Привет. На связи Александр Комбаров — исполнительный директор Pyrobyte. Сегодня расскажу о том, как не слить проектные деньги в унитаз.
Чуть-чуть неприятной проектной статистики, которая натолкнула меня на эту статью:
42% стартапов оказываются не нужны рынку;
У 17% — плохой продукт, у 13% — несвоевременный;
13% потеряли фокус;
У 17% — плохая бизнес-модель;
14% не изучили клиента.
В итоге в минусе все. Заказчик потерял деньги и моральный дух, подрядчик — репутацию. Что можно было сделать, чтобы этого не случилось?
Провести предпроектную аналитику ¯\_(ツ)_/¯
Что за панацея от всех бед?
«Мне нужен крутой сайт по подбору нянь. Вот здесь полетит скунс на воздушном шаре, а здесь пользователь натянет VR очки и полетит вместе с ним. На облачках будут ползать дети с нянями, они будут пролистываться по скроллу. Самое главное — их мимика должна быть живой. Давайте подключим ИИ? Получится уложиться в месяц?»
Станислав, заказчик
Станислаааав… идея вау. Правда, не все из этого поможет родителям выбрать няню для своего ребенка. Чтобы вместо удобного сервиса не получился сон при температуре 38°, нужна предпроектная аналитика.
Предпроектная аналитика — это 4 исследования, которые помогают собрать вводную о проекте, спроектировать его «фундамент». На этом этапе ребята-аналитики выясняют, каким видит проект заказчик, на каких посетителей рассчитан продукт, какие фишки есть у конкурентов и какой будет будущая структура.
Чтобы собрать эту вводную, аналитики проводят 4 работы:
1. Составляют видение проекта;
2. Анализируют конкурентов;
3. Анализируют целевую аудиторию;
4. Разрабатывают структуру продукта.
Без этих работ ни дизайнер, ни разработчик не сделают сайт, который сможет решать задачи бизнеса. Ребятам работать с готовой аналитикой удобнее — они видят структуру сайта, фишки конкурентов, знают потребности аудитории, лучше понимают задачи бизнеса.
Поэтому, чтобы не тратить ресурсы впустую, начинаем с аналитики. Но перед тем, как налить чаек и начать анализ, мы брифуем заказчика. Основную информацию о проекте можно собрать за несколько дней, а в процессе уже уточнять детали. Главное — уметь задавать правильные вопросы.
Но об этом в другой раз.
А сейчас — составляем видение проекта
Отвечаем на главный вопрос — для кого и зачем создается продукт? Здесь важно состыковать наше видение с видением заказчика, поэтому заказчик должен участвовать в исследовании. Какими бы экспертами не были аналитики, а лучше заказчика его отрасль не знает никто ¯\_(ツ)_/¯ Чем активнее будет фидбэк, тем продуманнее получится продукт.
В FigJam прописываем:
Цели и задачи, которые нужны для их достижения — эту информацию мы берем из вводных заказчика, после брифинга;
Боли и «обезболивающие» меры стейкхолдеров — всех заинтересованных людей в проекте (обычно это владелец продукта и его клиенты). У каждого из них есть задачи и проблемы, которые продукт должен решить. На каждую из болей мы ищем минимум 2 решения.
Анализируем целевую аудиторию
Представьте — Анна выбирает няню для своего ребенка на время прохождения курсов повышения квалификации. Она торопится — послезавтра у нее вылет, а оставить ребенка не с кем. Анна вбивает название в поисковике и натыкается на вариант со скунсом. «О, прикольно!» — думает она. Начинает скроллить и видит «ожившие» пластилиновые лица нянь, по которым нужно кликнуть, чтобы открылась их страничка.
Анна уходит с крипового сайта и больше никогда на него не возвращается. Няню она нашла на другом, более спокойном и располагающем сайте.
Если бизнес делает проект, ориентируясь только на собственные интересы — с вероятностью в 90% он прогорит. Анализ ЦА помогает выяснить интересы, боли и мотивы будущих пользователей, чтобы решить их с помощью нашего продукта.
Анализ ЦА мы составляем по методу персон. Группируем пользователей и для каждой группы выписываем по 3-4 персонажа. Расписываем желания, потребности и боли. Тут же предлагаем свои предложения, которые эти боли закроют.
Персонажа при этом раскрываем максимально реалистично — у него должны быть не только проблемы и потребности, но и имя, возраст, доход и даже характер. Зачем такие подробности, спросите вы? Потому что чем «живее» получится персонаж, тем проще будет понять, что у него болит и как ему помочь.
Персоны не выдумываются, а берутся из реальной жизни. Чтобы лучше понимать персонажей, мы делаем специальные опросники в гугл формах, просим друзей, коллег и знакомых их заполнить, изучаем отзывы и вопросы на форумах. Результаты подкрепляем скриншотами, чтобы показать, что люди с такими проблемами не выдуманы, а реально существуют.
Анализируем конкурентов
Теперь поговорим о скунсе. Как заказчику могло прийти такое в голову? А все просто — оказывается, ему нравится творчество Артемия Лебедева и он не прочь послушать Аквариум, поэтому вдохновлялся их проектом.
Но стоит ли всюду пихать скунса? Для этого разбираемся:
Просматриваем продукты конкурентов;
Выписываем удачные и неудачные решения;
Подкрепляем все это дело скриншотами.
Смотрим, что можно перенять от них, а от каких неработающих задумок лучше отказаться.
Как это выглядит:
Ну а где гарантия, что вы не выдумаете такую же ̶н̶а̶р̶к̶о̶м̶а̶н̶и̶ю̶ идею, спросите вы? А гарантия этапом выше, где мы изучаем целевую аудиторию, смотря на продукт ее глазами.
Разрабатываем структуру сайта или приложения
Завершающий этап. На основе всего, что выяснил аналитик и того, чего хочет заказчик, формируется структура сайта. Это магазин обуви? Значит, будет каталог. Мамы боятся, что наткнутся на плохую няню? Сделаем видеотрансляцию.
В FigJam рисуем схему, на которой понятно, что и где находится — какие страницы есть, что будет в подвале, что — в шапке. Вилка стоимости сужается, появляется ясность, сколько времени займет работа. По структуре будет делаться прототип и разрабатываться дизайн.
Заказчик Станислав хотел уложиться в месяц. По итогам проведенной аналитики стало ясно, что даже без ИИ в этот срок запуститься нереально. Но по структуре теперь видно, какой раздел можно запустить пораньше, а какой может подождать.
Например, пользователям не терпится выбрать няню. Значит, первым делом запускаем возможность зарегистрироваться. Добавляем профиль няни, внедряем бронирование и экран заказа с добавлением задач. Через месяц — возможность ставить оценки и проводить видеотрансляцию.
А без аналитики никак?
Почти никак. Отказаться можно только в одном случае — когда нужен простой проект вроде лэндинга, сайт-визитки или типового интернет-магазина, а бюджета нет.
И то на свой страх и риск ¯\_(ツ)_/¯
Не советуем пренебрегать аналитикой, если:
раньше вы ничего такого не проводили;
хотите быстро окупить инвестиции;
это новый продукт;
вы выходите на новый рынок или в нишу с высокой конкуренцией.
У этого этапа есть жирнейший плюс. По сравнению с другими работами, аналитика делается быстро и стоит недорого — 5-10% от всей сметы. А выхлоп она приносит космический — даже если клиент не будет дальше работать с нами, у него будет база, с которой он сможет прийти в другую студию.
К слову, у нас в Pyrobyte не было ни одного клиента, который бы отказался от предпроектной аналитики.
Ну и напоследок — подготовили для вас чек-лист по проведению предпроектных исследований. Там вы найдете полную версию фрагментов НяниГуру (их нужно будет скачать)
Скачать чек‑лист в формате PDF
Забирайте его себе, берите за основу ваших процессов, проверяйте ваших подрядчиков, пишите о своем опыте и задавайте любые вопросы!
Комментарии (11)
lipat_off
03.08.2023 08:09+1А что, если в процессе аналитики становится понятно, что продукт будет не востребован. Как быть? Говорите об этом заказчику?) Ведь для вас, как для компании выгодно сделать работу и получить прибыль, а сказать правду клиенту — значит эту самую прибыль не получить.
sashadzen Автор
03.08.2023 08:09Да, говорим. Краткосрочно мы не получим прибыль, вы правы. Но заказчик расскажет об этом своим партнерам, сам придет с новым проектом и прибыли будет больше :)
Ну и карму не хочется портить))
pyrobyte
03.08.2023 08:09Предпроектная аналитика — это не совсем про «будет ли востребован продукт». ПА — про то, как сделать конкурентоспособный проект. У нас есть большой список работ по бизнес-аналитике, которые могут помочь доработать проект и сделать его актуальным/ востребованным для ЦА. То есть, если в ходе становится понятно, что продукт не будет востребован, предложим заказчику модернизировать проект. Сделать так, чтобы он был актуален и желанен для своей ЦА. За это отвечает не предпроектная аналитика, а бизнес-аналитика)
Если есть запрос, будем раскрывать эту тему дальше ????
Izvanova
03.08.2023 08:09+1Идея с чек-листом хорошая, особенно отдельный пункт про карту ума. Были ситуации, когда менеджер заказчика все согласовал, а на 5-ом созвоне приходит тех. директор и бракует ту половину, что была без его участия подготовлена))))
sashadzen Автор
03.08.2023 08:09Я бы написал – рад быть полезным, но в прошлый раз меня заминусили за такое))
К сожалению чек-лист не спасет от строгого техдира)
ChePeter
Т.е. ваша команда считает, что Анна не спрашивает подруг, родственников, соседей, форумы, блоги, чаты и не изучает все доступные каналы информации, а вот так вот тупо и случайно выбирает няню своему ребенку? Да алгоритм покупки картошки у юзеров и то сложней, а тут няню родному ребенку.
Весь Ваш пост предлагает нарушить главный принцип - выясни как движется информация в сообществе и какие есть алгоритмы её, этой информации, оценки.
А если Вы считаете, что сейчас бывают только спонтанные покупки и поступки людей полностью описываются как случайные величины, то мне жаль ваших клиентов.
pyrobyte
Это утрированный пример :)
T968
А если Ольге нравятся пластилиновые лица? И она осталась на сайте
sashadzen Автор
хммм... Можем вместе придумать))
lipat_off
Тогда у сайта улучшатся поведенческие факторы и он лучше будет показываться в поиске)
sashadzen Автор
В данном случае в тексте мы упоминаем только одну персону и такая ЦА действительно есть.
Но мы не говорим о том, что ЦА только такая, остальную мы показали на скриншоте. Конечно, многие будут у своих близких изначально спрашивать.
Но а если их нет в городе? Переехали в новый город, например