Рабочий день на линии старта, задачи ждут вашего внимания, время в течение дня распределено и… медленно утекает. А вы делаете что угодно, кроме  запланированного. Просто заставить себя работать не получается. В итоге дела копятся, уверенность в своих силах тает, а жизнь с каждым днем превращается в гонку за уходящим поездом.

Знакомо?

Психологи расскажут вам, что имя этому явлению «прокрастинация», продадут кипу умных книг, на прочтение которых вы потратите еще кучу времени, НЕ выполняя задачи. 

А не плевать ли, как это называется?

Факт 1. У вас есть рабочие задачи, их список пополняется с завидной регулярностью.

Факт 2. Ресурс времени, который вы можете посвятить работе, ограничен. 

Факт 3. Вы НЕ закрываете необходимый объем работ. 

Причин, кстати, не так много. 

Например, системный аналитик взялся за новый проект. Ему дали задание сделать постановку на маленькую API. Аналитик сказал, что сделает за 3 дня. НО! Только через 3 дня он раскопал, где брать данные. Голова пухнет, задачи разрастаются как снежный ком, а дело не продвигается быстрее. К концу рабочего дня соображалка не соображает, а делалка не делает. Ура, нам поможет переработка! Но нет, если сидеть над задачей допоздна, то наутро мозг вовсе отказывается работать.

Или другой пример. Дано: контент менеджер с многолетним опытом – классный специалист, который любит свою работу, серьезная болезнь на несколько месяцев вывела его из строя. Болезнь прошла, любимая работа распахнула объятия, но… Почему-то те кейсы, которые раньше можно было выполнить за пару часов, теперь растягиваются на пару дней. И снова ситуация приходит в точку предыдущего примера – усталость, завал, и полное нежелание делать хоть что-то. 

Не будем долго копаться в том, как нами разбирались и диагностировались эти ситуации. Именно в этих случаях все свелось к тому, что специалисты не могли включиться в свою текущую задачу, постоянно отвлекались на другие дела, а их внимание скакало по списку To do. Это и было сутевым корнем проблемы. 

Image by wayhomestudio on Freepik

Работа, кстати, сама по себе может не особо нравиться. Несмотря на то, что сейчас в каждом выберите_граме популярна идея, что делать нужно только то, что нравится, а значит - нужно бросить все и искать свое призвание.

А как быть тем, у кого ипотека, обычные жизненные потребности и работа ради денег?

Например, тимлид бэкенд программистов часто работала по ночам. Людей не хватало и ей приходилось затыкать дыры собой. Какое-то время эта проблема решалась: людей в команду искали, собеседований было много и через несколько недель было отобрано 3 кандидата. Но с появлением новичков, работы тимлиду только привалило, ведь в планинге добавился еще и онбординг. 

Спустя короткое время в таком режиме, героиня примера взвыла от нагрузки. Она поняла, что не может заставить себя работать. Прошерстив вакансии на рынке, она выяснила, что аналогичную зарплату могут предложить только в финтехе, но там, судя по отзывам, ситуация не лучше. То есть деньги и возможность их зарабатывать есть, а легкого счастья и здесь нет. 

Работы, которая будет состоять только из приятных моментов (и приносить деньги) НЕ СУЩЕСТВУЕТ. А если кто-то говорит вам, что это не так, либо искренне врет сам себе, либо не договаривает вам. Задачи, которые вы будете делать с удовольствием, составят от 1 до 15% – как повезет. При этом будет поток нелюбимых, неприятных и неинтересных задач, которые вас раздавят, если вы не научитесь их смиренно принимать… героически решать… просто делать.

Воспользуйтесь приемами входа в рабочее состояние, которые участницы клуба независимых исследовательниц LivreLady подробно разобрали в своей книге «ОНА вне шаблона». Перед вами часть решений из неё. 

Задача: Научиться настраиваться на работу и выключать «не хочу».

Решение 1. Смена обстановки

Например, контент менеджер из первого примера пересела работать в кофейню рядом с домом, и — о чудо! — уровень продуктивности пополз вверх. Почему такое простое решение сработало? Потому что за 2 месяца предшествующей болезни у специалистки сформировалась привычка – дома нужно отдыхать и ничего не делать. 

Один из опрошенных программистов рассказал, что обычно работает на удаленке. Но когда дети на больничном, то он не может работать из дома, так как самый младший долбится в дверь кабинета и требует поиграть. Отец нашел для себя выход – в такие дни он собирает ноутбук и едет в офис. 

Во времена локдауна многие из нас ощутили на себе, как важно разделять рабочее и личное пространства. Смена места помогает настроить рабочие ритмы. Мы привыкаем не только находиться в определённом месте, но и действовать в нем определенным образом. Например дома мы отдыхаем, общаемся с семьей, смотрим сериальчики. Мы привыкаем к такому порядку вещей. 

Яркую иллюстрацию такого привычного распорядка мы нашли в журнале «Chief». 

Директор института экспериментальной медицина Д.А. Бирюков четко делил свой рабочий день на две части. В первой половине дня он занимался научной и исследовательской деятельностью - в лаборатории. Во второй половине дня он выполнял директорские обязанности из своего кабинета. Пока он находился в лаборатории и проводил свои исследования, его ничто не могло отвлечь от работы. Разве что пожар. Позднее такую привычку переняла одна из его сотрудниц - Наталья Петровна Бехтерева.   

Карантин 2020 года сильно ломал людей, которым приходилось работать из дома. Тут бы в трусах походить, да рабочая онлайн встреча начинается. 

Нужно сломать рабочий сценарий, который перестал быть эффективным? Смело меняйте обстановку. Сначала это может показаться трудным. Но со временем вы оцените то, как работает смена восприятия — смена «картинки», которую вы наблюдаете у себя перед глазами. Кафе, коворкинги, библиотеки — устраивайтесь максимально комфортно и осваивайте работу в новых условиях.  

Image by Freepik
Image by Freepik

Если у вас нет возможности выезжать за пределы дома, то вы можете организовать себе рабочее пространство внутри него. Выделите  угол, стол, подоконник – любое место, из которого нужно убрать все, кроме рабочих атрибутов. 

Думаем, что вы часто слышали рекомендации, выделить уголок для работы дома, или перейти работать из спальни на кухню. Все эти перемещения в пространстве кажутся уже довольно банальными? А вы сами-то это пробовали? Если да, и вам это уже не помогает, то для вас есть что-то новенькое. Ложитесь работать в ВАННУЮ!

Кадр из фильма “Лазурный берег”
Кадр из фильма “Лазурный берег”

Именно так работал Уинстон Черчилль. Время проведенное в ванной комнате он как правило использовал для диктовки памятных записок. Вам тоже ничего не мешает повторить его путь. Ложитесь в ванную (наполнять ее не обязательно, а можно наполнить и залезть в нее в пиджаке и брюках) и делайте ту работу, которую уже не в силах выполнять в более классических местах. Это будет настолько непривычно для вашего мозга, что непременно вас взбодрит.

У нас есть и другие примеры того, как люди в условиях карантина устраивали себе рабочие места в неожиданных местах - в туалете, ванной, на балконе, в шкафу – не в гардеробной комнате, где слона «запарковать» можно, а реально в угловом шкафу дома без стола и стула. Люди создавали пространство, где никто и ничто не отвлекает всеми доступными способами. 

Или более глобальное решение.

Янина Чайковская - супруга советского композитора Бориса Чайковского, описывала привычки “пространственного перемещения” своего мужа. Когда ему надо было писать партитуру, он уезжал работать в Рузу или в Иваново. А правки вносил исключительно находясь в доме творчества. Там он работал за письменным столом. Дома же у него совсем не было рабочего стола и он предпочитал писать на крышке инструмента. 

Ну и на закуску. Один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР Лев Семёнович Понтря́гин любил преподавать математику (а иногда и принимать экзамены у аспирантов), катаясь на коньках или сплавляясь на байдарках.  

Решение 2. Смена одежды

Немножко жесткача от А.Г. Невзорова (смотреть книгу Избранное из публикаций 2007-2009 годов, но вынуждены предупредить читателей, что Минюст внес его в реестр СМИ-иноагентов).

“Самое простое и самое здравое, строго научное объяснение мотивации реконструкторов - это, увы, обыкновенный трансвестизм. («Перверсия, характеризующаяся переодеванием в несвойственную индивиду одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения. Переодевание может проявляться в виде одиночных актов либо достигать широкого размаха, слагаясь в определённую субкультуру» - Большая медицинская энциклопедия.) Причём, как вы знаете, не является принципиальным, что именно (какие предметы гардероба) используется. Это могут быть поросячьи комбинезончики с хвостиком (и набором дырочек) или надеваемые на голову кастрюли (с набором дырочек), гипюровые чепчики или крашенное тухлой черникой домотканое полотно, ношеные подвязки или клепаные полированные бюстгальтеры на всё тело. По крайней мере, никакого другого научного объяснения страсти к переодеваниям, увы, не существует. Изучение истории никак не нуждается в акте переодевания и никак с такими актами не связано.”

Переодевания - это один из инструментов управления собой и своим поведением. Так же как в первом случае МЕСТО включает определенные привычки к действию (психологи называют это паттернами поведения), точно также на вас влияет и ОДЕЖДА. 

Замечали когда-нибудь, как мейк, платье и каблуки меняют женщину? Осанка, походка, взгляд – просыпается уверенность, женщина «включается». 

То же самое происходит с работой. Смена одежды или ее элементов помогает быстрее включаться в нужный режим. Униформа существует не зря. Она создается под определенные виды работ и сочетает в себе простоту, удобство на производстве или эффектность, аккуратность в офисе. Надевая «форменную» одежду, человек на рефлекторном уровне понимает: «Сейчас я иду работать и буду выполнять конкретные задачи в ближайшие X часов». 

Выделите для работы конкретный «прикид», надевайте его перед тем, как садиться за работу, и снимайте сразу после. Удивитесь, но привычка закрепится. 

Image by azerbaijan_stockers on Freepik

При этом не обязательно подбирать полный look. Достаточно использовать конкретную вещь (рубашка, футболка, кепка) или обувь. Особенно классно этот прием работает, когда выбранная одежда выделяется по цвету от привычного вам образа и по комфортности слегка мешает (например обувь слегка тесновата). В этом случае при переодевании вы будете получать сигналы на включение сразу и на уровне зрительном, и на уровне ощущений, и на уровне действий (сам процесс переодевания). 

Личным примером поделился специалист техподдержки. Когда он приходит на работу, то надевает любимую толстовку, наливает какао, заворачивается в теплый плед и только после этого разбирает запросы от 1-ой линии поддержки.

Взято с сайта alev-biz.livejournal.com
Взято с сайта alev-biz.livejournal.com

Решение 3. Введение ритуалов

Не будем никого сжигать, резать животных и танцевать голышом у костра… Хотя некоторые рассказы о корпоративах напоминают нечто подобное. 

В данном контексте ритуал — это последовательность действий или по другому «цепочка действий», которую надо выполнять из раза в раз перед тем как приступить к работе. Приучите тело включаться в работу по шагам. В рекомендации 2 мы говорили о том, что можно использовать одежду. Так вот процесс, когда вы подходите к шкафу, одеваетесь, убираете домашние вещи и садитесь за работу – тоже ритуал. 

Ритуалы бывают очень разнообразные. Так, например, Г.С. Альтшуллер в книге “Алгоритм изобретения” описывал некоторые странные ритуалы разных известных личностей: 

“К Шиллеру, я читал, вдохновение приходило вместе с запахом гнилых яблок, и он всегда во время работы клал их в ящик стола. Физик Гельмгольц для обдумывания окончательных решений уходил в лес, а Агата Кристи, говорят, пишет лёжа в ванне, и особенно душераздирающие преступления приходят ей в голову, когда рядом с ней стоит ваза с яблоками, правда свежими. Вероятно, можно провести прелюбопытнейшее исследование того, как люди заставляют свой мозг стать послушным инструментом. Но что при этом происходит в голове - мы так и не знаем.”

Ну, или пример из книги Оггера Г. Магнаты: 

"Альфред Крупп считал, что лучшее средство для него - "здоровый сельский воздух". Это означало не что иное, как то, что в доме Круппов всегда должно было пахнуть навозом. Считают, что данное обстоятельство также могло послужить одной из причин частых путешествий его жены Берты. Построив дворец по собственному проекту, А. Крупп сделал так, что соединил вентиляционным каналом рабочую комнату и конюшню."

Картинка с сайта agropraktika.com
Картинка с сайта agropraktika.com

Ритуалы бывают и более привычные, для современного читателя. Например, их можно заметить у спортсменов, когда они встают в круг перед игрой, у некоторых артистов перед выходом на сцену, когда они с командой держатся за руки и произносят мотивирующие фразы. 

У Фаины Раневской тоже был ритуал. Она рассказывала в своей биографии, что перед каждым спектаклем ругалась со всеми, кто попадался ей на пути в театре. А ее помощница, перед самым началом спектакля, растирала ей пальцы рук, несколько раз обдувала веером лицо и, жестко хлопая Раневскую по спине, командовала: «Пошла!..» 

И у Майкла Фелпса, пловца, есть свой ритуал, который он повторяет на каждой тренировке и перед соревнованиями – это последовательность физических упражнений. 

Ирина Хакамада в своей книге “Дао жизни…” тоже делится некоторыми ритуалами. Например ритуалом для быстрого восстановления: 

«…как перезагрузиться прямо на рабочем месте, чтобы не допустить «закипания» мозга? - Закрыть глаза и отключиться хотя бы на две-пять минут. - Попросить начальство повесить на стенку дартс и периодически кидать дротики в мишень. Переключает сознание очень хорошо. - Пять-десять минут послушать в наушниках музыку с вашего мобильного телефона.»

Еще один пример ритуала нам рассказала специалистка из бизнес-аналитики. Придя на работу, она всегда четко идет по списку: включить ПК, взять кружку, сходить на кухню офиса и промыть кофемашину, налить кофе, открыть почту, выкинуть весь спам, рассортировать письма по приоритету, ответить сначала на самые простые и т.д.

Image by wayhomestudio on Freepik

Процесс, предшествующий тому, как хирург сделает первый надрез, – это тоже ритуал, включающий обязательную смену формы, гигиенические процедуры и многие другие мелкие операции. Заводчанин следует своему ритуалу каждое утро: при прохождении проходной, за подготовкой рабочего места. Он совершает обратную процедуру в завершении дня.

Делая так каждый раз, вы ставите себе конкретную привычку на включение.

Кстати, включиться в работу – это пол беды. Важно еще уметь из нее правильно выключиться. Выключение из рабочего процесса помогает эффективно выполнять свои обязанности в других контекстах, а также является начальным шагом для хорошего отдыха.

Классное переключение есть у владельцев собак. Например, Миша - программист удаленщик. Для того чтобы переключиться после работы и оставить задачи на следующий день, он выключает ПК, отключает рабочий мессенджер, одевается и идёт гулять с собакой примерно час. После этого моет псу лапы, кормит и уже после этого может спокойно общаться с домашними, так как работа покинула его мысли. 

В статье мы рассмотрели три способа включения в работу. Мы предложили вам массу вариантов как банальных и уже приевшихся, так и “перченых” приемов от творческих личностей прошлого и текущего веков. Правильная компоновка всех трех способов, и постоянное их применение поможет вам даже скучную рутинную работу начать выполнять без ухода в прокрастинацию. 

О том, как еще можно помогать себе и стимулировать личную эффективность поговорим в других статьях. 

Ваши возможности

Вы прочитали статью, и если возникло полное понимание что и как нужно сделать, то остается только одно – начать и делать систематически. А при возникновении трудностей обращайтесь в клуб LivreLady через форму опишите ситуацию, мы вам поможем!

Автор: участница делового клуба LivreLady Мария Резникова и соавтор книги «ОНА вне шаблона».

Комментарии (6)


  1. victoria_womantive
    26.09.2023 09:56

    Известный хирург, врач который хотел победить старение, Н. Амосов рассказывал о таком ежедневном ритуале переключения из работы в быт. Выйдя из больницы он бежал в горку за транспортом около 50 метров. Так делал ежедневно.

    Я однажды попробовала, добежать до остановки на перегоним с автобусом. Бежали вместе метров 30. Было весело, и мозги проветрились. Нормальный ритуал.


  1. Krouler7
    26.09.2023 09:56

    Если голова устала - дайте ей передохнуть. Все эти советы позволяют лишь работать при перегрузке, истощая ресурсы.

    За этим всем обычно следует выгорание. И, наверное, наименее опасное среди других заболеваний.


  1. Leshiy26
    26.09.2023 09:56
    +2

    Все это не работает. Проверено


    1. DvoiNic
      26.09.2023 09:56

      Не всё. И не у всех. Я, работая на удаленке, как раз для работы одевался "по рабочему" — брюки, рубашка, иногда (по настроению) даже галстук. Хотя никаких видеозвонков в принципе не предусматривалось — хоть в трусах работай. Это всё очень индивидуально, а не универсально.


  1. Malerika
    26.09.2023 09:56

    Кстати, про интересные привычки.

    Один из величайших сценаристов в истории Далтон Трамбо любил работать часами лежа в горячей ванной и всем домочадцам запрещалось его беспокоить.

     


    1. victoria_womantive
      26.09.2023 09:56

      Отличный пример, спасибо. ????