Привет, я Вова Ермилов из ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Сегодня разберёмся, как начинающему продакт‑менеджеру не сойти с ума, листая вакансии, и научимся применять продуктовый подход к поиску работы.

Статья будет полезна тем, у кого сложности с трудоустройством, а также тем, кто хочет перейти в продакты из смежной профессии.

Кстати, я веду телеграм‑канал, где рассказываю о тонкостях работы, лайфхаках прохождения интервью и о том, как получить заветный оффер от компании мечты, заглядывай.

Этап № 0: формирование гипотезы

Мой любимый этап: прежде чем искать работу продакт‑менеджером, убедись, что ты правильно понимаешь, чем предстоит заниматься.

Шок‑контент: продакты не релизят каждый день новые Apple Vision Pro (и даже не каждый месяц). Из постов в соцсетях может показаться, будто продакт‑менеджеры живут в высокооплачиваемом креативном раю, на деле же всё обстоит немного иначе.

В крупных проектах поначалу ты будешь менять цвет кнопки в пользовательском соглашении и проверять, повлияло ли это на 0.001% конверсии в покупку. В стартапе ты можешь стать человеком‑оркестром: сам рисуешь макет, релизишь, пускаешь трафик и сам тестируешь гипотезу по заказу воды в кулер — если возьмём «Святой источник» будет ли кофе вкуснее?

Так что в самом начале давай сформулируем гипотезы: «если я устроюсь продакт‑менеджером, то я буду зарабатывать мильён денег/постоянно путешествовать/пить кофе в старбаксе и т. д.». Какой бы ни была твоя мотивация, её важно продумать и проверить. Вместо того, чтобы проходить сотни интервью и устраиваться на работу, с которой сбежишь через полгода с выгоранием в подарок, проведи исследование и пообщайся с действующими продактами, чтобы узнать, совпадает ли твоя идеальная картинка с реальностью.

Когда ты сформировал объективное представление о профессии, можно смело переходить к первому этапу поиска работы.

Этап №1: поиск отправной точки

Чтобы облегчить себе жизнь, нужно оценить положение дел, скажем, твой условный стартовый капитал. Есть 3 варианта развития событий.

Новичок

Вариант номер один: ты — человек без опыта работы, который только выпустился из университета или закончил курсы.

Тут нужно понимать, с нуля стать продактом сложно, так как профессия предполагает, что ты будешь брать на себя большую ответственность и принимать бизнес‑решения, то есть напрямую влиять на прибыль всего проекта.

Компаниям «безопаснее» брать в команду опытного человека, так что твоя основная задача — собрать клёвое портфолио и всеми возможными способами набраться опыта. Например, парт‑таймить в стартапах, помогать с небольшими задачками бесплатно, поискать вакансии помощника продакт‑менеджера или попробовать запустить свой pet‑проект.

Свитчер не айтишник

Второй вариант — у тебя есть какой‑то опыт работы, но не в IT. В этом случае стоит максимально цепляться за свои сильные стороны и скиллы.

Например, ты работал продавцом в «Пятерочке». Подумай, в чем твоя экспертиза и как твои знания применить в продакт‑менеджменте. Сделай упор на проекты, которые работают в торговле, ведь у тебя есть преимущество перед конкурентами: ты знаешь, как бизнес устроен изнутри, а также боли, задачи и потребности целевой аудитории. Так что найти работу, например, в CRM‑системе или в ПО для кассового оборудования будет проще, чем в нише, в которой у тебя нет никакой экспертизы.

Постарайся перенаправить свой прошлый опыт в продуктовое русло: оцифруй свои достижения в понятные метрики, выяви целевую аудиторию (какому бизнесу ты мог бы быть полезен и чем) и перепиши в гипотезы.

Свитчер-айтишник

Третий вариант: у тебя есть опыт в IT‑сфере, но не продуктовый. Тут я бы цеплялся не столько за компанию или нишу, сколько за требуемые навыки.

Существуют пограничные позиции, через которые зайти проще: например, начни с позиции Product Marketing Manager, если ты в прошлом маркетолог, Technical Product Manager, если разработчик. Так шансов получить оффер намного больше.

После оценки положения дел самое время переходить к следующему шагу.

Этап №2: выбор компании

Теперь нужно понять, где ты хочешь работать: в стартапе или корпорации.

Стартапы

Под стартапом в этой статье я подразумеваю любую компанию в самом начале её пути. Я понимаю, что с точки зрения терминологии это не очень корректно, но для простоты будем называть так.

У стартапов есть большое преимущество: начинающему продакту попасть в стартап сильно проще, чем в корпорацию.

Но у них есть и ряд минусов, их важно иметь ввиду:

  • Нет никаких гарантий: в один момент всё может пойти по одному месту и стартап может закрыться;

  • Многие процессы не отстроены: решения приходится изобретать самому, пилить миллион табличек, тратя на это кучу времени;

  • Размытые должностные обязанности: непонятно, к кому обращаться за помощью, кто отвечает за ту или иную задачу;

  • Жесткие и частые переработки.

Так что если ты хочешь начать свой путь продакт‑менеджера в стартапе, то тебе просто жизненно необходим высокий уровень самостоятельности и гибкости, чтобы подстраиваться под быстро меняющиеся правила игры.

Важно: стартапы с крутой продуктовой культурой существуют, но есть и такие, в которых ты скорее загнёшься, чем получишь релевантный опыт. В них чаще всего основная задача продакта — стать многорукой Шивой, которая печеньки в офис закажет, код для проги напишет и всё в этом духе. Подумай дважды, прежде чем идти в компанию, где от продакта ждут всё и сразу.

Корпорации

Корпорация — это некая стабильная, потенциально крупная компания, у которой есть продукт, пользующийся большим спросом на рынке, и теперь она просто развивается вширь.

У таких корпораций много плюсов, например:

  • Отстроенные, понятные, прозрачные процессы;

  • Наставники и менторы у новичков (а это очень большои буст к профессиональному росту);

  • Стабильность: шансов того, что компания прогорит или не выплатит зарплату — минимальные.

Также если ты мечтаешь попасть в Google, то после работы в образном «Яндексе» твои шансы на трудоустройство скорее всего чуть‑чуть увеличатся, чем после работы в ООО «Ромашка».

Но у корпораций есть и один огромный минус устроиться туда намного сложнее: требования выше, кандидатов больше и уровень конкуренции просто крышесносный.

Удивительно, но факт: говоря о зарплате, нет такого, что в корпорациях она сильно выше, чем в стартапах. Иногда даже наоборот, потому что корпорации могут позволить себе немного демпинговать зарплаты по рынку из‑за огромного спроса. Так что если ты устраиваешься в большую компанию, чтобы иметь хороший заработок, то знай, одно с другим не всегда связано.

Не знаешь что выбрать? Смотри Этап № 0: пообщайся с продактами из одних и других компаний, спроси, как проходит их рабочий день, какие есть плюсы и минусы. Кстати, у нас в телеграм‑канале «ОКейси» мы устраиваем эфиры с продактами из разных компаний — хорошая возможность задать свои вопросы представителям корпораций и стартапов.

Этап №3: анализ рынка

Когда определишься, что тебе по душе, начинай изучать вакансии и требования работодателя.

Важно: при трудоустройстве делай упор на те скиллы и компетенции, которые нужны компании, а не те, которые тебе кажутся крутыми (грамоты русского медвежонка снова в пролёте).

Продолжая тему продуктового подхода к поиску работы, я бы сначала описал свою ЦА. Какие у компаний моей мечты боли, задачи и потребности? Чем я могу быть им полезен? Чтобы ответить на эти вопросы, проведи исследование: изучи описание вакансий, сайты компаний и все остальные ресурсы.

Исходя из результатов, формируем несколько вариаций резюме и сопроводительных писем. Уверяю, клише в духе «здравствуйте, мое резюме во вложении», «успехов вам и вашему бизнесу», а также «Вы» с большой буквы заставит глаз HR‑а дёргаться в смертельных муках.

В тысячу раз ценнее написать в сопроводительном то, что работодателю будет действительно нужно.

Стартап: ищем первую работу

Если мы говорим про стартапы, я бы начал с нетворка, он — негласное сокровище продакт‑менеджеров и IT‑индустрии в целом.

Попробуй связаться напрямую с владельцем стартапа (контакты ищи в телеграм‑чатиках предпринимателей) и бесплатно помочь его бизнесу. Так ты поделишься своей экспертизой, не потеряешься в потоке откликов с hh.ru и обретешь новое полезное знакомство.

Ещё один вариант — кастдевы. Это, на самом деле, конверсионный, интересный и необычный вариант поиска работы.

У продакт‑менеджеров есть чаты на все случаи жизни, в том числе и для поиска респондентов для глубинных интервью. Ты участвуешь в исследовании, включаешься в продукт, показываешь свою экспертность. В ответ — совет/нетворк/общение с продактом или фаундером. Возможно, тебе удастся продать себя как специалиста.

Мне так дважды удалось найти работу: сходил на кастдевы, разговорились с фаундером, я поделился идеями, мы начали развивать проект вместе.

Корпорация: ищем первую работу

Первое, на что обращаем внимание — стажировки, в них очень полезно участвовать. Скорее всего, они будут низкооплачиваемы, но зато это крутой шанс проявить себя, получить первую работу и положить кейс себе в портфолио.

Второй вариант — нетворк. В очень крупных компаниях часто открываются вакансии только для внутреннего рынка. Когда я работал в корпорации, бывало так, что вакансии не публиковали на сайтах по поиску работы, а открывали только для сотрудников и их знакомых.

Ну, а третий вариант — официальные сайты компании, платформы и сообщества по поиску работы.

Я бы начал с сообществ, потому что сейчас крупные компании развивают через них свой HR бренд. Например, есть телеграм‑канал «+1 в команду Яндекс Практикума»: там открытые вакансии Практикума публикуются чуть раньше, чем на платформах по поиску работы. Ну и затем любимые hh.ru и habr.

Я бы откликался именно в такой последовательности: начинаем с самых потенциально конверсионных каналов с наименьшей конкуренцией и доходим до самых распиаренных с самым большим количеством откликающихся.

Я это все к чему?

Когда ищешь работу, очень важно снять розовые очки и подойти к решению проблемы комплексно и структурно. Проверь свои гипотезы, проведи кастдев действующих продактов и, исходя из своей цели, используй те каналы поиска работы, в которых шансов получить заветный оффер будет больше, а конкуренции на место — меньше.

Вот и всё, больше о трудоустройстве и работе продакт-менеджера читай в моем телеграм-канале «ОКейси». И обязательно делись в комментариях, на сколько забитых поиском работы котят из 5 была полезна эта статья.

Комментарии (0)