Шлемы виртуальной реальности и AR-гарнитуры многим все еще кажутся прежде всего блажью для игр, метавселенных и других развлечений. Но игровой сегмент составляет лишь 28% от общего объема огромного XR-рынка, который составляет $105 млрд. Сегодня иммерсивные технологии обнаруживают свою полезность во множестве отраслей экономики. Рассказываем, как их используют в образовании, промышленности, медицине и ритейле. 

Образование в школах и вузах

Многие исследования показывают, что виртуальная реальность может сделать нашу учебу в разы более эффективной. Так, согласно исследованию китайской компании Bluefocus, использование VR в обучении студентов приводит к улучшению средних результатов тестов примерно на четверть, а также способствует усвоению и запоминанию новых концепций среди испытуемых. Это объясняется пирамидой обучения, согласно которой при чтении и прослушивании лекций мы запоминаем лишь от 5% до 10% материала, а вот при практическом освоении — все 75%. 

Пирамида обучения, или пирамида Дейла. Источник
Пирамида обучения, или пирамида Дейла. Источник

VR для наглядных уроков

Традиционные уроки часто утомляют учеников, они теряют концентрацию и начинают попросту скучать. Внедрение VR- или AR-решений делает обучение более захватывающим, удерживает внимание школьников и мотивирует их учиться. 

Например, в образовательном виртуальном парке Avantis World школьники могут полететь на Луну или стать участником сцены литературного произведения. Подключившись к данной программе, учителя получают доступ к более чем 750 образовательным ресурсам расширенной реальности. Попасть в виртуальный парк можно с помощью VR-гарнитуры от Avantis, но можно использовать и обычный ПК. По данным компании, иммерсивные технологии позволяют улучшить результаты учеников на 20%.

Карта образовательного парка Avantis World. Источник 
Карта образовательного парка Avantis World. Источник 


В России VR-решения для образования разрабатывает Центр Национальной технологической инициативы Дальневосточного федерального университета. В августе 2020 года стартовала федеральная программа апробации этих технологий в школах. К примеру, в ее рамках был разработан курс по физике для учеников 8–9 классов. Благодаря виртуальной реальности школьники могут понаблюдать за течением физических процессов в реальном времени.

XR-путешествия для школьников

Приложение Google Expeditions переносит студентов в Лувр, на вершину Эвереста или даже во времени — например на нашу планету в эпоху юрского периода. 

Образовательная платформа Nearpod разрабатывает VR-экскурсии для школьных программ. При этом компания использует их не только для изучения истории или географии, но и для менее очевидных предметов. На примере замка в Нидерландах объясняется тема процентов в математике, а прогулка по Галапагосским островам поможет в понимании процессов эволюции. 

 Фрагмент урока об эволюции на Галапагосских островах. Источник
Фрагмент урока об эволюции на Галапагосских островах. Источник

Корпоративное обучение

Все больше работодателей — от промышленных предприятий до магазинов розничной торговли — привлекают иммерсивные технологии для инструктирования и тренировки сотрудников. Исследование PwC обнаружило, что 51% американских фирм либо уже внедрили XR в свои обучающие программы, либо активно работают над этим. Передовые российские компании не отстают. 

VR-тренинги для продавцов-консультантов

Работа в сфере услуг требует умения правильно реагировать в непредвиденных обстоятельствах, но нередко им непросто обучить. Тренинги с участием коллег часто не воспринимаются всерьез и не позволяют отточить реакции — но тут приходит на помощь иммерсия. 

Так, VR-технологии помогли усовершенствовать обучение сотрудников Walmart. Компания Jasoren разработала для Walmart 45 сценариев, имитирующих реальность, которые можно перепроходить, обсуждать с коллегами и супервайзерами.С их помощью в Walmart Academy воссоздают сложные ситуации, с которыми могут столкнуться консультанты и кассиры при взаимодействии с покупателями — например, напряженное время в период скидок «Черной пятницы». В программе участвуют уже 1,2 млн сотрудников разных специальностей. 

Сотрудники тренируются реагировать в кризисные моменты, при этом в комфортной обстановке и без каких-либо последствий. Источник
Сотрудники тренируются реагировать в кризисные моменты, при этом в комфортной обстановке и без каких-либо последствий. Источник

VR-уроки безопасности

Обучение техники безопасности — еще одна сфера корпоративного обучения, где VR работает на ура. В VR-симуляциях можно  отточить любые навыки не рискуя жизнями и здоровьем работников.

Американская компания PIXO разрабатывает VR-технологии для обучения кадров и работала с такими известными брендами как Ford, Intel, Bosch. Ее специализация — безопасность на производстве. VR-тренинги позволяют сымитировать чрезвычайные происшествия и отрабатывать реакцию работников в таких ситуациях. 

Например, в практикуме по использованию огнетушителя сотрудники отрабатывают несколько повседневных сценариев возникновения пожароопасной ситуации. Учащиеся должны потушить пожар в виртуальной реальности, используя муляж для тактильных ощущений.

Фрагмент VR-тренинга по использованию огнетушителя от PIXO. Источник
Фрагмент VR-тренинга по использованию огнетушителя от PIXO. Источник

AR-тренажеры для промышленных предприятий

Крупные российские компании также активно применяют виртуальную и дополненную реальность в своих обучающих процессах для промышленных специалистов. Благодаря сотрудничеству с центром РН-БашНИПИнефть AR-тренажеры появились у Башнефти. Обучающая система состоит из примерно 120 сценариев, моделирующих различные технологические процессы в сфере нефтедобычи. 

Промышленность и экстренные службы

В этих сферах XR-решения позволяют получить быстрый доступ к качественной экспертной поддержки и дополнительным данным, которые можно вывести перед глазами на AR-гарнитурах. А совмещение иммерсивных технологий и БПЛА позволяет быстро и дешево инспектировать гигантские стройки даже в плохих условиях. 

XR-решения для удаленной поддержки в промышленных производствах

Еще одна важная и универсальная опция, доступная благодаря XR — возможность получать быстрые профессиональные советы. Допустим, на заводе сломался сложный аппарат, а инженер, который может его починить, находится далеко. Тогда сотрудник на месте может начать видеотрансляцию на VR-шлем инженера, и как бы стать его руками.

Этот метод куда эффективнее, чем получать советы по телефону или даже по видеотрансляции со смартфона — руки у сотрудника на месте свободны, а инженер видит каждую деталь, будто бы сам находится на месте. Функция очень удобна для экстренного ремонта или борьбы с ЧП.

Подрядчик в области строительства и электротехники Surepoint подсчитал, что примерно в 20% случаев, когда полевой инженер связывается с более опытным сотрудником по телефону, проблему не удается решить именно из-за канала коммуникации. Фирма внедрила MR-решение (mixed reality) для удаленной поддержки от компании Kognitiv Spark

Сотрудник на месте и эксперты могут связываться через безопасное соединение, добавлять аннотации в поле обзора гарнитуры Hololens, обмениваться фотографиями, файлами и 3D-голограммами. В компании подсчитали, что система сокращает простой оборудования при поломках в среднем на 20 часов, а количество проблем на производстве, которые можно решить без отправки специалиста, достигает 60%.

Производитель подшипников PBC Linear внедрил похожее AR-решение на базе гарнитуры Magic Leap — но не для экстренных ситуаций, а для поддержки в рабочих процессах. Оно решает проблему дефицита опыта у сотрудников, которые работают на местах. Компании разработали 106 шаблонов для документирования сложных производственных процессов, а затем на их основе создали пошаговые инструкции для действий в стандартных ситуациях. 

Сотрудник в AR-гарнитуре может активировать такую инструкцию и следовать ей, исправляя поломку или выполняя сложное действие. Система быстро помогла решить проблему с нехваткой знаний, но показала и неожиданные преимущества: повысила уверенность сотрудников в себе и сократило время на обучения в семь раз. Экономия издержек на брак и исправление ошибок составила $100 тыс в год. 

Сотрудник PBC Linear в AR-гарнитуре. Источник
Сотрудник PBC Linear в AR-гарнитуре. Источник

Такие решения развиваются и в России. Компания Сибур разработала сервис «Удалённый эксперт AR», где специалист на месте аварии может получать консультации экспертов по видеосвязи через AR-очки  RealWear. 

AR-гарнитуры для пожарных

На пожарной станции в Сингапуре недавно началось 2-летнее тестирование комплексного решения на основе искусственного интеллекта, 5G и AR. 

Выехавшие на вызов пожарные в AR-гарнитурах находятся на связи с оперативным центром. Картинка из гарнитуры транслируется специалистам в центре, где специалисты анализируют происходящее и помогают находить очаги возгорания и отслеживать неполадки в оборудовании. Устройства управляются с помощью голосовых команд и выводят в поле зрения пожарного подсказки.

Презентация AR-решения для пожарной службы. Источник
Презентация AR-решения для пожарной службы. Источник

AR-инспектирование строительных объектов

В 2022 году Газпромнефть провела дистанционную проверку строительства на Арчинском месторождении с помощью системы, в которой AR-гарнитуры были подключены к беспилотникам. В компании посчитали, что этот метод сокращает срок проведения проверок в восемь раз. 

Специалисты Газпромнефти и Ростехнадзора проинспектировали строительные работы на Арчинском месторождении за 600 км от него. Источник
Специалисты Газпромнефти и Ростехнадзора проинспектировали строительные работы на Арчинском месторождении за 600 км от него. Источник

Медицина

Главная ценность XR для медицины — возможность организовать включенную поддержку в режиме реального времени. Сегодня доктора могут получать советы от других врачей и просматривать дополнительные данные прямо во время операций. Кроме того, XR используется в терапии, реабилитации и психотерапии. 

VR-консультирование во время хирургических операций

В июле 2022 года была проведена первая операция с использованием VR — разделение двух сиамских близнецов со сросшимся мозгом из Бразилии. Лучшие врачи со всего мира использовали VR-гарнитуры, чтобы организовать онлайн-консилиум, и подсказывать действия оперирующему хирургу. Последняя из семи операций заняла 27 часов, в ней участвовали более 100 медработников. 

Сегодня ряд производителей AR-гарнитур и софта для них, например Vuzix, разрабатывает развивает решения для медицинских задач. AR-гарнитуры позволяют связываться с другими врачами и выводить на виртуальный экран перед глазами врача дополнительные данные пациента — например анамнез или кардиограмму. 

AR-экзоскоп для офтальмологов

Beyeonics Vision выпустила офтальмологический AR-экзоскоп. Он предназначен для проведения операций на сетчатке, катаракте, глаукоме и роговице. Гарнитура визуализирует операционное пространство прямо перед глазами врача, позволяет приближать и удалять картинку. Устройство управляется движениями головой. Более 2000 хирургов в США используют экзоскоп в своей работе, а в 2022 Beyeonics One прошел сертификацию в Евросоюзе. 

Доктор Роб Вайншток использует экзоскоп Beyeonics One во время операции. Источник 
Доктор Роб Вайншток использует экзоскоп Beyeonics One во время операции. Источник 

VR-устройство для измерения мозговой активности

Исследовательская группа из Техасского университета в Остине создала неинвазивный датчик электроэнцефалограммы (ЭЭГ), который они установили в гарнитуру Meta VR. ЭЭГ измеряет электрическую активность мозга во время иммерсивных взаимодействий в виртуальной реальности. 

У устройства множество применений — от оценки уровня эмоционального стресса до измерения внимательности и психического напряжения пилотов с помощью авиасимулятора. Команда уже подготовила предварительные патентные документы на ЭЭГ и заявила о готовности сотрудничать с VR-компаниями для создания отдельного устройства. 

Хонг Бянь Ли, участница исследовательской группы, в гарнитуре, оснащенной неинвазивным датчиком ЭЭГ. Источник
Хонг Бянь Ли, участница исследовательской группы, в гарнитуре, оснащенной неинвазивным датчиком ЭЭГ. Источник

XR-технологии для ментального здоровья 

Компания XRHealth разработала набор программ для VR-психотерапии.Особую эффективность показали программы для лечения посттравматического стрессового расстройства — в них травматический опыт или триггеры, связанные с травмой, имитируются и переигрываются в безопасной обстановке. Пациенты учатся поэтапно противостоять своим травматическим воспоминаниям и перерабатывать их, снижая чувствительность к этим раздражителям.

Сессия психотерапии с использованием VR-гарнитуры. Источник
Сессия психотерапии с использованием VR-гарнитуры. Источник

VR-технологии для реабилитации пациентов

Иммерсивные технологии хорошо зарекомендовали себя в реабилитации. Они отлично помогают пациентам, пережившим инсульт, заново овладеть навыками, которые они утратили при повреждении тех или иных участков головного мозга. 

Больница Университета Купера в Нью-Джерси была в числе первых применивших VR-системы REAL для реабилитации пациентов после инсульта. В сессии пациент надевает гарнитуру на голову и датчики на обе руки и видит своего аватара, выполняющего те же действия — это позволяет вновь научиться контролировать свое тело. VR-реабилитация позволяет снизить боль на 41%, улучшить двигательные способности на 31%, а также нарастить мышечную массу на 24%. 

Реабилитация пациента с использованием иммерсивной системы REAL. Источник
Реабилитация пациента с использованием иммерсивной системы REAL. Источник

Ритейл и онлайн-торговля

В этой сфере XR-решения прежде всего помогают виртуально примерять вещи, позволяя покупателям более точно подбирать покупки. Это работает как с одеждой, так и с предметами интерьера.

Виртуальные примерочные

Это AR-технология, которая позволяет пользователям «примерять» товары в цифровом виде — либо с экрана телефона, либо с помощью умных зеркал в торговом зале. По данным платформы Shopify, использование виртуальных примерочных снижает количество случаев возврата товара на 40%, а конверсия сайта увеличивается в 2 раза.  

Магазин мебели IKEA одним из первых выпустил приложение с использованием AR-технологий еще в 2017 году. В Place можно сфотографировать комнату и с помощью дополненной реальности «примерить» предмет мебели c точностью до 98%. Пользователи могут масштабировать 3D-мебель в соответствии с размерами комнаты, поэтому, если виртуальный стол подошел под размер кухни, то и реальный подойдет. 

Приложение Place. Источник
Приложение Place. Источник

Еще один пример — сотрудничество интернет-магазина брендовой одежды Farfetch и Snapchat. Встроенная функция в мобильном приложении позволяет «надеть» на тело покупателя одежду, используя камеру. Реалистичность изображения обеспечивает технология 3D Body Mesh — она имитирует ткань на теле. За счет этого решения компания зафиксировала увеличение просмотров приложения на 47%, посетители стали добавлять товары в корзину на 22% чаще, а в вишлист — на 81%. 

Виртуальная примерочная от Farfetch. Источник
Виртуальная примерочная от Farfetch. Источник

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (2)


  1. YNK
    29.09.2023 13:51

    Понятно что технологии расширенной реальности как-то да изменяют личный пользовательский опыт. Суть то вся в том, на что сам опыт направлен, если это только одно созерцание то меняется только возможность сравнения реальности с виртуальностью, другое дело если опытным путем идти к достижению новых навыков познания\изменения реальности, тогда появляется потребность опыт масштабировать меняя доступную реальность.


  1. imhotep1985
    29.09.2023 13:51

    Для меня интереснее всего часть, касающаяся медицины. Про применение в реабилитации слышал уже давно и да, это показывает эффективность в клинических исследованиях. Об остальном почти не знал, спасибо.