Введение

What's up guys!

Обучение - это процесс, в котором мы фактически живём. Человек учится каждый день, часто даже не зависимо от того, хочет он этого или нет. Навык учится эффективнее может быть полезен любому, независимо от того программист ли ты или садовод. В этой статье мы поговорим об эффективном обучении. Я предлагаю не медлить и сразу переходить к делу.

Фактически эта статья - это продолжение моей статьи об эффективности. В этой статье я буду ссылаться на неё несколько раз, поэтому если вы её ещё не читали - рекомендую прочитать.

источник

Типы мышления и чем они полезны

Ок, я думаю, что из вступительного слова вы поняли, нужно оно вам или нет, и теперь готовы узнавать новый материал. В первую очередь я бы хотел поговорить о типах мышления их пользе. Для начала я приведу простой пример:

Допустим вы решали сложную задачу полностью сконцентрировавшись на ней и вот уже час вы не можете продвинуться дальше, потому что вы "застряли" где то. Вы решаете сделать перерыв и отвлечься от этой задачи хотя бы на 20 минут. А когда вы снова возвращаетесь к задаче, вы обнаруживаете, что каким то чудесным образом вы находите решение.

То что вы могли наблюдать в примере это и есть различные типы мышления. Их всего два и давайте рассмотрим их подробнее:

  • Сфокусированный - это тип мышления при котором вы концентрируетесь на решении конкретной задачи. Он задействует только ту часть мозга, которая отвечает за решение этой конкретной задачи. Явным примером может быть решение математической задачи.

  • Рассеянный - это когда вы не думаете не о чём конкретном, или хотя бы не сконцентрированы на конкретной задаче. Он задействует больше отделов мозга, что позволяет эффективнее решать творческие и нестандартные задачи. Хорошим примером является процесс засыпания, тогда мозг переходит в этот режим автоматически.

Наглядно это показано здесь:

источник

Ошибкой многих людей (в том числе и меня до недавнего времени) является использование только одного типа мышления. Для повышение эффективности работы и обучения эти два типа нужно сочетать. Мысли которые не приходят в сфокусированном режиме могут прийти в рассеянном. Главный приём сочетания этих двух типов мышления:

Сделать перерыв - наверное самое логичное, что можно сделать для смены типа мышления - взять перерыв. Метод помидора, о котором я уже говори в статье про эффективность, как раз для этого.

Тема разных типов мышления действительно очень обширна, а я не хочу перегружать эту статью, поэтому для желающих узнать больше в конце статьи я оставлю ссылки на полезные материалы для изучения по этому и не только вопросу, а мы идём дальше.

Режим сна

источник

В некоторых ситуациях сон может показаться пустой тратой времени, но на самом деле это не так. Когда мы изучаем новый материал, мы создаём новые нейронные связи в нашем мозге. А во сне мозг "отчищается" и укрепляет эти связи.

Если вы будите спать слишком мало, то все эти процессы просто не успеют завершится. Также во время сна мозг структурирует информацию и переводит информацию из "оперативной" в постоянную память. Поэтому например то, о чём вы последним думали вчера вечером, скорее всего станет тем о чём вы думать сегодня утром сразу после пробуждения.

Соблюдать режим сна полезно также и по массе других причин, но в рамки этой темы они не укладываются.

Как учить и не забывать?

Это самая интересная часть этой статьи, так как здесь мы поговорим о памяти и запоминании. Я хочу дать вам несколько практических советов, которые реально хорошо работают:

Систематизируйте свои знания

источник

Это очень важный этап в обучении, систематизация и структуризация ваших знаний помогут вам лучше понять и как следствие лучше запомнить всё изученное.

И, когда мы говорим об этом я сразу думаю об очень эффективной системе, а именно: Zettelkasten. Если вкратце, то это система ведения заметок и управления знаниями, её придумал Никлас Луман, за что в последствии он получил несколько наград. Используя эту систему вы поймёте, что все знания должны быть связанны и она поможет вам понимать, запоминать и находить свои знания.

Изначально первый и оригинальный Zettelkasten бы в бумажном виде (на картинке выше), но мы живём 21 веке, и я думаю, что делать это всё на бумаге не очень удобно. Намного проще делать это в виде графа в программе как например Obsidian, я не буду на ней подробно останавливаться (ссылку на инструкцию к программе оставлю в разделе ссылок внизу статьи).

Начните понимать

Если что то нужно выучить, то всегда старайтесь понять это, а не зазубрить. Если вы не понимаете, что зачем нужно, то вернитесь по материалу назад, в этом нет ничего плохого, просто повторите, поймите и идите дальше.

Выучите материал

источник

Для изучения нового материала существует масса различных способов, но главное то, как вы думаете, когда изучаете что то новое. Я (и не только я) заметил, что если во время изучения нового вам надо это быстро запомнить, то вы можете представить какой то яркий образ, связанный с объектом изучения, который вам будет запомнить легче. Главное не забудьте связать этот образ с вашим объектом изучения, иначе это не сработает.

Также вы можете строить виртуальные образы на основе хорошо знакомых вам мест. Например, вам надо выучить формулу. Представьте, что эта формула записана на слете в вашей комнате (или каком то хорошо знакомом вам месте). Такой способ запоминания эффективен не для всех, но он работает.

Регулярно повторяйте изученное

источник

Это действительно важно, но многие этого не делают. Заведите календарь повторений, повторяйте материал регулярно, это поможет вам его выучить. Так же вы можете каждый день открывать рандомную заметку из вашей базы знаний (если она есть) и читать её, это тоже бывает полезно.

Повторение важно, потому что, мозгу требуется регулярно закреплять свои нейронные связи до того момента, пока они не будут достаточно хорошо сформированы. Здесь есть важный момент, не переусердствуйте с повторениями, это может вызвать переобучение (прямо как в искусственных нейросетях), из за этого вы можете начать путать информацию и т.д., в общем это на приведёт ни к чему хорошему.

Тестирования

источник

Это ещё один хороший способ запомнить информацию (или понять, что ещё нужно подучить). Не надо устаивать себе ЕГЭ или что то типа того, просто проговорите изученный материал или расскажите его кому то другому (но это уже больше напоминает метод Фейнмана), ну, а если это практический материал, то попробуйте изученное на практике.

Прогресс и мотивация

источник

Ещё один важный момент - мотивация (оно же желание), лучше конечно, что бы была привычка делать все эти действия, но и для выработки привычки нужно желание...

В этом пункте я бы хотел сказать, как не бросить то, что вы начали изучать. У меня так было, когда я начинал изучать Python. Не бросайте, идите дальше, даже если ваш прогресс кажется не таким ощутимым. Если вы не бросите то, что начали, то вы заметите, что спустя какое-то время у вас будет реально скачок в развитии. Это правда так работает, поверьте.

Заключение

Ниже вы можете видеть полезные материалы. Информация из них поможет вам углубиться в эту тему.

Полезные материалы
  • Learning How To Learn - это достаточно интересный бесплатный курс на Coursera. Большую часть информации из этой статьи я узнал именно там.

  • Отдельная (не моя) статья на Хабре про Zettelkasten.

  • Отдельная (не моя) статья на Хабре про метод Фейнмана.

  • Книга "Думай как математик" - Барбара Оакли.

  • Кинга "Атомные привычки" - опционально.

  • Видео про Obsidian.

*Ничего из этого не реклама

Я думаю, что это всё, что вам нужно для того, что бы получить больше знаний по этому вопросу.

Напоминаю, что если я что то забыл, не написал или где то ошибся - пишите в комментарии или мне в ЛС.

От автора:

Спасибо, что дочитали статью до конца, надеюсь она была вам полезна и сэкономила вам время. Я старался её не перегружать. Если хотите повлиять на выход дальнейших статей, то можете подписаться на мой telegram-канал, там в том числе будут опросы касаемо выходов новых статей а так же разнообразные интересные материалы, там же вы можете скачать pdf-файл с этой статьей. Если хотите со мной связаться или предложить тему для статьи - мои контакты есть на сайте.

Ещё раз спасибо, что дочитали до сюда!

Удачи!

Комментарии (1)


  1. RealFLYNN
    21.09.2023 08:02

    Хороший материал. Стоит заметить, что большая часть техник, которые преподносятся как "эффективные и основанные на эмпирических данных", работают очень хорошо для нейротипичного человека. У людей с аутизмом, СДВ или другими формами нейродивергентности, могут быть проблемы с имплементации таких методов.

    Как человек, для которого автодидактизм - это "специальный" интерес, я очень долго мучился с тем, что "эффективые" техники для меня не работают - только для того, чтобы узнать пару лет назад, что у меня просто мозг ненмого другой.