно сделать, то остается только одно – начать и делать систематически. А при возникновении трудностей обращайтесь в клуб LivreLady через форму опишите ситуацию, мы вам поможем!
Авторы: участницы делового клуба LivreLady Василиса Акашева, Мария Резникова, Екатерина Светлакова, Юлия Максимкина и соавторы книги «ОНА вне шаблона».
Комментарии (5)
ildarin
30.07.2023 14:29+1В этой статье меня лично коробит несколько моментов:
Феминизм, феминитивы. В стране с огромными проблемами с мизандрией очень не хватает прав женщинам и освещения их проблем, ага. (Уровень самоубийств среди мужчин в России №1 в мире и в шесть раз выше, чем среди женщин; погибших в результате домашнего насилия мужчин в разы больше; воинская повинность; смертность мужчин в разы выше; срок дожития мужчин ниже; пенсионный возраст мужчин выше; проблемы со здоровьем, наркотиками (алкоголь, никотин); агрессия по отношению к мужчинам выше и т.д.) А эти еще и усугубляют. Мизандрия не просто в социуме, а на уровне законодательства.
Уделение особого вниманию в статье одному из полов. Банальный сексизм - мизандрия.
Статья не имеет ничего общего с ИТ. "Вчера сходил на рыбалку, мне позвонили на ватсап" - это не про айти, хоть там и про ватсап. Т.е. она вообще не соответствует тематике сайта.
Очередная простыня ради медийности с кучей ссылок на свои ресурсы.
А так гайд на тему как стать самоучкой - великолепный. Особенно совет "Повысьте компетенции, практикуйтесь". Так вот зачем лабораторные и практические работы в универе нужны были, а я то думал, чтоб поболтать с
однокурсникамиоднокурсницами.victoria_womantive
30.07.2023 14:29-3Уважаемый коллега! Напишите пожалуйста, куда вам прислать файл? Я подарю лично вам "Краткий словарь иностранных слов" под редакцией И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова, чтобы вы познакомились со значениями большего количества иностранных слов, кроме "мизандрия". Например, таких как -- "коллизия", "оказия" или "проблема". Это как раз будет "лабораторная работа" в реальности, чтобы попрактиковаться для повышения компетенций. Чтение словарей значительно отстраивает от конкуренции, независимо от принадлежности к определенной (узкой) области профессии. И примеры метафор, для блеска мысли будут ярче, чем сравнения -- "ватсап" и "рыбалка". С уважением, Виктория.
ildarin
30.07.2023 14:29+1Не понял, что значит отстраивать от конкуренции. После "примеры метафор" запятая не нужна, кстати. А в словариках нередко чушь пишут, я об этом статью даже написал.
А так - ваш ответ это просто завуалированное обесценивание, хамство и переход на личности. Я на личности не переходил, лишь поделился мнением. П.С. мы не коллеги.
Malerika
30.07.2023 14:29Прикольно. В статье для новичков находят сексизм из-за феминитивов =)
На самом деле когда ты новичок и рядом нет классных коллег, которые готовы научить, показать, объяснить, то паника и каша становятся проблемами для рационального подхода и поиска решений. Статья как раз про то, что можно собраться в кучку и следуя простым рекомендациям можно спокойно и планомерно набираться знаний.
prok_iv
Вне IT и если это не западная компания, то хорошо если вообще администрируют.:))
Когда работал по сменам и надо было понять что делают другие отделы в проекте, то подходил к руководителю другого отдела и просил провести день с их сотрудниками. Просто рядом посидеть, посмотреть, поспрашивать, понять "что болит". Никто никогда не отказывал! Но на общей производительности в будущих проектах выстрелило потом много раз. Знание откуда данные приходят , куда уходят и чем та или иная информация важна для отделов, очень помогает. (Например, кто-то не потратил 5 минут в одном отделе, думая что ерунда, а из-за этого потом в другом отделе тратится в 4 раза больше времени.) Жаль, что это лишь урывками можно делать при постоянной нагрузке и обычно решалось в рамках рабочих дней, когда человек мог подойти к любому и уточнить вопрос, который не понятен.
Еще, возможно будет полезно при какой-то работе, особенно, которая займет очень много времени в условиях большой нагрузки , уточнить у внутреннего/внешнего "заказчика" важные критерии оценки. В противном случае можно выложиться на полную оттачивая все до великолепия, а окажется, что в этом не было необходимости. Ситуативно, но бывает.
P.S. Отличная статья. Особенно для тех кто не имел опыта работы в коллективах где за сокрытие информации от тех кто тянется к знаниям в рамках функционала могут и не понять.:)