Привет, на связи Вова из ОКейси (Senior Product Manager YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Я часто отсматриваю резюме продактов на карьерных консультациях, а ещё чаще общаюсь с IT-рекрутерами и HRами (надо поддерживать экспертизу).
Вот что узнал: работодатели отсеивают более 50% кандидатов ещё на этапе резюме (исследование ТАСС). Отказ провоцируют фото с иконами, канцеляризмы и сопроводительные в духе «Успехов Вам и Вашему бизнесу», орфография, пунктуация и т.д. Но чтобы избежать этих ошибок, достаточно почитать рандомную статью и попросить друга глянуть на резюме перед отправкой. А вот важная и сложная часть — описание опыта в резюме: если он описан криво-косо, жди «мы вам перезвоним примерно никогда» об этом сегодня и поговорим.
Опыт: обязанности и достижения
Под каждым местом работы тебе нужно написать, за что ты отвечал и что сделал, поделиться своим опытом в нескольких предложениях. Для большинства кандидатов это непросто, ведь они:
Считают, что достижений никаких нет, просто работал(-а);
Пишут в резюме все свои обязанности, чтоб солидней было: от заказа печенек в офис до подачи налоговой декларации. Как итог — 7 страниц воды, которую никто не будет читать;
Нагло врут;
Оставляют поле пустым.
Всё это звучит как крах и вызывает порчу на понос от работодателя. Так что блок с опытом по структуре лучше составлять примерно так:
Место работы с адекватным, а не юридическим названием (Самокат, а не ООО «Умный ритейл»);
Короткое описание своей роли, продукта и команды (иногда стоит добавить описание компании, если это ООО «Рога и Копыта», которое никто не знает);
Полноценные достижения (около 3-х достаточно);
Доп. обязанности, награды, успехи, которые не попали в основной пул достижений (опционально).
Если с первым пунктом всё ясно, то как писать о достижениях, чтобы было нормалёк?
Описание достижений: фреймворк XYZ
На международном рынке есть «общепризнанный» фреймворк XYZ, описанный рекрутерами из Google, но он великолепно подойдёт и для российского рынка.
Вот фреймворк:
Достиг(-ла) X, которое измерил(-а) изменением метрики Y, за счёт того, что сделал(-а) Z.
Этот фреймворк позволяет сразу понять, что ты делал(-а), что сделал(-а) и как измерил(-а). Очерёдность не важна, важна логика, и вот, как её можно достичь:
Достижения курильщика:
провёл(-ела) 100 кастдевов;
управлял(-а) командой разработки;
строил(-а) гипотезы исходя из потребностей аудитории;
делал(-а) анализ сайта.
Достижения — мёд, ну медятина:
На основе UX-исследований пользовательского пути и анализа CJM, сократил(-а) путь до экрана оплаты на 2 шага, что увеличило CR на 11%.
У меня нет достижений! Мне что, врать в резюме???
Это самая популярная фраза тех, кто приходит на ревью резюме. Поделим её на две составляющие:
Первая — «у меня нет достижений»
Для меня это звучит очень психотерапевтично, потому что в 99% случаев достижения есть, но:
вон Дуров (=сын маминой подруги) телеграм сделал, вот это ДоСтИжЕнИе, а я так, фуфел;
это не я сделал, это КОМАНДА! Я просто придумал, исследовал, организовал, защитил и вывел в прод. Но саму фичу делала КОМАНДА.
Вот эту историю лучше оставить за бортом и обсудить с психологом/коучем, но в резюме ничего хорошего из этого не выйдет. Достижения есть, их нужно найти, об это ниже.
Вторая — «мне что врать?»
Сразу разделим: врать и показывать себя с выгодной стороны.
Врать — это писать, о достижениях, которые ты никогда не совершал(-а). Врать отстой, никому не рекомендую.
Показать себя с выгодной стороны — это выбирать красивые и удобные тебе формулировки, оставляя суть неизменной. Вот это можно, ведь все мы любим сначала глазами: кандидат — вакансию, работодатель — резюме.
Сравни:
Суть одна, звучит по-разному.
Врать не нужно, а вот сочно подавать — да. Если ты из тех, кто «О НЕТ, ТАК НЕЛЬЗЯ» — зайди в описание любой вакансии и поищи в блоке «О нас»:
звонки фаундера по субботам;
пробки 9 баллов по дороге на работу, потому что офис в тако-о-ой заднице, что тебе и не снилось;
всё по ТК РФ, кроме больничных, оплаты переработок, отпусков и индексаций зарплаты.
Нет там такого. Зато молодой коллектив и офис с печеньками уже буквально на пороге твоей квартиры будят тебя в 8 утра на внеплановый созвон.
Где достать достижения?
Если с форматом понятно, то можно и список достижений собрать. Правило простое: всё, что не провал — достижение. Потом будешь выбирать лучшие, пока соберём всё, что есть: конверсия увеличилась на 0,05%, проект вышел в срок, не потратил(-а) деньги на фигню — всё это уже достижения. Не думай, что только релиз Apple Vision Pro достоин оказаться в резюме. Когда появится список — сравниваешь и выбираешь лучшее.
Вот, что можно сделать, чтобы найти достижения:
Если ты сейчас работаешь
Каждую неделю записывай достижения себе в блокнотик/ноушен/гугл документ. В момент работы это займет 2 минуты, а вот вспоминать достижения, когда уже уволился — часы, а то и дни. Раз в неделю-две выделяй полчаса на рефлексию: что я сделал(-а), что из этого вышло. И обязательно запиши куда-то, а то забудешь. Если вы в команде работаете по scrum, то демо-встречи уже делают всё за тебя, осталось сохранить.
Если ты пытаешься вспомнить достижения со старых мест работы
Очевидное «постараться вспомнить» опустим, вот несколько лайфхаков, которые могут помочь:
Хорошие отношения с экс-коллегами и экс-руководителем
Легче всего эту задачу делегировать. Себя оценивать всегда сложнее, чем других: спроси у друзей-подружек с прошлой работы о крутых штуках, которые вы делали вместе. Если спросишь у руководителя — совсем хорошо, он может вспомнить результаты в цифрах и важность для бизнеса.
Старые чаты, email
Пролистай рабочий чат (если у вас с командой не было отдельного пространства) и почту столетней давности — всё это помогает вспомнить, над чем именно ты работал(-а) и какой был результат.
Блокнотики, личные таск-трекеры, сохранёнки в ТГ
Я из тех, кто пишет всё в блокнотиках по ходу работы, мне так проще. Возможно, ты тоже, поэтому пролистать записки, сохранённые сообщения в телеграме и личные таск-трекеры — отличная идея.
Скриншоты и архивные версии сайтов
В моём телефоне количество скриншотов продуктов/конкурентов/фичей стремится к бесконечности. Среди них — тестирование новых фичей, отображение маркетинговых писем и т.д., а это пахнет старыми задачами. Ещё есть такой сервис, он сохраняет архивные копии сайтов и может показать, как сайт выглядел, например, до вашего прихода и во время работы.
Это я всё к чему?
Сложно искать у самого себя достижения, но сильно сложнее работать в отстойном проекте, только потому что больше никто не позвал на собес. Надеюсь, после прочтения моей писанины тебе будет проще подступиться к резюме, если так — не забудь поставить лайк этой статье.
P.S. Тут могла бы быть ваша рекламная интеграция, но вместо этого будет моя, простите.
В телеграм-канале ОКейси я пишу про трудоустройство и развитие продуктовых навыков (ну и скидываю мемасы, куда без них). Заглядывай, у нас круто.
kinall
Честно говоря, от статьи с таким замахом ожидал чего-то бОльшего, чем пересказ буквально любой ссылки из гугла по запросу "как писать резюме".
А про названию так и вообще ждал каких-то фишек именно для РМ-а.