Не успели мы обсудить кейс с возбуждением дела ФАС в отношении паблика VK в Новосибирске, как пришла новая неприятная, но ожидаемая новость. ФАС возбудило дело уже по статье 18.1 Закона о Рекламе №38-ФЗ за отсутствие исполнения закона о маркировке рекламы.
Я связался с админом паблика Мой Нижний Новгород и попытался разобраться по существу, что произошло по нижегородскому кейсу, который сейчас широко обсуждается в интернет-пространстве и касается практически всех рекламодателей, агентств и блогеров.
Итак, действительно официально возбуждено дело в отношении паблика Мой Нижний Новгород, который очень известен в своем регионе и имеет около 90 тыс. подписчиков и был оформлен на физическое лицо. Не исключено, что он напрямую был связан с администрацией нижегородского региона. Данный городской портал типичен для большинства российских населенных пунктов - от малых городов (в том числе поселков городского типа) до городов миллионников. Городской портал рассказывал о жизни города и региона в плане различных городских новостей, событий, спортивных мероприятий, происшествий, ярмарках, выставках, концертах и посты в паблике не требовали никакой маркировки в плане исполнения закона о рекламе (статья 18.1).
Однако, как и все паблики, периодически происходили рекламные интеграции, как напрямую от рекламодателей, так и через биржу Telega.in. Вот здесь и начались проблемы после 01 сентября 2023 года, когда за отсутствие атрибутов маркировки рекламы и отчетности в ОРД ФАС и РКН могут оштрафовать участников рекламной цепочки по статье 18.1 Закона о Рекламе.
Дело в том, что основной поток рекламных интеграций шел через биржу Telega.in. Данная биржа, естественно, принимала во внимание необходимость исполнения закона о маркировке рекламы. Вот ее подробная инструкция для владельцев сервиса
Однако на практике, как поделились информации коллеги, все было не так просто и красиво.
По предварительной информации маркировка постов была доступна тем рекламодателям, у кого есть менеджер. Менеджер выделяют только тем, у кого рекламный бюджет от 80 000 рублей в месяц. Кто сам размещает или меньше бюджет - их посты не маркируются.
Владельцам каналов приходят предложения от биржи разместить и не маркированные посты, они сами решают - размещать такой пост или нет. Рекламодатель не может прислать маркированный пост на размещение в Телега.ин. Это технически не возможно.
Деньги сначала поступали на персональный аккаунт на бирже и затем биржа оплачивала за факт размещения рекламных материалов, беря себе процент за свои услуги. По сути, складывалась рекламная цепочка:
РД (рекламодатель) - Биржа - РР (рекламораспространитель)
Как известно, при исполнении отчетности в ОРД каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться только по своему Доходному договору. В данной цепочке отчетность в своих ОРД по классике должны были заводить Биржа и РР (блогер либо площадка), а РД нет - у него только Расходный договор.
Судя по декларации биржи, она полностью избавляла своих участников от хлопот, связанных с маркировкой рекламы, т.е. в оферте (договоре) от биржи, по-видимому, должна была присутствовать четкая информация о том, что они несут ответственность, когда оформляют отчетность в ОРД вместо своих партнеров. Было ли это на самом деле? В принципе, Роскомнадзор не запрещает подобную практику, когда вместо контрагента ( в частном случае вместо блогера либо владельца интернет-площадки) можно выполнить всю его работу в своем ОРД.
Подходим непосредственно к тому, что произошло.
Во примеры постов, некоторые уже удалены пабликом, которые могли приходить от заказчиков. Всего ФАС обозначило претензии к 16-ти коммерческим постам в паблике.
Вот примеры удаленных на данный момент постов.
Судя по данным постам (окончательный список постов ФАС на данный момент паблику пока не предоставил), решение ФАС в первом приближении понятны, так как портал о городской жизни неожиданно вставляет коммерческую информацию о чужих интернет-ресурсах, которые никак не пересекается с тематикой паблика, не производя нанесение атрибутов маркировки на рекламные, по мнению ФАС, посты в своем паблике.
Как сообщил админ паблика, с которым я непосредственно общался по данному вопросу, от биржы приходили посты с маркировкой далеко не всегда (см.причину выше).
Вот эксклюзив скан из аккаунта биржи данного паблика (с разрешения админа):
Как мы видим, только два поста в сентябре были отмаркированы биржей, а остальные нет по причинам, указанной выше. Владелец паблика принял к исполнению посты без маркировки, что привело к печальным последствиям и возбуждению дела со стороны ФАС. Стоит заметить, что биржа в данной ситуации не лукавила и показывала в интерфейсе, что посты не промаркированы.
Какие выводы можно сделать для многочисленных пабликов (блогеры и владельцы интернет-площадок) при работе с биржами и программатик-платформами?
Интернет-площадкам категорически не рекомендуется работать с биржами и программматик-платформами, которые в оферте (договор) не гарантируют автоматическое нанесение атрибутов маркировки рекламы и отчетности вместо блогера (владельца интернет-площадки) в ОРД, иначе последствия самые необратимые. При работе с биржами (программатик-платформами) никоим образом не соглашаться на то, что вы сами сможете за себя отчитываться в ОРД, так как объем работ может быть очень большим и не факт, что ваша биржа будет предоставлять вам все необходимые данные для занесения отчетности каждый месяц (как правило они присылают блогерам подробную таблицу в Excel), например атрибуты изначальных договоров без которых блогер не сможет произвести разаллокацию по ним у себя в ОРД в ежемесячных актах.
Владельцам интернет-площадки трезво и взвешенно оценивать все риски того, когда они берут посты без атрибутов маркировки. Блогеру будет затруднительно доказать в суде, что все это произошло не по его вине, биржа ввела в заблуждение и не "избавила от всех хлопот". Во всяком случае отсутствует пока правоприменительная практика по данным прецедентам.
Стоит добавить, так как биржа участвовала в рекламной цепочке, проводя через свой счет финансовые средства, то все посты, даже не отмаркированные ею нужно будет оформлять бирже в своем ОРД по своему Доходному договору. Так что вполне возможно, что ФАС и РКН в последующем выставят претензии и бирже, если все не будет оформлено с их стороны насчет отчетности в ОРД.
Надеюсь, что данный материал будет интересным для вас и послужит ориентиром для того, чтобы избежать претензий со стороны регулирующих органов
Комментарии (9)
codeby
29.09.2023 07:21А каковы в итоге последствия для паблика? Это самое интересное. Просто пожурят или на всю телегу казну пополнят?
dhppc Автор
29.09.2023 07:21Ждем решения суда. Более того, после него (при признании постов рекламными) в разработку этого паблика, скорей всего, возьмет Роскомнадзор, так как есть части 15 и 16 КОПа 14.3, где предусмотрено наказание за отсутствие токенов (erid).
codeby
29.09.2023 07:21Эта маркировка конечно адский ад. Учитывая сколько рекламы в интернете и большая часть автоматизируется. Просто долбят рынок.
И самое забавное. Своих долбят. Инсту не трогают.
qosmi
29.09.2023 07:21Помогите разобраться пж????
1) Если просят разместить РЕПОСТ какого нибудь события в мой паблик ВК, откуда у заказчика маркировка, там пост изначально создавался для их подписчиков группы. И получается не могу его размещать.
2) Рекламные посты из Маркет платформы ВК, мне приходят в отложенные, там у них нет маркиовки, но они же приходят с пометкой "Реклама", вроде все официально. Это тоже нельзя?
dhppc Автор
29.09.2023 07:21Репосты крайне мутная тема. ФАС не обозначило четкой позиции по данному инструменту. Советю их НЕ практиковать со своей стороны.
А. Например, банк выложит у себя пост про новые вклады. Ему маркировать ничего не требуется, так как это его хозяйственная деятельность (см. мою статью Надо ли бизнесу маркировать свои посты у себя в соцсетях). Однако если вы сделаете репост данного поста, то скорей всего ФАС признает этот пост рекламным в вашем паблике. Опасность велика, поэтому практиковать не стоит.
Б. В тоже время, если у вас тематический паблик, где вы рассказываете, делаете обзоры про банковские инструменты РАЗЛИЧНЫХ банков, то данный репост прокатит как обычный, а не рекламный с точки зрения ФАС - здесь моя статья на хабре про Маркировку тематические интернет-ресуросов
В. Дополнительный вариант, чтобы не маркировать репосты: если банк вдруг решит у себя разместить пост про новые вклады и САМ отмаркирует данный пост (не должен - это хоздеятельность, которая не маркируется) как раз для целей того, что он завирусит и его будут репостить (банк тем самым избавляет репостнувших от маркировки с их стороны), то репосты изначально отмаркированного поста можно будет спокойно делать. Но это предположение, ФАС на этот счет не высказывалсяПро маркет платформу не обладаю экспертизой. Рекламная платформа Вк все должен сама маркировать
Marfapr
У меня маркировка Telega.in прекрасно работает без всяких менеджеров. Она там в принципе по умолчанию для всех включена и они только с ИП, СЗ работают с этого месяца.
Более того они много раз предупреждали о переходе на ОРД и что нужно делать для получения заказов только с меткой.
dhppc Автор
Скажите, в интерфейс вашего аккаунта на биржет к вам сейчас попадают только отмаркированные посты? Как сказали колллеги, не отмаркированные теперь (сделали выводы после нижегородского кейса) все автоматически скрыты
Marfapr
Про прямо сейчас не скажу, у меня за сентябрь нет от туда заказов. Но в июле и августе есть уже маркированные посты. Но у меня ИП и я заранее выполнил все рекомендации сервиса для наличия маркировки.
dhppc Автор
Спасибо за информацию)