image

Международная группа физиков-экспериментаторов COMET из 37 институтов, представляющих 12 стран, в которую входят и российские учёные, готовятся к эксперименту, который должен доказать неполноту Стандартной модели. Для этого учёные обновляют и модифицируют японский ускоритель частиц J-Park. Начать работу новое оборудование должно в 2016 году, а приступить к обработке результатов планируется с 2020 года.

«В 2012 году на Большом адронном коллайдере был открыт бозон Хиггса. Однако с тех пор других эффектов, выходящих за рамки Стандартной модели, обнаружено не было,— говорит руководитель эксперимента COMET, профессор университета Осаки Ёшитака Куно. — Одним из способов сделать это является поиск очень редких процессов, вероятность которых достигает 10-16. Мы ищем переход электрона в мюон. Никогда раньше он зафиксирован не был. И если нам удастся найти его, это будет большим прорывом в физике элементарных частиц».

В эксперименте принимают участие учёные из России, Китая, Великобритании, Франции и других стран. Нашу страну представят специалисты новосибирского Института ядерной физики, московского Института теоретической и экспериментальной физики и Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

«Если на БАК эксперименты очень глобальные, изучающие множество процессов, то этот совершенно камерный: он предназначен для поиска единственного возможного распада, — утверждает заместитель директора по науке ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Юрий Анатольевич Тихонов. — Но его значимость для физики колоссальна. Если мы обнаружим переход мюона в электрон в поле ядра, то это будет означать наличие некой новой, совершенно другой физики, которая раньше нам была недоступна».

Координатор участия ИЯФ СО РАН в COMET, заведующий сектором доктор физико-математических наук Дмитрий Николаевич Григорьев поясняет, что даже если сразу интересующий учёных процесс не будет обнаружен, опыты на этом не остановятся. По словам учёного, примерно раз в 10 лет технологии совершают очередной шаг вперёд, поэтому в случае неудачи исследователи обновляют оборудование и повторяют попытку.

Результаты эксперимента представляют чисто академический интерес, и не будут иметь немедленных практических применений. Но в перспективе, как и все процессы в развитии науки, он должен будет внести свой вклад в развитие новых технологий.

Комментарии (7)


  1. yyqwerty
    20.04.2015 22:39
    +7

    А есть какие-то теоретические предпосылки такого перехода?


    1. flerant
      21.04.2015 13:05
      +1

      Есть. Хорошо известно, что мюонное нейтрино может самопроизвольно превратится в электронное нейтрино (и обратно) — это так называемые нейтринные осцилляции. Поскольку электрон и мюон так же, как и нейтрино, относятся к классу лептонов, то аналогичный процесс может наблюдаться и у них.


      1. veprbl
        22.04.2015 01:13

        По-идее даже обязан. Например, через диаграмму e > (?_e W-) > (?_? W-) > ?-, но её сечение, скорее всего, крайне мало.


  1. pab
    20.04.2015 23:04
    +3

    который должен доказать неполноту Стандартной модели
    это надо доказывать? СМ вроде бы на полноту и не претендует пока.

    других эффектов, выходящих за рамки Стандартной модели, обнаружено не было
    Элементы вроде бы не раз писали про изучаемые отклонения по результатм работы БАКа, например (http://elementy.ru/LHC/news?newsid=432452) Коллаборация LHCb подтверждает отклонение в распаде B-мезонов. Конечно, там ещё будут изучать, но говорить, что кроме бозона хиггса ничего нет это как-то неправильно.


  1. amarao
    20.04.2015 23:45
    +17

    А давайте я этот пост очень конкретно минусану за эту фразу?

    «В 2012 году на Большом адронном коллайдере был открыт бозон Хиггса. Однако с тех пор других эффектов, выходящих за рамки Стандартной модели, обнаружено не было»


    Это с каких это пор бозон Хиггса — это «эффект, выходящий за рамки Стандартной Модели»?


    1. XimikS
      21.04.2015 00:10

      Да, нужно было написать, что это последняя найденная частица стандартной модели.


  1. XimikS
    21.04.2015 00:12
    +3

    Я после такого громкого заголовка ожидал прочитать про увеличение усилий, брошенных на поиск суперсимметрии