Если понаблюдать за медузами в море или аквариуме, создаётся впечатление, что эти животные плавают бесцельно. У медуз нет головного или спинного мозга. Но внезапно выяснилось, что медузы способны на поведение, которое не ожидаешь увидеть от существ с отсутствующей центральной нервной системой. Подробности — под катом. 

Медузы, или μέδουσα, относятся к типу стрекающих. Уже известно, что представители некоторых видов  стрекающих способны учиться на своих ошибках. Эти животные осознают (в той мере, в какой на это способны, конечно) условия, в которых они находятся, а также присутствие возможных  хищников. 

Международная команда учёных во главе с Яном Билецким из Кильского Университета обнаружила, что книдарии способны к оператному обусловливанию. Это тип ассоциативного обучения, при котором организм запоминает последствия собственного правильного или неправильного поведения в прошлом и при повторении ситуации корректирует поведение.

Крошечная кубомедуза Tripedalia Cysophora оказалась способной к такому обучению в борьбе за выживание. Её размеры не превышают человеческий ноготь, а строение организма кажется слишком простым, по сравнению с любым позвоночным животным. Но есть у Tripedalia Cysophora и  особенности, например, относительно сложная зрительная система. 

У животного 24 «глаза» — 16 фоторецепторов и 8 настоящих глаз. Они расположены по окружности тела, и медуза пользуется каждым из органов зрения. Желеобразное существо обитает в мангровых мутных болотах, где столкновения с густой корневой системой деревьев приведёт к серьёзным повреждениям нежного организма. А благодаря глазам кубомедуза не только видит препятствия на пути, но и эффективно охотится.

Способности животного вдохновили Яна Билецкого на воссоздание среды обитания Tripedalia Cysophora в лабораторных условиях для наблюдений и опытов. Исследовательская группа поставила перед собой задачу выяснить, как кубомедуза избегает неприятностей на протяжении  жизни, и способна ли она учиться на собственных ошибках.

Умение подстраиваться под условия окружающей среды ради выживания формируется под действием разных факторов. Ян Билецкий считает, что ведущую роль в этом процессе играет память и умение учиться на своем опыте.  Для проверки этих способностей у медуз команда исследователей нанесла на стенки круглого аквариума белые и серые полосы, которые имитировали корни деревьев.  Белые полосы играли роль корней, расположенных ближе к зрительной системе медуз, а серые — корней, расположенных вдалеке. Поведение медуз показало, что серые полосы у них не вызывали изменения в действиях, несмотря на то, что они были нанесены на том же расстоянии от животных, что и белые.

Сначала медузы постоянно сталкивались с контрастными полосками, но уже через 7,5 минут эти столкновения снизились на 50%. Также на мысль об оперантном обусловливании учёных натолкнули и результаты ещё одного теста. В среде обитания кубомедузы двигаются с большей скоростью, когда видят поблизости препятствие. В процессе эксперимента через время стало ясно, что при приближении к серым полосам медузы начинали плыть быстрее.

Так как у медуз нет мозга, чтобы осознавать возникшие изменения окружающей среды, их поведением явно руководили другие органы или и совокупность. Какие именно? Учёные препарировали несколько особей для детального изучения строения их нервной системы. У Tripedalia Cysophora есть на теле ропалии — короткие видоизменённые щупальца, каждый из которых связан с 4 фоторецепторами и 2 глазами. С их помощью медуза ощущает ритм своих движений.

Изолированные от тела ропалии также показали интересные результаты при исследовании.  Учёные разместили перед каждым ропалием серые полосы, приближая их к щупальцам. В момент «столкновения» с препятствием в ропалии подавался слабый электрический разряд, имитирующий столкновение. Через некоторое время изолированные ропалии стали подавать слабый предупреждающий сигнал о препятствии. Это показало учёным, что из предположения верны: после тренировок в аквариуме нервная система медузы в тандеме с зрительной системой обучалась и заставляла животных менять поведение. Если бы ропалии оставались прикреплёнными к телу медузы, она бы избегала дальнейших столкновений в аквариуме.

Способность к оперантному обусловливанию присущи билатериям, например, членистоногим, моллюскам и позвоночным животным. Но Яну Билецкому и его коллегам впервые удалось доказать, что «низшие» животные также способны к формам ассоциативного обучения. Несмотря на то, что в процессе эволюции билатерии и книдарии получили  разную организацию нервных систем, это сестринские группы животных. И подобные исследования способны открыть человечеству секреты о работе более сложно устроенных нервных систем, например, как у животных и людей.

«Сильная взаимосвязь между этими двумя группами (билатериями и книдариями) может указывать на то, что продвинутые нейронные процессы организмов, возникающие при оперантном обусловливании, являются фундаментальным свойством любых нервных систем», — предположили учёные в докладе.

Дальнейшие исследования на эту тему выявят ещё больше скрытых моментов в простой, на первый взгляд, нервной системе медуз и других представителей книдарий. В конечном итоге это позволило бы учёным выявить фундаментальные аспекты формирования сложного мозга животных и человека на начальном этапе эволюции.

Комментарии (11)


  1. YMA
    19.10.2023 11:03
    +3

    Заголовок как-то связан с этой статьёй? https://habr.com/ru/news/768448/ ????


    1. ssj100
      19.10.2023 11:03
      +1

      Конечно! - даже медузы без мозга учатся, а безопасники нет…

      Возникает вопрос есть ли у них мозг


      1. Squoworode
        19.10.2023 11:03
        +6

        Им не хватает щупалец.


  1. askharitonov
    19.10.2023 11:03

    А это точно было обучение? Скорее некий механизм адаптации к цвету корней или уровню освещённости (то есть, определяющий, что серый цвет - это препятствие, а не вода).


    1. kogemrka
      19.10.2023 11:03

      Зависит от того, как определить слово "обучение".


      1. askharitonov
        19.10.2023 11:03

        Может быть, хотя здесь всё же скорее речь не про обучение, потому что мы же не назовём обучением, например, действие того или иного механизма в паровой машине, контролирующего её работу в зависимости от нагрузки. Хотя и там можно представить это дело так, что увеличилась нагрузка, скорость вращения вала упала, металлические шарики, которые ранее под действием центробежной силы отклонились в стороны, под действием силы тяжести опустились ниже, оказавшись ближе к оси вращения, и связанный с ними механизм приоткрыл заслонку, подающую пар в цилиндр — паровая машина обучилась правильно действовать при изменившейся нагрузке — но это, на мой взгляд, спорная трактовка :-)


        1. kogemrka
          19.10.2023 11:03
          +6

          В машинном обучении, например, мы называем обучением подбор коэффициентов a и b в формуле y = ax+b)

          Так что, почему бы и нет.


  1. idimus
    19.10.2023 11:03
    +1

    Итого: в сухом остатке оказалось, что невная система остается нервной системой и умеет в анализ и новые связи. Даже изолированная, даже у низших животных. Что на самом деле прикольно)


  1. in_terek
    19.10.2023 11:03

    Тоже мне обучение. Этот навык может формировался у них миллион лет. Так можно и про растения удивляться, как они корнями воду находят и к свету листья поворачивают.


    1. CrashLogger
      19.10.2023 11:03

      Даже не миллион, а полмиллиарда лет )