В ходе недавнего UX-теста узнал от команды исследователей, что далеко не все продакты ходят на UX-ы ????
Да и сам, каюсь, посетил далеко не все из-за параллельных встреч и кучи других задач. Это натолкнуло меня на мысль разобраться, а должен ли продакт вообще участвовать в UX-ах или он, как менеджер, должен делегировать эту задачу другим членам дискавери команды?
Разобрали этот вопрос вместе с коллегами в этой статье.
Статья будет полезна членам дискавери команды, которые хотят выжать максимум из исследований, чтобы деливерить реально крутой продукт своим пользователям! ????????
Проблема
В обязанности продакта входит много задач: составление видения продукта, качественные и количественные исследования, постановка задач на разработку, исследования, дизайн, UX-редакторов, общение со смежниками, управление ожиданиями стейкхолдеров, планирование, управление бэклогом, актуализация документации по продукту и многое другое.
Эффективное выполнение задач требует фокусирования на них. Очевидно, что для того, чтобы концентрироваться на всех задачах, времени в сутках не хватит. Чтобы справляться со всем скоупом продуктовой работы, нужно уметь делегировать задачи. В конце концов, каждый из членов команды – профессионал своего дела и ты не можешь быть круче своих коллег в их специальности.
Казалось бы, решение лежит на поверхности – поставил задачу, отдал коллегам и вернулся за результатом.
Но тут возникает другая проблема. Когда полностью выключаешься из процесса, ты:
теряешь контекст
пропускаешь важные инсайты, так как не знакомишься с ЦА своего продукта
упускаешь момент для внесения корректировок в задачу, и на выходе получаешь более сырой продукт
вынужден заново погружаться в контекст после UX-ов, чтобы найти решение возникших проблем
удлиняешь TTM продукта до пользователей
Правда, как всегда, где-то посередине. И в этой статье мы поделимся тем, как нам удалось найти эффективное решение озвученной проблемы.
Об авторах
Давид Мкртумян (Linkedin | FB | VK | Telegram | Instagram)
Я работаю ведущим менеджером продукта в Авито и являюсь автором Telegram-канала Product Net, где делюсь своим опытом, оказываю карьерные консультации и помогаю продактам с трудоустройством в ведущие IT компании России. До этого работал продактом в AliExpress, Яндекс Маркете и 3 года развивал собственный бизнес.
Валерия Смирнова
Работает дизайнеом интерфейсов в Авито. До этого работала в Яндексе и в RUSSPASS. Ещё Лера пишет тексты для уроков Яндекс Практикума, помогая начинающим ребятам развивать скиллы в продуктовом дизайне, и ведет телеграмм-канал горедизайнер, где рассказывает про дизайн через свой опыт и наблюдения.
Леся Калюжная
Стажер команды UX-исследователей в Авито. Несмотря на то, что Леся еще только студентка 3 курса соцфака , она уже стала полноценным членом профессиональной команды Авито. Леся участвует в развитии нескольких категорий, проводит исследования продуктов разной сложности и активно погружает команду в процесс проведения тестов.
Комментарий автора: немногие в институте проходят отбор и трудятся в одной из ведущих IT-компаний страны. Лично меня в этом возрасте интересовали только вино и женщины. А вас? ;) Так что Леся очень крута, несмотря на то, что формально она пока только стажер!
Наш кейс
Сейчас я работаю над большим проектом. До защиты осталось меньше месяца, а тут еще наложилось квартальное планирование. Честно, зашиваюсь, поэтому хотел скипнуть UX-тесты. Но так как мы работаем над сложным B2B продуктом, я опасался, что коллеги могут упустить специфический контекст, и решил поприсутствовать. Как оказалось – не зря.
После первых двух UX-ов я обнаружил, что пользователи вскользь упоминают вопросы, связанные с документооборотом и системой налогообложения. Это очень специфическая информация, для понимания которой нужно либо иметь опыт ведения собственного бизнеса на общей системе налогообложения (ОСНО), либо работать в бухгалтерии или закупках. Очевидно, что немногие обладают таким опытом и придают значение такому фидбеку, который вдобавок, B2B пользователи упоминают вскользь, как само собой разумеющееся.
В итоге я попросил коллег остаться после интервью и обсудить его результаты. Во время обсуждения мне пришлось потратить немало усилий, чтобы оперативно погрузить коллег в тонкости налогообложения и важность упомянутого фидбека. В итоге Лера за час доработала макеты и уже на следующий UX-тест мы вышли с новыми макетами и собрали важный фидбек от всех последующих пользователях о нашей доработке. Если бы мы этого не сделали, то наши пользователи непременно столкнулись бы с этой проблемой в будущем, и нам пришлось бы потратить массу времени, чтобы раскопать проблему и доработать продукт.
Как эффективно построить процесс
Исследователю стоит расшарить файл со скриптом исследования и дать остальным членам команды право оставлять комментарии в документе. Право редактирования стоит сохранить только за исследователем, чтобы коллеги случайно не затерли важный фидбек от пользователей.
Заведите канал или тред, посвященный исследованию, где исследователь на ежедневной основе будет знакомить команду с результатами интервью и подсвечивать сигналы, тревожные и удачные моменты.
После первых нескольких UX-тестов стоит оставаться командой и оперативно обсуждать пользовательский фидбек, пока впечатления еще свежие и при необходимости вносить доработки в мокапы, чтобы получать полезную обратную связь на последующих UX-ах.
После того, как пользовательский фидбек повторяется 2-3 интервью, продакт может выключаться из процесса. Как раз останется где-то 3 интервью и сэкономленное время можно будет потратить на решение других продуктовых задач.
Вывод
Продакт обязательно должен участвовать в UX-тестах, но только на первом этапе.
Когда видишь, что новых комментариев от пользователей не поступает, то можно смело выключаться из процесса и пропустить последнюю треть интервью, сэкономив время для выполнения других задач.
Это позволит:
не упускать важные инсайты и оставаться в контексте
оперативно дорабатывать мокапы и выводить на рынок максимально зрелый продукт
максимально синхронизироваться и сплотить команду
P.S.
Если вас интересует тема исследований, то очень рекомендуем прочитать книгу Роберта Фитцпатрика “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”.
В ней очень доступным языком описано как правильно проводить исследования и не угодить в типичные ловушки, в которые попадают предприниматели при изучении отношения пользователей к своему продукту.
Если же вы хотите больше кейсов и лучших продуктовых практик из Яндекса и Авито, или вам нужна карьерная консультация или помощь в трудоустройстве, то подписывайтесь на канал Product Net или пишите мне в личку в Telegram.
K0styan
Как-то в моём представлении вопрос с формой "стоит ли?", в котором есть слова "продакт" и "исследование" даже ставить странно...
Равно как и отсечка "до тех пор, пока не перестаёт поступать новая информация" - это общее правило для качественных исследований. Кажется, ещё Эрик Рис в Lean Startup аж 12 лет назад писал.
DavidMkrtumyan Автор
Хорошо, что у вас однозначное убеждение по этому вопросу. Но, к сожалению, практика показывает, что то, что очевидно для вас, очевидно далеко не для всех.
В идеальном мире, конечно, продакт должен участвовать во всех исследованиях своего продукта. Но мы живем не в таком мире.
Когда я участвовал в UX-х, то исследователи говорили, что это круто, потому что к ним продакты редко заглядывают. Это был первый сигнал к написанию статьи.
Помимо этого, могу сказать со стороны продакта. Крайне сложно попасть на все UX-ы. Они могут пересекаться с другими важными встречами и в принципе календарь продакта загружен так, что есть соблазн полностью делегировать UX-тесты исследователю и дизайнеру и заняться другой работой. Это второй сигнал.
Но, как и сказал выше, правильно соблюдать баланс.