Как лучше изучать английский язык? В группах или индивидуально?

Что делать, когда вы поняли, что вам нужно изучать английcкий язык? Рождаться в англоговорящей семье уже поздно, поэтому придется выбрать один из способов:

  1. Учить язык на курсах (в группе)

  2. Учить язык с частным репетитором (индивидуально)

  3. Учить язык самостоятельно

Мы не будем подробно обсуждать третий способ, хотя с появлением ChatGPT и прочих аналогов, способных пройти тест Тьюринга, появляются надежды на то, что в будущем в обучении языкам можно будет обойтись и без людей. Хотя и раньше изучали язык без преподавателей, и у меня были студенты, которые дошли до хорошего Intermediate самостоятельно, причем даже без собеседников. Но все-таки, самостоятельное изучение эффективнее работает в связке с обучением у преподавателей (и, в свою очередь, является его важнейшей частью).

Есть много факторов выбора преподавателя или школы (цена, месторасположение, квалификация, личные симпатии).

Возможно, вы можете, проходя по улице мимо своего дома, увидеть рекламу курсов английского языка. На курсах обычно маленькие группы (до 6 человек). И этот вариант имеет несомненные плюсы:

  1. Когда вы тренируете говорение на начальном уровне, то важно количество повторений. В группе это проходит достаточно естественно, вы можете задать пять раз вопрос “What do you do?” и получить пять разных ответов. Ну и ответить на тот же самый вопрос. При работе с преподавателем такая отработка может выглядеть немного искусственной;

  2. Еще, вы можете увидеть, что ваши одногруппники тоже являются начинающими и делают ошибки – и избавляются от них вместе с вами;

  3. Многим людям просто нравится встречаться с одногруппниками в классе, знакомиться с новыми людьми и это может быть фактором, который не даст вам бросить изучения английского. Обстановка в классе приближена, повторюсь к реальной, и с каждым уроком вы будете глубже узнавать своих однокурсников, будете учиться задавать более детализированные вопросы и давать более подробные ответы.

Но существуют и очевидные минусы изучения английского в группе:

  1. Хотя это и дешевле (за урок), может получиться так, что вы не сможете ходить на какие-то занятия. Они просто пропадут. Точнее, у некоторых школ могут быть гибкие условия, но далеко не у всех.;

  2. Могут быть и предложения «безлимита» - то есть, ходить, например, каждый день, но они весьма сомнительные с точки зрения планомерного движения по программе. А еще, работающему человеку тяжело воспользоваться такой щедростью;

  3. Разный уровень. Даже на самом первом уровне изучения люди могут иметь совершенно разный словарный запас. Кто-то изучал язык в школе и может писать, считать. А кто-то учил другой язык, знания из которого неприменимы в английском. Преподаватель в большинстве случаев будет ориентироваться на некий средний уровень, и вам может быть некомфортно;

  4. Психологический дискомфорт. По отзывам учеников я могу сделать вывод, что кому-то о просто тяжело говорить на публике, а для кого-то это естественно. Как результат, время говорения может быть различно. Частные уроки для интровертов могут быть гораздо эффективнее. Здесь можно много говорить о том, что занятия английским как раз и повышают социализацию, но, пока одни будут повышать свой уровень языка, другие будут бороться со своими страхами. Особенно это актуально для детей, они могут продолжительное время заниматься без прогресса, просто потому что им может быть скучно или они могут стесняться говорить. А родители могут сразу и не понять, что прогресса нет, хотя ребенок может годами ходить на курсы;

  5. Отдельным моментом идет дистанционное обучение в группах. Хотя есть несомненные плюсы в виде отсутствия трат на дорогу, я бы эффективность такого обучения оценил ниже по сравнению с очным, хотя бы из-за возникновения различных технических проблем и разных настроек оборудования у студентов. У кого-то звук может быть громким, у кого-то тихим, кто-то может вылетать из звонка, может не понимать «куда нажать». А также, групповые занятия в целом идут дольше, поэтому сидеть перед монитором два часа кому-то может быть просто тяжело.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть:

  1. Нет окружения, только преподаватель и вы. И мотивацию придется находить самостоятельно, с некоторой помощью преподавателя

  2. Цена – у квалифицированных преподавателей будет выше, чем любое групповое занятие. У кого-то цены за одно занятие превышают цену за месяц групповых.

  3. Возможна потеря мотивации, как раз из-за того, что «можно и не пойти, ведь деньги не спишутся». Не все преподаватели просят оплатить за несколько уроков вперед, поэтому иногда английский уступает место другим делам или тратам.

  4. Можно наткнуться на самозванцев и инфоцыган. Отдельная тема, но, безусловно, чтобы вести групповые уроки, нужно опыт и администрация школ нанимает все-таки не всех подряд. А в случае с частным преподавателем с «Авито», проверка его квалификации для начинающих является задачей сложной.

Какой вариант обучения выбрать?

  1. Рекомендуется ориентироваться на собственные ощущения. В общем случае, обучение «один на один» будет проходить быстрее, но на начальном этапе может быть ощущение некой «искусственности» происходящего, так как язык будет осваиваться еще и как некая наука, тогда как на групповых курсах, если это хорошие курсы, упор будет (должен) делаться на общение в парах и в малых группах. Я бы сказал, что, чем выше уровень, тем больше нужно работать с индивидуальным преподавателем.

  2. Еще одним фактором выбора может быть и ваша конечная цель. Если хотите выступать на английском на публике – лучше начинать с самого начала. Учите английский «для себя», а на работе будете взаимодействовать преимущественно с одним человеком за одну единицу времени – индивидуальный подход лучше.

В какой-то момент в прошлом я хотел записаться на курсы, причем ранее у меня было не больше 10 уроков с различными преподавателями. Мой уровень определили, как Pre-Intermediate, при этом я по большому счету не говорил ни с кем, поэтому могу предположить, что мне было бы тяжело подобрать группу, равную по уровню. В Elementary для меня объяснения слов были бы тратой времени, а в Pre—Intermediate я мог бы не давать более развернутых ответов из-за отсутствия такого навыка. Поэтому групповое обучение практикуется в школах, особенно в начальных классах – там все равны. Оно отлично подходит для студентов из зарубежных стран, которые планируют обучаться одной и той же специальности:

Когда мы имеем в виду обучение в группе, то не обязательно это будет обучение в школе. Многие преподаватели (изначально дающие только индивидуальные уроки) на самом деле на каком-то этапе начинают вести группы, просто потому что так можно за меньшее количество времени получить больше денег. Ведение групп даже рассматривается как некий обязательный этап развития (следующий – консультирование), поэтому преподаватели учатся работать с возражениями, возможными сомнениями обучающихся по поводу эффективности такого обучения.

Но я думаю, что разница в эффективности есть, хотя бы за счет выбора тем, которые будут более интересны одному конкретно взятому студенту. Можно точечно работать над пробелами в знании грамматики, рассчитывать нагрузку индивидуально.

Как всегда, лучше всего попробовать разные варианты. Какие-то неподходящие отпадут сами. Я пытался заниматься в группах – еще до университета. Нашел курсы около дома, сходил на пару занятий, но они не смогли набрать нужное количество студентов, что сильно охладило мой пыл. С другой стороны, преподаватели тоже могут исчезать и брать перерывы, хоть и по уважительным причинам. Поэтому желательно знать, по какой программе вы занимаетесь и какие темы проходите, чтобы следующий репетитор мог продолжить не с самого начала.

Комментарии (6)


  1. icya
    01.12.2023 03:55

    Ещё стоит упомянуть про языковые клубы. Это:

    • (обычно) бесплатно

    • групповые разговоры на повседневные темы

    • разный формат посиделок (начиная с обычного обсуждения еды и заканчивая квизами)

    • отсутствие какой-то программы поэтому можно пропускать

    По поводу индивидуальных занятий я бы посоветовал время от времени менять преподавателя чтобы не привыкать к одному произношению. Обычно для этого используют видео/аудио упражнения, но, как мне кажется, это менее эффективно.


  1. karakatta
    01.12.2023 03:55
    +1

    Я бы добавил сюда занятия с носителем языка. Лучше индивидуально. Это уменьшает ощущение искусственности в диалогах. Минусом здесь является, то что носитель, как правило, не умеет преподавать английский как иностранный


  1. Farongy
    01.12.2023 03:55

    Если приходится выбирать один из 3х способов, то самостоятельное изучение без вариантов. Два других в общем случае просто не дадут, даже приблизительно, необходимое количество часов изучения.


  1. GospodinKolhoznik
    01.12.2023 03:55
    +2

    Когда я был старшеклассником моя мама решила, что мне надо походить в группу изучения английского языка. Ну я вовсю сопротивлялся, мол зачем мне это, я же и так хорошо учусь по физике и математике, а теперь ещё и на этот английский проклятущий ходить. Но когда я туда пришел, я сразу поменял мнение. Столько классных девчонок! И все такие приветливые, открытые к общению(*) Поэтому только оффлайн группы, только живой коллектив.

    (*) Не является публичной офертой, т.к. зависит от вашей внешности и харизмы.


  1. Emelian
    01.12.2023 03:55

    Мы не будем подробно обсуждать третий способ, хотя с появлением ChatGPT и прочих аналогов, способных пройти тест Тьюринга, появляются надежды на то, что в будущем в обучении языкам можно будет обойтись и без людей. Хотя и раньше изучали язык без преподавателей, и у меня были студенты, которые дошли до хорошего Intermediate самостоятельно, причем даже без собеседников. Но все-таки, самостоятельное изучение эффективнее работает в связке с обучением у преподавателей (и, в свою очередь, является его важнейшей частью).

    Проблема русскоязычного преподавателя в том, что он говорит на иностранном языке с акцентом. Поэтому, мы будем изучать акцент преподавателя. «Правильные» курсы это когда на родном языке никто не говорит, а на иностранном только носителя языка. При этом все необходимые комментарии и переводы должны быть исключительно в письменном виде. 

    Преподаватели, как и пианисты – «играют, как умеют». Для тех, у кого нет «собственных представлений о прекрасном», сойдет и так. А те, кто хочет, чтобы все было идеально, должен выполнить работу сам. Другими словами, в компьютерный век, хорошая обучающая программа с хорошими данными, вполне может заменить репетитора, безо всяких там ChatGPT и ИИ. Т.е., более значимым становиться техническая оснащенность процесса обучения. А преподаватель нужен в профильном ВУЗе, скорее для контроля этого процесса, чем собственно обучения. Многие студенты, допустим, в Московском Университете, учат, скажем, математику, на мехмате, по большей части самостоятельно, как ни странно. А основная задача профессуры это строгий прием экзаменов, зачетов, курсовых и домашних работ. Это я все прочувствовал на своей шкуре. Преподаватели английского у нас, хорошо знали математику, но английскому учили плохо. Уже тогда я понял, что язык надо учить самостоятельно, не для зачета, там требования были невысокие, а ради реальных знаний.

    Теперь плавно возвращаемся к технической оснащенности процесса изучения иностранного языка (который должен полностью заменить если не преподавателя, то репетитора).

    В Интернете есть масса подходящих материалов для изучения (Ютуб, цифровые учебники, аудиокниги и т.д. и т.п.). Да, для новичка нужна система в данных и их усвоении. Но подходящей системы я не видел ни у кого, даже у самых знаменитых преподавателей видео-блогеров, тем более, что я предпочитаю иметь дело с носителями языка, а не переводчиками или полиглотами.

    Соответственно и хороших обучающих программ тоже нет. Т.е., все надо делать самому. По крайней мере, самому себе, результат должен понравиться.

    Ну и главное, концепция обучения. У меня она сформулирована как «Запоминание руками + интерактивный звук». Для ее применения была написана и опубликована обучающая программа Scholium (Сколиум), v. 2.1, а также написана, но пока не опубликована программа подготовки данных «MediaText», v. 1.0. Есть еще пересобранные видео с двуязычными и даже трехязычными субтитрами (не только внешними, но и внутренними).

    Много обучающих данных уже создано, по ним можно работать, но материал пока собран случайный, без явной системы. Для создания системы данных, нужно перелопатить «туеву хучу» «сырой» информации, чем я сейчас и занимаюсь с помощью своей программы «МедиаТекст». Материал, особенно на Ютубе, очень интересный, с ним приятно работать, поэтому очень надеюсь, в конечном счете, его освоить и выучить, наконец, реально несколько иностранных языков, будучи уже на пенсии. Пока работаю, в основном с французским и, параллельно, английским, т.к., на Ютубе особо привлекательные ролики являются англо-французскими и наоборот. Потом у меня на очереди немецкий и шведский языки (последний я уже пробовал, в свое время, учить, было интересно).

    Вывод. Потребности ни в преподавателях, ни в репетиторах, нет никакой.


  1. Nadish
    01.12.2023 03:55

    У меня богатый опыт изучения различных языков. Были и обычные группы, и репетиторы не носители языков, носители языков, мини-группы и даже интенсивный курс вида "группа ходит по музеям и обсуждает".

    С моей точки зрения, язык человек в любом случае учит самостоятельно. Он же и подбирает себе помощников под необходимость. Однозначно не понравилось брать просто носителей не преподов до уровня В1. Элементарно это пытка, дешевле самостоятельно смотреть Ютуб. Носитель-преподаватель, который умеет преподавать, уже лучше. Но тоже не то чтобы прямо необходимость. Особенно если это носитель-препод не по непопулярному и дешевому персидскому, а по какому-нибудь дорогому языку типа немецкого.

    Раньше я была предвзята к преподавателям не носителям, мол они же говорят с акцентом! Но сейчас своё мнение поменяла. Благодаря нескольким высококлассным преподавателям, с которыми мне довелось поработать. Они именно учат язык, рассказывают что как и откуда получается, сокращая значительно время на освоение базы языка. Слушать "идеальный" акцент нужного региона можно в сети.

    Аналогично недолюбливала группы, но если это мини-группы на низком уровне - работает отлично. Интенсивные курсы вне учебного класса, где учитель слушает и корректирует живую беседу, например, перед картиной, на уровнях В2+ тоже для меня подходят.

    Я всё ещё продолжаю изучать работающие для меня методы. Английский (В2/С1) с немецким (В1/В2) изучать сидя за партой мне скучно, а вот литературный арабский язык (с 0) я не представляю как учить иначе как с преподавателем-арабистом, разжевывающем тонкости грамматики на знакомом мне языке. При этом разговорный сирийский диалект арабского (~А2/В1), где часто "потому что так говорят", вариантов как с носителем учить особо больше и нет. Для персидского (А2/В1) снова есть варианты: система разработана, уровни четко определены, при желании можно сертифицировать себя экзаменом.