Привет, на связи Вова из ОКейси (Senior Product Manager YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Я часто отсматриваю резюме продактов на карьерных консультациях, а ещё чаще общаюсь с IT-рекрутерами и HRами (надо поддерживать экспертизу).

Вот что узнал: работодатели отсеивают более 50% кандидатов ещё на этапе резюме (исследование ТАСС). Отказ провоцируют фото с иконами, канцеляризмы и сопроводительные в духе «Успехов Вам и Вашему бизнесу», орфография, пунктуация и т.д. Но чтобы избежать этих ошибок, достаточно почитать рандомную статью и попросить друга глянуть на резюме перед отправкой. А вот важная и сложная часть — описание опыта в резюме: если он описан криво-косо, жди «мы вам перезвоним примерно никогда» об этом сегодня и поговорим.

Опыт: обязанности и достижения

Под каждым местом работы тебе нужно написать, за что ты отвечал и что сделал, поделиться своим опытом в нескольких предложениях. Для большинства кандидатов это непросто, ведь они:

  • Считают, что достижений никаких нет, просто работал(-а);

  • Пишут в резюме все свои обязанности, чтоб солидней было: от заказа печенек в офис до подачи налоговой декларации. Как итог — 7 страниц воды, которую никто не будет читать;

  • Нагло врут;

  • Оставляют поле пустым.

Всё это звучит как крах и вызывает порчу на понос от работодателя. Так что блок с опытом по структуре лучше составлять примерно так:

  • Место работы с адекватным, а не юридическим названием (Самокат, а не ООО «Умный ритейл»);

  • Короткое описание своей роли, продукта и команды (иногда стоит добавить описание компании, если это ООО «Рога и Копыта», которое никто не знает);

  • Полноценные достижения (около 3-х достаточно);

  • Доп. обязанности, награды, успехи, которые не попали в основной пул достижений (опционально).

Если с первым пунктом всё ясно, то как писать о достижениях, чтобы было нормалёк?

Описание достижений: фреймворк XYZ

На международном рынке есть «общепризнанный» фреймворк XYZ, описанный рекрутерами из Google, но он великолепно подойдёт и для российского рынка.

Вот фреймворк:

Достиг(-ла) X, которое измерил(-а) изменением метрики Y, за счёт того, что сделал(-а) Z.

Этот фреймворк позволяет сразу понять, что ты делал(-а), что сделал(-а) и как измерил(-а). Очерёдность не важна, важна логика, и вот, как её можно достичь:

Достижения курильщика:

  • провёл(-ела) 100 кастдевов;

  • управлял(-а) командой разработки;

  • строил(-а) гипотезы исходя из потребностей аудитории;

  • делал(-а) анализ сайта.

Достижения — мёд, ну медятина:

  • На основе UX-исследований пользовательского пути и анализа CJM, сократил(-а) путь до экрана оплаты на 2 шага, что увеличило CR на 11%.

У меня нет достижений! Мне что, врать в резюме???

Это самая популярная фраза тех, кто приходит на ревью резюме. Поделим её на две составляющие:

Первая — «у меня нет достижений»

Для меня это звучит очень психотерапевтично, потому что в 99% случаев достижения есть, но:

  • вон Дуров (=сын маминой подруги) телеграм сделал, вот это ДоСтИжЕнИе, а я так, фуфел;

  • это не я сделал, это КОМАНДА! Я просто придумал, исследовал, организовал, защитил и вывел в прод. Но саму фичу делала КОМАНДА.

Вот эту историю лучше оставить за бортом и обсудить с психологом/коучем, но в резюме ничего хорошего из этого не выйдет. Достижения есть, их нужно найти, об это ниже.

Вторая — «мне что врать?»

Сразу разделим: врать и показывать себя с выгодной стороны.

Врать — это писать, о достижениях, которые ты никогда не совершал(-а). Врать отстой, никому не рекомендую.

Показать себя с выгодной стороны — это выбирать красивые и удобные тебе формулировки, оставляя суть неизменной. Вот это можно, ведь все мы любим сначала глазами: кандидат — вакансию, работодатель — резюме.

Сравни:

Суть одна, звучит по-разному.

Врать не нужно, а вот сочно подавать — да. Если ты из тех, кто «О НЕТ, ТАК НЕЛЬЗЯ» — зайди в описание любой вакансии и поищи в блоке «О нас»:

  • звонки фаундера по субботам;

  • пробки 9 баллов по дороге на работу, потому что офис в тако-о-ой заднице, что тебе и не снилось;

  • всё по ТК РФ, кроме больничных, оплаты переработок, отпусков и индексаций зарплаты.

Нет там такого. Зато молодой коллектив и офис с печеньками уже буквально на пороге твоей квартиры будят тебя в 8 утра на внеплановый созвон.

Где достать достижения?

Если с форматом понятно, то можно и список достижений собрать. Правило простое: всё, что не провал — достижение. Потом будешь выбирать лучшие, пока соберём всё, что есть: конверсия увеличилась на 0,05%, проект вышел в срок, не потратил(-а) деньги на фигню — всё это уже достижения. Не думай, что только релиз Apple Vision Pro достоин оказаться в резюме. Когда появится список — сравниваешь и выбираешь лучшее.

Вот, что можно сделать, чтобы найти достижения:

Если ты сейчас работаешь

Каждую неделю записывай достижения себе в блокнотик/ноушен/гугл документ. В момент работы это займет 2 минуты, а вот вспоминать достижения, когда уже уволился — часы, а то и дни. Раз в неделю-две выделяй полчаса на рефлексию: что я сделал(-а), что из этого вышло. И обязательно запиши куда-то, а то забудешь. Если вы в команде работаете по scrum, то демо-встречи уже делают всё за тебя, осталось сохранить.

Если ты пытаешься вспомнить достижения со старых мест работы

Очевидное «постараться вспомнить» опустим, вот несколько лайфхаков, которые могут помочь:

  • Хорошие отношения с экс-коллегами и экс-руководителем

Легче всего эту задачу делегировать. Себя оценивать всегда сложнее, чем других: спроси у друзей-подружек с прошлой работы о крутых штуках, которые вы делали вместе. Если спросишь у руководителя — совсем хорошо, он может вспомнить результаты в цифрах и важность для бизнеса.

  • Старые чаты, email

Пролистай рабочий чат (если у вас с командой не было отдельного пространства) и почту столетней давности — всё это помогает вспомнить, над чем именно ты работал(-а) и какой был результат.

  • Блокнотики, личные таск-трекеры, сохранёнки в ТГ

Я из тех, кто пишет всё в блокнотиках по ходу работы, мне так проще. Возможно, ты тоже, поэтому пролистать записки, сохранённые сообщения в телеграме и личные таск-трекеры — отличная идея.

  • Скриншоты и архивные версии сайтов

В моём телефоне количество скриншотов продуктов/конкурентов/фичей стремится к бесконечности. Среди них — тестирование новых фичей, отображение маркетинговых писем и т.д., а это пахнет старыми задачами. Ещё есть такой сервис, он сохраняет архивные копии сайтов и может показать, как сайт выглядел, например, до вашего прихода и во время работы.

Это я всё к чему?

Сложно искать у самого себя достижения, но сильно сложнее работать в отстойном проекте, только потому что больше никто не позвал на собес. Надеюсь, после прочтения моей писанины тебе будет проще подступиться к резюме, если так — не забудь поставить лайк этой статье.

P.S. Тут могла бы быть ваша рекламная интеграция, но вместо этого будет моя, простите.

В телеграм-канале ОКейси я пишу про трудоустройство и развитие продуктовых навыков (ну и скидываю мемасы, куда без них). Заглядывай, у нас круто.

Комментарии (1)


  1. kinall
    13.04.2024 16:08
    +1

    Честно говоря, от статьи с таким замахом ожидал чего-то бОльшего, чем пересказ буквально любой ссылки из гугла по запросу "как писать резюме".

    А про названию так и вообще ждал каких-то фишек именно для РМ-а.