Привет, Хабр! Четыре года назад появился проект Технопарк Mail.Ru, о котором мы уже не раз здесь рассказывали (например, вот, вот и вот). Принципы, заложенные в его основу, оказались настолько удачными, что за этот короткий период на их базе возникло еще два аналогичных проекта (Техносфера и Технотрек). Кроме того, мы начали запускать проекты по модели Технопарка в регионах. Сегодня я расскажу не столько о самом проекте, сколько о порожденных этим проектом смыслах, о том, какие, иногда совсем неожиданные, результаты можно получить. Но начнем мы с идеи, вернее истории ее появления.
Ставим задачу
Предпосылка проекта сейчас кажется очевидной, но тогда, четыре года назад, была не совсем явной. Мы обсуждали кадровый кризис. Говорили о демографической яме, о сложности набора молодых специалистов с соответствующими продуктовой IT-компании навыками, о стоимости их адаптации в компании и т. д. Казалось, что нет приемлемого решения этих проблем, что нам в целом не стоит фокусироваться на привлечении молодых специалистов как на регулярной HR-практике. Но, как часто бывает в нашей компании, прозвучало слово «эксперимент».
Что такое эксперимент? Это когда быстро и с минимальными затратами надо подтвердить или опровергнуть какую-то гипотезу. Что такое эксперимент в образовании? Это уже точно не быстро, так как получение обратной связи от выпускника — это годы, если не десяток лет. И уж совсем не дешево, ведь надо обеспечить несколько лет воспроизводимого образовательного процесса при обучении статистически значимого количества студентов. Тем не менее мы решились на эксперимент и кинулись нарабатывать несвойственные IT-бизнесу образовательные компетенции вместе с нашим первым партнером — МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Формулируем гипотезу
Какую же гипотезу мы проверяли? Нам казалась разумной идея, что если студентов отменного технического вуза начнут обучать наши специалисты, то мы получим несколько важных «по бизнесу» выгод.
- Сократим затраты на адаптацию (обучение) стажеров в компании за счет централизации обучения. То есть вместо модели «один наставник — один стажер» мы реализуем модель «один наставник — много стажеров», что при прочих равных экономически выгоднее.
- Повысим лояльность (читай — срок работы в компании) наших стажеров. Во-первых, за счет обучения именно нашим технологиям и производственному процессу, во-вторых, за счет того, что они проникнутся нашей рабочей атмосферой.
- Повысим лояльность (да-да, опять про выживаемость) наших стажеров, внедрив в процесс обучения коммуникативные практики: тренинги и командную работу над учебными проектами (с последующей коллективной защитой результатов этих проектов).
- Поднимем качество работы стажеров (читай — сократим время адаптации) благодаря практико-ориентированному обучению: проектный подход в образовании плюс стажировка в компании или работа в лаборатории.
- Существенно увеличим лояльность наших собственных сотрудников, которые отобраны для преподавания в наших проектах. Во-первых, работа в качестве преподавателя оплачивается дополнительно, во-вторых, преподавать студентам лучших технических вузов страны — это престижно.
- Положительно изменим общую культуру в компании, вовлекая людей в процесс обучения, наставничества и трансфера знаний.
Ищем решение
Не могу сказать, что все перечисленное ниже возникло сразу и вдруг. Что-то появлялось и умирало, какие-то идеи рождались в результате случайных разговоров в лифте. Но бoльшая часть из этого списка — результат упорного труда команды.
- Мы учим серьезно. Наша образовательная программа не может быть простой и/или короткой. По своему содержанию она должна соответствовать цели, т. е. не должно быть непроработанных аспектов профессиональной подготовки нашего будущего стажера. По своей сложности она должна быть немного выше входных требований компании к специалисту этого направления подготовки. Иными словами — выпускник нашей программы должен успешно конкурировать со специалистом, имеющим несколько лет опыта работы по соответствующему направлению. Сейчас типовая длительность нашей программы — два года, она состоит из 12—16 семестровых дисциплин. Ее заканчивает около 25% поступивших, т. е. 3/4 мы отчисляем в процессе обучения.
- Мы учим лучших из лучших. Наш отбор должен быть нацелен на выявление не просто знающих студентов, но тех, кто вдобавок крайне замотивирован учиться и профессионально развиваться. Для этого мы должны не замыкаться на какой-то определенной кафедре или даже факультете, нам необходимо создать максимально широкую воронку привлечения, которая позволит нам находить самых-самых. Сейчас конкурс, которого мы достигли в Технопарке, составляет более 15 человек на место.
- Мы учим конкретным вещам. Мы не хотим конкурировать с вузовскими программами обучения. Мы считаем их необходимыми, но недостаточными для оптимального обучения IT-специалиста, особенно программиста. Поэтому наши программы дополняют вузовские в части практико-ориентированного обучения. Мы стараемся, чтобы после каждой дисциплины (у нас они длятся один семестр) у студента было что-то, что можно «пощупать», чем можно похвастаться перед друзьями и родными, что можно вставить в резюме. Мы стремимся, чтобы соотношение теории и практики в наших программах составляло 30/70, пока достигли примерно 50/50.
- Мы учим самому востребованному. Наши преподаватели — только практики, простите, от сохи. Все они без исключения каждый день работают с технологиями, которые преподают. Поэтому наши курсы — живые, мы изменяем (дополняем, улучшаем) их каждый семестр. Поэтому у нас не было и не будет «начитки материала» и нелепых учебных задач ни о чем. Сейчас в наших проектах работает 101 (я люблю говорить — более ста) преподаватель, за все время проекта их было 112.
- Мы учим и учимся вместе. Наши студенты — полноценные и самые главные участники проекта, наши партнеры. Мы не берем денег (правда, и не платим стипендии) и рассчитываем на полноценный и взрослый диалог, который помогает нам развивать проект. Сейчас наши студенты оценивают каждое проведенное занятие по девяти критериям, в конце каждого семестра участвуют в аттестации команд преподавателей, работают вместе с нами над автоматизацией учебного процесса, являются частью команды.
Итого (ЧТД)
Студенты
В предыдущий набор, осенью этого года, у нас училось 1206 студентов. Конечно, я имею в виду уже не только Технопарк Mail.Ru на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана, но и Техносферу в МГУ им. М. В. Ломоносова, и запущенный осенью на базе МФТИ Технотрек. В это число входят не только студенты основных двухлетних программ, но и слушатели так называемых открытых курсов (семестровых дисциплин на темы, не вошедшие в основную программу, но косвенно связанные с ней). И все же более 1200 человек. Из трех лучших технических вузов страны. При конкурсе до 15 человек на место. Неплохо, правда?
Преподаватели
У нас более 100 преподавателей в трех московских проектах. За четыре года команду покинули только 11 человек. Я считаю, что это удивительно низкий показатель текучести. За эти годы мы сделали 53 семестровых дисциплины общей длительностью около 3500 аудиторных часов. Это полноценная бакалаврская программа, особенно если учесть то, как много времени мы уделяем внеаудиторной работе студентов и преподавателей.
Онлайн-курсы
Мы очень много делаем для распространения наших программ и курсов среди всех интересующихся IT и программированием. Наш канал содержит 820 видеолекций. Только за последний месяц интересующиеся просмотрели более миллиона минут. Буквально несколько дней назад мы запустили пять онлайн-курсов совместно со Stepic.org, на подходе еще пять. Нам бы хотелось перевести в заочный формат все дисциплины наших проектов, сделав таким образом «Технопарк онлайн».
Команда образовательных проектов
Команда проекта — это четверо постоянных сотрудников компании и еще четверо работающих на подряде. Я горжусь тем, что нам удалось собрать настоящих фанатов, тех, кто по-настоящему понимает важность и ответственность образования как процесса изменения жизни других людей. Не всегда понятно, как при отношении 1 администратор на 250 студентов или 1 администратор на 25 преподавателей нам удается спать, но как-то получается. Видимо, потому, что нам нравится то, чем мы занимаемся.
Выпускники
Наши выпускники — это уже 96 человек, из которых 88 работают по специальности, из них 55 — в нашей компании. Особая гордость в том, что восемь выпускников вернулись преподавать в наши проекты. В этом году один из выпускников Технопарка, окончив бакалавриат МГТУ, поступил в магистратуру ВМК МГУ и заодно в Техносферу. Кажется, через два года у нас будет «дважды выпускник».
Открытые курсы
Сейчас, помимо трех основных двухлетних программ, у нас десять открытых курсов, некоторые из них эксклюзивны. В этом году совместно с NVIDIA мы запустили курс по программированию на CUDA C/C++, традиционно успешно в МГУ идет курс по программированию на Perl (разрываем шаблоны, да), по мобильной разработке (Android и iOS), администрированию Linux. Мы много работаем с «непрофильными» студентами, сделали полугодовые подготовительные курсы к основным программам. Нам кажется важным дать шанс и возможность попробовать себя всем, кто заинтересован в профессии. Ну и с точки зрения практической профориентации это правильно.
Лекции и мастер-классы
Мы проводим по 42 мероприятия (лекция или мастер-класс) в год. Это как большая техническая конференция — и по составу спикеров, и по уровню тем. Их посетили около 2300 человек, которые оставили чуть более 300 отзывов. Мы аккуратно записали все выступления на видео, выложили их в паблик, а также расшифровали выступления и опубликовали здесь, на Хабре (отдельное спасибо PR-отделу компании за заботу).
Техностарт
В этом году мы во второй раз провели фееричный летний чемпионат функциональных прототипов Техностарт. В нем приняло участие около 1200 студентов МГТУ и МГУ, в финале лучшие девять команд получили 3,6 миллиона рублей на развитие своих проектов, а также много других достойных призов. Особенно важно то, что идея и реализация чемпионата — дело рук наших студентов (точнее — студентки) и сам проект реализуется практически без затрат с нашей стороны.
Лаборатории
В наших двух лабораториях в МГТУ и МГУ работает около 20 студентов. Ребята запустили несколько высоконагруженных проектов, сделали платформы для всех наших чемпионатов, проект по разработке LMS наших образовательных проектов (он же — портал Технопарка). Это 3650 коммитов в GitHub с октября 2014 года и полностью переписанная на Python архитектура. Отдельный предмет гордости — мобильное приложение для нашего партнера, проекта Universarium.org, которое ребята сделали за три месяца и которое попало в топ-5 бесплатных образовательных приложений в Google Play.
Регионы
В этом году мы провели эксперимент (sic!) по региональному тиражированию модели Технопарка: стали методическим партнером создания школы разработчиков АИР Мордовии и МГУ им. Огарева (Саранск). В сентябре более 60 студентов пришли на первое занятие, коллеги получили от нас рекомендации по программе обучения, мы обеспечили их средствами автоматизации, помогаем решать педагогические задачи.
Планы
Куда мы будем двигаться? Следующий год будет годом стабилизации. Мы так быстро бежали, что настало время собирать камни. Прежде всего мы займемся онлайн-обучением. В зависимости от результатов эксперимента этого года мы будем развивать или изменим подход к созданию онлайн-курсов, но точно продолжим работать над распространением наших программ в сети.
Мы хотим активно развивать направление сотрудничества с региональными компаниями, вузами и ассоциациями. Кажется очень важным делиться нашими наработками, знаниями и опытом с партнерами, которые хотят вместе с нами развивать IT-образование. Здесь очень многое зависит от желания регионов — думаю, что многим эта тема будет интересна.
Продолжая объединять студентов наших проектов, мы расширим проведение наших техночемпионатов, подключим к нему МФТИ. Уже в прошлом году мы получили более ста просьб об этом от физтехов, и я очень рад, что сейчас мы сможем это воплотить.
И самое главное. Мы продолжим обучать ребят по нашим принципам. Через год все три проекта выйдут на «плановую мощность», пройдет еще два выпуска, и я надеюсь написать к пятилетию наших образовательных проектов что-то вроде «Привет, у нас 2000 студентов».
brainick
>>Нам бы хотелось перевести в заочный формат все дисциплины наших проектов, сделав таким образом «Технопарк онлайн». <<
Ага. А когда я вот тут http://habrahabr.ru/company/abbyy/blog/251561/ говорил о желательности выкладывания задач и проверяющей системы наряду с видеолекциями, (моей реплики сейчас в том посте нет, там красуется надпись «НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь», так как мой старый ник (совпадающий с новым) был переведён в режим read only и мне пришлось с ним расстаться), то мне рубили сплеча «Просто сама тестовая система и подход не предполагает дистанционного обучения.»
ИМХО, дистанционные курсы и есть самый идеальный вариант вступительного экзамена, когда человек, спокойно, не нервничая может сам выяснить, что он тянет, а что нет, и на встречу со звездами Майл.ru уже приходить подготовленным. Или не приходить вообще.