Всем привет! Мы команда тестировщиков маркетплейса фермерских продуктов «Своё Родное» от Россельхозбанка, и сегодня мы поговорим о подписках.
Ключевая проблема любого сервиса — удержание внимания пользователей и поддерживание их интереса. У всех крупных игроков сервис на высшем уровне: оплата удобными способами, быстрая доставка и удобный интерфейс. Как в этой гонке удержать покупателя у себя? Подписка — вот самый выгодный вариант, который позволяет выбирать сервис снова и снова.
Существует несколько видов подписок:
-
Платные подписки
Требуют ежемесячную или ежегодную оплату за доступ к контенту или функциональности. Данный вид подписок наиболее распространен в онлайн‑кинотеатрах, музыкальных сервисах, новостных каналах, программном обеспечении.
-
Фриум‑модель
Их ещё называют «freemium». В этих подписках базовая версия продукта бесплатна, но за более улучшенные опции или дополнительный контент потребуется заплатить.
-
Сервисы по подписке
Предоставляют доступ к разным онлайн‑сервисам: облачное хранилище, онлайн‑курсы или программы тренировок
-
Подписки на контент
Дают доступ к эксклюзивному контенту — статьям, видео или подкастам.
-
Игровые подписки
Предоставляют доступ к дополнительным уровням, персонажам, другим игровым ресурсам.
-
Коробочные подписки
Пользователь получает каждый месяц новую коробку с товарами — может быть косметика, питание или книги.
-
Смешанные подписки
Несколько типов подписок в одном продукте или услуге.
Идеально подходящий вид подписки помогает выстроить долгосрочные отношения с пользователями в системе, обеспечивает обратную связь и стабильный источник дополнительного дохода с сервиса. При этом важно регулярно оценивать пользу, которую приносят подписки, улучшать и развивать их функционал.
Наша подписка: кто мы, какую подписку решили внедрить и почему
Наш маркетплейс фермерских товаров «Своё Родное» успешно развивается уже более трех лет. Самое время внедрить сервис по подпискам.
На этапе выбора состава услуг в подписке, у нас встал сложный вопрос: что же стоит в неё включить?
В системе зарегистрировано более 11 000 продавцов со своими условиями доставки и оплаты товара. Нельзя было предложить общие условия для всех без исключений. Все продавцы готовы принимать оплату онлайн, однако кто‑то не согласен предоставлять общий размер скидки (например, 15%) на свои продукты.
Так как многие продавцы предоставляют возможность заказать продукты с доставкой (платная и бесплатная при заказе на определенную сумму), мы решили, что постоянная бесплатная доставка станет одним из ключевых элементов подписки.
В связи с тем, что подписка является банковским продуктом, были отобраны те банковские сервисы, к которым наши пользователи проявляли наибольший интерес:
путешествия по России со скидкой от агрегатора путешествий «Своё За городом»;
страховка от РСХБ‑Страхования;
два внешних сервиса — это онлайн‑кинотеатр «Смотрёшка» с доступом к онлайн‑кинотеатру «Премьер» и стриминговый сервис «Амедиатека»;
-
бирки и наклейки от ClickToID, которые крепятся на личные вещи и могут помочь в их поиске при потере.
В результате было принято решение составить 2 тарифа на выбор: стартовый и продвинутый.
Стартовый пакет включает в себя две бесплатные доставки от фермеров в месяц; скидку 10% на туры по России и два бесплатных тура от «Своё За городом»; подписку на сервис «Смотрёшка».
Продвинутый пакет состоит из трех бесплатных доставок в месяц от фермеров, скидки в 10% на туры по России; трех бесплатных туров в рамках проекта «Своё За городом»; подписки на сервис «Смотрёшка», страхования и защиты вещей от ClickToID.
Процесс тестирования: проблемы и их решение
Расскажем более подробно про тестирование подписки для проекта «Своё Родное». Уделим внимание возникшим проблемам и тому, как их удалось решить.
После анализа требований к подписке, подготовке дизайна чека и составления чек‑листов, мы начали тестировать API, так как покупка подписки осуществлялась на стороне поставщика.
После успешного релиза в продакшен API и его распространения поставщику для интеграции, подоспела реализация проекта на веб‑версии и в мобильном приложении.
По итогам предусмотрено два варианта покупки подписок: офлайн и онлайн.
Офлайн подразумевал покупку подписки в офисе банка, что дает возможность иметь личный кабинет и статус пользователя нашей системы. Для комфортной работы необходимо только завершить процесс регистрации на сайте «Своё Родное».
Онлайн‑покупка позволяет оформить подписку при переходе со специального лендинга, после выбора тарифа и его оплаты: покупатель перенаправлялся на сайт «Своё Родное» с всплывающим окном с поздравлением.
И здесь у нас возникли первые трудности — лендинг для онлайн‑флоу запуску был не готов, и были непонятны сроки его выпуска. Мы же уже создали лэндинг и вшили ссылку на него в веб‑версию и в мобильное приложение.
Пришлось в срочном порядке искать новое решение — подписки должны работать, но пользователи при этом не должны иметь возможность перейти на лендинг. Разработчики справились с задачей — при наличии ссылки на лендинг в коде баннеры для перехода отображались. При отсутствии ссылки на лендинг — баннеров не было.
Тестировщикам пришлось проделать большую работу — нужно было учесть сценарии поведениях пользователя в нескольких статусах и наличия ссылки:
если пользователь не авторизован;
если авторизован/без подписки;
авторизован/с подпиской/с доставками;
авторизован/с подпиской/без доставок.
При этом нужно было провести отдельное тестирование в веб-версии и отдельно в мобильном приложении.
Логика расчета бесплатной доставки по подписке
Проблема со ссылками на лендинг решена, поехали дальше. Рассмотрим логику расчета бесплатной доставки по подписке.
Для каждого фермера‑продавца по выбранному городу установлены условия:
минимальная сумма для доставки заказа;
сумма для платной доставки заказа;
стоимость доставки;
сумма заказа для оформления бесплатной доставки.
Для реализации подписок нужно было добавить еще один параметр — сумма для бесплатной доставки по подписке.
У фермера указана сумма для бесплатной доставки по подписке, которая присваивает ему статус «участник подписки». Покупатели с подпиской могут два или три раза в месяц (в зависимости от тарифа) приобрести товары с доставкой по минимальной сумме. дальше покупатель может продолжать приобретать товары у фермера с бесплатной доставкой, но при условии, что наберет товаров на необходимую сумму. С наступлением нового месяца, бесплатные доставки в тарифе обновляются.
При тестировании мы пользовались именно такой схемой и учитывали следующие пункты:
достижение определенных сумм по заказам;
использование промокода;
верный расчет стоимости доставки при смене географического положения пользователя;
списание количества бесплатных у покупателя и их начисление после отмены заказа;
несписание бесплатной доставки, если достигнута сумма для обычной бесплатной доставки у фермера;
начисление необходимого количества доставок по истечении расчетного периода в один месяц.
Перед началом релиза в продакшен, мы провели демонстрацию функционала для коллег из смежных департаментов. После получения обратной связи и было принято решение — максимально упростить логику для покупателей и фермеров, чтобы удобства были для обеих сторон.
Остановились на самом оптимальном варианте — ориентироваться на сумму заказа у фермера для бесплатной доставки по подписке. Если сумма набирается, то у покупателя списывается одна бесплатная доставка, и так еще два или три раза в зависимости от тарифа.
В дальнейшем покупатель может приобрести товары у фермера с бесплатной доставкой только по общей сумме заказа, которую устанавливает сам фермер.
Благодаря этому упростилась логика, поэтому удалось достигнуть желаемого в столь краткие сроки.
Итоги
Нам успешно удалось выпустить в продакшен новую фичу по подпискам для веб-версии и мобильного приложения в установленные сроки, несмотря на изменение в логике и многочисленные варианты статуса пользователя в системе.
Впереди у команды ещё долгий путь развития и улучшения данной фичи. На данный момент мы регулярно получаем оповещения о поступлении новых пользователей с подпиской. Поэтому уже сегодня запланированы доработки по улучшению пользовательского пути.
Успешная реализация подписок требует баланса между ценой и ценностью подписки. Пользователи готовы приобретать и продлять подписку, если продукт или услуга действительно решает их проблемы, а также удовлетворяет их потребности.