Пара бывших сотрудников Google решила создать поисковый движок будущего. Они собрали нечто более быстрое, простое и без рекламы. Почему же так вышло, что большинство людей ничего не слышало о Neeva?


Сридхар Рамасвами ушёл из Google не для того, чтобы создать другой поисковый движок. По крайней мере, изначально. В завершение своей 15-летней карьеры в Google Рамасвами управлял целым рекламным отделом компании, руководя более чем десятью тысячами людей, и лучше других знал, какой объём работы необходим, чтобы реализовать поиск правильно.

Нельзя переоценить степень доминирования Google в мире поиска. По данным большинства исследований, Google владеет примерно девяноста процентами мирового рынка поисковиков, и это число стабильно росло в течение двадцати лет. Google — поисковый движок, используемый по умолчанию почти в каждом браузере, почти на каждом устройстве. Мы не выполняем поиск в Интернете, мы гуглим. Вторым и третьим в списке идут Bing и Yahoo, но когда вы в последний раз искали что-нибудь в Bing или Yahoo? Для поддержания своего доминирования Google тратит огромные политические, инженерные и финансовые капиталы.

Но больше остальных Рамасвами знал и то, что Google не может или не хочет сделать со своим движком. Имея миллиарды пользователей и сотни миллиардов долларов, Google не будет рисковать, исследуя существенные изменения в своей странице результатов, новые бизнес-модели или любые продукты, которые заставят пользователей меньше заниматься поиском (Рамасвами тестировал функцию Google Contributor, позволявшую людям платить за отсутствие рекламы на некоторых сайтах, но система не взлетела). Возникла возможность, которой Google просто не могла и не хотела бы пользоваться. Поэтому когда Рамасвами ушёл из компании в 2018 году, они с Вивеком Рагхунатаном (давним руководителем высшего звена Google и YouTube) основали компанию Neeva для создания поискового движка будущего.

Путь был тернистым, но, в конце концов, команда разработчиков Neeva создала поисковый движок, которым могла гордиться, движок, который приблизился к победе над Google и по внутренним метрикам Neeva, и по отзывам пользователей. Пробовавшим работать с ним людям он нравился, и у Neeva был длинный план развития по дальнейшему улучшению движка. Ещё немного времени, и они вполне могли бы создать будущее поиска. Но всего спустя четыре года Neeva закрылся.

В каком-то смысле яркий, но короткий блеск Neeva показал нам всё, что нужно знать о последних двадцати годах доминирования поисковых движков. Создавать поисковый движок сложно. Создавать движок лучше, чем у Google — ещё сложнее. Но если вы хотите победить Google, то создание более качественного поискового движка — это только начало. И дальше всё будет сложнее.

Поисковый движок — это одновременно и невероятно сложная вещь, и достаточно простая идея.

На самом деле, единственное, что делает поисковый движок — это создаёт базу данных веб-страниц, называемую поисковым индексом, а затем выполняет поиск по этой базе данных каждый раз, когда пользователь отправляет запрос, и передаёт ему наилучшие и самые релевантные страницы. Вот и вся его работа.

Однако на каждом крошечном этапе этого пути существуют огромные трудности, требующие критичных и сложных компромиссов. Большинство из них сводится к двум аспектам: времени и деньгам.

Даже если гипотетически вы сможете создать постоянно обновляемую базу данных бесчисленных миллиардов страниц Интернета, одни затраты на хранение и трафик смогут разорить практически любую компанию на планете. И это даже не считая затрат на операции поиска по этой базе данных, которые выполняются миллионы или миллиарды раз в день. Добавьте к этому тот факт, что важна каждая миллисекунда — Google по-прежнему указывает над результатами поиска длительность обработки каждого запроса — поэтому у вас всё равно нет времени искать по всей базе данных.

Впрочем, создание собственного поискового движка начинается с удивительно философского вопроса: как понять, хороша ли веб-страница? Вам придётся решать, что можно считать разумным несогласием, а что — обычной дезинформацией. Нужно будет понять, сколько конкретно рекламы — это чересчур. Сайты, точно написанные ИИ и заполненные SEO-мусором: плохо. Блоги рецептов, написанные человеком и заполненные SEO-мусором: умеренно приемлемо. Порно? Иногда терпимо, иногда нет.

Обсудив всё это и установив свои границы, вы можете выявить, скажем, несколько тысяч доменов, которые определённо должны быть в вашем поисковом движке. Вы включите в список сайты новостей от CNN до Breitbart, популярные форумы наподобие Reddit, Stack Overflow и Twitter, полезные сервисы наподобие Википедии и Craigslist, большие платформы наподобие YouTube и Amazon и все лучшие сайты, посвящённые рецептам, спорту, шопингу, а также всему остальному. Иногда вы будете заключать партнёрские соглашения с этими сайтами, чтобы получать данные в структурированном виде без необходимости просмотра каждой страницы по отдельности; многие большие платформы делают этот процесс простым, а иногда и бесплатным.

И тогда настаёт время выпускать своих пауков. Это боты, которые получают контент каждой веб-страницы, а затем находят каждую ссылку на этой странице и переходят по ним, индексируют все эти страницы, находят каждую ссылку и следуют по ним, индексируют, находят, переходят (их зовут пауками, потому что они ползают по Всемирной паутине — теперь вам понятно?). Каждый раз, когда паук оказывается на странице, он оценивает её по выбранным вами критериям хорошей страницы. Всё, что проходит эту проверку, скачивается на какие-нибудь серверы, и ваш поисковый индекс начинает расти.

Однако паукам не везде рады. Каждый раз, когда паук открывает страницу, провайдер взимает плату за трафик; а теперь представьте, что поисковый движок пытается каждую секунду загрузить и сохранить каждую страницу вашего веб-сайта, чтобы поддерживать актуальность данных. Расходы на трафик растут.

Поэтому у большинства сайтов есть файл robots.txt, определяющий, какие боты могут и не могут иметь доступ к их ресурсам, и какие URL они могут посещать. Строго говоря, поисковые движки не обязаны соблюдать изложенные в robots.txt пожелания, но их исполнение является частью ткани и культуры веба. Почти все сайты позволяют индексировать себя Google и Bing, потому что возможность нахождения при поиске для них важнее затрат на трафик. Многие блокируют конкретные компании, например, владельцы сайтов электронной торговли не хотят, чтобы Amazon ходил по их сайтам и анализировал их. Другие устанавливают общее правило: никого, кроме Google и Bing.

Очень быстро ваши пауки вернутся к вам с достаточно обширным снимком Интернета. Когда команда Neeva переходила с Bing, её пауки просматривали примерно двести миллионов URL в день.

Далее вам нужно ранжировать все эти страницы по порядку для каждого запроса, который может получить ваш поисковый движок. Вы можете отсортировать страницы по темам в более мелкие и удобные для поиска индексы, а не в одного огромного монстра: местные результаты сохраняются вместе с другими местными результатами, шопинг с шопингом, новости с новостями. Для определения темы и контента каждой страницы вам придётся использовать много машинного обучения и помощи живых людей. Вы привлечёте команды оценщиков (ассессоров), покажете им запрос и результат, а затем попросите оценить от нуля до десяти, насколько хорош результат (иногда это очевидно: если кто-то ищет «Facebook» и первым результатом не будет facebook.com*, то что-то, очевидно, не так). Чаще всего вы объединяете рейтинги из множества источников, передаёте их обратно в индекс и в модель тем, а затем повторяете процесс заново.

Но на самом деле всё это лишь половина проблемы. Вам нужно одновременно совершенствовать так называемое «понимание запросов», чтобы вы знали, что люди, ищущие «Скала» и «Дуэйн Джонсон» ищут одно и то же, но те, кто ищут «скала», вероятно, ищут что-то другое. У вас получится огромная библиотека синонимов, схожих формулировок и способов переписывания запросов, чтобы их было проще искать. Но как любит говорить Google, 15% поисковых запросов совершенно новые, и вы бесконечно будете узнавать что-то новое о том, как люди выполняют поиск онлайн.

Какое-то время спустя вы выпустите свой продукт в публичный доступ и начнёте получать ещё больше информации о том, на что нажимают и чем интересуются люди (в этой сфере нажатая ссылка, за которой сразу же не следуют дальнейшие запросы и нажатые ссылки — это самый лучший сигнал). Чем больше люди нажимают на ссылки, тем больше вы будете знать о том, что они ищут на самом деле.

Управление поисковым движком — это постоянное балансирование между скоростью, затратами и качеством. Каждый раз, когда кто-то вводит «YouTube», вы можете выполнять поиск по целой базе данных, но этот поиск потребует слишком много трафика и места для хранения. У вас может быть база данных размером с Интернет, но затраты на хранение банкротят практически любую компанию; к тому же её хранение будет слишком дорогим, а поиск по ней — слишком медленным. Вы можете ограничиться сотней самых популярных сайтов в вебе, но для пользователей они будут не особо полезны. Кроме того, веб-сайты постоянно меняются, поэтому пауки и системы ранжирования должны непрерывно адаптироваться.

Создавать поисковый движок с нуля сложно и дорого. Поэтому многие не идут по этому пути — они лицензируют данные Bing по цене примерно от $10 до $25 за тысячу транзакций, добавляют собственные функции и интерфейса, и на этом заканчивают. Именно так поступают DuckDuckGo, Yahoo и многие другие более мелкие поисковые движки, потому что Bing достаточно хорош, а управление собственной поисковой системой требует огромных вложений труда. Так поначалу поступили и разработчики Neeva.

Но у Neeva было столько идей о том, как переделать поиск, что её команда в конечном итоге решила, что ей нужен контроль и над внутренними данными. «Ускоренный поиск, подробные превью, предпочитаемые поставщики, личный поиск — всё это было невозможно», — сказал Рагхунатан. Получаемые от Bing API ссылки не позволяли использовать все эти функции, поэтому Neeva не могла их создать. Если Neeva хотела быть более качественным поисковым движком, то рано или поздно ей придётся создать собственный более качественный поисковый движок.


Спустя два года разработок, обучения, совершенствования, повторного обучения и совершенствования поисковый движок Neeva полностью управлялся её собственными технологиями. Честно говоря, Neeva тогда ещё не думала, что создала, бесспорно, лучший поисковый движок: компания собрала примерно пятьсот разнотипных запросов, попросила живых оценщиков сравнить результаты и обнаружила, что Google всё равно немного её опережает. Но Neeva была близка и уверена, что имеет большой отрыв в UX.

План Neeva начался с простого наблюдения: проблемой была бизнес-модель Google. Модель с рекламой, как считал Рамасвами, в долговременной перспективе не будет создавать хороший контент.

Задумайтесь — если поисковый движок работает по-настоящему хорошо, то вы выполняете поиск только один раз (и вам показывают рекламу один раз). Кроме того, реклама снижает качество поиска. Когда вы вводите что-то в Google, то вы что-то ищете. Первым делом Google хочет показать вам то, что хочет показать вам кто-то другой, и только потом показать вам то, что нужно вам.

Для создания более качественного поискового движка нужно изменить систему мотивации. Рамасвами понял, что если вы не стремитесь показать как можно больше рекламы, то поставите на первое место удобство для пользователя. Вам не придётся заставлять людей печатать запросы и собирать данные пользователей для рекламодателей. Можно просто помочь людям получить то, что они хотят, и больше не мешать им.

Команда Neeva создавала страницы для шопинга с увеличенными изображениями и полезной информацией для сравнения. Она отдавала приоритет сгенерированным людьми результатам с таких ресурсов, как Reddit и Quora. Результаты спортивных запросов превратились в красивые полноэкранные табло со счётом. Команда сделала так, что если вы ищете «Брэд Питт IMDB» или «WhatsApp web», то автодополнение Neeva переносило вас прямо на сайт, вообще не показывая страницу с результатами. Neeva была чёткой и простой, а первым пользователям нравилось, что их не заставляют хитростью смотреть рекламу.

На протяжении двух лет создания собственного поискового индекса Neeva также продолжала работу над своим браузером для мобильных устройств и начала активно инвестировать в ИИ. Побочным эффектом создания собственного поискового индекса становится то, что вы собираете огромный полезный обучающий датасет для больших языковых моделей. Neeva одной из первых запустила собственного ИИ-помощника в поиске под названием NeevaAI, который создавал краткую сводку результатов поиска, а иногда даже пытался ответить на вопрос прямо в начале страницы.

Но создать хороший продукт — это одно, и совершенно другое — привлечь пользователей, чтобы они попробовали его, особенно если для этого им придётся отказаться от самой простой и укоренившейся части Интернета.

В технологической отрасли давно известно проверенное клише — люди не меняют настройки по умолчанию. Будь то настройки конфиденциальности, системные функции или приложения — нет ничего более сильного, чем привычка к тому, что уже есть. И во многих случаях компании, контролирующие эти стандартные параметры, будут делать всё, чтобы оставаться выбором по умолчанию.

«Одной из самых сложных проблем для нас стал стандартный сценарий использования. Люди забывают, что успех Google не был результатом наличия только более качественного продукта. Для его достижения понадобилось бесчисленное количество умных решений по распространению», — рассказывал мне Рамасвами ещё на ранних этапах своего проекта.

Сообщается, что Google платит Apple целых $15 миллиардов в год, чтобы оставаться поисковым движком по умолчанию в браузере Safari на разных устройствах. Google также платит Mozilla за то, чтобы быть основным поисковым движком в браузере Firefox; сообщается, что сумма составляет до $450 миллионов в год. Компания имеет подобные сделки с другими производителями устройств и разработчиками браузеров, даже с операторами мобильной связи. В 2023 году Samsung рассматривала заключение сделки с Google, но отказалась от неё по различным причинам, в том числе и из-за «влияния на её широкомасштабные бизнес-отношения с Google», как сообщил The Wall Street Journal.

Настоящее преимущество Google заключается в других продуктах компании. Android — самая популярная мобильная операционная система в мире, имеющая примерно 78% рынка. Chrome — самый популярный браузер, с примерно 62%. Google — почти непобедимый поисковый движок по умолчанию на обеих платформах.

Многие годы любая компания, желавшая создать телефон или планшет, на которых можно было бы запускать приложения Google, например, Карты и YouTube, обязана была подписать договор Mobile Application Distribution Agreement (на практике это относится почти ко всем телефонам с Android). MADA определял, как должны загружаться и отображаться приложения Google на любом охваченном договором устройстве с Android, и всегда отдавал поиску заметное место.

«Google Phone-top Search должен быть установлен в качестве поставщика услуг поиска по умолчанию во всех точках доступа к веб-поиску в устройстве», если только Google не даст своего явного согласия на другие варианты. Так гласило одно соглашение с HTC, которое стало известно, когда Oracle в 2010 году подала судебный иск против компании. HTC также обязали разместить виджет поиска не более чем на одну страницу дальше от главного экрана устройств.

"[Бывший CEO Google] Эрик Шмидт сказал, что «конкуренция находится всего на расстоянии одного клика»", — рассказывает глава отдела поиска компании Brave Хосеп Пуйоль. Brave тоже занимается созданием с нуля собственного поискового движка. «Но это не так. На самом деле она находится на расстоянии одного клика и $14 миллиардов».

Такое состояние дел за последнее время подверглось серьёзному рассмотрению со стороны государств. В 2018 году Еврокомиссия оштрафовала Google на €4,34 миллиарда за нарушение антимонопольных правил ЕС и другие примеры того, что ЕС называет «незаконными ограничениями прав производителей устройств с Android и операторов мобильных сетей с целью закрепления доминирующей позиции в Интернет-поиске».

Благодаря этому решению, для большинства пользователей в Европе и Великобритании добавили новый экран, отображаемый при первой настройке телефона или планшета с Android. Он предлагает выбрать поставщика услуг поиска и отображает список доступных вариантов.

У большинства поисковых движков, попавших в этот список (а его, кстати, контролирует Google, который сначала взимал с желающих попасть в него компаний оплату), существенного прироста пользователей не произошло. Люди пытаются как можно скорее завершить настройку и обычно выбирают самый знакомый вариант, например, вариант, уже имеющий долю рынка в 90%.

Эту инерцию сложно преодолеть даже без дополнительных помех. А их придумано много. DuckDuckGo однажды выяснил, что для смены поискового движка по умолчанию в Android нужно коснуться экрана 15 раз.

Аналогично в iOS, поставщик услуг поискового движка не может просто добавить себя в список вариантов поисковых движков Safari. Если вы не входите в список из пяти встроенных опций (Google, Yahoo, Bing, DuckDuckGo и Ecosia), то единственный способ попасть на iPhone — это создать собственное приложение. Разумеется, для создания мобильного браузера мелким стартапам наподобие Neeva требуется огромная доля ресурсов. А создав браузер, вы сталкиваетесь с ещё одной проблемой. Убедить пользователей сменить настройки по умолчанию и так сложно, но на мобильных устройствах вам ещё и нужно убедить их скачать приложение, заменяющее то, что у них уже есть.

Этот процесс должен был бы стать намного проще на десктопах, где платформенных ограничений меньше. Neeva пыталась сделать переключение как можно более простым: на Mac или PC пользователю достаточно было установить расширение для браузера, после чего она становилась поисковым движком по умолчанию (расширение также предоставляло защиту от отслеживания и другие функции). Другие поставщики услуг поисковых движков тоже попытались создавать собственные расширения. Но установившие это расширение в Chrome пользователи видели всплывающее окно, спрашивающее, хотят ли они снова вернуться к поиску Google. Кнопка «Вернуться» была ярко-синей, «Оставить» — тускло-белой.

На ранних этапах Neeva выяснила, что если пользователю удаётся победить это пугающее всплывающее окно и начать пользоваться поисковым движком, то крайне высока вероятность того, что он продолжит пользоваться им и три месяца спустя. Некоторые пользователи даже были готовы платить несколько долларов в месяц за более удобный процесс поиска.

Если люди проходили весь путь перехода, то становились поклонниками Neeva; проблема заключалась в том, что очень немногие из них могли пробраться через чащу стандартных настроек и перенаправлений. Рамасвами и его команда много раз пытались найти то, что убедит пользователей вытерпеть первоначальные неудобства. Небольшой доле пользователей пришёлся по душе упор на защиту конфиденциальности, но для большинства он бы никогда не стал привлекательным. Частичный ажиотаж вызвали возможности ИИ, однако они померкли, когда Bing, Google и другие поставщики выпустили собственные похожие системы.

В конечном итоге, Neeva оказалась продуктом, для понимания которого приходилось предпринимать усилия. Я использовал её в качестве основного поискового движка в течение нескольких лет, и мне очень нравились аспекты наподобие изменения дизайна страниц со спортивными табло и повышение приоритета Reddit и других источников (кроме того, там не было рекламы). Но было сложно объяснить другим людям, насколько удобно сразу переходить из окна автодополнения, а не отправлять свой запрос, или насколько лучше подробные страницы рецептов, чем бесконечные одинаковые ссылки на странице Google. Лучше один раз увидеть, чем сто услышать, но рынок поисковиков успешно скрывал Neeva от публики.


Если что-то и изменится, то, вероятно, всё начнётся с законодательства.

После судебного решения ЕС 2018 года Министерство юстиции США тоже судилось с Google в рамках антимонопольного законодательства, заявляя, что соглашения о распространении Google с производителями устройств и разработчиками браузеров «препятствуют распространению своих продуктов конкурентов Google в области поиска, ослабляя их как конкурентные альтернативы для потребителей и рекламодателей посредством ограничения их роста».

Компания Google заявила в ответ, что пользователи и партнёры выбирают Google, потому что это лучший из имеющихся на рынке продуктов и что параметры по умолчанию не являются исключающими. «Мы яростно конкурируем в быстро развивающемся динамичном пространстве, инвестируя миллиарды долларов в развитие и разработку, ежегодно внося тысячи качественных улучшений, чтобы предоставлять самые полезные и бесплатно доступные каждому результаты», — сказал менеджер по политикам Google Нэд Адриенс. «Как и бессчётное количество других бизнесов, мы платим за рекламу своих услуг, точно так же, как бренд хлопьев для завтрака может платить супермаркету, чтобы тот разместил его продукты в конце ряда или на уровне глаз. Но в каждом из случаев потребители могут и с лёгкостью получают доступ к альтернативам, если они им нужны».

Конкуренты наподобие DuckDuckGo и Brave считают, что если доминирование Google в роли варианта по умолчанию прекратится, то они начнут быстро развиваться. Многие из таких конкурентов думают, что им остаётся только ждать. «Если мы сможем выживать достаточно долго, то наступит переломный момент, когда распространение Google сломается само или будет разрушено. Когда возникнет это условие, мы должны быть готовы», — рассуждает Пуйоль.

Но Neeva не могла позволить себе ждать. В апреле 2023 года компания заявила о том, что навсегда прекращает работу поискового движка. С падением экономики и высыханием потока инвестиционных долларов Рамасвами и его команда решили, что «больше нет возможностей создания устойчивого бизнеса в мире потребительского поиска». Разумеется, это не совсем так: бизнес потребительского поиска Google в прошлом году принёс около $160 миллиардов дохода. Проблема Neeva и любого другого потенциального конкурента в том, что места для кого-нибудь ещё просто не осталось. В конечном итоге Neeva купил гигант разработки бизнес-ПО Snowflake, полностью развернув компанию в сторону разработки ИИ.

Neeva проделала трудоёмкую работу. Она поддерживала ИИ-продукт, полнофункциональный поисковый движок, браузер с упором на конфиденциальность, и всё это на бюджет стартапа. Но этого оказалось недостаточно.

Потому что, даже если ты принимаешь только верные решения, не экономишь на мелочах, точно подбираешь критерии, совершенствуешь индекс и в результате создаёшь лучший в мире поисковый движок, это, скорее всего, будет неважно. Ты не сможешь победить Google, по крайней мере, сегодня.

*Владеющая им Meta запрещена в России как экстремистская.

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️

Комментарии (53)


  1. mclander
    02.08.2023 14:28
    +8

    Эту бы статью года 3 назад...


    1. IvanPetrof
      02.08.2023 14:28
      +22

      Возможно прямо сейчас в интернете есть суперкрутой прорывной проект про который никто не знает.

      А о том, что он существовал мы узнаем на хабре года через три...


      1. Format-X22
        02.08.2023 14:28
        +20

        Я так о существовании магазина на Windows Mobile узнал, когда он закрылся.

        Вообще забавно когда некрологи о проекте дают больше освещения чем реклама самого проекта.


      1. Vilgelm
        02.08.2023 14:28
        +1

        Есть вот такой поисковик, который делает упор на чатбота. В целом выглядит интересно.


        1. AUser0
          02.08.2023 14:28
          +10

          Ага, "на Хабре в комментарии под какой-то статьёй под словом такой прячетса ссылка на офигительный поисковик, но URL я не запомнил - не показали".

          Когда ссылка выглядит как https://you.com/ - она более информативна, эффективна и запоминаема.


    1. datacompboy
      02.08.2023 14:28
      +1

      https://habr.com/ru/companies/getmatch/articles/566030/ -- два года назад была...


    1. ak47cccp
      02.08.2023 14:28

      Попробуйте kagi.com, пока они еще живы. Надеюсь, конечно, что не умрут. Тоже поисковик без рекламы, без венчурного капитала. Есть (де)приоритизация доменов, поиск только по определенным наборам сайтов (lenses).

      Из минусов: дорогая платная подписка, и даже на ней довольно строгие ограничения. Но есть бесплатная подписка для попробовать.


  1. SergeyMax
    02.08.2023 14:28
    -1

    Google хочет показать вам то, что хочет показать вам кто-то другой, и только потом показать вам то, что нужно вам

    Типичная подмена понятий. В любом случае мне нужно то, что показывает кто-то другой.


    1. vanxant
      02.08.2023 14:28
      +2

      Более того, во многих "покупательских" сценариях я ищу как раз рекламу. Если скажем мне срочно нужна химчистка, наличие платной рекламы в поисковике говорит мне что а) люди не первый день на рынке и б) они открыты вот прям щас.


      1. venanen
        02.08.2023 14:28
        +3

        а) люди не первый день на рынке

        Почему? Реклама у гугла стоит не космических денег

        б) они открыты вот прям щас.

        Тоже же неверно, переходите на сайт ночью, а он до 8 работает.

        А самое главное - эта химчистка может быть хорошей, может даже отличной. А может быть весьма низкого качества - на картах, например, есть рейтинг, я смотрю обычно на него, если нужен сервис. Если нужен товар - делаю еще проще, покупаю тот, который больше купили - значит кто-то провел работу, изучил варианты, выбрал данный товар как самый подходящий и купил. И пока ни разу не прогадал.


        1. vanxant
          02.08.2023 14:28
          +1

          Ну значит у вас другой опыт поиска химчисток по ночам:)

          PS. Верить рейтингам, особенно 4.9+, ну такое. Время работы на картах тоже может быть не оч. актуальным.


          1. Didimus
            02.08.2023 14:28

            Надо смотреть работу сервиса с отзывами. Если отвечают живые люди, в каждом кейсе по теме, то это хорошо, даже если общий рейтинг не очень. «по вашему заказу провели расследование, деньги вернули, бонусов дали»


        1. Makuzet
          02.08.2023 14:28

          Ну а зачем настраивать поисковую выдачу на нерабочее время? Потеря рекламного бюджета


          1. mikronavt
            02.08.2023 14:28

            Хм, ну я например какие-то места ищу с вечера, чтобы на следующий день туда пойти с утра и не тратить времени на поиск, и думаю что не одинок в этом.


      1. NutsUnderline
        02.08.2023 14:28
        +2

        вобще не факт. там страничка (товара) может уже отсутствовать, а фирма закрыта


        1. vanxant
          02.08.2023 14:28

          закрытая фирма не будет оплачивать рекламу в гуглояндексе.


      1. Johnneek
        02.08.2023 14:28
        +1

        Согласен с подходом, тоже предпочитаю в таких случаях именно оплаченную рекламу. Для меня это говорит о том, что люди активно ведут бизнес, тратят деньги и хотят от потраченных денег иметь отдачу в виде клиентов.
        По простой поисковой выдаче (мой опыт), если писать им, то могут несколько дней не отвечать, вообще не отвечать. На звонки отвечают лениво, в наличии часто товара нет, в целом подход "хотите - берите, не хотите - валите". Нет мотивации у них.
        По оплаченной рекламе - стараются, предлагают, ищут варианты, идут на уступки, на торг, на компромиссы. Кардинально другой подход.
        Еще раз - это мой личный опыт, но я в меру активный потребитель разных товаров и услуг.


        1. kinall
          02.08.2023 14:28

          Поддерживаю подход. Рассуждаю ещё так: если люди вложили деньги и время в рекламу, значит, у них есть и то и другое. А это значит, что есть ненулевой шанс, что в сам товар/услугу они тоже вложились.


          1. Ritan
            02.08.2023 14:28
            +3

            Мне, видимо, "везло". Eсли вложили деньги в рекламу, значит есть неплохой шанс, что только в рекламу они их и вложили


          1. UGivi
            02.08.2023 14:28
            +1

            Бюджет ограничен. Релама абсолютно ничего не говорит о товаре или услуге (тем более наркореклама типа телевизионной, половина которой вообще выглядит как приход от обладания предметом рекламы), она говорит лишь о трате денег и зачатую реклама означает что затраты были перенесены с товара на впаривание, которое по выхлопу заметнее. Хороший товар купят один раз, потому что не сломается, плохой купят тоже один раз, но затрат меньше и разницу можно направить на то, чтобы громче объявить о себе. Люди не умеют думать и выбирают тех, кто кричит громче. С часто покупаемыми всё чуть иначе, но реклама тоже не нужна, если она реламирует то, чего нет (или недоступно), то она не нужна, если рекламирует то, что есть, то ты и так это видишь и имеешь шанс попробовать (и решить брать ли в дальнейшем) и она опять не нужна. Для потребителя, рекламщикам она как раз нужна, она их кормит.


          1. snaiper04ek
            02.08.2023 14:28

            Строительно-облицовочная компания, приходит мужик лот под 50(в процессе выяснилось, что это вполне состоятельный клиент), и пока менеджер вёл подсчёт, рассказал что нас нашёл на третьей странице гугла. С его слов, он всегда скипает первую страницу, и любит поковырять поиск, + оценивает профессионализм сотрудников при общении. С его слов, подход удачный, пользуется с успехом.

            Просто держу в курсе, что и так бывает. Как правильно - да хз вообще, но в нашем вот, частном случае, по инсайду, который мне подсказали, наш конкурент, у которого бизнес буквально разваливается(объяснили даже в чём, челы рили шарят), бахнул рекламы на все деньги, и первое место в поиске занимает. У нас тоже реклама есть, но не с таким большим бюджетом, а сам сайт действительно, валяется где-то на задворках гугла.


      1. UGivi
        02.08.2023 14:28
        +1

        Или это сайт-однодневка, существующий первый и последний час, успевший попасть в выдачу, чтобы окучить немного ло... потребителей. Реклама абсолютно ничего не говорит о товаре и услуге, она говорит лишь о том, что компания готова дать другим денег в надежде на то, что оно увеличит их выручку (и если увеличение выручки перекроет затраты на это действие, то и доход, но так бывает не всегда). Что сайт где-то болтается - не значит ничего, особенно сейчас заметно (да и раньше, ищешь какую-то деталь, она есть только на невнятных сайтах, но лишь от того, что их бизнес уже сдох, а сайты ещё оплачены и потому там и цены могут быть интересными - не обновляется информация и способа проверить актуальность нет, только посредством физической реальности). Сейчас тем более - есть сайт, есть телефон, но он уже не работает. Все ушли на... совсем на.

        @Makuzet - кейс: смотрю вечером, чтобы узнать куда отнести утром до работы. Реклама тут лишняя, информация на карте доступна в любое время, а выбирать наиболее горлопанистого (кто больше рекламы оплатил) - так себе идея.


  1. Wesha
    02.08.2023 14:28
    +13

    Интересно, а о том, что неплохо было бы НУ ХОТЬ КАК-ТО оповестить юзеров о том, что такая фиговина вообще-то есть, эти ребта не задумались? А то уже в который раз узнаём о том, что такая фигня была из новости об её закрытии.

    Я в своё время перешёл на гугль потому, что он искал (в смысле находил) лучше, чем Altavista. Если кто-то мне сейчас покажет, что ищет лучше (релевантнее), чем гугль — переду на него не задумываясь. Но пока что никто не показал.


    1. anzay911
      02.08.2023 14:28

      Duckduckgo, Brave, или хотя бы Bing?


      1. Wesha
        02.08.2023 14:28
        +10

        Пробовал все три, пока что ни разу не лучше.


      1. NutsUnderline
        02.08.2023 14:28
        +4

        Duckduckgo точно не то по умолчанию стоит Duckduckgo но почти каждый запрос потом переискиваю в гугле


        1. ris58h
          02.08.2023 14:28
          +1

          С Bing та же фигня. Месяц им пользовался ради интереса, но вчера переключился обратно на Google, после нескольких подряд переискиваний.


  1. diakin
    02.08.2023 14:28
    +5

    Хорошо бы написать такое дополнение, чтобы пользователи могли всякие мусорные сайты исключать из выдачи, хотя бы только для себя. Все равно просматриваешь результаты, ну и ставишь крестики на тех, которые для тебя мусор. Браузер сохраняет этот список локально и в следующий раз эти сайты не показывает.


    1. MyWave
      02.08.2023 14:28
      +2

      Для хрома есть такой плагин. Пользуюсь иногда, всякий гангский мусор из первых мест выдачи почистить.


    1. pbw
      02.08.2023 14:28
      +2

      Disconnect для firefox делает все это. За год пользования глюков не замечено.


    1. wanomgn
      02.08.2023 14:28
      +3

    1. diakin
      02.08.2023 14:28

      Спасибо!


    1. vpert
      02.08.2023 14:28

      Когда я ищу какую-нибудь информацию, например, по коду. То первой ссылкой идёт условный stackoverflow, а следующие 2-3 сайта это всегда просто парсинг stackoverflow.

      Или аналогичный пример с википедией, когда первой ссылкой идёт русскоязычная вики, а следующими идут автопереводы английской вики, где порой даже картинок нет...

      Потому я думаю что этим должен заниматься сам поисковик / браузер, всё-таки довольно простая концепция с крестиками то.


      1. sepulkary
        02.08.2023 14:28

        Близкая возможность была в Google несколько лет назад (можно было плюсануть "правильный" вариант), но, увы, не взлетело, по всей видимости, "чёрные SEO-шники" нашли способ накрутки.


    1. nin-jin
      02.08.2023 14:28

      Вы не поверите: https://habr.com/ru/articles/567204/


    1. gluck59
      02.08.2023 14:28

      Только вчера я им пользовался, хотел поделиться с вами ссылкой, но обнаружил что оно больше не существует :(

      Называлось оно Personal Blocklist(not by Google).


    1. Shklo
      02.08.2023 14:28

      ваш запрос inurl:forum
      Сам давно ищу уже только так, если нужна адекватная информация. Увы выдача гугла забита мусором начинающимся со слов "чтобы решить вопрос как....", а на форумах писали и пишут обычно живые люди имеющие опыт и понимание в нужной теме, а не мамкины копирайтеры


  1. Arvardan
    02.08.2023 14:28
    +19

    Какая красивая история. Аплодисменты в студию.
    Я тоже в это верил. Верил и пользовался Neeva больше года, прямо до закрытия платформы и даже несколько дней позже. Платформа должна была стать недоступной 30/31 числа какого-то месяца, но еще в начале следующего работала до десятых чисел.
    Мое имя Никто и звать меня Никак - вот мои пять копеек.
    Платформа изначально позиционировалась как замена гуглу в их рекламно-монетарных амбициях. Ребята что создали сайт примерно так и говорили: "Мы работали на верху гугла - знаем что там на кухне, понимаем что можно лучше, но здесь мы ничего не добьёмся поэтому создаем свой продукт". Примерно в это же время стало понятно что гугл не такой уже и хороший поисковик. Вывод такой можно было сделать посмотрев на топ запросы в гугле. Тогда вышла статья об этом - одним из наиболее часто выступающих ключевых слов было "reddit". То есть, люди заходили на гугл только чтобы найти что-то на reddit. Я так делаю и вы наверное тоже, пример: "what is the best graphic card to buy 2023 reddit". То есть ценностью поисковиков является как-раз таки контент написанный людьми, а не то что продвигает донт-би-ивел. Ну вот.
    Теперь претензии к Ниве.
    Ребята что начали разработку и вели проект делали это на удивление хорошо. Поисковые выдачи были отличными, скорость супер, что там еще должен делать поисковик? Короче, парни смогли. Готов был им платить и даже платил два-три месяца по 4$(вроде?). Загвоздка была в том что они изначально говорили что поисковик будет доступен только по подписке, а вышло так что был бесплатным. То есть была опция заплатить, но она ничего не меняла. Те пару долларов были типа чаевых - хочешь давай, не хочешь - не давай.Я перестал давать.
    Под конец своего существования (где-то два-три месяца до закрытия) они начали говорить что якобы добавили AI, но я ни разу его не заметил и точно им не воспользовался. Может это была та самая premium фича? Но об этом они тоже сильно не говорили.
    Рекламы у них тоже не было. Что-то постили на linkedin и всё. При этом делали это вяло.
    В итоге, что я думаю. У мужиков с гугла получилось сделать свой продукт, деньги ударили в голову и они его за 30 сребреников прЕдали какому-то snowflake.com. Такой-себе pump and dump на старость лет. Ни о какой конкуренции речь не шла. Они на linkedin'е писали что с деньгами у них все хорошо, просто, действительно, трудно переманить пользователей. Но тех что они переманили оставались уже с ними. Они могли спокойно и уверенно развивать его, но решили что N-миллионов греют больше чем благородные амбиции.
    Я, честно, никогда не ощущал себя преданным какой-то платформой, но у Нивы получилось. У них было всё, они могли шаг за шагом делать продукт для людей и быть еще одним ударом по демонической монополии гугла (что-то типа Chrome vs Mozilla, Translate vs Deepl), но нет. Плевать на нас. Главное шекели.


    1. Wesha
      02.08.2023 14:28
      +1

      Я тоже в это верил. Верил и пользовался Neeva больше года,

      Вы? Пользовались?? А почему молчали аки партизан на допросе??? Почему статью не запилили?

      Теперь-то уже, конечно, поздно пить боржом...


      1. ssj100
        02.08.2023 14:28
        +3

        Почему статью не запилили?

        Написание статьи это искусство...

        Нельзя просто сказать: Уау смортите классный поисковик и я им пользуюсь.!!!

        Конечно можно, но не каждый сможет


      1. yrub
        02.08.2023 14:28

        а что там писать? ну поисковик и поисковик, не сказать, чтобы искал лучше гугла в моем случаи. но удивительно, что он в принципе искал с таким качеством, а не был откровенным мусором.

        узнал из видео droider.ru а это очень большой канал с просмотрами наверно по 200к


        1. Wesha
          02.08.2023 14:28
          +1

          узнал из видео

          У Вас ещё и время видео смотреть есть???...


    1. kryvichh
      02.08.2023 14:28

      Закончились деньги инвесторов - закончился и поисковик. Не так просто хостить в себе поисковый индекс всего Интернета. Собственно, это в статье и написано.


  1. kryvichh
    02.08.2023 14:28

    Каждому в поисковике нужно что-то своё. Я вот больше Яндексом пользовался на компе для русскоязычных запросов. Но когда пару месяцев назад они убрали оценку числа ссылок из выдачи - начал постепенно на Гугл переползать.


  1. Daddy_Cool
    02.08.2023 14:28
    +5

    Я так понимаю есть еще некая нерешаемая проблема - копирайт. Если я набираю "скачать КНИГА ФИЛЬМ И Т.П, без смс и регистрации" - то очевидно, что мне не нужен фрагмент, не нужен трейлер, не нужен обзор, не нужно мнение Василия Пупкина по данному вопросу, и т.п...


  1. Wan-Derer
    02.08.2023 14:28

    Сридхар Рамасвами

    Рама-с-вами? Хм....

    Что касается удобства поиска, то Яндекс (если мне не изменяет мой склероз) раньше по некоторым запросам вставлял на страницу виджет. Типа "расписание электричек до Твери", бамс, тебе сразу расписание, не надо никуда дальше идти. Было удобно, но потом это выпилили. Хотя если набрать "мой ip", то виджет появляется.

    Так что и крупняк иногда эксперименты проводит со своим основным продуктом, правда не все полезные штуки приживаются почему-то.


  1. event1
    02.08.2023 14:28
    +1

    Детский сад какой-то. "Люди не хотят менять настройки по умолчанию." Гугл ищет достаточно хорошо, вот и не хотят. Сделайте поисковик, который значительно лучше гугла и все будут им пользоваться. Модель без рекламы с оплатой вообще нежизнеспособна. Пользователи в массе просто не волнуются из-за приватности. Гугл вынес всех конкурентов ещё в те времена, когда чтобы попасть в поиск надо было написать "google.com" в строке адреса или сделать его домашней страницей. И несмотря на все эти "сложности" пользователи справлялись. По-этому, валить провал недостаточно хорошего проекта с нежизнеспособной бизнес-моделью на конкурентов — слабый ход. Обделался, честно признайся, что обделался.


    1. flx0
      02.08.2023 14:28
      +1

      Гугл вынес всех конкурентов ещё в те времена, когда чтобы попасть в поиск надо было написать "google.com" в строке адреса или сделать его домашней страницей.

      В те времена и пользователи другие были. Сколько людей сейчас вообще не знает что такое адресная строка?
      Да и сам интернет был другой. Более децентрализованный, с кучей форумов, которые можно было нормально проиндексировать и показать настоящий пользовательский контент на искомую тему. А сейчас что? Дискорд-серверы, телеграм-каналы. Как это индексировать и выдавать в поиске? А все что индексируется давно оккупировано копирайтерским мусором.


      1. event1
        02.08.2023 14:28
        -2

        В те времена и пользователи другие были

        И трава бы зеленей. И тачки лучше

        Сколько людей сейчас вообще не знает что такое адресная строка?

        Тогда тоже не знали. Но это никого не останавливала. Как говорила моя знакомая фельдшерица: "компьютер — это телевизор, который показывает ирк"

        Да и сам интернет был другой. Более децентрализованный, с кучей форумов, которые можно было нормально проиндексировать и показать настоящий пользовательский контент на искомую тему

        Что за фокус на пользовательском контенте? Какой-то новый тренд? Люди ходят в поисковик, чтобы найти ответы на вопросы. Даст ли их другой пользователь, копирайтер на зарплате или алгоритм машобуча пользователей волнует мало.


        1. Daddy_Cool
          02.08.2023 14:28
          +2

          Наверное имеется ввиду ответственность за контент. Тексты написанные копирайтерами как правило бессмысленны и не несут ценной информации, алгоритм машобуча может галлюцинировать, и только пользователь действительно решивший проблему скажет - типа - вот установи то, а потом ручками переименуй такой файлик, но только версия должна быть именно 1.001, а в 1.002 есть что тебе не нужно, а нужного нет. Справедливости ради, неоднократно натыкался на такое -

          Юзер: - У меня проблема! ... ... ...
          Другие юзеры: - И у меня! И у меня! И у меня!...
          (три страницы ни о чем).
          Юзер: - Я сам разобрался, всем спасибо.
          Другие юзеры: -Ъъъъъ!!!!!... ... ...


          1. event1
            02.08.2023 14:28

            Наверное имеется ввиду ответственность за контент

            Пользователи несут ещё меньше ответственности за контент. Копирайтеры и машобуч представляют какую-то компанию, чьему имиджу будет нанесён урон. Компании стараются этого избегать. А нику event1 наплевательски наплевать, что кто-либо о нём подумает. Во всяком случае, в реальной жизни это на нём никак не отразится.


            1. lgorSL
              02.08.2023 14:28
              +1

              Посмотрите на копирайтеров на хабре - какой-нибудь макс рокатанский непрерывным потоком генерит отвратительные переводы с околонулевым рейтингом - ему хорошо, ещё и деньги платят.

              Разница между ником event1 и копирайтером в том, что нику ничего за его мнение не будет и потому он пишет что хочет, а не "как надо"


  1. MaFrance351
    02.08.2023 14:28

    но когда вы в последний раз искали что-нибудь в Bing или Yahoo?

    Между прочим, для поиска всякой редкой шняги Yahoo ещё актуален. Например, софт для агрегата из этого поста был найден именно так. Не стоит его недооценивать.