Всем привет, на связи Вова из ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Это продолжение статьи с разбором ответов на самые популярные вопросы на хард-скиллы.
Как я уже говорил, новичкам и опытным продактам задают одни и те же вопросы, меняют только формулировки и ожидают разную глубину ответа. Поэтому статья подойдёт как продвинутым продакт-менеджерам, так и тем, кто только собирается им стать.
Итак, завершают наш хит-парад вопросов вот эти красавчики:
Как вы будете запускать продукт в условиях нехватки ресурсов
Категория: проджектовые скиллы, управление командой
Стандартный вопрос на приоритезацию и декомпозицию задач, но его могут искусно прятать за разными формулировками и кейсами. Например, часто можно услышать: «У вас запуск проекта назначен через 4 дня, но разработчики говорят, что не успевают и сдадут проект только через неделю, что будете делать?».
В таких задачах возможна максимальная вариативность, поэтому начинаем с критических вопросов:
У меня есть другие команды, чтобы перехватить ресурсы?
Что будет, если мы задержим выпуск проекта?
В чём заключается функционал проекта в запуске, мы можем что-то сократить?
Команда может перерабатывать? И т.д.
Кейс вроде простой, но давать сразу ответ не стоит, сначала надо погрузиться в ситуацию. Если интервьюер не даёт ответы на вопросы, я придумываю ответ самостоятельно, в духе: «Представим, что у меня одна команда и перехватить ресурсы нельзя, а мы запускаем важный функционал оплаты».
Решение строится из следующих пунктов:
Погружаемся в ситуацию: есть ли возможность перераспределить ресурсы и допускаем ли аутсорс;
Декомпозируем задачу на этапы и приоритезируем их;
Пытаемся сократить до минимума то, что можем сократить;
Пытаемся отсрочить запуск, если допустимо;
Закрываем нереализованный функционал костыльными решениями (служба поддержки, готовые коробочные решения и т.д.);
Убеждаемся, что это ничего не сломает;
Передаём команде;
Проводим ретроспективу: почему не уложились в срок и как этого избежать в будущем.
Расскажите ситуацию, когда вы проявили свои навыки N?
Категория: оценка результатов
Тут могут быть разные вопросы, например:
Расскажи о своём самом большом достижении;
Поделись самым масштабным провалом в карьере;
Вспомни ситуацию, когда ты проявил(-а) лидерские качества.
Вопрос похож на софт-скилловый, но включает в себя критически важные харды для продакта: умение измерить и оценить результаты, сделать выводы, построить стратегии. В ответе на такой кейс поможет проверенный годами фреймворк STAR:
S – Situation — ситуация, в которой ты оказался(-ась);
T – Task — задача, которую решал(-а);
A – Action — действие, которое произошло;
R – Result — результат, который получил(-а).
Мне кажется, самое важное в букве R, особенно если тебя спрашивают о самом большом провале. Как говорят, гипотеза становится провальной, когда ты не сделал из неё выводы, особенно если она не принесла результаты. Поэтому в ответе постарайся в цифрах, управленческих и стратегических изменениях рассказать о результате своей ситуации.
Подготовь несколько таких историй заранее, у меня есть «история успеха» и «история провала» — пригождались мне десятки раз, остальные истории я «натягиваю» по ситуации. Своими я не поделюсь, потому что тогда мне придётся придумывать новые, но поделюсь примером ответа:
“Вова, расскажи о своей большой ошибке.”
“Я работал в компании N и развивал телеграм-бота для speed-нетворка: люди знакомились между собой в формате random coffee, но вместо неловких пауз мы показывали им рандомные вопросы из списка. Бот был сделан для разработчиков, которые хотели развиваться в карьере, а для бизнеса это был трипвайер — способ органического прироста трафика.
На точке в 200 пользователей мы решили запустить рекламу и купили её у телеграм-канала с вакансиями для разработчиков. Спустя неделю я увидел, что оценка качества встречи рухнула, люди начали повально отписываться. Проанализировав поведение я понял, что в телеграм-канале разрабочиков сидят не только разработчики, но и учителя университетов, кассиры, мамочки в декрете — все они думали стать разработчиками, но моей целевой аудиторией не являлись. Итог — я смешал все аудитории между собой и начал знакомить в боте Senior Developer C++ со школьником Алексеем, который заканчивает 10-й класс. После гнева, отрицания, принятия и всего по списку, я разделил подписчиков на группы «до_рекламы» и «после_рекламы» и стал знакомить их внутри групп. А ещё запустил квалификационный опросник и сегментировал аудитории, чтобы в будущем не моя ошибка не повторилась.”
Я это все к чему?
Проходить интервью не страшно, если ты понимаешь, из чего оно состоит и что от тебя ждут. Ну и классика жанра — чем больше практики, тем увереннее ты будешь себя чувствовать, так что не бойся проходить собеседования и оценивай их не из позиции «это провал/успех», а «это опыт» и больше рефлексируй.
В моем телеграм-канале «ОКейси» делюсь лайфхаками по трудоустройству и рассказываю, как попасть в продакт-менеджмент и не продать душу дьяволу. Заглядывай, у нас интересно.
Ставь лайк, если статьи по решению вопросов на хард-скиллы были тебе полезны, и делись в комментариях, о чём было бы интересно почитать в следующий раз.