Большинство рекламодателей, агентств и блогеров в курсе, что введение с 01.09.22 закона о маркировке рекламы (официально Статья 18.1 Закона о Рекламе №38-ФЗ) породило большое количество недопонимания со стороны интернет-сообщества, откровенного хаоса и паранойи на тему маркировать всё и вся либо игнорирование маркировки в надежде, что регулирующие органы не смогут их привлечь по каким-либо причинам к ответственности.
ФАС и Роскомнадзор, как регулирующие органы, для исправления ситуации периодически выкладывают новые методички и рекомендации, которые позволяют, хотя бы отчасти, обозначить ориентиры и помочь нам справиться с разграничением понятий информации и рекламы, правил нанесения атрибутов рекламы на рекламные материалы, а также проведения необходимой отчетности в ОРД при различных случаях.
Напомним:
Базовый вариант маркировки рекламы
Методические материалы ФАС
Итак, рассмотрим официальные методички ФАС, которые помогут решить многие вопросы при проецировании указанных нарративов на ваши кейсы либо обозначат ориентиры для исполнения закона о маркировке рекламы. Я уверен, что среди слайдов ФАС вы найдете очень важную для себя информацию с моими комментариями.
№1
Базовая информация о том, что в подавляющем большинстве случаев любой контент на своих ресурсах (сайты и соцсети) несет справочно-информационную сущность. Самое главное в своих соцсетях не закреплять свои посты про свой отдельный товар, услугу либо мероприятие и не делать сквозной (всплывающий) баннер на собственном сайте
№2
Размещение в своих соцсетях постов о товарах из чужих интернет-ресурсов и ссылками на них. Например, в своей ленте вы по коммерческой договоренности публикуете чужой товар с другого сайта вне ассортимента вашего каталога. При клике на него происходит переход на чужой сайт либо аккаунт в соцсети вашего контрагента.
№3
Публикации любого каталога с вашем ассортиментом товаров на вашем сайте является справочно-информационной сущностью и маркировке не подлежит.
№4
Публикация на своем сайте баннеров либо текстовых блоков с чужими товарами, которые не входят в ассортимент вашей продукции и ведут по ссылкам на сайты третьих лиц.
№5
На вашем сайте вы публикуете всплывающий баннер, который однозначно выделяет определенный товар либо группу товаров среди другой продукции из вашего ассортимента
№6
На вашем сайте либо на странице вашего аккаунта в маркетплейсе присутствует сквозной (закрепленный) баннер, который проявляется на других страницах вашего интернет-ресурса, которые никак не связаны с данным товаром
№7
Размещение информации на тематическом сайте (профильные интернет-ресурсы либо в тематических пабликах с обзорами товаров и услуг у блогеров).
В данном слайде ФАС некорректно указала, что не должно быть ссылок на ресурс, хотя по ответам на кейсы ФАС никогда не запрещала на профильных и тематических ресурсах указывать ссылки. Самое главное условие было, чтобы объявление совпадало по контенту с тематикой ресурса, было оформлено в едином стиле по сравнению с другими материалами (постами). По-видимому, они имели ввиду совокупность причин, но ссылка никогда самостоятельно не являлась критерием рекламности материала.
№8
Очень важная информация для всевозможных городских пабликов с разнообразной информацией о жизни города (новости, политика, выборы, выставки, происшествия, ярмарки и пр). Кстати нашумевший нижегородский кейс был связан как раз с городским пабликом.
№9
Анонсы мероприятий не крамольны с точки зрения маркировки рекламы, но нельзя указывать в анонсе конкретную фирму и сообщать об ассортименте ее продукции.
№10
Материалы должны относиться к тематике ресурса и формлены в едином стиле без закрепов, иначе возможны проблемы. Мы все помним про новосибирский кейс, когда именно закрепы привели к тому, что ФАС квалифицировало пост в ВК как рекламный со всеми вытекающими последствиями.
№11
Типичный посев в новостном ресурсе требует маркировки про коммерческое предложение от бизнеса. Помним нижегородский кейс, где данные посты, поступавшие с биржи Telega.in не были промаркированы, что привело к возбуждению дела со стороны ФАС.
№12
Вакансии свободно можно размещать, но с учетом рекомендаций (см. ниже ответ ФАС)
№13
По №12 ФАС подробно определил свою позицию насчет вакансий, но включение в раздел Вакансии коммерческого предложения от кампании по подбору персонало однозначно будет квалифицировано, как рекламное объявление.
№14
Это всевозможные тематические стены в ВК с объявлениями от различных участников группы. ФАС разрешает практиковать объявления без маркировки на тематических пабликах, которые выполнены в едином стиле, без закрепов и объявления подходят под тематику паблика.
№15
Здесь объявление на стене в ВК не соотносится с тематикой данного пабликации. Как правило, тематику паблика админы всегда указывают в названии и описании паблика. Это сейчас очень важно, чтобы ФАС сразу понимало тематику ресурса.
№16
Важная тема про розыгрыши. По ним всегда было очень много вопросов. Теперь все стало гораздо проще после пояснения ФАС. Естественно посты с розыгрышами не должны быть закреплены, иначе ФАС с большой вероятностью признает пост с розыгрышем рекламным материалом.
№17
Если владелец паблика публикует пост с розыгрышем, который инициирован третьими лицами (чужим интернет-ресурсом), то этот пост будет выглядеть как типичный посев и подлежит маркировке, как рекламный материал.
№18
ФАС наконец-то обозначило свои позицию про призывы подписаться. Иначе было большое количество недопонимания по данному вопросу
№19
Здесь ФАС также сообщает, что призыв подписаться на чужой ресурс возможен, но без отягощающих сопутствующих факторов про ссылки на сайт и прочие.
Ниже более подробное разъяснение ФАС с их сайта
Надеемся, что ФАС расширит линейку рекомендаций со своей стороны, особенно все жду решения вопроса, связанного с репостами. Это очень серьезная тема, которая пока однозначно не обозначено ФАС для интернет-сообщества
Надеюсь, что данный материал будет полезеным для вас в плане исполнения закона о маркировке рекламы и избавления от штрафов со стороны ФАС и Роскомнадзора
Lorik22
Еще есть неплохой видео вебинар на эту тему - подробные разъяснения по закону о рекламе. Это просто плюсом тоже полезно ознакомиться, кому интересно
dhppc Автор
Вы правы, это был бы очень полезный материал) Но моя экспертиза касается только вопросов маркировки (с.18.1 закона о рекламе №38-ФЗ). Есть юристы по рекламному праву, которые специализируются на данной тематике. Но все равно даже среди них, как показала практика общения с ними, также выделяются отдельные специализации. Кто-то прекрасно знает практику ФАС, кто-то больше практику работы с Роскомнадзором, кто-то больше работает с "рекламой" алкогольной и табачной продукции, лотерии, финансовые инструменты банков и т.д. Вообщем тема, очень мнагогранна и очень сложная)