Кому будет полезна статья?
аналитикам и их руководителям, которые устали от бесконечного потока ad-hoc задач и хотят построить нормальный процесс работы;
продактам, которые устали от того, что бизнес-заказчики двигают свои задачи вперед и нарушают планы продуктовой команды;
бизнес-заказчикам, которые недовольны скоростью решения задач и отсутствием прозрачности в процессе их решения.
Коротко об авторах
Давид Мкртумян (Linked-in | FB | VK | Instagram)
Я работаю ведущим менеджером продукта в Авито и являюсь автором Telegram-канала Product Net, где делюсь своим опытом, оказываю карьерные консультации и помогаю продактам найти работу своей мечты. До этого работал продактом в AliExpress, Яндекс Маркете и 3 года развивал собственный бизнес.
Владимир Тепляков
Вова работает продуктовым аналитиком в Авито. У него больше 5 лет опыта в области анализа данных. Ранее работал в ГК ПИК, Везёт (нынче Яндекс.Такси) и Магнит. В свободное время администрирует Telegram канал «Дата-аналитика, и с чем её едят», где вместе с коллегами помогает начинающим аналитикам и делится профессиональным опытом.
В чем была проблема?
Если быть точным, то был целый букет проблем:
Команде аналитики регулярно вкидывали срочные ad-hoc задачи в середине спринта.
Бизнес-заказчики часто ставили своим задачам наивысший приоритет, в результате чего задачи продакта откладывались, от чего страдал весь продуктовый процесс.
В спринт попадали непрогруммленные и плохо сформулированные задачи. В итоге на выходе заказчик получал не тот результат, который ожидал.
Заказчики были недовольны сроком выполнения задач. Процесс был непрозрачным.
Из-за всех вышеперечисленных проблем в команде постоянно возникали разногласия.
Аналитик горел словно ведьма на костре инквизиции.
Что сделали?
1. Завели Google таблицу со следующими столбцами
Задача.
Указываем название задачи. При необходимости добавляем комментарии к ячейке с названием. К названию задачи прикрепляем ссылку на тикет в jira/трекер с подробным описанием задачи.
Типа задачи.
Исследование
Выгрузка
АБ-тест
Заказчик.
Указываем имя заказчика, чтобы аналитик знал с кем связаться, в случае, если возникнут вопросы по задаче.
Приоритет.
Высокий
Средний
Низкий
Нужен ли грумминг.
Тут ставим чек-бокс – да/нет
Задача прогруммлена.
Аналогично - да/нет
Нужно взять в следующий спринт.
Так же чек-бокс – да/нет. Это также влияет на приоритет задачи.
Story points (SP).
В этом поле навскидку аналитик указывает количество SP, которое ему потребуется на решение задачи.
Статус:
New – обсуждаются на регулярной встрече.
In progress – в случае необходимости обсуждаются на регулярной встрече.
Done – улетают в лист “Архив” в той же Google таблице, чтобы к ним можно было вернуться, если возникнет такая необходимость.
Hold – улетают в архив, если больше месяца не берется в работу.
2. Поставили регулярную встречу для обсуждения аналитических задач
Состав участников:
Аналитик
Продакт
Проджект
Маркетолог
По необходимости к встрече, могут присоединяться бизнес-лидер и представители команды продаж, но обычно их запросы транслирует проджект.
Подготовка к встрече.
Каждый участник накануне встречи вносит свои задачи в таблицу и прикрепляет к ним тикет в jira.
Ход встречи.
На встрече сразу договариваемся чьи задачи нужно обсудить в первую очередь, чтобы экономить время коллег. В ходе обсуждения вносим комментарии в тикет в jira. Обязательно уточняем приоритет и синхронизируемся со всеми участниками встречи, чтобы убедиться, что у аналитика хватит ресурса и что чья-то важная задача не будет выкинута из следующего спринта. За полгода существования процесса ни разу не возникло ситуации, чтобы мы не договорились по приоритетам и очередности задач на встрече.
После встречи.
Пишем короткий отчет в аналитический чат, где указываем, какие задачи будут взяты в следующий спринт и какие особо сложные задачи нужно вынести на дополнительный грумминг. Пишем повестку на грумминг и зовем коллег, чья помощь может потребоваться.
Каких результатов добились?
Свели к минимуму количество ad-hoc задач на аналитику. Теперь это редкие, единичные случаи.
Сделали процесс прозрачным для всех членов команды.
Нормализовали нагрузку на аналитика.
Больше не толкаемся локтями и не спорим, чья задача важнее.
Уже полгода радуемся эффективной и слаженной работе в команде ;)
P.S.
На этом все. Если вам понравилась статья, то поделитесь ей с теми, кому она может быть полезна, и подписывайтесь на мой канал Product Net в Telegram. Там вы найдете больше материалов на актуальные вопросы, сможете влиять на темы будущих постов и получить помощь в трудоустройстве в топовые российские IT компании ????
Комментарии (10)
0mogol0
31.07.2023 08:50Бизнес-заказчики часто ставили своим задачам наивысший приоритет, в результате чего задачи продакта откладывались, от чего страдал весь продуктовый процесс.
хм... мой опыт работы в крупных конторах говорит, что обычно у задачи есть два приоритета:
приоритет выставленный пользователем
внутренний приоритет выставленный по результатам обсуждения командой (пользователю он не виден), но именно на него ориентируются в реальной работе
DavidMkrtumyan Автор
31.07.2023 08:50-1Это классная практика. Однако, что в Яндексе, что в Авито я сталкивался с тем, что у бизнес-заказчиков могут быть свои проекты: конференции, к которым нужно подготовиться, GR партнерства, защита стратегии и т.д. Именно для таких проектов мы и договаривались по приоритетам, если ресурса аналитика не хватало.
0mogol0
31.07.2023 08:50Так внутренний приоритет ставится в том числе и с учётом приоритета заказчика. То есть заказчик чаще всего по умолчанию выставляет высокий приоритет, а вот те, кто отвечают за внутреннюю приоритизацию смотрят, чем он обусловлен. Если, например, баг некритичный, возникает только на тесте итп, тогда внутренний приоритет ставится низкий. Если же у заказчика лежит весь прод, то тогда и внутренний будет таким же.
Более того, в процессе дальнейшего изучения внутренний приоритет может уточнятся, например, если по важному багу заказчик не готов оперативно коммуницировать, тогда значит он не настолько для него важен и внутренний приоритет снижаем. И наоборот, если дальше заказчик излагает, что проблема хоть и на тесте, но является блокером для ближайшего релиза - приоритет повышается.DavidMkrtumyan Автор
31.07.2023 08:50-1В данном случае вы рассматриваете исключительно ситуацию с багом. Я говорю о более широком круге задач, которые не связаны с багами на проде, но требуют ресурса аналитика. Например:
подготовка стратегии. У бизнес-заказчика есть дедлайн по защите стратегии. Для того, чтобы определить приоритетные направления, нужно сделать сегментацию текущих пользователей по размеру аудитории и бюджету. Может быть сегмент пользователей, который мы считаем перспективным, но он не выделен на дашбордах. Для идентификации сегмента может потребоваться выгрузка по кастомному набору параметров.
Проведение профессиональных выставок, на которых выступают заказчики. Может потребоваться аналитика, чтобы презентовать интересные цифры на конференции.
-
Маркетинговые кампании, для определения параметров которых может потребоваться информация по целевой аудитории в разрезе городов, чтобы понять, в каких городах стоит вкладываться в продвижение.
Наша продуктовая команда шарит ресурс аналитика с бизнесом. Чтобы избежать ad-hoc задач. Мы построили этот процесс, который позволил договариваться о приоритетах на следующий спринт и избежать сдвига других задач. Таким образом, как бизнес, так и продукт имеют прозрачное понимание по ресурсам аналитика, срокам выполнения задач и приоритетам.
kost_tr
31.07.2023 08:50-1Вы уж простите, но источником проблемы в примере служит менеджер продукта:)))
Тот случай, когда ответственный за коллектив занят:)))
DavidMkrtumyan Автор
31.07.2023 08:50-1Не соглашусь с вами)
Есть чисто бизнесовые задачи, которые не проходят через продакта. Я их перечислил в комментарии выше. В данном случае важно синхронизироваться с командой и убедиться, что никто не подвинул чужие задачи, так как мы шарим ресурс аналитика с бизнесом. Более того, в процессе встречи гораздо легче найти компромисс по приоритетам. Ни раз было так, что каждый закзчик считал свою задачу важной, но в процессе обсуждения выяснялось, что чья-то задача может 1-2 недели подождать. Кажется, что 1 час в неделю не такая большая инвестиция, которая позволяет избежать потерь времени аналитика и других членов команды на выяснение почему чья-то задача была выкинута из спринта. При этом выстраиваются очень прозрачные и доверительные отношения в команде между командами бизнеса, продукта, аналитики и маркетинга.
Vov4agius
31.07.2023 08:50Идея и подход ясны, но можно же было использовать все возможности Jira/Я.Трекер и не заводить лишних таблиц
DavidMkrtumyan Автор
31.07.2023 08:50Практика показывает, что некоторых высокопоставленных заказчиков тяжело приучить к Jira/Я.Трекер. Для них, как для пользователей, это неудобный канал постановки задач и коммуникации. Обычно задачи от таких заказчиков прилетают в чате или ставятся голосом. Как следствие, задача ставится нечетко, и аналитику приходится несколько раз переделывать задачу.
Гораздо эффективнее заставить встречу с такими заказчиками, снять с них их потребности, зафиксировать все договоренности в Jira. Таблица, в данном случае, лишь вспомогательный инструмент, который понятен всем и позволяет сделать быстрый overview всех задач, сроков и приоритетов.
Естественно, после обсуждения, мы заводим все задачи в Jira, где детально описываем задачу после обсуждения и фиксируем все договоренности.
Такой процесс помогает:
- избежать переделок задачи и дополнительных трат ресурса аналитика
- синхронизировать всю команду
- сделать работу аналитика прозрачной для всех заказчиков и выровнять их ожидания
Farongy
Не понятно, как табличка Excel помогла с
DavidMkrtumyan Автор
Табличка лишь часть процесса. Во многом проблема была из-за отсутствия синхронизации между заказчиками. Регулярный синк помог отладить эти вопросы. Табличка нужна лишь для фиксации договоренностей и результатов