Привет. Меня зовут Николай и я работаю арт-директором в игровой индустрии. Сегодня я хотел бы рассказать о визуальном сеттинге в играх: привести аналитику популярных сеттингов на рынке мобильных и десктопных игр, рассказать о том, почему некоторые из них стали культовыми, и в чем формула успешного сеттинга.
Что такое сеттинг?
Сеттинг — (от английского setting «помещение, установка, обстановка») среда, в которой происходит действие.
Какие существуют сеттинги?
Их множество. Каждый может придумать свой собственный. Однако есть ряд классических сеттингов, которые часто эксплуатируются в кино, мультфильмах, комиксах и играх.
Самыми популярными из мира сеттингов являются: Фэнтези, Sci-Fi (научная фантастика) и Real Life (реализм в наши дни).
С реализмом все понятно — это сеттинг нашего времени, здесь и сейчас. Sci-Fi фантазирует на тему научного прогресса. Фэнтези же наоборот — не развивается технологически, позволяя зрителю погрузиться в средневековую сказку, где все процессы объясняются магией, а не наукой.
Остальные сеттинги менее популярны, их актуальность волнообразна, но свою нишу они имеют. Например Исторический сеттинг.
Разновидности Sci-Fi
Научную фантастику принято делить на две большие категории: твердую и мягкую. Мягкая — это когда научные темы затрагиваются поверхностно, как в Overwatch. Твердая же старается максимально правдоподобно отвечать на научные вопросы, как в Mass Effect. Азимов разбивал Sci-Fi на три категории: гаджет (сюжет вокруг технологии), приключения (технологии лишь сопутствуют истории), социализация (рассказывает как люди живут в Sci-Fi мире). Из сложившихся Sci-Fi сеттингов можно назвать космические одиссеи, постапокалипсис, различные производные Панка: Киберпанк (Киберпанк 2077), Дизельпанк, Стимпанк (Iron Harvest или Dishonored) или Атомикпанк (Fallout, Metall Gear).
Разновидности Real Life
Real Life тоже имеет множество субсеттингов, таких как Urban (городской), индустриальный, гранжевый, и фокусируемый на флоре и фауне (Natural).
Исторические подсеттинги
Исторический сеттинг еще в эпоху раннего кино обрел такие сформировавшиеся категории как Western (приключения на диком западе), Пиратский сеттинг (новое время), Пеплумы (античность) и так далее.
Подсеттинги Фэнтези
Фэнтези имеет такие ответвления как Эпическое Фэнтези (борьба добра со злом в духе Властелина колец), Низкое Фэнтези (мир, который больше похож на традиционное средневековье), Темное Фэнтези (мир, в котором зло уже победило, как в Dark Souls), Историческое Фэнтези (когда магия вплетается в реальную средневековую историю); Этническое Фэнтези (Скандинавские, Азиатские Мотивы, Славянский Лубок).
Гибридные Сеттинги
Со временем фундаментальные сеттинги стали комбинироваться разными авторами друг с другом, что подарило культуре новую категорию гибридных сеттингов.
Sci-Fi + Fantasy (космоопера)
Из устоявшихся гибридных сеттингов можно назвать Sci-Fi + Fantasy (Звездные Войны или Final Fantasy, где воины с мечами в робах гармонируют с космическими кораблями).
Urban Fantasy
Популярный среди молодежи гибридный сеттинг про вампиров (например Сумерки), демонов в городской среде по типу Hellboy или Mortal Kombat.
Sci-Fi + Real Life
Терминатор — лучший пример такого гибридного сеттинга, когда в обыденную реалистичную жизнь внезапно врывается небывалый прогресс либо из будущего, либо из других планет, как в комиксах MARVEL.
Вы, наверное, обратили внимание, что в гибридных сеттингах часто встречается Фэнтези. Позже мы поговорим, почему так.
Важно понимать, что сеттинг не является синонимом мира или вселенной, так как в одной вселенной могут быть разные сеттинги. Например во вселенной супергероев MARVEL присутствует и Sci-Fi (научная фантастика) с экспериментами над генетикой, технологиями Тони Старка, и Фэнтези: (скандинавские боги вроде Тора и Локи с магами и колдунами по типу Доктора Стренджа и Алой ведьмы), и как-то во все это многообразие вплетается сеттинг Реальной Жизни, в которой все эти супер-герои живут в нашей реальности, носят современную одежду и пользуются теми же гаджетами, что и мы.
Откуда сеттинги взялись?
Почти все истоки ведут к книгам. Художественная литература — один из первых проводников простого обывателя в эскапизм. Очевидно, что тройка самых популярных сеттингов в индустрии развлечений сформировались еще в печатных изданиях: вселенная Толкина или Герберта Уэллса, вселенная комиксов MARVEL и DC.
Истоки Фэнтези
Когда речь заходит о происхождении фэнтези, то многие вспоминают Джона Толкиена. Еще бы, лингвист по образованию, под впечатлением от событий первой мировой, сочинил, наверное, одну из самых детализированных вселенных художественной литературы — Эпическое Фэнтези, подробно прописав флору, фауну мира, его географию, собственную мифологию и даже языки сказочных существ. Фэнтези Толкина надолго стало каноном для многих авторов в создании кино, игр, мультфильмов. Но конечно же Толкин был не первым.
Многих персонажей (Эльфов, Троллей, Гномов) которых потом подробнее описал Снорри Стурлусон, Толкин позаимствовал из скандинавской мифологии. Далее были Кельтские сказания о рыцарях круглого стола и короле Артуре, Мече в камне. За ними следовали писатели Маккей Уинзор с историями о мальчике Немо, Лавкрафт, Роберт Говард с легендарным киммерийцем Конаном. И только лишь в 1937 году никому не известный преподаватель Оксфордского университета Джон Толкин издает книгу «Хоббит: туда и обратно». Далее были Клайв Льюис и «Хроники Нарнии». Но именно Говард, Льюис и Толкин являются главными столпами традиционного фэнтези.
В игры данный сеттинг постепенно проник благодаря настольным играм вроде Dungeons and Dragons. Компьютерные интерпретации, такие как The Legend of Zelda, Skyrim и The Witcher и вовсе вывели жанр в топы и стали самыми кассовыми играми десятилетия.
Истоки Sci-Fi
Огромную популярность Sci-Fi получил еще в эпоху промышленной революции. До первых запусков ракет, главными авторами Научной Фанстастики были Жюль Верн, Герберт Уэллс, Айзек Азимов. Фриц Ланг вдохновил многих культовых режиссеров-фантастов, дав миру такие культовые картины как «Женщина на луне» и «Метрополис». Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» стал популярным благодаря публикации в журнале Playboy, ведь основатель журнала Хью Хефнер был большим поклонником научной фантастики. Сказать по правде, многие франшизы комиксов, и художественной литературы стали популярны благодаря популяризированию со стороны одноименного журнала.
Прочие производные
Ну а прочие производные, как мы упоминали ранее, отделились от популярных книжных сеттингов. Можно также упомянуть Ретрофутуризм — ностальгия по трансгуманизму тридцатых годов.
Роль сеттинга
Известный критик научной фантастики Дэвид Хартвелл ввел в обиход термин Sense of Wander (ощущение чуда). Он сказал, что «Привлекательность научной фантастики заключатеся в том, что она сочетает в себе рациональное и правдоподобное с чем-то волшебным и невероятным — это и есть ощущуние чуда (Sence of Wander). В этом случае, роль Научной Фантастики — это возможность пофантазировать о будущем, которого нет. Думаю, к Фэнтези это определение тоже применимо. А я, обычно, отвечаю так: роль сеттинга — это как можно точнее и реалистичнее проиллюстрировать жанр, к которому он относится.
Причины популярности или забвения устоявшихся сеттингов
Причина периодического забвения такого сеттинга как Sci-Fi достаточно банальна — будущее, о котором нам дает помечтать Sci-Fi — настает. В таком случае, тот самый эффект ощущения чуда (Sence of Wander) проходит.
Об этом задумывался еще Айзек Азимов в 1967 году, до выхода всех знаковых Sci-Fi произведений.
«…сегодняшнаяя реальность слишком похожа на вчерашнюю фантазию. У заядлых читателей глубоко внутри возникает чувство разочарования и даже возмущения, как будто внешний мир вторгся в их мечты и надежды. Они утратили «ощущение чуда» — то, что когда-то действительно было «чудом», теперь стало простым и обыденным…»
Но несмотря на это, Научная Фантастика всегда будет перерождаться в новых производных из-за подребности человека в предугадывании будущего. Если в 80-е Sci-Fi про киборгов и роботов взрывал кинотеатры и ирговые автоматы, спекулируя страхом аудитории перед искусственным интелектом — то сейчас роботы стали обыденным экспанатом научных выставок, а искусственный интеллект дружелюбно помогает нам в бытовых делах. Но на смену теме ИИ может вполне вернутся тема колонизации других планет, на фоне страхов о глобальном потеплении и нехватке пресной воды.
На примере гибридного сеттинга (фэнтези+история) в Пиратах Карибского моря мы видим, что правильная подача может воскресить былую популярность сеттинга, как некогда популярный жанр морских приключений, похороненный неудачной и очень дорогой экранизацией Города головорезов, был воскрешен компанией Дисней: на тот момент никто не хотел вкладывать деньги в пиратскую тематику из-за громкого провала; однако Дисней в это время активно экранизировал свои популярные аттракционы — и одним из них был как раз аттракцион Пиратов карибского моря.
В чем формула успешного сеттинга?
Почему вселенная супергероев так популярна? Почему некоторые устоявшиеся сеттинги реже появляются в фильмах и играх, например, стимпанк и его производные?
По статистике в кино, в играх Sci-Fi значительно уступает жанру Фэнтези. Почему? Помните, я обещал, что мы вернемся к Фэнтези, которое фигурирует во многих гибридных сеттингах?
Давайте сначала взглянем на статистику популярных сеттингов в игровой индустрии.
Статистика взята с ресурса APPMAGIC — вы можете ознакомиться подробнее.
Статистику по десктопному рынку я собирал самостоятельно, отсмотрев топ самых кассовых игр за 2022 год. Точность аналитики не стопроцентная. Тем не менее, со статистикой на мобильном рынке она, в целом, сходится.
В таблицах по статистике фигурирует не упомянутый мной сеттинг — Fairy Tail. Так аналитики охарактеризовали сеттинг очень мультяшных игр, по типу Angry Birds.
Касательно популярности Фэнтези, есть ряд объективных причин, почему так.
Во-первых, Фэнтези это сеттинг, который имеет самую длинную и богатую историю в культуре разных народов; во-вторых, Фэнтези черпает вдохновение из древней средневековой эпохи, которая, опять же, есть у каждого народа; в-третьих, использует простые архетипы, понятные аллегории (щит и меч, факел, корабль в море, сундук в качестве лутбокса); в-четвертых, мистицизм, волшебство — тайны, к которым всегда тяготеет любой человек.
Если еще раз посмотреть на статистику за 2022 год, можно резюмировать, что наиболее популярными сеттингами являются Реализм (реальная жизнь) и Фэнтези, затем идет Sci-Fi. А остальные быстро теряют популярность и имеют более узкую аудиторию. Именно поэтому, например, такой концептуально интересный сеттинг как Cтимпанк не очень популярен в играх и кино: требовательный к декорациям и костюмам (это псевдоисторический жанр и нужно соответствовать духу времени), ограничения по технологическим возможностям (все крутится вокруг технологий на паре), нет элементов поп-культуры так как это ретро-сеттинг, который быстро надоедает аудитории.
Вот почему комиксы так популярны и правильные экранизации по ним собирают огромную аудиторию и кассу в продаже: с одной стороны — там можно пофантазировать на тему научных открытий; если научная тематика утомила — ее разгружает сеттинг с колдовством и загадочным мистицизмом; а происходит все в реальном времени, в сеттинге Реальной жизни, с которым проще себя ассоциировать. С таким количеством сеттингов зритель просто не успеет заскучать.
Но это если говорить про сеттинги в целом, а если мы посмотрим на конкретные отрасли, например — компьютерные игры, то статистика в таблице показывает, что некоторые сеттинги чаще используются не потому что популярны сами по себе — они просто лучше продаются в определенных жанрах: спортивные игры лучше смотрятся в гиперреализме, MMO RGP — в фэнтези, стратегии про выживание лучше смотрится в Sci-Fi с зомби апокалипсисом и так далее.
Как вы видите, критерии выбора потенциально успешного сеттинга есть: это его актуальность в конкретное время; большая фанбаза; его совместимость с конкретным жанром, который вы выбрали.
Но на самом деле, самый лучший сеттинг тот, который нравится вам: вы хорошо его знаете, понимаете его целевую аудиторию, вы видите, чем вы можете его дополнить. Если это так, то тогда вы сможете дать миру что-то новое, и запустить волну собственного тренда, который будут повторять другие. Так было когда-то с выходом Warcraft, когда все вокруг выпускали игры в реалистичном сеттинге, но после Warcraft пошла волна на яркое казуальное Фэнтези; так было в кино, когда потенциально провальный боевик категории B Терминатор пустил волну трендов на Киберпанк про киборгов, и так далее.
Благодарю, что дочитали до конца. Надеюсь, материал был полезен.