Последние пару десятков лет корпорации и правительства разных стран работают над расширением и укреплением глобальной интернет-инфраструктуры. Прокладываются подводные магистрали, которые соединяют города и континенты. Но участившиеся случаи их повреждений, как, например, обрывы кабелей в Балтийском море в ноябре 2024 года, показывают, что интернет нужно как-то защищать. Сегодня поговорим о новых оптоволоконных каналах связи и обсудим планы разных организаций по усилению надежности безопасности всемирной сетевой инфраструктуры.
Новые проекты
Сначала давайте оценим новые планы нескольких крупнейших интернет-компаний мира.
Глобальный проект Meta*
Meta* сегодня контролирует 10% кабельного и 22% мобильного интернет-трафика мира, причем доля корпорации постоянно увеличивается. Для поддержки своего бизнеса Meta* разрабатывает масштабный проект по прокладке нового подводного кабеля протяженностью более 40 000 км, который буквально опоясывает земной шар. Магистраль соединит восточное побережье США, Индию, Южную Африку, Австралию и западное побережье США. Согласно TechCrunch, на реализацию нужно около 10 $ млрд. На прокладку уйдет несколько лет, точные сроки не сообщаются.
У проекта есть одна особенность. Сейчас Meta* чувствует себя неплохо — она совладелец 16 кабельных систем, включая проект 2Africa. Но у нового проекта не будет партнеров — компания станет единоличным владельцем и получит полный контроль над инфраструктурой. Это своеобразный ответ Meta* корпорации Google с участием в 33 кабельных проектах. Компания не хочет полагаться на операторов связи и партнеров для доставки контента и рекламы. А тут сам себе хозяин — делай, что хочешь. В рамках американского законодательства, конечно.
Компания предусмотрительно избегает точек геополитической напряженности вроде Красного, Южно-Китайского моря и Малаккского пролива. Зачем? Чтобы снизить потенциальную опасность его повреждения. Магистраль станет безопасным коридором для передачи данных и одновременно ключевым активом в Индии. Это очень важный рынок для Meta*. В стране огромное количество пользователей сервисов компании. Интернет — это жизнь современных людей и, конечно, деньги.
Google не отстает
Компания Google объявила о прокладке кабеля Bosun. Он соединит остров Рождества с Сингапуром. Остров находится в 1 500 км к западу от австралийского побережья, у него всего 1 250 жителей. Но его стратегическое расположение в Индийском океане имеет большое значение для Австралии, он всего в 350 км от Джакарты.
Это не единственный проект, над которым работает корпорация. Планируется прокладка подводного кабеля, соединяющего Мельбурн на восточном побережье Австралии с Пертом на западном, а также со все тем же островом Рождества и Сингапуром. В долгосрочной перспективе Австралия стремится укрепить свою интернет-инфраструктуру, прокладывая дополнительные магистрали в направлении Азии и через южную часть Тихого океана к Соединенным Штатам.
Кабели планируется интегрировать в сеть, создаваемую для тихоокеанских островов. Этот проект реализуется Google при финансовой поддержке США. Сеть свяжет Соединенные Штаты и Австралию через хабы, расположенные на Фиджи и во Французской Полинезии. Компания Vocus, один из партнеров проекта, заявила, что благодаря новым каналам формируется крупнейшая в мире оптоволоконная инфраструктура. Ее протяженность свыше 42,5 000 км. А соединяет она США, Азию и Австралию.
Amazon: третий не лишний
Amazon тоже собирается проложить подводный кабель. Он соединит южное побережье Ирландии с восточным побережьем США. Ирландское подразделение компании, Amazon MCS Ireland Ltd., подало заявку местному регулятору. Прежде, чем прокладывать магистраль, компании предстоит выполнить ряд геофизических исследований в графстве Корк. Эта работа позволит выбрать оптимальный маршрут будущей волоконно-оптической линии связи и место посадочной станции в районе селения Каслфрик (Castlefreke).
Точка соединения в США пока не определена. Подробности о пропускной способности и сроках завершения проекта не разглашаются. Новый кабель Amazon станет важным шагом в укреплении интернет-инфраструктуры Ирландии и ее связности с США. Альтернативный маршрут снизит риски перегрузок и повысит устойчивость сетей, особенно в условиях роста спроса на услуги облачных платформ и центров обработки данных. Ирландия остается ключевым цифровым хабом, а новый проект Amazon укрепит ее позиции как важного узла глобальной интернет-инфраструктуры.
Защитить все!
В конце прошлого года я уже писала, что в течение нескольких недель в Балтийском море были повреждены сразу три важные для всего мира кабеля. Это BCS East-West Interlink (обрыв 17 ноября 2024 года), C-Lion1 (18 ноября) и обрыв кабеля между Швецией и Финляндией.
Компании и ряд стран планируют реализовать несколько проектов по защите старых и новых кабелей. Что это за меры?
Комитет по защите подводных интернет-кабелей от ITU и ICPC
Международный союз электросвязи (ITU) совместно с Международным советом по охране кабелей (ICPC) объявили о создании нового специализированного совета. Его цель — защита подводной кабельной инфраструктуры. Анонс совпал с восстановлением работы кабеля C-Lion1 в Балтийском море, связывающего Германию и Финляндию. Новый совет, включающий 40 членов — от министров до лидеров индустрии, будет внедрять разные методы ускоренного ремонта обрывов и одновременно снижения рисков повреждений кабелей. Совет займется координацией усилий по защите магистралей и разработкой новых международных стандартов.
Это важно, ведь подводные кабели обеспечивают 99% глобального интернет-трафика. В то же время, по данным ICPC, ежегодно происходит 150–200 обрывов, требующих ремонта. Основные причины повреждений — зацепы якорей, стихийные бедствия и износ. Недавние инциденты в Балтийском и Красном морях и разрывы кабелей у Вьетнама и Тайваня подчеркивают важность проекта.
НАТО тоже в деле
Страны НАТО объявили о создании новой программы Baltic Sentry, направленной на защиту подводной инфраструктуры от возможных диверсий. В ее рамках задействуют фрегаты, самолеты, беспилотники и другие средства наблюдения стран альянса. Baltic Sentry предполагает усиление присутствия НАТО в Балтийском регионе и повышение способности реагировать на угрозы для подводных кабелей и других элементов сети.
Координировать все это будет Объединенное командование сил НАТО в Брюнсюме (JFCBS), а Морское командование НАТО (MARCOM) займется управлением действиями по защите подводной инфраструктуры. Еще планируется разработка новых технологий и методов предотвращения диверсий. Капитаны судов должны быть готовы к жестким мерам, включая абордаж, конфискацию и арест в случае попытки умышленного повреждения кабелей. В общем, все очень серьезно.
Глобальная сетевая инфраструктура крайне быстро развивается. С одной стороны, это хорошо. С другой — она становится более уязвимой в случайным обрывам и диверсиям. Нужен стратегический подход к защите новых и существующих магистралей. Правительства разных стран и корпорации постараются разработать и внедрить такой подход уже в 2025 году. Посмотрим, поможет ли это.
Meta* признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена.
mambr
А как вы следите за магистральными кабелями? Как проводите ОПР ?