Большинство рекламодателей, агентств и блогеров в курсе, что введение с 01.09.22 закона о маркировке рекламы (официально Статья 18.1 Закона о Рекламе №38-ФЗ) породило большое количество недопонимания со стороны интернет-сообщества, откровенного хаоса и паранойи на тему маркировать всё и вся либо игнорирование маркировки в надежде, что регулирующие органы не смогут их привлечь по каким-либо причинам к ответственности.

ФАС и Роскомнадзор, как регулирующие органы, для исправления ситуации периодически выкладывают новые методички и рекомендации, которые позволяют, хотя бы отчасти, обозначить ориентиры и помочь нам справиться с разграничением понятий информации и рекламы, правил нанесения атрибутов рекламы на рекламные материалы, а также проведения необходимой отчетности в ОРД при различных случаях.

Напомним:

Полномочия ФАС
Полномочия ФАС
Полномочие Роскомнадзора
Полномочие Роскомнадзора

Базовый вариант маркировки рекламы

Методические материалы ФАС

Итак, рассмотрим официальные методички ФАС, которые помогут решить многие вопросы при проецировании указанных нарративов на ваши кейсы либо обозначат ориентиры для исполнения закона о маркировке рекламы. Я уверен, что среди слайдов ФАС вы найдете очень важную для себя информацию с моими комментариями.

№1

Базовая информация о том, что в подавляющем большинстве случаев любой контент на своих ресурсах (сайты и соцсети) несет справочно-информационную сущность. Самое главное в своих соцсетях не закреплять свои посты про свой отдельный товар, услугу либо мероприятие и не делать сквозной (всплывающий) баннер на собственном сайте

Скан из официального ответа ФАС по кейсу интернет-магазина
Скан из официального ответа ФАС по кейсу интернет-магазина

№2

Размещение в своих соцсетях постов о товарах из чужих интернет-ресурсов и ссылками на них. Например, в своей ленте вы по коммерческой договоренности публикуете чужой товар с другого сайта вне ассортимента вашего каталога. При клике на него происходит переход на чужой сайт либо аккаунт в соцсети вашего контрагента.

№3

Публикации любого каталога с вашем ассортиментом товаров на вашем сайте является справочно-информационной сущностью и маркировке не подлежит.

№4

Публикация на своем сайте баннеров либо текстовых блоков с чужими товарами, которые не входят в ассортимент вашей продукции и ведут по ссылкам на сайты третьих лиц.

№5

Всплывающий баннер на сайте
Всплывающий баннер на сайте

На вашем сайте вы публикуете всплывающий баннер, который однозначно выделяет определенный товар либо группу товаров среди другой продукции из вашего ассортимента

№6

На вашем сайте либо на странице вашего аккаунта в маркетплейсе присутствует сквозной (закрепленный) баннер, который проявляется на других страницах вашего интернет-ресурса, которые никак не связаны с данным товаром

№7

Размещение информации на тематическом сайте (профильные интернет-ресурсы либо в тематических пабликах с обзорами товаров и услуг у блогеров).
В данном слайде ФАС некорректно указала, что не должно быть ссылок на ресурс, хотя по ответам на кейсы ФАС никогда не запрещала на профильных и тематических ресурсах указывать ссылки. Самое главное условие было, чтобы объявление совпадало по контенту с тематикой ресурса, было оформлено в едином стиле по сравнению с другими материалами (постами). По-видимому, они имели ввиду совокупность причин, но ссылка никогда самостоятельно не являлась критерием рекламности материала.

№8

Очень важная информация для всевозможных городских пабликов с разнообразной информацией о жизни города (новости, политика, выборы, выставки, происшествия, ярмарки и пр). Кстати нашумевший нижегородский кейс был связан как раз с городским пабликом.

№9

Анонсы мероприятий не крамольны с точки зрения маркировки рекламы, но нельзя указывать в анонсе конкретную фирму и сообщать об ассортименте ее продукции.

№10

Материалы должны относиться к тематике ресурса и формлены в едином стиле без закрепов, иначе возможны проблемы. Мы все помним про новосибирский кейс, когда именно закрепы привели к тому, что ФАС квалифицировало пост в ВК как рекламный со всеми вытекающими последствиями.

№11

Типичный посев в новостном ресурсе требует маркировки про коммерческое предложение от бизнеса. Помним нижегородский кейс, где данные посты, поступавшие с биржи Telega.in не были промаркированы, что привело к возбуждению дела со стороны ФАС.

№12

Вакансии свободно можно размещать, но с учетом рекомендаций (см. ниже ответ ФАС)

№13

Объявления о чужом коммерческом предложении
Объявления о чужом коммерческом предложении

По №12 ФАС подробно определил свою позицию насчет вакансий, но включение в раздел Вакансии коммерческого предложения от кампании по подбору персонало однозначно будет квалифицировано, как рекламное объявление.

№14

Это всевозможные тематические стены в ВК с объявлениями от различных участников группы. ФАС разрешает практиковать объявления без маркировки на тематических пабликах, которые выполнены в едином стиле, без закрепов и объявления подходят под тематику паблика.

№15

Здесь объявление на стене в ВК не соотносится с тематикой данного пабликации. Как правило, тематику паблика админы всегда указывают в названии и описании паблика. Это сейчас очень важно, чтобы ФАС сразу понимало тематику ресурса.

№16

Важная тема про розыгрыши. По ним всегда было очень много вопросов. Теперь все стало гораздо проще после пояснения ФАС. Естественно посты с розыгрышами не должны быть закреплены, иначе ФАС с большой вероятностью признает пост с розыгрышем рекламным материалом.

№17

Если владелец паблика публикует пост с розыгрышем, который инициирован третьими лицами (чужим интернет-ресурсом), то этот пост будет выглядеть как типичный посев и подлежит маркировке, как рекламный материал.

№18

ФАС наконец-то обозначило свои позицию про призывы подписаться. Иначе было большое количество недопонимания по данному вопросу

№19

Здесь ФАС также сообщает, что призыв подписаться на чужой ресурс возможен, но без отягощающих сопутствующих факторов про ссылки на сайт и прочие.
Ниже более подробное разъяснение ФАС с их сайта

Надеемся, что ФАС расширит линейку рекомендаций со своей стороны, особенно все жду решения вопроса, связанного с репостами. Это очень серьезная тема, которая пока однозначно не обозначено ФАС для интернет-сообщества


Надеюсь, что данный материал будет полезеным для вас в плане исполнения закона о маркировке рекламы и избавления от штрафов со стороны ФАС и Роскомнадзора

Комментарии (2)


  1. Lorik22
    04.10.2023 06:11

    Еще есть неплохой видео вебинар на эту тему - подробные разъяснения по закону о рекламе. Это просто плюсом тоже полезно ознакомиться, кому интересно


    1. dhppc Автор
      04.10.2023 06:11

      Вы правы, это был бы очень полезный материал) Но моя экспертиза касается только вопросов маркировки (с.18.1 закона о рекламе №38-ФЗ). Есть юристы по рекламному праву, которые специализируются на данной тематике. Но все равно даже среди них, как показала практика общения с ними, также выделяются отдельные специализации. Кто-то прекрасно знает практику ФАС, кто-то больше практику работы с Роскомнадзором, кто-то больше работает с "рекламой" алкогольной и табачной продукции, лотерии, финансовые инструменты банков и т.д. Вообщем тема, очень мнагогранна и очень сложная)