Пошаговая инструкция как маркировать рекламу для digital-агентства (посредника) с использованием платформы ОРД ВК (ОРД Вконтакте | ORD VK) с получением токенов (erid), оформлением актов и статистики, решением вопроса по разаллокации насчет изначального договора и креативов (площадок). Данный материал обозначает системный путь оформления отчетности для интерфейсного решения, а для его применения в отчетности с помощью API есть руководство от ОРД ВК.
Теоретическая часть
Системный материал для каждого участника рекламной цепочки при исполнении статьи 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ (закон о маркировке рекламы)
Практическая часть
Рекламное агентство как посредник, через которого проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов, может быть встроено в различные рекламные цепочки, каждая из которых имеет свою специфику.
Рассмотрим классическую рекламную цепочку РД - РА - РР, где
РД - рекламодатель (лицо определившее объект/содержание рекламы)
РА - рекламное агентство либо фрилансер как посредник (мы)
РР - рекламораспространитель (владелец интернет-площадки)
Инструкции для посредников через которых проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов на примере данной цепочки будут иметь системный характер и могут быть интегрированы в любые иные схемы размещения рекламных материалов в интернете.
Первый сценарий: связка Рекламодатель - Агентство (мы)
Итак, Рекламодатель обратился к Рекламному агентству (мы), чтобы агентство организовало размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) на интернет-площадках, принадлежащих Рекламораспространителям.
Причем заказчик является исходным Рекламодателем (РД) и не является Посредником, поэтому для данной цепочки договор между РД-РА и понятие изначальный договор это одно и тоже.
Напомним, изначальный договор - это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контрагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть РА (рекламное агентство).
Сторонами РД - РА была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД - РА возьмет на себя РА (статус доходного договора), в том числе РА получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.
Предположим, что между РД и РА есть договор № 480 от 10 декабря 2023 года на размещение рекламных материалов в феврале 2024 года на сумму 100 000 рублей, где на размещение РИМ бюджет составляет 80 000 рублей, а на изготовление креатива 20 000 рублей.
Рекламодатель оплатит услуги по размещению РИМ 05 марта 2024 года. РА выставит для РД бухгалтерский акт 480-Акт-1 от 15 марта 2024 года на общую сумму работ по договору в размере 100 000 рублей.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/645/46d/e0e/64546de0ea87c15b74376b57ed5fb60d.png)
Далее пошаговые инструкции, что должно сделать РА (мы) в своем ОРД для отчетности по Первому сценарию за связку РД - РА
В результате обозначенных далее действий РА (мы) полностью отчитается перед Роскомнадзором (ЕРИР) за связку (договор) РД-РА и Рекламодателю не понадобится предпринимать каких-либо действий в своем ОРД .
Первый этап:
РА (мы) пройдет регистрацию на сайте ord.vk.com с помощью своего VK ID и получит доступ к платформе ОРД.
Кстати, аналогичную процедуру предлагает ОРД Яндекс через Яндекс ID со своим новым интерфейсным решением вместо старого Партнерского кабинета.
Другие операторы рекламных данных: ОРД Озон, ОРД Амбердата (ОРД-А), ОРД Билайн (Первый ОРД), ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер (ОРД Лаборатория разработки) потребуют подписание полноценных договоров (в том числе возможно отдельное NDA) для предоставления доступов в личные кабинеты ОРД.
Второй этап:
При получении доступа в аккаунт ОРД ВК в блоке Контрагенты владелец аккаунта уже будет фигурировать со своей карточкой организации, которая подтянулась из VK ID.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/880/72d/db2/88072ddb235e2885118206b7b8bfff8b.png)
Свою карточку (как впрочем карточку любого контрагента, которого вы заведете на платформе) можно будет потом редактировать, расширяя роли, которые он может пользоваться в различных рекламных цепочках
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f5/c51/410/0f5c514102da580c72ca93f895a57a47.png)
Например, роли указанные выше на скане позволяют использовать контрагента как Рекламодателя в какой либо рекламной цепочке либо как посредника (Агентство) в другой рекламной цепочке либо как Издателя (Рекламораспространителя)
Многоролевой статус позволяет очень гибко использовать свой текущий аккаунт в ОРД и не требует заводить дополнительный аккаунт, если пользователь (ИНН) будет играть иную роль в какой-либо рекламной цепочке.
Теперь РА необходимо занести данные по своему заказчику (Рекламодателю)
Пусть нашим РД (рекламодатель) будет ООО "Красивый пингвин"
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/63a/ffa/739/63affa7394449d7c322579ee9b137c1a.png)
В итоге будет иметь место рекламная цепочка: ООО "Красивый пингвин" (РД) - ИП Хатин Дмитрий Степанович (РА)
Третий этап:
Теперь нам (РА) требуется зафиксировать в ОРД ВК наши деловые отношения с заказчиком (РД)
Агентство (мы) укажет договор с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) точь-в-точь как в бухгалтерском (бумажном) договоре №480 от 10 декабря 2023 года в блоке Договоры
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7c4/db8/fc8/7c4db8fc87353abbeda77731e0813792.png)
Четвертый этап:
Требуется указать площадки размещения РИМ (рекламно-информационный материал)
Пусть это будет сайт dhprime и телеграм-канал dhprime_ppc.
Информация по данным площадкам будет известна Агентству (мы), если Агентство (мы) собственными силами подбирало владельцев интернет-площадок для размещения рекламы при цепочке РД-РА (мы) - РР (блогеры).
Либо данную информацию Агентство (мы) получило (зафиксировать в договоре) от своего подрядчика справа по цепочке, когда, например, имело место рекламная цепочка РД-РА(мы)-Подрядчик(агентство)-РР (блогеры)
В итоге так
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d12/8b6/490/d128b64900ae437fe8662ace2ac8ff05.png)
Пятый этап:
Далее Агентство (мы), согласно договору 480 от 10 декабря 2023 года, загрузит креатив и получит токен.
Например, креативом будет баннер в качества РИМ (рекламно-информационный материал), который будет размещаться, согласно медиа-плану на площадках Рекламораспространителя(ей)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/10c/3e8/2f6/10c3e82f6f123cb361c56194cafa507c.png)
спускаемся ниже по интерфейсу
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d77/611/f70/d77611f70917d7a4957ed4ee5131fee9.png)
Заметим, что Целевую ссылку перехода (см. скан выше) здесь лучше указывать в оригинальном виде БЕЗ ютм-меток и без использования сервиса сократителя ссылок.
При необходимости добавление utm-меток либо использование сокращенной ссылки следует использовать в Кликовой ссылке (если она будет иметь место при размещении РИМ) непосредственно в рекламном материале (РИМ) на площадках Рекламораспространителя.
Примеры как могут быть зашиты* utm-метки и erid в кликовую ссылку (гиперссылку) - подразумевается, что romashka.com это посадочная страница рекламодателя:
romashka.com/?erid=xxxxx
romashka.com/?erid=xxxxx&utm_campaign=yyyyy
romashka.com/?utm_campaign=yyyyy&erid=xxxxx
*Важно знак ? должен располагаться сразу после url-адреса посадочной страницы и должен быть только ОДИН в любой конструкции присоединения utm-меток и erid. При указании символа ? все остальные элементы прикрепляются с помощью символа &. Всегда проверяйте корректность перехода на сайт после присоединения utm-меток и erid, а также их наличие в браузерной url-строке после перехода.
Всегда проверяйте сокращенную ссылку с вшитым токеном в ЕРИР, чтобы сервис корректно распаковывал ссылку и видел прикрепленный в кликовую ссылку токен (erid)
Галочку Нативной рекламы (см. скан выше) не ставим. Аспекты проведения и оформления нативной рекламы в ОРД обозначены мною в отдельной публикации
В поле Тип рекламной кампании при размещении РИМ у блогеров в пабликах либо у владельцев интернет-площадок, как правило, указывается именно Иное, как универсальный вариант.
Также совет название креатива указывать в понятной логике, например [Тип]-[Объект рекламирования]-[Описание]-[Место рекламирования], например Баннер-Розовый слон-Скидки 10%-Телеграм.
Это пригодится в навигации при отчетности в блоке Статистика для большого количества креативов, которые как снежный ком вырастут по экспоненте от месяца к месяцу.
ОКВЭД надо указывать объекта рекламирования (наиболее близкий логичный вариант с вашей точки зрения). Это вторичная информация собираемая для ЕРИР и на логику вашей отчетности в ОРД никак не влияет.
В итоге система выдаст нам токен (erid)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f78/ff3/b3b/f78ff3b3bcddfc877085c239944fc259.png)
Прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом).
В нашем случае, при рекламной цепочке по нашему Первому сценарию, Изначальный договор и договор РД-РА (мы) это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 480 от 10 декабря 2023 года.
Агентство (мы) направит токены своему Подрядчику направо по цепочке для обеспечения нанесения атрибутов маркировки на рекламно-информационные материалы.
Критически важно правильно нанести атрибуты маркировки рекламы на РИМ
Как правильно наносить атрибуты маркировки рекламы на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.
Затем произойдет размещение РИМ в феврале 2024 года, согласно договору на утвержденных интернет-площадках рекламораспространителя.
Шестой этап:
Согласно требованию Роскомнадзора, до 30 числа следующего месяца после размещения следует занести данные в блок Акты с разаллокацией по изначальному договору. Также внутрь блока Акты внести статистику с разаллокациями по креативам и площадкам по статистике (без заполнения блока Статистика), т.е. за размещение в феврале Рекламораспространителю (мы) требуется отчитаться в ОРД до 30 марта.
Данный вариант для нас будет наиболее оптимальным, учитывая наш случай: размещение со стартом внутри февраля, а полная оплата и выставление закрывающего акта от РА (мы) для РД - в марте.
В принципе указанная схема подойдет также, когда оплата за март будет в любое время - до начала размещения (январь), в течение месяца размещения (февраль) либо после месяца размещения.
Конечно, здесь возможны варианты, так как порой акт (в нашем случае за факт размещения в марте) выставляется по выполненным работам и только при наличии его проводится платеж, если заказчик не имеет претензий к исполнителю.
Если будет иметь место оплата раз в квартал с выставлением, соответственно, закрывающего акта от РА для РД раз в квартал, то без заполнения блока Статистика каждый месяц размещения не обойтись перед тем, как заполнить блок Акты раз в квартал (ответ техподдержки от ОРД ВК по данному вопросу здесь)
Подводя черту для работы с ОРД ВК, стоит сказать, что самым удобным в плане ведения отчетности является схема, когда платежи за каждое размещение проводятся раз в месяц и каждый месяц исполнителем по доходному договору выставляется отдельный акт. В данном случае отдельный блок Статистика заполнять РА в своем ОРД не требуется, а всю отчетность можно оформить внутри блока Акты со всеми необходимыми разаллокациями.
Итак, в блоке Акты добавим акт:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4fa/f14/65e/4faf1465e379b5e1b8819f9186098d81.png)
В итоге разаллокация по изначальному договору произведена
Теперь нам необходимо добавить креатив, чтобы произвести заполнение статистики с разаллокациями по креативам и площадкам
Кликнуть на Добавить креатив
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f1e/1f7/77e/f1e1f777e21a9c160d6c2cd49fd8e18c.png)
Далее произведем разаллокацию по креативам и площадкам внутри блока Акты
![разаллокация по площадке dhprime разаллокация по площадке dhprime](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0b8/315/df7/0b8315df7fbf0cc42892fa7a003788ac.png)
![здесь разаллокация по площадке dhprime_ppc здесь разаллокация по площадке dhprime_ppc](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fff/0d5/931/fff0d5931a15a46233b874df8e5bbc7b.png)
В итоге разаллокация (детализация) внутри Акта по креативам и площадкам произведена, а также произведена внутри Акта разаллокация по изначальному договору.
Стоит заметить, что у нас один (единый) креатив будет размещаться на двух площадках. Если бы у нас было два креатива (два токена), но одна площадка, то мы последовательно добавили внутри Акта два креатива с указанием для каждого одной и той же площадки размещения.
Количество показов, указанные выше можно взять из систем аналитики платформы размещения (например, из ленты Телеграм-канала либо системы аналитики платформы Телеграм) и с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы в феврале 2024 года, где был размещен рекламный материал.
Был указан точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.02.24 по 29.02.24, то указать надо именно его.
Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 80 000 рублей, а площадки две, то мы указываем сумму для каждой площадки по 40 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке. Если бы у нас было разное количество дней размещения по каждому креативу в феврале, то распределение сумм можно было бы сделать пропорционально дням , а не пропорционально показам. И так и так будет корректным.
Стоимость единицы оказания услуг для типа Иное указано 40 000 рублей, так как блогеру платят за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга стоила 80 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2.
В итоге, Агентство (мы) оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РА по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил и подготовил РА (мы).
Стоит заметить, что если бы РА (мы) не получало токены, то РА (мы) не стали бы нажимать Добавить креативы в Акте, т.е. не стали бы выполнять разаллокацию по креативам и площадкам. Также РА (мы) не стали бы в блоке Креативы загружать креативы и получать токены.
Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в феврале 2024 года (01.02.24 - 29.02.24) и с марта РИМ был убран с площадок размещения.
Если бы этого не произошло (в договоре контрагентами это должно быть обозначено), то тот, кто получал токены (в нашем случае это РА) обязан будет за размещение с марта и далее каждый месяц отчитываться статистикой в блоке Статистика с указанием количества показов в блоке у соответствующего креатива, но без актов в блоке Акты. Имело место, так называемая, вечная отчетность.
Пример заполнения в блоке Статистика вечной отчетности для площадки dhprime
![и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cf8/d89/82c/cf8d8982c93f878a12827bfbb8584683.png)
и для второй площадки
![и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9a1/0a4/f24/9a10a4f242a52824909dc86491912eaa.png)
Второй сценарий: связка Посредник-Агентство (мы)
Мы рассмотрели классическую рекламную цепочку:
РД - Агентство (мы)-Рекламораспространитель(и),
но также возможен вариант, когда заказчиком у нас будет не исходный Рекламодатель, а Посредник (другое рекламное агентство либо фрилансер). Рекламная цепочка тогда будет иметь вид:
РД - Посредник - Агентство (мы) - Рекламораспространитель(и).
В данном случае логика работы для нашего агентства РА будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД - Посредник. Поэтому Агентству (мы) в блоке Договоры придется дополнительно заносить атрибуты изначального договора между РД - Посредник
Атрибуты данного изначального договора Посредник должен в обязательном порядке (закрепить это в договоре Посредник - Агентство) передать Агентству (мы) для того, чтобы Агентство (мы) имело возможность в своем ОРД прикреплять токены в блоке Креативы к изначальному договору (РД-Посредник). А также производить разаллокацию по изначальному договору (РД-Посредник) в блоке Акты
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Агентству по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в ОРД ВК, где РА будет иметь доходный договор
Сценарий, когда Агентство (мы) будет отчитываться вместо РР по своему расходному договору в связке Агентство - Рекламораспространитель будет рассмотрена в следующей публикации
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Агентству при оформлении отчетности в ОРД Вконтакте
Надеюсь, что данный материал будет полезен вам при оформлении отчетности в ОРД для исполнения закона о маркировке рекламы