Заметно, что в последние годы во всем мире уделяется все больше внимания регулированию и государственной поддержке сельхозинноваций. Недаром один из трендов агротехнологического развития до 2030 года — это рост роли государства в деле активного продвижения агротех‑повестки (аналитический материал о всех отраслевых трендах доступен на платформе «РСХБ в цифре»).
В этой статье рассмотрены меры, принимаемые в отношении агротеха на федеральном уровне. Правительство в разных точках планеты признают важность создания правовой базы, способствующей развитию инноваций в области сельскохозяйственных технологий, а также разработке федеральных инициатив по стимулированию их развития (о мерах государственной поддержки на территории России и других новостях в сегменте агротехнологий можно ознакомиться из регулярных отраслевых дайджестов на платформе «РСХБ в цифре»).
Так, становится все больше федеральных грантовых инициатив, направленных на оказание финансовой поддержки исследованиям и внедрению агротехнологических решений. Например, в США Федеральный закон «Об улучшении положения в сельском хозяйстве» (на англ. «The Agriculture Improvement Act of 2018») регламентирует ежегодные грантовые инициативы, направленные на имплементацию различных проектов в области городского сельхозпроизводства, сбора, а также транспортировки и маркетинга.
В Германии существует специализированная грантовая программа, ориентированная эксклюзивно на агротехнологические стартапы. Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии разработало схему поддержки под названием Deutsche Innovationspartnerschaft Agrar — DIP («Немецкое сельскохозяйственное инновационное партнерство»). DIP предлагает содействие AgTech‑проектам, которые связаны с Целями устойчивого развития ООН («UN Sustainable Development Goals»). Первым грантополучателем стала компания из Киля KUHdo (онлайн‑платформа для производителей молочной продукции, предоставляющая услуги в области хеджирования ценовых рисков). Федеральные власти также поддерживают внедрение инноваций с помощью льготных кредитов, которые нацелены на более легкий доступ к капиталу для инвестирования в агротехнологические решения, тем самым способствуя внедрению инноваций в сельхозпрактику.
Одним из основных направлений федеральной политики является подготовка высококвалифицированных кадров в сельскохозяйственном секторе. Правительства признают потребность в квалифицированных специалистах, которые могут эффективно использовать инновационные агротехнические инструменты и технологии.
В США идет активная работа над включением «технологий сельскохозяйственной направленности» («agricultural related technology») в категорию «передовые технологии» («advanced technologies»). Это позволит включить курсы, ориентированные на агротех, в образовательные программы NSF (Национального научного фонда).
Закон КНР «О сельском хозяйстве» («Agriculture Law of the People's Republic of China») содержит тезисы о постоянном образовании для агротех‑профессионалов (осуществляется во взаимодействии с госчиновниками и профильными работниками системы образования). Также в него включен раздел «Наука, технология, образование в сельском хозяйстве», который полностью посвящен инновациям в АПК.
Основной документ ЕС, регулирующий общую политику в сельском хозяйстве, — Общая сельскохозяйственная политика («Common Agricultural Policy» — CAP), предусматривает организацию образовательных программ и оказание консультационных услуг в сфере агроинноваций.
Точное земледелие и сетевые технологии играют решающую роль в современном сельском хозяйстве, поэтому правительства особенно заинтересованы в их интеграции в существующие программы поддержки и развития передовых технологий. Особое внимание точному земледелию уделяют в США. Так с 2018 года действует Оперативная группа по изучению возможностей подключения и имеющихся технологических потребностей в области точного земледелия для США (на англ. «Task Force for Reviewing the Connectivity and Technology Needs of Precision Agriculture in the United States»). В ноябре 2021 года по результатам своей работы Оперативная группа опубликовала доклад с перечнем рекомендаций по развитию сегмента «precision farming». Общая цель консультаций — интеграция сетевых технологий в агросектор на 95% территорий сельскохозяйственного назначения в США к 2025 году.
В задачи группы входит:
акселерация распространения широкополосного канала связи на отсталых сельскохозяйственных угодьях;
картирование и анализ качества подключения на землях сельскохозяйственного назначения;
изучение текущего состояния и перспектив роста спроса на подключения в области точного земледелия;
продвижение и распространение технологий в области точного земледелия и обеспечение доступности высококвалифицированных рабочих мест.
Параллельно наблюдается заметная тенденция к развитию городского земледелия («urban farming»). Правительства осознают потенциальные преимущества локализованного производства продуктов питания и активно поддерживают инициативы, позволяющие выращивать их в городских районах. Это включает в себя продвижение садов на крышах, систем вертикального земледелия и гидропоники. Развивая городское сельское хозяйство, правительства надеются повысить продовольственную безопасность и снизить воздействие транспортировки продуктов питания на большие расстояния на окружающую среду.
Актуальный пятилетний План развития Китая акцентирует внимание на концепции «urban agriculture» — городском земледелии/фермерстве. Обрамлена данная приоритизация следующими формулировками: Китай собирается заняться созданием «нового типа сельско‑урбанизированного взаимодействия, поощряющего взаимное аграрное и индустриальное продвижение, комплементарное городское и сельское развитие».
Правовая база США с 2021 года включает в себя следующий понятийный аппарат: «агропроизводство городского, закрытого (в помещении) и иного развивающегося формата» («urban, indoor, and other emerging agricultural production»).
По этому направлению предписывается создание новых уполномоченных структур:
управление городского земледелия и инновационного производства («Office of Urban Agriculture and Innovative Production»);
консультационный комитет по вопросам городского земледелия и инновационного производства («Urban Agriculture and Innovative Production Advisory Committee»).
В сфере технологических трендов Интернет вещей (IoT) стал важной сферой, стимулирующей развитие агротехнологий. Правительства все активнее признают потенциал Интернета вещей в сельском хозяйстве для повышения эффективности, мониторинга урожая и автоматизации процессов. Следовательно, наблюдается растущая тенденция к инвестированию в инфраструктуру IoT и поощрению ее широкого внедрения в сельскохозяйственном секторе.
Сейчас законодатели США рассматривают закон «О развитии Интернета вещей для точного земледелия» («Advancing IoT for Precision Agriculture Act»). В то же время недавний документ, опубликованный Академией сельскохозяйственных наук Китая (англ. «Chinese Academy of Agricultural Sciences») призывает к скорейшей ликвидации нехватки достижений в сфере IoT с помощью обновления правовой базы и государственных инвестиций.
Кроме того, правительства признают важность совершенствования инфраструктуры передачи данных. Для поддержки этого реализуются инициативы по государственному финансированию, направленные на содействие развитию и обслуживанию надежных сетей инфраструктуры передачи данных, специально предназначенных для сельского хозяйства. Это позволяет фермерам эффективно собирать, анализировать и использовать данные для улучшения процесса принятия решений и оптимизации своих сельскохозяйственных процессов.
По мере того, как мир становится все более взаимосвязанным, международное сотрудничество в области развития агротехнологий находится на подъеме. Страны кооперируют, обмениваются передовым опытом и поощряют совместные исследовательские инициативы для ускорения инноваций в области сельскохозяйственных технологий. Посредством международного сотрудничества правительства стремятся использовать сильные стороны друг друга и коллективно решать проблемы, стоящие перед современным сельским хозяйством. Например, Германия и Китай нацелены на интенсификацию по линии совместного Центра («The Sino‑German Agricultural Centre»), который специализируется, в том числе, на технологиях селекции, «умном» сельском хозяйстве, биотех‑методологии.
Другой заметной тенденцией в контексте регулирования агротехнологий является постепенная легализация так называемых генетически модифицированных организмов (сокр. ГМО). Многие правительства пересматривают существующие нормативные акты и политику, касающиеся ГМО, с растущим признанием их потенциальных преимуществ, таких как повышение устойчивости сельскохозяйственных культур и сопутствующей урожайности. Таким образом, наблюдается сдвиг в сторону более гибкой и научно обоснованной нормативно‑правовой базы, способствующей более ответственному использованию ГМО в сельском хозяйстве. Стоит заметить, однако, что в своих «стартовых» позициях страны по всему миру отличаются, и от этого зависит их прогресс по отношению к ГМО сейчас.
Так, культивирование ГМО‑урожая в коммерческих целях на протяжении долгого времени было строжайше запрещено на территории Китая, несмотря на то, что страна в течение многих лет импортировала без ограничений генетически модифицированные продукты (сейчас акценты начинают постепенно смещаться). В этом отношении регуляторные среды Китая и, например, ЕС похожи, что радикальным образом отличается от правового фреймворка в США, где конвенциональный урожай и сельскохозяйственная ГМО‑продукция обладают единым юридическим статусом.
Аналогичным образом, наблюдается тенденция к поддержке синтетических продуктов питания и альтернативных методов производства мяса. Правительства признают негативное воздействие традиционного животноводства на окружающую среду и изучают инновации для решения проблем устойчивого развития.
Так, 26 января 2022 года профильным отраслевым Министерством Китая был опубликован эксклюзивный официальный Пятилетний план развития сельского хозяйства. Помимо всего прочего, документ закрепляет приоритет исследования и разработки «еды будущего», в первую очередь, по линии «alt‑protein» (продуктов с высоким содержанием белка альтернативного происхождения). Категория впервые упомянута в Плане такого уровня релевантности и масштаба исполнения. Более конкретно, для Китая особый интерес представляет культивированное мясо (искусственное мясо «из пробирки», не путать с растительной имитацией мяса), синтезированные яйца, рекомбинантные белки (протеины на основе генетических комбинаций и искусственного ДНК).
Мировой сельскохозяйственный сектор становится свидетелем всплеска внимания и нормативной поддержки агротехнологий на федеральном уровне. Правительства активно создают правовую базу, финансируют исследовательские инициативы, улучшают доступ к финансовым ресурсам и укрепляют международное сотрудничество в целях содействия разработке и внедрению сельскохозяйственных технологий. Уделяя особое внимание высококвалифицированному персоналу, точному земледелию, городскому сельскому хозяйству, Интернету вещей, инфраструктуре передачи данных, образованию и международному сотрудничеству, органы власти стремятся обеспечить устойчивый и эффективный сельскохозяйственный сектор, способный прокормить растущее население планеты.
***
Актуальные новости по тематике агротехнологий, короткие питчи стартапов, анонсы релевантных мероприятий, сведения об инновационных разработках и инвестиционных сделках доступны в Telegram‑канале Агротех стартапы, на сайте «РСХБ в цифре» и Rutube‑канале.