Я родился, вырос и получил вышку в регионе. Оказалось, что это не уменьшает твои шансы на интересные задачи на работе и достойную оплату. Главное — быть заинтересованным и владеть английским языком (спасибо, бинго!). В остальном тебя мало что отличает от жителя столицы — такого же сервисного инженера, как и ты. За годы региональной карьеры я побывал во множестве стран мира, вырос до руководителя и не раз убедился, что переезжать в столицу не обязательно.

Но обо всём по порядку.

Кейптаун, 2006 год
Кейптаун, 2006 год

Как всё начиналось

Я окончил Уральский государственный университет по направлению компьютерной физики. На дворе был 1995 год и в научной среде было не прокормиться, поэтому я устроился в аэропорт «Кольцово» на позицию системного администратора. Там я начал работать с базами данных на FoxPro, а заодно — заниматься локальными сетями аэропорта, ремонтом и обслуживанием персональных компьютеров, принтеров и много чего ещё.

За восемь лет работы мы почти с нуля создали локальную сеть на базе Novell NetWare. Я получил сертификат от вендора Novell Engineer (CNE) и научился работать с локальными сетями и другими сетевыми продуктами. Но в какой-то момент я достиг потолка и понял, что пора двигаться дальше, иначе рутина убьет меня безвозвратно.

Из разговора с другом я узнал, что «Инфосистемы Джет» открывает свой филиал в Екатеринбурге и ищет в команду инженера. Понятия не имел, что это за компания, но после собеседования убедился, что там для меня есть перспективы и, как минимум, смена обстановки — всё пришлось изучать практически с нуля. Так в 2004 году я стал пятым сотрудником местного филиала.

Изначально все филиалы «‎Инфосистемы Джет» создавались под проекты для крупного сотового оператора, поэтому требовался опыт работы с High-End и Mid-Range UNIX-серверами, СХД, SAN, системами резервного копирования на базе Veritas. Чтобы легко войти в ритм работы инженера, меня отправили прокачивать свои навыки на стажировку в Москву, где в течение четырех месяцев я обучался на курсах и стендах, проводил профвизиты, ходил менять диски к заказчикам и общался с коллегами, набираясь опыта.

Далее я уехал на полтора месяца в ЮАР проходить полный прогон по технологиям компании SUN Microsystems и ее линейке оборудования: серверам, СХД, операционной системе. Там я делал лабораторные задания, сдавал экзамены, получал сертификаты, чтобы по возвращении моих компетенций хватило для поддержки этого оборудования у заказчика. Только спустя полгода я вернулся в Екатеринбург. Но обучение на этом не закончилось.

Lifelong learning

Специфика работы любого сервисного инженера — это постоянное изучение новых систем и технологий. Как только заказчик закупает новое оборудование, компания отправляет сотрудника на обучение. Так с 2005 по 2016 год я побывал в ЮАР, Германии, Голландии, Англии, Шотландии и Польше.

Стоунхендж. Англия, 2007 год
Стоунхендж. Англия, 2007 год

Что отличает хорошего специалиста, так это постоянный интерес ко всему новому и поиск правильного решения в каждой ситуации, даже если не хватает опыта. По факту оборудование всех вендоров похоже между собой, поскольку в основе находятся одни и те же технологии. И чтобы быстро закрыть пробелы в знаниях, можно изучить документацию, посоветоваться с коллегами, почитать чужие кейсы на форумах и порталах.

Список моих любимых ресурсов, используемых для работы

Когда мы ищем новых сотрудников в «‎Инфосистемы Джет», то внимание обращаем в первую очередь именно на понимание технологий, которые используются в регионе — что такое SAN, СХД, UNIX-системы, как они взаимосвязаны. Представьте, что у кандидата большой опыт работы с EMC, а заказчик работает только с Hitachi. Переключиться с одного на другое не проблема, потому что принципиально технологии схожи, а с годами учишься быстро изучать новые вендорские решения.

Жизнь тоже учит — от стрессовых ситуаций никто не защищен. И каждая ситуация — особенная. За почти 20 лет работы в компании я столкнулся с разными проблемами. Одни решались за секунды, другие — дни или даже целые недели. Всё очень разнообразно. Даже на типовом оборудовании можно получать задачи разного уровня сложности. Так что будни сервисного инженера — всегда динамичные и стрессонеустойчивые. Никогда не узнаешь, на какие грабли наступишь. Никогда не предскажешь, какой корабль спасешь.


Например, помню, звонит заказчик и говорит, что IBM Power лежит. Когда приехали с коллегами на место, то убедились — сервер, состоящий из трех модулей, не может запуститься. В итоге понадобилось 2–3 дня, чтобы решить проблему и понять, что неисправен один из модулей. Хорошо, что был вариант взять необходимые детали из аналогичного сервера.

Бывает и такое — заказчик случайно удалил файлы баз данных. В это время файлы в памяти сервера были открыты. Благодаря технологии снэпшоттинга на СХД мы восстановили его данные. Но потратили на это как минимум неделю.

Еще случай. У заказчика из Казахстана был запрос на замену робота в библиотеке. Было важно не допустить простоя резервного копирования данных и выполнить обязательства по контракту. Сама библиотека была старой модификации, а пришедший на замену робот — новой. Но на перезаказ просто не было времени.

Это я понял, когда устанавливал робота в слот, а тот не встал как влитой из-за небольшого, чуть меньше миллиметра, смещения калибровочного паза в библиотеке. В шутку предложил заказчику идею — пройтись надфилем по этому пазу. И тут же получил набор всего необходимого. Так я расширил паз и запустил библиотеку в срок.

Кому в регионах работать хорошо

Мои основные проекты находятся в Екатеринбурге, Челябинске и Оренбурге. Когда ты работаешь в регионе, получаешь в основном локальные проекты. Но ключевое слово — в основном. Потому что иногда и московским коллегам требуется помощь свободных инженеров с релевантной компетенцией. Такой уклад возможен, потому что в последние годы 85% задач выполняется удаленно, выезды необходимы только тогда, когда нужно заменить какой-то физический компонент.

Как правило, каждый день диспетчеры кидают задачи, спрашивают о возможности ими заняться, а ты их берешь или не берешь — в зависимости от нагрузки. Например, если в Москве кто-то в отпуске или по данной компетенции кто-то занят, то опрашиваются региональные инженеры. В наше время не важно, в какой точке мира ты находишься, чтобы решить проблему заказчика.

Главное отличие работы региональных сервисных инженеров — многозадачность. Мы занимаемся всем: от замены диска, поднятия сервера в условиях недоступности критичных бизнес-сервисов, замедленной работы прикладного ПО и жалоб от заказчиков до внедрения проектов с последующим их обслуживанием. Здесь нет такого, что «я не хочу диски менять, мне это надоело» — здесь поднялся и пошел менять диски, потому что больше некому. Постоянно приходится переключаться с легких задач на сложные. И порой даже во время замены базовых компонентов возникают проблемы, которые приходится решать в любое время суток и в праздничные дни.

На все внедрения в регионе, как правило, из Москвы никто не приезжает. Мы можем созвониться и проконсультироваться, но дальше — всё своими силами. Так мы набираемся опыта и экономим компании деньги: нет смысла гонять туда-сюда людей просто так.

 Въездные ворота на мыс Доброй Надежды, 2007 год
Въездные ворота на мыс Доброй Надежды, 2007 год

Задач в регионе всегда хватало. Лично я никогда не чувствовал желания уехать. В Екатеринбурге — мой дом, семья, комфортный темп жизни, уютные и родные улицы.  Я просто видел и вижу, что здесь я нисколько не отстаю по уровню выполнения задач, по получению опыта и знаний, по заработной плате, которая не отличается от столичной. А мир я увидеть успел, пока в перерывах между занятиями и экзаменами удирал на машине от бегемотов и слонов в национальном парке Крюгера и пробовал мясо жирафа в ресторане «Карнивор» в Найроби :)

Сергей

Начальник отдела региональных инженеров «Инфосистемы Джет»

Комментарии (18)


  1. Demacr
    13.09.2023 14:19
    +8

    Кмк, зарплаты стали выравниваться только после ковида. Тогда за счет удалёнки действительно произошёл резкий рост зп в регионах. А так в среднем по больнице в регионах были далеко не сопоставимые зп, даже с учетом в разнице в стоимости жизни. А так, зп конечно же бывают большие, но, имхо, это как ошибка выжившего.


    1. JetHabr Автор
      13.09.2023 14:19
      +1

      В ИТ ситуация до ковида была не хуже. У нас, например, удаленка существовала и до пандемии, так как все филиалы должны были как-то взаимодействовать между собой и постоянные командировки этого не обеспечили бы в полной мере. Так что уровень ЗП скорее формировался в зависимости от компетенций конкретного специалиста.


      1. Demacr
        13.09.2023 14:19
        +1

        Ну это действительно похвально что у вас так было до ковида. Но в среднем по отрасли это было не так. P.S. Сам в 2018 решил переехать из Еката в Мск по причине того что зп на желаемую позицию были в 1.5-2 раза минимум выше в столице. Что с поправкой на аренду давало всё равно более хорошее финансовое положение.


        1. dom1n1k
          13.09.2023 14:19
          +1

          Знаю людей, уехавших в столицу в 2018-2019 годах с повышением зп в 3-3.5 раза.
          Хотя возможно, что примеры не совсем корректные, потому что за базу принята их прошлая зп, а не то, что они могли бы найти на месте на тот момент.


          1. Demacr
            13.09.2023 14:19

            По базе: у меня было чуть меньше 60 актуальной зп, вакансии местные были максимум на 70-80, в Мск 120+. Поэтому x1.5 относительно возможной и x2 по факту. А так только во время ковида видел вакансии в Екб по моей специальности в среднем 100+.


          1. JetHabr Автор
            13.09.2023 14:19
            +1

            С распространением удаленки границы точно стерлись. Сегодня не так важно, где ты находишься, если конечно не требуется физический доступ к железу. Остальные 95% задач выполняются удаленно.


        1. MiraclePtr
          13.09.2023 14:19

          Сам в 2018 решил переехать из Еката в Мск по причине того что зп на желаемую позицию были в 1.5-2 раза минимум выше в столице

          Все так. В 2015 переезд из уральского миллионника в СПб автоматически давал x2 к зарплате. А про интересность задач и возможности (типа тех же международных команд, путешествий по миру за счёт работодателя, и т.д.) и говорить нечего


  1. NeoNN
    13.09.2023 14:19
    +4

    Екатеринбург это далеко не провинция. Не очень логично приводить его в пример, на мой взгляд.


    1. JetHabr Автор
      13.09.2023 14:19
      +1

      Согласен, что далеко не провинция. Однако многие мои знакомые после переезда в Москву начали думать именно в такой парадигме.


  1. pudovMaxim
    13.09.2023 14:19
    +3

    Вопрос первый, почему если в провинции так хорошо, то нет ни одной фото оттуда? :)

    Впорос второй, можно ли перекладывать ваш опыт карьеры, как понимаю, относительно уникального специалиста на неуникального типичного формошлёпа?


    1. JetHabr Автор
      13.09.2023 14:19

      Фотографий много, но мы же тут не на них в первую очередь смотрим. По второму вопросу — можно, почему нет.


  1. putnik
    13.09.2023 14:19
    +2

    Специфика работы любого сервисного инженера — это постоянное изучение новых систем и технологий. Как только заказчик закупает новое оборудование, компания отправляет сотрудника на обучение. Так с 2005 по 2016 год я побывал в ЮАР, Германии, Голландии, Англии, Шотландии и Польше.

    В каких странах планируете побывать в ближайшие годы?


    1. JetHabr Автор
      13.09.2023 14:19

      Планы есть, но в качестве туриста. Очень бы хотелось побывать в Австралии. В рамках обучения после 2016 года все запросы стал покрывать Unix Education Center в Питере. Текущие реалии скорее приведут к обучению внутри России работе с новыми отечественными вендорами.


      1. putnik
        13.09.2023 14:19

        А как на ваш взгляд с азиатскими странами? Или там с обучением на английском не очень?


        1. JetHabr Автор
          13.09.2023 14:19

          Не могу сказать, не было опыта. Обучение Hitachi проходило не в Токио, а в Германии и Голландии. И со стороны вендора общался только с европейцами.


  1. HunterXXI
    13.09.2023 14:19
    +3

    если бы все было так просто, то никто в Москву бы не ехал. или вы хотите сказать что все те кто уехал из родного провинциального города за ростом зп и карьеры сделали ошибку?

    что бы полететь в космос, надо ехать на космодром (с)


    1. JetHabr Автор
      13.09.2023 14:19

      У каждого свой путь. Просто хорошо, что сегодня можно не уезжать, чтобы зарабатывать больше)


  1. Einherjar
    13.09.2023 14:19
    +3

    Заголовок про высокие зарплаты. Перечитал статью дважды и главного не увидел - высокие зарплаты это сколько конкретно то?