Эксперты платформы Сфера, разработанной мультипродуктовым вендором отечественного ПО НОТА, провели исследование российского рынка инструментов DevOps за 2022 год. В рамках DevOps Conf 2023 Евгений Калашников, руководитель портфеля продуктов DevSecOps платформы Сфера, рассказал подробнее о результатах отчета. А мы представим вам самые интересные тезисы.

История исследования

Сфера — IT4IT-платформа, которая включает в себя более 40 инженерных инструментов для управления разработкой, тестированием, эксплуатацией программного обеспечения, а также инженерных инструментов для работы с исходным кодом и инструментами мониторинга рабочих станций и бизнес-процессов.

Команда Сферы приступила к разработке платформы достаточно давно — работа проходила по запланированному графику — однако с уходом западных вендоров процесс заметно ускорился. Рынок столкнулся с отсутствием привычных инструментов и необходимостью искать отечественные аналоги. Начиная любую разработку, компания должна понимать потребности будущего потребителя и рынка в целом. Команда Сферы проанализировала опыт пользователей подобных решений, пообщавшись с более 130 ИТ-директорами российского бизнеса и руководителями отделов разработки. Выявив закономерности и тренды, аналитики сформировали единый отчет, отражающий состояние DevOps-рынка за 2022 год.

Сейчас найти подобные отчеты за период ранее 2022 года достаточно сложно — их либо нет в открытом доступе, либо отсутствует доверие к выборке. Так, специалисты Сферы приняли решение опубликовать отчет, сделав его открытым для других игроков ИТ-рынка и бизнеса.

Цели исследования

Использование практики DevOps позволяет российским компаниям повышать конкурентоспособность и обеспечивать непрерывную цифровую трансформацию. В то же время, изменение ландшафта поставщиков программного обеспечения, а именно, уход иностранных вендоров с рынка, во многом отражается на практике применения DevOps в организациях. Возникает необходимость пересмотра ИТ-решений и разработки дополнительных приложений с учетом задач импортозамещения. Цель исследования заключалась в создании подробного и ежегодно обновляемого обзора рынка DevOps как для руководителей, которые уже активно используют практики для разработки собственных программных продуктов, так и для тех, кто только задумывается об их внедрении.
Исследование поможет «взглянуть на ситуацию сверху» и не только определить актуальные тренды, но и выявить тенденции, которые будут пользоваться популярностью в будущем.

Таймлайн

Рис.1 - таймлайн проекта
Рис.1 - таймлайн проекта

Проект стартовал в декабре прошлого года. К середине января команде удалось провести 10 глубинных интервью с представителя крупного бизнеса. Полтора месяца спустя было завершено и количественное исследование: более 100 руководителей отделов разработки и ИТ-директоров рассказали о частоте обновления программных продуктов и используемых сервисов.

Вот несколько вопросов, содержащихся в анкете:

  1. Учитываются ли в компании требования безопасности к практикам DevOps?

  2. Планируете ли вы в ближайшее время расширить практики DevOps, сменить инструменты или перейти на какие-то другие?

Тренды

По итогам анализа опроса команда Сферы выявила 4 общих тренда.

DevOps безопасность

За последние несколько лет количество кибератак кратно увеличилось. В прошлом году многие компании столкнулись с атаками хакеров на свои сервера и ПО. В результате чего появились определенные лазейки в компонентах, которые используются при создании программного обеспечения. Для стран СНГ проблема стала особенно актуальной. Всё это подтверждает необходимость использования безопасных сред и соблюдения требований DevSecOps.

Для того, чтобы исключить возможные атаки в будущем, на каждом этапе разработки бизнесу необходимо осуществлять глубокие и качественные проверки. Своевременно выявив проблемы, компания не нарушит запланированный Time to Market и представит продукт в срок.

Участники исследования Russia DevOps Report 2022 это подтверждают:

DevOps в масштабе

Несмотря на введенные санкции в прошлом году доходы российских IT-компаний увеличились на 35%. На основе этой статистики можно сделать вывод о том, что потребность в разработке будет расти, следовательно, вырастет и потребность в правильных DevOps практиках. Участники исследования от платформы Сфера в большинстве считают, что процесс разработки и доставки ПО должен быть непрерывным и быстрым — это позволит увеличить конкурентоспособность.

DevOps культурный

Культура DevOps начинается с коммуникаций. Как и в любом бизнесе, в ИТ-компаниях присутствует определенная текучка кадров. Порой, когда сотрудники уходят, привычные паттерны работы нарушаются. Поэтому важно наладить коммуникацию таким образом, чтобы при уходе даже руководителей направлений, избежать подобных рисков.

Результаты исследования говорят о том, что корпорациям необходимо пересмотреть взгляд на внутренние коммуникации: наиболее верный путь — жить в парадигме стартапа, по возможности отказавшись от многоступенчатых согласований.

DevOps привлекательный

С ростом востребованности DevOps в компаниях увеличивается количество разрабатываемого ПО, соответственно, появляется потребность в квалифицированных специалистах.

Тренд на «привлекательность» — это правильный онбординг и непрерывное обучение. Сейчас на рынке существуют определенные проблемы с тем, что компании недостаточно вкладываются в адаптацию и обучение новых сотрудников. Некоторые хотят нанять готового специалиста за большие деньги, чтобы просто внедрить его в рабочую систему. Но, к сожалению, это работает не всегда: сотрудник может иметь большой, но не совсем релевантный опыт, не вписаться в коллектив или не загореться проектом.

Поэтому привлекательность и корпоративная культура тесно связаны друг с другом. С ростом лояльности к компании культура адаптации новых сотрудников проходит быстрее и спокойнее. И если с каждым новым проектом команда будет готова обмениваться знаниями, процесс удержания специалистом будет более эффективным.

Итоги

В отчете команда Сфера сфокусировалась на статистике, трендах, предлагаемых решениях и мнениях экспертов.

Каждый перечисленный тренд имеет под собой набор инструментов, помогающих достичь лучших результатов. Самое важное — найти эти инструменты и понять, как их адаптировать и внедрить. Потому что на рынке настал момент, когда отказ от них может оставить компанию «за бортом».

А само исследование построено таким образом, что вы легко сможете найти то, что будет полезно именно вам:

  • Текущее состояние рынка DevOps;

  • Степень использования подходов DevOps;

  • Готовность компаний к расширению использования DevOps инструментов;

  • Безопасность и DevSecOps: модный тренд или необходимость?

  • Культура взаимодействия: степень развития и важность для компаний;

  • Использования инструментов: анализ использования решений на разных стадиях управления разработкой.

Комментарии (0)