Мы уже писали о команде DataArt по «Что? Где? Когда?», которой уже восемь лет. За это время на базе DataArt прошло больше десяти «синхронов» — и посвященных IT, и более широкого формата. А игроки добились существенных успехов: занимали призовые места на турнирах, оказались достаточно высоко в мировом рейтинге, а в этом году даже представляли Воронеж на чемпионате России.
Мы взяли интервью у Юлии Мещеряковой, капитана команды.
— Как вы попали в сферу интеллектуальных игр?
Как многие, регулярно начала играть в студенчестве. До этого в 9 – 11-м классах участвовала в составе команды класса в школьном чемпионате Воронежа по «Что? Где? Когда?» (aka ЧГК), который проводился раз в год, но учеба отнимала много времени, и ездить в единственный выходной на другой конец города мы не решились. Зато на 1-м курсе в группе оказалось сразу несколько недавних школьных игроков из разных команд, которые были не прочь попробовать силы. С тех пор и играем.
— В чем особенность интеллектуальных игр, ЧГК в частности?
Прежде всего, следует отличать телевизионную и «спортивную» версии. Телевизионная — шоу, рассчитанное на широкого зрителя. Цель спортивной — выявить сильнейшего, она предполагают длинную вопросную дистанцию, продуманные схемы встреч (если речь об индивидуальных видах). Все синхронные и очные турниры в мире играют в спортивную версию. От других видов спорта интеллектуальные игры, пожалуй, отличаются тем, что в большей мере задействуют эрудицию, логику. Это роднит их с шахматами, например. Но, в отличие от тех же шахмат, правилами закреплена лишь форма, а содержание (тот или иной факт и способ спросить о нем) не ограничено ничем, кроме возможностей естественного языка, на котором ведется игра. В одном вопросе могут уживаться и средневековая литература с современной поп-культурой, и новости микробиологии с великими спортсменами прошлого века. Последние годы популярны тематические турниры от «Песни льда и пламени» до «IT-Кубка». Последний уже четыре года проводится в Воронеже в нашем офисе. Однажды нашей команде даже удалось поделить 1-е место в IT-зачете.
– Чему вы научились в ЧГК?
Это сложный вопрос. Казалось бы, «думать». Но кто признает, что не умел думать до? На самом деле, получается непрерывная цепочка. Больше играешь — лучше структурируешь свои мысли, мыслишь более гибко. Лучше анализируешь — лучше играешь. Как в Спарте: «Гимнастика — подготовка к войне. Война — подготовка к гимнастике». Развитие же способности думать быстрее, заранее предусматривать возможные последствия решений помогает в любой профессиональной деятельности. Особенно — в нашей сфере.
– Отличается ли как-то воронежское сообщество ЧГК от сообществ в других городах? Если да, то чем?
Долгое время я знала только о нашем клубе. Поэтому он, так или иначе, — идеал, отправная точка сравнения. Поездив по другим городам, пообщавшись с друзьями из других клубов, заметила, что наш клуб достаточно большой, движение насчитывает около полусотни команд. Здесь есть и команды достаточно сильные даже по мировым меркам. При этом борьба за лидерство не становится у нас борьбой против другой команды. Вне стола команды дружат, вместе гуляют, отмечают праздники. А когда случается ехать на турнир в другой город, образуют сборные.
– У вас есть какая-то конкретная цель в ЧГК? Может, награды, медали и т. д.?
У всех в игре свои цели. Для меня награды — безусловно, приятное дополнение, но не самоцель. ЧГК позволяет узнать что-то новое, провести время в компании с интересными людьми. Турниры в других городах — еще и возможность путешествовать и встречаться с единомышленниками по всему миру, которые к тому же с удовольствием проводят экскурсии.
– Много ли девушек играет в ЧГК? Можно ли интеллектуальные игры разделить по половому признаку? В спорте, например, есть преимущественно мужские или женские игры, а в интеллектуальных?
Точной статистики у меня нет. Кажется, мужчин больше, но не разительно. Четкого деления игр тоже нет. Пожалуй, женщины больше играют в командные виды спорта (ЧГК, брейн-ринг), а в индивидуальных (например, в «Своей игре») их доля меньше.
— Как вы считаете, для чего вообще нужны такие игры?
Чтобы узнавать новые удивительные вещи. Чтобы знакомиться и общаться с людьми, которых тяжело просто так опознать на улице как родственные души.
– Как вы считаете, ЧГК за все эти годы как-то менялся? Что именно изменилось?
Я играю 8-й год, когда-то начинала с нуля. Я менялась, поэтому сравнивать свои ощущения от игры тогда и сейчас некорректно. Если брать объективно, появлялись новые «ходы» в вопросах (замены, формулировки «двумя словами на одну букву» и др.). Технологии все эти годы тоже не стояли на месте. Сейчас на всех серьезных фестивалях штрихкодированные бланки, а в нашем клубе — на каждой игре. Появились строго синхронные турниры, проходящие во всех городах в одно время на звуковой записи одного ведущего. Тренировки стали возможны просто вечером в скайпе, что особенно актуально, когда команды разбросаны между городами.
— Что бы вы хотели (или, наоборот, не хотели) изменить в интеллектуальных играх?
Наверное, как «технарь» хотела бы больше вопросов по точным наукам. Но это из разряда фантастики. По ним гораздо меньше материала, по которому можно написать вопрос. Что касается форматов, есть разные, сбалансированные за годы. Возможно, мне хотелось бы немного чаще участвовать в таких необычных форматах, как «Кубок дружбы», когда составы команд в течение игры постоянно перемешиваются, или марафон, когда команды играют непрерывно 24 или 36 часов (допустимы замены в процессе).
– Что для вас ЧГК?
Три буквы, ставшие родными. Любимое хобби. Друзья.