Всем привет! Мы команда тестировщиков маркетплейса фермерских продуктов «Своё Родное» от Россельхозбанка, и сегодня мы поговорим о подписках.

Ключевая проблема любого сервиса — удержание внимания пользователей и поддерживание их интереса. У всех крупных игроков сервис на высшем уровне: оплата удобными способами, быстрая доставка и удобный интерфейс. Как в этой гонке удержать покупателя у себя? Подписка — вот самый выгодный вариант, который позволяет выбирать сервис снова и снова.

 Существует несколько видов подписок:

  • Платные подписки

    Требуют ежемесячную или ежегодную оплату за доступ к контенту или функциональности. Данный вид подписок наиболее распространен в онлайн‑кинотеатрах, музыкальных сервисах, новостных каналах, программном обеспечении.

  • Фриум‑модель

    Их ещё называют «freemium». В этих подписках базовая версия продукта бесплатна, но за более улучшенные опции или дополнительный контент потребуется заплатить.

  • Сервисы по подписке

    Предоставляют доступ к разным онлайн‑сервисам: облачное хранилище, онлайн‑курсы или программы тренировок

  • Подписки на контент

    Дают доступ к эксклюзивному контенту — статьям, видео или подкастам.

  • Игровые подписки

    Предоставляют доступ к дополнительным уровням, персонажам, другим игровым ресурсам.

  • Коробочные подписки

    Пользователь получает каждый месяц новую коробку с товарами — может быть косметика, питание или книги.

  • Смешанные подписки

    Несколько типов подписок в одном продукте или услуге.

Идеально подходящий вид подписки помогает выстроить долгосрочные отношения с пользователями в системе, обеспечивает обратную связь и стабильный источник дополнительного дохода с сервиса. При этом важно регулярно оценивать пользу, которую приносят подписки, улучшать и развивать их функционал.

Наша подписка: кто мы, какую подписку решили внедрить и почему

Наш маркетплейс фермерских товаров «Своё Родное» успешно развивается уже более трех лет. Самое время внедрить сервис по подпискам.

На этапе выбора состава услуг в подписке, у нас встал сложный вопрос: что же стоит в неё включить?

В системе зарегистрировано более 11 000 продавцов со своими условиями доставки и оплаты товара. Нельзя было предложить общие условия для всех без исключений. Все продавцы готовы принимать оплату онлайн, однако кто‑то не согласен предоставлять общий размер скидки (например, 15%) на свои продукты.

Так как многие продавцы предоставляют возможность заказать продукты с доставкой (платная и бесплатная при заказе на определенную сумму), мы решили, что постоянная бесплатная доставка станет одним из ключевых элементов подписки.

В связи с тем, что подписка является банковским продуктом, были отобраны те банковские сервисы, к которым наши пользователи проявляли наибольший интерес:

  • путешествия по России со скидкой от агрегатора путешествий «Своё За городом»;

  • страховка от РСХБ‑Страхования;

  • два внешних сервиса — это онлайн‑кинотеатр «Смотрёшка» с доступом к онлайн‑кинотеатру «Премьер» и стриминговый сервис «Амедиатека»;

  • бирки и наклейки от ClickToID, которые крепятся на личные вещи и могут помочь в их поиске при потере.

    В результате было принято решение составить 2 тарифа на выбор: стартовый и продвинутый.

  • Стартовый пакет включает в себя две бесплатные доставки от фермеров в месяц; скидку 10% на туры по России и два бесплатных тура от «Своё За городом»; подписку на сервис «Смотрёшка».

  • Продвинутый пакет состоит из трех бесплатных доставок в месяц от фермеров, скидки в 10% на туры по России; трех бесплатных туров в рамках проекта «Своё За городом»; подписки на сервис «Смотрёшка», страхования и защиты вещей от ClickToID.

Тариф «Стартовый»
Тариф «Стартовый»
Тариф «Продвинутый»
Тариф «Продвинутый»

Процесс тестирования: проблемы и их решение

Расскажем более подробно про тестирование подписки для проекта «Своё Родное». Уделим внимание возникшим проблемам и тому, как их удалось решить.

После анализа требований к подписке, подготовке дизайна чека и составления чек‑листов, мы начали тестировать API, так как покупка подписки осуществлялась на стороне поставщика.

После успешного релиза в продакшен API и его распространения поставщику для интеграции, подоспела реализация проекта на веб‑версии и в мобильном приложении.

По итогам предусмотрено два варианта покупки подписок: офлайн и онлайн.

Офлайн подразумевал покупку подписки в офисе банка, что дает возможность иметь личный кабинет и статус пользователя нашей системы. Для комфортной работы необходимо только завершить процесс регистрации на сайте «Своё Родное».

Онлайн‑покупка позволяет оформить подписку при переходе со специального лендинга, после выбора тарифа и его оплаты: покупатель перенаправлялся на сайт «Своё Родное» с всплывающим окном с поздравлением.

И здесь у нас возникли первые трудности — лендинг для онлайн‑флоу запуску был не готов, и были непонятны сроки его выпуска. Мы же уже создали лэндинг и вшили ссылку на него в веб‑версию и в мобильное приложение.

Пришлось в срочном порядке искать новое решение — подписки должны работать, но пользователи при этом не должны иметь возможность перейти на лендинг. Разработчики справились с задачей — при наличии ссылки на лендинг в коде баннеры для перехода отображались. При отсутствии ссылки на лендинг — баннеров не было.

Тестировщикам пришлось проделать большую работу — нужно было учесть сценарии поведениях пользователя в нескольких статусах и наличия ссылки:

  • если пользователь не авторизован;

  • если авторизован/без подписки;

  • авторизован/с подпиской/с доставками;

  • авторизован/с подпиской/без доставок.

При этом нужно было провести отдельное тестирование в веб-версии и отдельно в мобильном приложении.

Страница с иконкой подписки и спецусловиями
Страница с иконкой подписки и спецусловиями

Логика расчета бесплатной доставки по подписке

Проблема со ссылками на лендинг решена, поехали дальше. Рассмотрим логику расчета бесплатной доставки по подписке.

Для каждого фермера‑продавца по выбранному городу установлены условия:

  • минимальная сумма для доставки заказа;

  • сумма для платной доставки заказа;

  • стоимость доставки;

  • сумма заказа для оформления бесплатной доставки.

Для реализации подписок нужно было добавить еще один параметр — сумма для бесплатной доставки по подписке.

У фермера указана сумма для бесплатной доставки по подписке, которая присваивает ему статус «участник подписки». Покупатели с подпиской могут два или три раза в месяц (в зависимости от тарифа) приобрести товары с доставкой по минимальной сумме. дальше покупатель может продолжать приобретать товары у фермера с бесплатной доставкой, но при условии, что наберет товаров на необходимую сумму. С наступлением нового месяца, бесплатные доставки в тарифе обновляются.

При тестировании мы пользовались именно такой схемой и учитывали следующие пункты:

  • достижение определенных сумм по заказам;

  • использование промокода;

  • верный расчет стоимости доставки при смене географического положения пользователя;

  • списание количества бесплатных у покупателя и их начисление после отмены заказа;

  • несписание бесплатной доставки, если достигнута сумма для обычной бесплатной доставки у фермера;

  • начисление необходимого количества доставок по истечении расчетного периода в один месяц.

Перед началом релиза в продакшен, мы провели демонстрацию функционала для коллег из смежных департаментов. После получения обратной связи и было принято решение — максимально упростить логику для покупателей и фермеров, чтобы удобства были для обеих сторон.

Остановились на самом оптимальном варианте — ориентироваться на сумму заказа у фермера для бесплатной доставки по подписке. Если сумма набирается, то у покупателя списывается одна бесплатная доставка, и так еще два или три раза в зависимости от тарифа.

В дальнейшем покупатель может приобрести товары у фермера с бесплатной доставкой только по общей сумме заказа, которую устанавливает сам фермер.

Благодаря этому упростилась логика, поэтому удалось достигнуть желаемого в столь краткие сроки.

Итоги

Нам успешно удалось выпустить в продакшен новую фичу по подпискам для веб-версии и мобильного приложения в установленные сроки, несмотря на изменение в логике и многочисленные варианты статуса пользователя в системе.

Впереди у команды ещё долгий путь развития и улучшения данной фичи. На данный момент мы регулярно получаем оповещения о поступлении новых пользователей с подпиской. Поэтому уже сегодня запланированы доработки по улучшению пользовательского пути.

Успешная реализация подписок требует баланса между ценой и ценностью подписки. Пользователи готовы приобретать и продлять подписку, если продукт или услуга действительно решает их проблемы, а также удовлетворяет их потребности.

Комментарии (0)