Прежде чем получить оффер от Яндекса, я отправил 156 откликов и прошел десятки собесов в разных компаниях. В процессе я правил CV, чтобы повысить конверсию в отклик.
Вместе с руководителем продуктового рекрутмента Авито мы делимся лайфхаками составления крутого CV.
Статья будет полезна продактам, нанимающим менеджерам, да и всем, кто ищет работу.
Коротко об авторах
Давид Мкртумян
- Linked-in
- FB
- VK
- Instagram
Я работаю ведущим менеджером продукта в Авито и являюсь автором Telegram-канала Product Net, где делюсь своим опытом, оказываю карьерные консультации и помогаю продактам найти работу своей мечты. До этого работал продактом в AliExpress, Яндекс Маркете и 3 года развивал собственный бизнес.
Лидия Муравьева
- Linked-in
- FB
Я руковожу направлением найма менеджеров продукта в Авито и учусь на карьерного консультанта. За 5 лет в рекрутменте я успела поработать в Яндексе и помогла множеству команд найти крутейших инженеров, дата саентистов, дизайнеров и продактов.
Как нужно воспринимать свое CV?
CV – это тоже продукт, пользователями которого являются рекрутеры и нанимающие менеджеры. Как и у продающего лендинга, у CV есть воронка:
показ в поисковой выдаче;
просмотр;
контакт;
приглашение на собеседование;
и метрики:
количество просмотров;
конверсия в контакт;
количество контактов;
конверсия в собеседование;
количество приглашений;
Приглашение на собеседование – это целевая метрика, которую мы будем растить. Для этого мы должны сделать CV максимально удобным для его пользователей.
Боли и потребности рекрутеров
Цель рекрутера и нанимающего менеджера – в максимально сжатый срок нанять подходящего кандидата. Поиск сильного продакта и так непростая задача, так как большинство крутых специалистов уже трудоустроены. В текущей ситуации эта задача усложнилась тем, что многие специалисты разъехались и рассматривают предложения с возможностью работать удаленно, к чему готовы не все работодатели. Итого мы можем выделить следующие проблемы:
нехватка релевантных специалистов;
сложность поиска кандидатов;
высокий темп работы и, как следствие, отсутствие возможности изучать каждое CV досконально.
На проблему нехватки специалистов мы не влияем. Поэтому в рамках статьи будем решать задачи поиска и сокращения времени на изучение CV.
Упрощение поиска
Упростить поиск для рекрутера можно следующими путями:
настроить видимость резюме так, чтобы оно было видно максимальному числу работодателей;
разместиться на нескольких карьерных сайтах;
закинуть свое резюме в рекрутинговые агентства, которые специализируются на поиске кадров для IT;
самому откликаться на вакансии на карьерных сайтах и на сайтах интересующих вас работодателей;
прописать ключевые слова и навыки в резюме – так CV будет чаще отображаться в результатах поиска. Например data-driven подход, RICE, JTBD и т. д.
подавать CV через знакомых, работающих в нужных вам компаниях, через внутреннюю систему рекомендаций. На моем опыте это самый эффективный способ. В этом случае твое резюме гарантированно попадет рекрутеру и будет рассмотрено в приоритетном порядке. Кстати, у меня есть знакомые во многих ведущих российских IT-компаниях. Если хочешь, чтобы твое резюме гарантированно рассмотрели в нужной вам компании, пишите мне в Telegram.
Сокращение времени на изучение CV
Нужно понимать, что рекрутеры просматривают тысячи резюме, в силу чего они крайне ограничены во времени и, как правило, тратят на изучение CV не более 1 минуты. Соответственно, задача твоего CV – за минуту ответить рекрутеру на интересующие его вопросы:
какая твоя текущая роль?
какую позицию ищешь?
обладаешь ли релевантными навыками?
Для этого CV должно быть хорошо структурировано и отформатировано таким образом, чтобы ключевая информация сразу бросалась в глаза даже при беглом прочтении. Для этого стоит визуально отделять блоки и выделять жирным шрифтом важную информацию.
Структура CV
Шапка
В шапке указываем:
имя и фамилию;
желаемую должность;
контактные данные (желательно указывать максимум контактных данных. Не только телефон, но и email, Telegram, Linked-in и ссылки на социальные профили);
город проживания и готовность к командировкам – в текущей ситуации это важно;
фото – рекрутерам и нанимающим менеджерам со зрительной памятью будет легче вспоминать о каком кандидате идет речь. Лучше не использовать фото, как на паспорт. Фото должно располагать к себе. Поэтому, лучше поставить живое фото с улыбкой. Но неформальность должна быть в пределах разумного - без купальников, алкоголя и прочей экспрессии на фото.
О себе
Это продающий блок, который должен идти сразу после шапки. Как и уникальное торговое предложение – этот блок должен быть коротким и содержать только самую важную для рекрутера информацию:
твоя текущая должность;
профессиональный стаж;
на каких продуктах специализируешься;
в чем твоя супер-сила.
Если ты пришел в продукт из смежных профессий (аналитик, исследователь, разработчик), то это сильный бэкграунд, который выделит тебя на фоне остальных кандидатов. Его стоит указать в этом блоке. Рассказывать о своей биографии и хобби будет лишним, но стоит упомянуть интересы, связанные с профессией – это характеризует тебя как увлеченного своей профессией кандидата. Постарайся упаковать блок в 2-4 предложения.
Профессиональный опыт
Про опыт лучше рассказывать в обратной хронологии. Наверху указываем последнее/текущее место работы. Его нужно описать подробнее, чем остальные. По структуре этот блок должен содержать:
должность;
наименование работодателя – названия компаний должны быть кликабельными и вести на сайт работодателя, особенно если речь идет о малоизвестных стартапах;
период работы – с этой информацией нужно исходить из твоей ситуации. Если работаешь долго, то для удобства рекрутера можно указать продолжительность. Если недолго, то лучше не акцентировать на этом внимание и просто указать даты;
зону ответственности – ее стоит описать в паре предложений, чтобы рекрутер быстро мог понять на какие вакансии ты можешь подойти;
достижения – достижения лучше подкреплять метриками. Недостаточно написать, что ты вырастил метрику в 2 раза. Обязательно укажи с какой базы был рост. Важные показатели лучше выделять жирным шрифтом, чтобы обратить внимание рекрутера и будущего руководителя на ключевые достижения. Для удобства восприятия стоит использовать буллиты.
обязанности – этот блок должен четко подсвечивать какими ключевыми скиллами продакта ты обладаешь. Обязанности стоит описывать только для последнего места работы. Для предыдущих мест кратко пишем только про зону ответственности, достижения и причину ухода. Это позволит сделать резюме более лаконичным.
причина ухода – этот вопрос обязательно зададут на собеседовании. Будет круто, если ты ответишь на него заранее.
Если у тебя богатый опыт, то не стоит перечислять его полностью. Достаточно указать релевантный опыт с последних 3 мест работы.
Образование
Блок про образование должен быть максимально коротким:
сначала перечисляем различные курсы, которые относятся к профессии. Это подчеркнет твою мотивацию и желание развиваться в профессии;
институт указываем в последнюю очередь.
Знание языков
Этот блок указываем в последнюю очередь и описываем его максимально кратко:
язык;
уровень;
подтверждающий сертификат, если имеется. К названию сертификата стоит приложить ссылку на подтверждающий документ.
Нужно ли писать сопроводительное письмо?
Зависит от канала подачи CV:
если нашел вакансию в посте на Facebook, то лучше написать сообщение в личку и описать почему тебя зацепила вакансия и чем можешь быть полезен;
если через карьерный сайт, то нужно очень коротко написать про мотивацию и чем можешь быть полезен.
В любом случае стоит показывать свою заинтересованность и постараться выстроить личный контакт с рекрутером и нанимающим менеджером. Это может положительно повлиять на процесс собеседований и на условия, которые тебе предложат. Никогда не стоит забывать про влияние человеческих отношений на результат.
Что не нужно указывать в CV?
Свои зарплатные ожидания – для некоторых компаний твои ожидания могут показаться завышенными и срезать воронку на самом первом этапе. Или же наоборот, твои финансовые ожидания могут измениться в большую сторону в процессе обсуждения будущей зоны ответственности, а скорректировать их восприятие будущим работодателем будет уже сложнее. В прохождении собеседований важен навык, который тренируется количеством подходов к снаряду. Поэтому в процессе поиска новой работы мы советуем попрактиковаться сначала на менее интересных компаниях и только потом общаться с компанией мечты.
Дату рождения – возраст писать не обязательно, так как он не характеризует тебя как крутого специалиста. При этом, если ты молод, то некоторые нанимающие менеджеры и рекрутеры могут счесть тебя неопытным и заранее сформировать предвзятое отношение.
Стоит ли использовать шаблон HH?
У шаблона HH есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
шаблон хорошо знаком рекрутерам и легко считывается;
снижает твое время и трудозатраты на составление CV.
Недостатки:
на наш взгляд порядок и структура блоков этого шаблона не оптимальна. Блоки нельзя поменять местами, и придется подстраиваться под шаблон;
также, шаблон крайне сложно уместить в 1-2 страницы из-за заложенного в нем форматирования.
Поэтому использование шаблона HH остается на твое усмотрение. Но для тех, кто хочет сделать свое CV идеальным, я рекомендую заказать соответствующую услугу.
Как протестировать свое CV?
Поможет практика elevator pitch. Отдай готовое CV другу или родственнику и засеки, сколько времени ему потребуется, чтобы понять, чем ты занимаешься. Важно, чтобы читатель был не в контексте.
Еще лучше проконсультироваться со знакомым рекрутером или не пожалеть денег на карьерную консультацию.
Если вы всерьез настроены сделать свое CV идеальным и получить работу мечты, то пишите мне в Telegram. Я провожу карьерные консультации с рекрутерами из топовых компаний. Вместе мы помогаем скорректировать CV и подготовиться к собеседованиям. Самых сильных кандидатов я могу порекомендовать в Авито и в другие топовые IT-компании.
Буду ждать ваших заявок) Ну а тем, кто решил решил готовиться самостоятельно, мы от души желаем удачи и надеемся, что статья поможет вам привлечь больше внимания к вашему CV!
Комментарии (14)
freeExec
04.08.2023 10:48Напиши фамилию, адрес, добавь фото, размер зарплаты, мошенники только и ждут этого.
DavidMkrtumyan Автор
04.08.2023 10:48-2Целевая аудитория вашего CV мошенники или рекрутеры?)))
Если так боитесь мошенников, то можете направлять свое CV голубями)))
freeExec
04.08.2023 10:48Думаю ценности дома у вас тоже для целевой аудитории, воры в которую не входят. Однако дверь вы наверняка закрываете на ключ. Так что как видно, целевая аудитория тут совершенно роли не играет, в отличии от разных рисков.
DavidMkrtumyan Автор
04.08.2023 10:48В данном случае вы путаете теплое с мягким.
Согласно JTBD пользователь нанимает продукт для решения определенной задачи.
Разберем на вашем примере. Допустим, под ценностями подразумеваются украшения.
Я как пользователь нанимаю драгоценности для того, чтобы выглядеть эффектно, чтобы (например) произвести впечатление.
Дверь с замком - это другой продукт. По JTBD формулировка будет следующей:
Я, как пользователь, хочу закрывать дверь на ключ, чтобы защитить ценности от воров.
Как вы видите, разные продукты решают разные задачи. Теперь вернемся к примеру из статьи.
Если мы говорим о CV, то я как соискатель хочу сделать свою CV конверсионным, чтобы быстрее выйти на работу. В рамках этого JTBD была написана статья, и все советы направлены именно на то, чтобы сделать CV конверсионным.
Если же вы говорите про защиту от мошенников, то это другой продукт.
Я как, владелец, персональных данных, хочу выкладывать резюме на надежных сервисах, чтобы защитить мои персональные данные от мошенников.
Для решения защиты ваших данных вы должны использовать другой продукт, например HH, который несет ответственность за ваши данные. А не пытаться путем исключения информации из резюме, защитить свои персональные данные, и тем самым делать резюме менее удобным для рекрутера и снижать конверсию в отклик.freeExec
04.08.2023 10:48Какой же это разный продукт, когда он один и тот же, свои ПД ты выкладываешь одинаково как для рекрутёра, так и для всех остальных, в том числе и машенников.
DavidMkrtumyan Автор
04.08.2023 10:48Задача - получить больше откликов
И задача - защитить ПД
Это разные задачи. Разные задачи должны решать разные продукты.
Один продукт не может решать все задачи. Это как шампунь - один против перхоти, второй - освежающий, третий - для жирных волос.
Если вы будете пытаться решать все задачи одним продуктом, то получите плохой продукт.
CV - это продукт для устройства на работу.
Для защиты данных нужно использовать другой продукт, а не пытаться закрыть эту задачу при помощи CV.
avost
04.08.2023 10:48Когда открывал статью гадал - потребуют ли фото? Угадал, закрыл статью. Очередной справочник как делать не надо.
DavidMkrtumyan Автор
04.08.2023 10:48В статье я привел аргументы, почему фото в CV может быть полезно.
Вы без аргументов просто высказываете оценочное суждение, что так делать не надо.
Аргументируйте свою позицию, пожалуйста. Пока, это выглядит просто как безосновательный наброс)))avost
04.08.2023 10:48+2Неужели, это неизвестно специалистам по кадрам? Ну, давайте, расскажу.
Это напрямую запрещено законодательством многих стран. Если вам неизвестна причина, то тоже подскажу - предотвращение возможной дискриминиции. И я не вижу иной причины требовать наличие фото в резюме, кроме как подаергнуть кандидата какому-то дискриминационному фильтру. Если у кадровика плохая память на резюме - пусть приклеивает стикеры или ищет профессию, не требующую работы с резюме.
Кадровик не присылает мне своё фото, как того требует элементарная вежливость.
Если кадровик не внял предыдущим пунктам, это хорошая причина не иметь с ним дела. На удивление, за 30+ лет все встреченные мною кадровики были и вполне адекватны и обладали хорошей памятью - никто даже не заикался о фото. А вот консультанты по составлению резюме твердят об этом регулярно.
Да, я знаю, что о существовании профессий, где не что фото, но целое портфолио необходимо. Но мы же о других профессиях.
DavidMkrtumyan Автор
04.08.2023 10:48Разберу ваш комментарий по пунктам:
1) Неужели, это неизвестно специалистам по кадрам?
я не специалист по кадрам. Я менеджер продукта. И эта статья написана именно с продуктовой точки зрения, где рекрутер рассматривается, как пользователь вашего CV
2) Это напрямую запрещено законодательством многих стран.
Эта статья написана для России, иначе я бы писал ее на другом языке. Учитывая, что на HH, большинство CV с фото - наше законодательство этого явно не запрещает.
3) Если вам неизвестна причина, то тоже подскажу - предотвращение возможной дискриминиции.
Это единственный весомый аргумент. И я слышал мнение, что рекрутер должен оценивать вас по навыкам в CV, а не по фото. Но дефицит квалифицированных кадров на рынке настолько велик, что профессиональный рекрутер в хорошей компании точно не будет так делать. А другие компании вам и не нужны.
4) я не вижу иной причины требовать наличие фото в резюме, кроме как подаергнуть кандидата какому-то дискриминационному фильтру. Если у кадровика плохая память на резюме - пусть приклеивает стикеры или ищет профессию, не требующую работы с резюме.
никто не говорит о требованиях. Это рекомендация. Есть разница. Повторюсь еще раз, в данной статье применен продуктовый подход к CV, пользователем которого является рекрутер, а вы извлекаете выгоду в виде отклика. С точки зрения продукта абсурдно создавать дополнительные преграды для пользователя на пути к целевому действию.
5) Кадровик не присылает мне своё фото, как того требует элементарная вежливость.
Ваша цель получить работу в крутой компании, или реверансы от кадровика?
Итого, единственный аргумент против фото - это подвергнуться дискриминации. Но впереди у вас будет еще много этапов, где вас увидят, и этот риск реализуется.
Зачем вам нужна компания, где вас будут дискриминировать? Тогда уж лучше реализовать этот риск на более раннем этапе, чтобы инвестировать меньше времени в общение с неэтичной компанией.
Таким образом получается, что предоставление фото а резюме в любом случае обернется вам только плюсом.
Но спасибо, что подробно изложили свою позицию! Было интересно подискутировать! У меня нет цели любой ценой доказать вам свою позицию. Скорее, интересно в ходе дискуссии и обсуждения разных мнений выработать оптимальное решение, которое принесет пользу читателям.
Поэтому, еще раз, спасибо!
avost
04.08.2023 10:48я не специалист по кадрам. Я менеджер продукта. И эта статья написана именно с продуктовой точки зрения, где рекрутер рассматривается, как пользователь вашего CV
а это определённо не так.
Эта статья написана для России
А если для России, то это оправдывает поощрение дискриминации? Странная логика.
я слышал мнение, что рекрутер должен оценивать вас по навыкам в CV, а не по фото. Но дефицит квалифицированных кадров на рынке настолько велик, что профессиональный рекрутер в хорошей компании точно не будет так делать.
Гммм. А по-моему, всё ровно наоборот. Компания, которая набирает не профессионалов, а смазливых моделей ни по одному критерию не может быть хорошей. В чём смысл наниматься в такую компанию?
А другие компании вам и не нужны.
Абсолютно точно нужны именно другие компании.
Есть разница. Повторюсь еще раз, в данной статье применен продуктовый подход к CV, пользователем которого является рекрутер, а вы извлекаете выгоду в виде отклика.
Эти причина по которой никто не любит продактов и маркетологов. У вас сбито целеполагание. Нет никакой выгоды тратить время на компанию в которой процветает дискриминация и работают идиоты, нанятые по критерию красивой фоточки.
С точки зрения продукта абсурдно создавать дополнительные преграды для пользователя на пути к целевому действию.
Это с точки зрения впаривания некачественного продукта недалёкому потребителю такое абсурдно. Целевое действие кандидата, ищущего работу состоит НЕ в этом.
Ваша цель получить работу в крутой компании, или реверансы от кадровика?
Крутизна компании состоит не в том, что её кадровики подбирают персонал не по профессиональным качествам, а по фото. Как раз в крутых компаниях всё строго наоборот. Вы ведь из Авито? Вы только что сделали крутейшую антирекламу своей компании.
Итого, единственный аргумент против фото - это подвергнуться дискриминации. Но впереди у вас будет еще много этапов, где вас увидят, и этот риск реализуется.
А зачем мне проходить эти этапы? Если у меня требуют фотку, то неадекваты СРАЗУ идут лесом.
Зачем вам нужна компания, где вас будут дискриминировать? Тогда уж лучше реализовать этот риск на более раннем этапе, чтобы инвестировать меньше времени в общение с неэтичной компанией.
Именно так. Отсутствие фото в резюме отсекает неадекватов на нулевом этапе.
Таким образом получается, что предоставление фото а резюме в любом случае обернется вам только плюсом.
Наоборот. Форма именно моего лица может показаться приемлемой неадекватам, они меня примут на работу, но неадекватами-то от этого быть не перестанут. Зачем мне работать в такой компании?
solaris_n
Очередное повторение того, что было написано и сказано множество раз.
DavidMkrtumyan Автор
Повторение — мать учения)))