Всем привет! Мы команда тестировщиков маркетплейса фермерских продуктов «Своё Родное» от Россельхозбанка, и сегодня мы поговорим о подписках.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/24d/405/1fd/24d4051fd0f40936b0efd75ef9c1029d.png)
Ключевая проблема любого сервиса — удержание внимания пользователей и поддерживание их интереса. У всех крупных игроков сервис на высшем уровне: оплата удобными способами, быстрая доставка и удобный интерфейс. Как в этой гонке удержать покупателя у себя? Подписка — вот самый выгодный вариант, который позволяет выбирать сервис снова и снова.
Существует несколько видов подписок:
-
Платные подписки
Требуют ежемесячную или ежегодную оплату за доступ к контенту или функциональности. Данный вид подписок наиболее распространен в онлайн‑кинотеатрах, музыкальных сервисах, новостных каналах, программном обеспечении.
-
Фриум‑модель
Их ещё называют «freemium». В этих подписках базовая версия продукта бесплатна, но за более улучшенные опции или дополнительный контент потребуется заплатить.
-
Сервисы по подписке
Предоставляют доступ к разным онлайн‑сервисам: облачное хранилище, онлайн‑курсы или программы тренировок
-
Подписки на контент
Дают доступ к эксклюзивному контенту — статьям, видео или подкастам.
-
Игровые подписки
Предоставляют доступ к дополнительным уровням, персонажам, другим игровым ресурсам.
-
Коробочные подписки
Пользователь получает каждый месяц новую коробку с товарами — может быть косметика, питание или книги.
-
Смешанные подписки
Несколько типов подписок в одном продукте или услуге.
Идеально подходящий вид подписки помогает выстроить долгосрочные отношения с пользователями в системе, обеспечивает обратную связь и стабильный источник дополнительного дохода с сервиса. При этом важно регулярно оценивать пользу, которую приносят подписки, улучшать и развивать их функционал.
Наша подписка: кто мы, какую подписку решили внедрить и почему
Наш маркетплейс фермерских товаров «Своё Родное» успешно развивается уже более трех лет. Самое время внедрить сервис по подпискам.
На этапе выбора состава услуг в подписке, у нас встал сложный вопрос: что же стоит в неё включить?
В системе зарегистрировано более 11 000 продавцов со своими условиями доставки и оплаты товара. Нельзя было предложить общие условия для всех без исключений. Все продавцы готовы принимать оплату онлайн, однако кто‑то не согласен предоставлять общий размер скидки (например, 15%) на свои продукты.
Так как многие продавцы предоставляют возможность заказать продукты с доставкой (платная и бесплатная при заказе на определенную сумму), мы решили, что постоянная бесплатная доставка станет одним из ключевых элементов подписки.
В связи с тем, что подписка является банковским продуктом, были отобраны те банковские сервисы, к которым наши пользователи проявляли наибольший интерес:
путешествия по России со скидкой от агрегатора путешествий «Своё За городом»;
страховка от РСХБ‑Страхования;
два внешних сервиса — это онлайн‑кинотеатр «Смотрёшка» с доступом к онлайн‑кинотеатру «Премьер» и стриминговый сервис «Амедиатека»;
-
бирки и наклейки от ClickToID, которые крепятся на личные вещи и могут помочь в их поиске при потере.
В результате было принято решение составить 2 тарифа на выбор: стартовый и продвинутый.
Стартовый пакет включает в себя две бесплатные доставки от фермеров в месяц; скидку 10% на туры по России и два бесплатных тура от «Своё За городом»; подписку на сервис «Смотрёшка».
Продвинутый пакет состоит из трех бесплатных доставок в месяц от фермеров, скидки в 10% на туры по России; трех бесплатных туров в рамках проекта «Своё За городом»; подписки на сервис «Смотрёшка», страхования и защиты вещей от ClickToID.
![Тариф «Стартовый» Тариф «Стартовый»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/10e/ee4/ef2/10eee4ef2ca67f8b63541fc2f63a966a.png)
![Тариф «Продвинутый» Тариф «Продвинутый»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/158/4d9/d29/1584d9d29b519d73305120c25cd7ce2e.png)
Процесс тестирования: проблемы и их решение
Расскажем более подробно про тестирование подписки для проекта «Своё Родное». Уделим внимание возникшим проблемам и тому, как их удалось решить.
После анализа требований к подписке, подготовке дизайна чека и составления чек‑листов, мы начали тестировать API, так как покупка подписки осуществлялась на стороне поставщика.
После успешного релиза в продакшен API и его распространения поставщику для интеграции, подоспела реализация проекта на веб‑версии и в мобильном приложении.
По итогам предусмотрено два варианта покупки подписок: офлайн и онлайн.
Офлайн подразумевал покупку подписки в офисе банка, что дает возможность иметь личный кабинет и статус пользователя нашей системы. Для комфортной работы необходимо только завершить процесс регистрации на сайте «Своё Родное».
Онлайн‑покупка позволяет оформить подписку при переходе со специального лендинга, после выбора тарифа и его оплаты: покупатель перенаправлялся на сайт «Своё Родное» с всплывающим окном с поздравлением.
И здесь у нас возникли первые трудности — лендинг для онлайн‑флоу запуску был не готов, и были непонятны сроки его выпуска. Мы же уже создали лэндинг и вшили ссылку на него в веб‑версию и в мобильное приложение.
Пришлось в срочном порядке искать новое решение — подписки должны работать, но пользователи при этом не должны иметь возможность перейти на лендинг. Разработчики справились с задачей — при наличии ссылки на лендинг в коде баннеры для перехода отображались. При отсутствии ссылки на лендинг — баннеров не было.
Тестировщикам пришлось проделать большую работу — нужно было учесть сценарии поведениях пользователя в нескольких статусах и наличия ссылки:
если пользователь не авторизован;
если авторизован/без подписки;
авторизован/с подпиской/с доставками;
авторизован/с подпиской/без доставок.
При этом нужно было провести отдельное тестирование в веб-версии и отдельно в мобильном приложении.
![Страница с иконкой подписки и спецусловиями Страница с иконкой подписки и спецусловиями](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d91/8ab/7d4/d918ab7d45302cf9d403ed1f510fe992.png)
Логика расчета бесплатной доставки по подписке
Проблема со ссылками на лендинг решена, поехали дальше. Рассмотрим логику расчета бесплатной доставки по подписке.
Для каждого фермера‑продавца по выбранному городу установлены условия:
минимальная сумма для доставки заказа;
сумма для платной доставки заказа;
стоимость доставки;
сумма заказа для оформления бесплатной доставки.
Для реализации подписок нужно было добавить еще один параметр — сумма для бесплатной доставки по подписке.
У фермера указана сумма для бесплатной доставки по подписке, которая присваивает ему статус «участник подписки». Покупатели с подпиской могут два или три раза в месяц (в зависимости от тарифа) приобрести товары с доставкой по минимальной сумме. дальше покупатель может продолжать приобретать товары у фермера с бесплатной доставкой, но при условии, что наберет товаров на необходимую сумму. С наступлением нового месяца, бесплатные доставки в тарифе обновляются.
При тестировании мы пользовались именно такой схемой и учитывали следующие пункты:
достижение определенных сумм по заказам;
использование промокода;
верный расчет стоимости доставки при смене географического положения пользователя;
списание количества бесплатных у покупателя и их начисление после отмены заказа;
несписание бесплатной доставки, если достигнута сумма для обычной бесплатной доставки у фермера;
начисление необходимого количества доставок по истечении расчетного периода в один месяц.
Перед началом релиза в продакшен, мы провели демонстрацию функционала для коллег из смежных департаментов. После получения обратной связи и было принято решение — максимально упростить логику для покупателей и фермеров, чтобы удобства были для обеих сторон.
Остановились на самом оптимальном варианте — ориентироваться на сумму заказа у фермера для бесплатной доставки по подписке. Если сумма набирается, то у покупателя списывается одна бесплатная доставка, и так еще два или три раза в зависимости от тарифа.
В дальнейшем покупатель может приобрести товары у фермера с бесплатной доставкой только по общей сумме заказа, которую устанавливает сам фермер.
Благодаря этому упростилась логика, поэтому удалось достигнуть желаемого в столь краткие сроки.
Итоги
Нам успешно удалось выпустить в продакшен новую фичу по подпискам для веб-версии и мобильного приложения в установленные сроки, несмотря на изменение в логике и многочисленные варианты статуса пользователя в системе.
Впереди у команды ещё долгий путь развития и улучшения данной фичи. На данный момент мы регулярно получаем оповещения о поступлении новых пользователей с подпиской. Поэтому уже сегодня запланированы доработки по улучшению пользовательского пути.
Успешная реализация подписок требует баланса между ценой и ценностью подписки. Пользователи готовы приобретать и продлять подписку, если продукт или услуга действительно решает их проблемы, а также удовлетворяет их потребности.