Я родился, вырос и получил вышку в регионе. Оказалось, что это не уменьшает твои шансы на интересные задачи на работе и достойную оплату. Главное — быть заинтересованным и владеть английским языком (спасибо, бинго!). В остальном тебя мало что отличает от жителя столицы — такого же сервисного инженера, как и ты. За годы региональной карьеры я побывал во множестве стран мира, вырос до руководителя и не раз убедился, что переезжать в столицу не обязательно.
Но обо всём по порядку.
Как всё начиналось
Я окончил Уральский государственный университет по направлению компьютерной физики. На дворе был 1995 год и в научной среде было не прокормиться, поэтому я устроился в аэропорт «Кольцово» на позицию системного администратора. Там я начал работать с базами данных на FoxPro, а заодно — заниматься локальными сетями аэропорта, ремонтом и обслуживанием персональных компьютеров, принтеров и много чего ещё.
За восемь лет работы мы почти с нуля создали локальную сеть на базе Novell NetWare. Я получил сертификат от вендора Novell Engineer (CNE) и научился работать с локальными сетями и другими сетевыми продуктами. Но в какой-то момент я достиг потолка и понял, что пора двигаться дальше, иначе рутина убьет меня безвозвратно.
Из разговора с другом я узнал, что «Инфосистемы Джет» открывает свой филиал в Екатеринбурге и ищет в команду инженера. Понятия не имел, что это за компания, но после собеседования убедился, что там для меня есть перспективы и, как минимум, смена обстановки — всё пришлось изучать практически с нуля. Так в 2004 году я стал пятым сотрудником местного филиала.
Изначально все филиалы «Инфосистемы Джет» создавались под проекты для крупного сотового оператора, поэтому требовался опыт работы с High-End и Mid-Range UNIX-серверами, СХД, SAN, системами резервного копирования на базе Veritas. Чтобы легко войти в ритм работы инженера, меня отправили прокачивать свои навыки на стажировку в Москву, где в течение четырех месяцев я обучался на курсах и стендах, проводил профвизиты, ходил менять диски к заказчикам и общался с коллегами, набираясь опыта.
Далее я уехал на полтора месяца в ЮАР проходить полный прогон по технологиям компании SUN Microsystems и ее линейке оборудования: серверам, СХД, операционной системе. Там я делал лабораторные задания, сдавал экзамены, получал сертификаты, чтобы по возвращении моих компетенций хватило для поддержки этого оборудования у заказчика. Только спустя полгода я вернулся в Екатеринбург. Но обучение на этом не закончилось.
Lifelong learning
Специфика работы любого сервисного инженера — это постоянное изучение новых систем и технологий. Как только заказчик закупает новое оборудование, компания отправляет сотрудника на обучение. Так с 2005 по 2016 год я побывал в ЮАР, Германии, Голландии, Англии, Шотландии и Польше.
Что отличает хорошего специалиста, так это постоянный интерес ко всему новому и поиск правильного решения в каждой ситуации, даже если не хватает опыта. По факту оборудование всех вендоров похоже между собой, поскольку в основе находятся одни и те же технологии. И чтобы быстро закрыть пробелы в знаниях, можно изучить документацию, посоветоваться с коллегами, почитать чужие кейсы на форумах и порталах.
Список моих любимых ресурсов, используемых для работы
Зарубежные: Chris's AIX Blog (gibsonnet.net), AIX for System Administrators (aix4admins.blogspot.com), UnixArena - Cloud | DevOps, PDF Tips | IBM Redbooks, Techchannel, Solaris Specialist's Blog | Everything About Solaris (wordpress.com), Oracle Forums, The Geek Search, Admin's Choice, Blog - PowerCampus 01, KB Home - (ictbanking.net).
Российские: Бесплатные онлайн материалы книги, статьи, переводы по ОС GNU/Linux (rus-linux.net), start [micronode.ru], Все для вебмастера - web-zones.ru, KorP`s blog - Backup & Storage guy (korphome.ru).
Когда мы ищем новых сотрудников в «Инфосистемы Джет», то внимание обращаем в первую очередь именно на понимание технологий, которые используются в регионе — что такое SAN, СХД, UNIX-системы, как они взаимосвязаны. Представьте, что у кандидата большой опыт работы с EMC, а заказчик работает только с Hitachi. Переключиться с одного на другое не проблема, потому что принципиально технологии схожи, а с годами учишься быстро изучать новые вендорские решения.
Жизнь тоже учит — от стрессовых ситуаций никто не защищен. И каждая ситуация — особенная. За почти 20 лет работы в компании я столкнулся с разными проблемами. Одни решались за секунды, другие — дни или даже целые недели. Всё очень разнообразно. Даже на типовом оборудовании можно получать задачи разного уровня сложности. Так что будни сервисного инженера — всегда динамичные и стрессонеустойчивые. Никогда не узнаешь, на какие грабли наступишь. Никогда не предскажешь, какой корабль спасешь.
Например, помню, звонит заказчик и говорит, что IBM Power лежит. Когда приехали с коллегами на место, то убедились — сервер, состоящий из трех модулей, не может запуститься. В итоге понадобилось 2–3 дня, чтобы решить проблему и понять, что неисправен один из модулей. Хорошо, что был вариант взять необходимые детали из аналогичного сервера.
Бывает и такое — заказчик случайно удалил файлы баз данных. В это время файлы в памяти сервера были открыты. Благодаря технологии снэпшоттинга на СХД мы восстановили его данные. Но потратили на это как минимум неделю.
Еще случай. У заказчика из Казахстана был запрос на замену робота в библиотеке. Было важно не допустить простоя резервного копирования данных и выполнить обязательства по контракту. Сама библиотека была старой модификации, а пришедший на замену робот — новой. Но на перезаказ просто не было времени.
Это я понял, когда устанавливал робота в слот, а тот не встал как влитой из-за небольшого, чуть меньше миллиметра, смещения калибровочного паза в библиотеке. В шутку предложил заказчику идею — пройтись надфилем по этому пазу. И тут же получил набор всего необходимого. Так я расширил паз и запустил библиотеку в срок.
Кому в регионах работать хорошо
Мои основные проекты находятся в Екатеринбурге, Челябинске и Оренбурге. Когда ты работаешь в регионе, получаешь в основном локальные проекты. Но ключевое слово — в основном. Потому что иногда и московским коллегам требуется помощь свободных инженеров с релевантной компетенцией. Такой уклад возможен, потому что в последние годы 85% задач выполняется удаленно, выезды необходимы только тогда, когда нужно заменить какой-то физический компонент.
Как правило, каждый день диспетчеры кидают задачи, спрашивают о возможности ими заняться, а ты их берешь или не берешь — в зависимости от нагрузки. Например, если в Москве кто-то в отпуске или по данной компетенции кто-то занят, то опрашиваются региональные инженеры. В наше время не важно, в какой точке мира ты находишься, чтобы решить проблему заказчика.
Главное отличие работы региональных сервисных инженеров — многозадачность. Мы занимаемся всем: от замены диска, поднятия сервера в условиях недоступности критичных бизнес-сервисов, замедленной работы прикладного ПО и жалоб от заказчиков до внедрения проектов с последующим их обслуживанием. Здесь нет такого, что «я не хочу диски менять, мне это надоело» — здесь поднялся и пошел менять диски, потому что больше некому. Постоянно приходится переключаться с легких задач на сложные. И порой даже во время замены базовых компонентов возникают проблемы, которые приходится решать в любое время суток и в праздничные дни.
На все внедрения в регионе, как правило, из Москвы никто не приезжает. Мы можем созвониться и проконсультироваться, но дальше — всё своими силами. Так мы набираемся опыта и экономим компании деньги: нет смысла гонять туда-сюда людей просто так.
Задач в регионе всегда хватало. Лично я никогда не чувствовал желания уехать. В Екатеринбурге — мой дом, семья, комфортный темп жизни, уютные и родные улицы. Я просто видел и вижу, что здесь я нисколько не отстаю по уровню выполнения задач, по получению опыта и знаний, по заработной плате, которая не отличается от столичной. А мир я увидеть успел, пока в перерывах между занятиями и экзаменами удирал на машине от бегемотов и слонов в национальном парке Крюгера и пробовал мясо жирафа в ресторане «Карнивор» в Найроби :)
Сергей
Начальник отдела региональных инженеров «Инфосистемы Джет»
Комментарии (18)
pudovMaxim
13.09.2023 14:19+3Вопрос первый, почему если в провинции так хорошо, то нет ни одной фото оттуда? :)
Впорос второй, можно ли перекладывать ваш опыт карьеры, как понимаю, относительно уникального специалиста на неуникального типичного формошлёпа?
JetHabr Автор
13.09.2023 14:19Фотографий много, но мы же тут не на них в первую очередь смотрим. По второму вопросу — можно, почему нет.
putnik
13.09.2023 14:19+2Специфика работы любого сервисного инженера — это постоянное изучение новых систем и технологий. Как только заказчик закупает новое оборудование, компания отправляет сотрудника на обучение. Так с 2005 по 2016 год я побывал в ЮАР, Германии, Голландии, Англии, Шотландии и Польше.
В каких странах планируете побывать в ближайшие годы?
JetHabr Автор
13.09.2023 14:19Планы есть, но в качестве туриста. Очень бы хотелось побывать в Австралии. В рамках обучения после 2016 года все запросы стал покрывать Unix Education Center в Питере. Текущие реалии скорее приведут к обучению внутри России работе с новыми отечественными вендорами.
HunterXXI
13.09.2023 14:19+3если бы все было так просто, то никто в Москву бы не ехал. или вы хотите сказать что все те кто уехал из родного провинциального города за ростом зп и карьеры сделали ошибку?
что бы полететь в космос, надо ехать на космодром (с)
JetHabr Автор
13.09.2023 14:19У каждого свой путь. Просто хорошо, что сегодня можно не уезжать, чтобы зарабатывать больше)
Einherjar
13.09.2023 14:19+3Заголовок про высокие зарплаты. Перечитал статью дважды и главного не увидел - высокие зарплаты это сколько конкретно то?
Demacr
Кмк, зарплаты стали выравниваться только после ковида. Тогда за счет удалёнки действительно произошёл резкий рост зп в регионах. А так в среднем по больнице в регионах были далеко не сопоставимые зп, даже с учетом в разнице в стоимости жизни. А так, зп конечно же бывают большие, но, имхо, это как ошибка выжившего.
JetHabr Автор
В ИТ ситуация до ковида была не хуже. У нас, например, удаленка существовала и до пандемии, так как все филиалы должны были как-то взаимодействовать между собой и постоянные командировки этого не обеспечили бы в полной мере. Так что уровень ЗП скорее формировался в зависимости от компетенций конкретного специалиста.
Demacr
Ну это действительно похвально что у вас так было до ковида. Но в среднем по отрасли это было не так. P.S. Сам в 2018 решил переехать из Еката в Мск по причине того что зп на желаемую позицию были в 1.5-2 раза минимум выше в столице. Что с поправкой на аренду давало всё равно более хорошее финансовое положение.
dom1n1k
Знаю людей, уехавших в столицу в 2018-2019 годах с повышением зп в 3-3.5 раза.
Хотя возможно, что примеры не совсем корректные, потому что за базу принята их прошлая зп, а не то, что они могли бы найти на месте на тот момент.
Demacr
По базе: у меня было чуть меньше 60 актуальной зп, вакансии местные были максимум на 70-80, в Мск 120+. Поэтому x1.5 относительно возможной и x2 по факту. А так только во время ковида видел вакансии в Екб по моей специальности в среднем 100+.
JetHabr Автор
С распространением удаленки границы точно стерлись. Сегодня не так важно, где ты находишься, если конечно не требуется физический доступ к железу. Остальные 95% задач выполняются удаленно.
MiraclePtr
Все так. В 2015 переезд из уральского миллионника в СПб автоматически давал x2 к зарплате. А про интересность задач и возможности (типа тех же международных команд, путешествий по миру за счёт работодателя, и т.д.) и говорить нечего