В настоящей публикации я решил обновить и расширить свои прежние пошаговые инструкции на тему того, как на практике оформлять отчеты в ОРД для рекламодателей, рекламных агентств и рекламораспространителей (блогеров) для передачи информации в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) при исполнении закона о маркировке интернет рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ).
Это вызвано тем, что прошло уже достаточно времени. В различных ОРД, а именно ОРД Озон, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД от SberAds, Первый ОРД, ОРД-А, появились серьезные изменения, которые существенно повлияли на механизм выстраивания отчетности для различных рекламных цепочек. Например, из блока Акты был выделен блок Статистика, что существенно облегчило и упростило оформление, так называемой, вечной отчетности в ОРД и изменило процесс оформления актов в ОРД.
Давайте вместе разберемся, как построить свои отношения с ОРД Озон владельцам интернет-площадок, так как организация маркировки рекламы в ОРД при больших объемах трудоемкий процесс с вероятностью ошибок из-за человеческого фактора либо из-за недостаточности компетенции по данному вопросу. А также рассмотрим как происходит маркировка саморекламы в новом интерфейсе платформы ОРД Озон. Тем более, что маркированная реклама - это новая реальность с сентября 2022 года для всего интернет-сообщества от малых пабликов и блогеров до крупного бизнеса.
Исходные правила для оформления отчетности в ОРД
Каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться в своем ОРД только за себя по своему доходному договору, если иное не закреплено в договоре между контрагентами.
Каждый участник рекламной цепочки несет ответственность за исполнение положений Закона о маркировке рекламы, даже если они технически делегированы по договору Контрагенту.
По закону только изначальный Рекламодатель может делегировать ответственность за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ при оформлении данных в ОРД своему Контрагенту.
По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.
Важно понимать, что в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные работы по отчетности в ОРД для всей связки Заказчик-Подрядчик. Иначе штрафы могут коснуться каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор. Поэтому наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.
В каких рекламных цепочках может участвовать владелец интернет-площадки (блогер)?
Практически во всех, причем заказчиком для блогера может быть непосредственно Рекламодатель (РД) либо Посредник (ПСР) в лице рекламного агентства, биржи либо рекламной платформы. В принципе, все рекламные цепочки можно описать единой схемой, где РД переводит финансовые средства за размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) в интернете на счет ПСР. Далее Посредник переводит средства непосредственно рекламораспространителю (РР) – владельцу интернет-площадки (сайта, соцсети, тг-кнала, ютуб-канала и т.д).
Если РД переводит деньги за размещение РИМ непосредственно РР, то ПСР в рекламной цепочке не присутствует:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №2](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e79/2de/c3e/e792dec3e2f721d4a3c0e0759b997487.jpeg)
Для того, чтобы избежать дублирования данных в ЕРИР, при оформлении отчетности в ОРД для каждой рекламной связки внутри рекламной цепочки надо принимать следующее:
За связку РД-ПСР отчетность в ОРД должен оформлять ПСР, так как у него Доходный договор для связки РД-ПСР, если иное не закреплено в договоре между РД-ПСР.
За связку ПСР-РР отчетность в ОРД должен оформлять РР, так как у него Доходный договор для связки ПСР-РР, если иное не закреплено в договоре между ПСР-РР.
Обязанности рекламораспространителя
Базовая схема, которая может быть интегрирована в любые кейсы с участием РР, где по договору рекламораспространитель должен заполнять отчетность в ОРД за связку Заказчик-РР (см. раздел Исходные правила для оформления отчетности в ОРД)
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №3](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5aa/c72/636/5aac726362f48f52b7549878302eabc2.jpeg)
Рекламораспространитель в обязательном порядке, когда к нему приходит Заказчик, должен узнать, является ли тот исходным Рекламодателем или Посредником при организации процесса оформлении рекламы в ОРД со своей стороны. На основании полученной информации для базовой схемы может присутствовать один из четырех сценариев, который потребуется оформить в ОРД.
Остановимся на каждом подробнее.
Первый сценарий
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №4](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d8d/62d/290/d8d62d290f988888a569be7ebeabe067.jpeg)
Изначально предположим, что между Рекламодателем и РР есть договор 100-10 от 20 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года и дополнительным работам по договору (креатив и иные виды услуг). По окончании размещения РР (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) от 03 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №5](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/090/e27/b1d/090e27b1d3bfd7f558b7c4c9dbc6b093.jpeg)
Этапы отчетности для Первого сценария:
РР (блогер) в своем ОРД, в котором он предварительно зарегистрировался и получил аккаунт ( ОРД Озон в нашем случае), должен указать свою интернет-площадку в блоке Площадки, где будет происходить размещение РИМ. Допустим, блогеру принадлежат две площадки в интернете для того, чтобы показать принцип, как будут распределяться рекламные бюджеты в блоке Статистика.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №6](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d37/507/bf5/d37507bf5e4f449c15c16067a51b754a.jpeg)
РР (блогер) должен указать контрагентов, которые участвуют в договоре в блоке Контрагенты.
РР заполнит информацию о себе, поставит галочку Рекламораспространитель и прикрепит интернет-площадки, которые ему принадлежат.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №7](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/24c/9e6/dfc/24c9e6dfccb12e518b112cac0bb44b40.jpeg)
Далее оформит данные по Рекламодателю:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №8](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/821/cba/0c6/821cba0c68e254f989273a089a968f61.jpeg)
РР пропишет договоры с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) из бухгалтерского (бумажного) договора в блоке Договоры. Если стороны не используют договор, то в поле Номер договора можно вписать номер счета, счет-договора либо счета-оферты. В том числе, если РР – физлицо в статусе самозанятого, то он может сгенерировать на платформе Мой налог счет и указать его номер в поле Номер договора. Роскомнадзор это не запрещает, однако наличие договора между сторонами более приоритетно, чем иные первичные документы, подтверждающие факт сделки между контрагентами.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №9](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f56/821/5b4/f568215b459f42681b384ff9b3cd2648.jpeg)
Далее РР должен загрузить креативы и получить токены для рекламы (erid) в блоке Креативы:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №10](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ad8/51b/7e1/ad851b7e160cb99ff581479219e63179.jpeg)
Важно: прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом). В нашем случае, при короткой рекламной цепочке, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 100-10 от 20 октября 2023 года (он автоматически появится в меню поля при выборе)
РР (блогер) произведет разметку рекламных материалов своими техническими возможностями либо это сделает сам Рекламодатель. Затем РР разместит РИМ в ноябре 2023 года, согласно договору на своих интернет-площадках.
Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.
Базовый вариант маркировки рекламного материала:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №11](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0c9/1d5/270/0c91d5270f06aca638e3ea9d8a265cd9.jpeg)
Как маркировать рекламу, а именно каким образом наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.
После окончания размещения РИМ, блогер должен оформить и передать Рекламодателю бумажные акты, а также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору и занести данные по показам в блоке Статистика с разаллокациями по креативам (площадкам).
Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, в котором РР занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространителю).
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №12](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4ae/52b/c2c/4ae52bc2ccecc2580fb6baf030b51170.jpeg)
Добавляем первую площадку - Ozone. Указываем количество показов, которые можно взять из систем аналитики платформы размещения (например из ленты ВК либо системы аналитики ВК) либо с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы, где был размещен рекламный материал. Этого будет достаточно.
Указываем точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его. Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 90 000 рублей, а площадки две, то мы смело указываем сумму для текущей площадки в размере 45 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.
Стоимость единицы оказания услуг – 45 000 / 100 показов = 450 рублей либо укажите 45 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг . Всего услуга стоила 90 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2. Оба варианта вычисления Стоимости оказания услуг приемлемы.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №13](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/be9/6fc/747/be96fc7478086df4659fe713accc8488.jpeg)
Добавляем вторую площадку - dhprime. Здесь все аналогично описанному выше:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №14](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/63b/890/a1b/63b890a1b911266e244e6a84a81201d1.jpeg)
В итоге у нас получилось две строчки в блоке Статистика – каждая строчка для отдельной площадки размещения. Если бы у нас было два креатива и одна площадка, то также в блоке Статистика у нас было бы две строчки – каждая строчка для отдельного креатива, но на одной площадке. Если бы у нас было два креатива на двух площадках, то в блоке Статистика присутствовало бы четыре строчки. Это и есть разаллокация (детализация), которую требует Роскомнадзор при построении отчетности в ОРД.
Следующим шагом рассмотрим как заполнить блок Акты и оформить разаллокацию по Изначальному договору.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №15](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fdb/863/520/fdb863520432c8d01cfd1a0032ceaddc.jpeg)
В блоке Акты блогер должен в верхней части занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в водной части, блогер выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы и выполнял иные услуги по договору. Следовательно, в верхнем блоке (бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 110 000 рублей.
В нижнем блоке (блок разаллокации по Изначальному договору) блогер сначала выберет Изначальный договор (как указано выше, в нашем случае Изначальный договор и договор РД-РР это одно и тоже) укажет сумму 90 000 рублей, так как именно она была потрачена непосредственно на размещение рекламных материалов. Затем укажет НДС либо нет, а далее нажмет Сохранить. В итоге, в интерфейсе появится карандашик в столбце Количество креативов, при нажатии на который, откроется блок Статистика, где можно выбрать наш креатив, который был размещен на двух площадках:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №16](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a20/c20/d1e/a20c20d1ef7be96a0149cfe7767d3d36.jpeg)
В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое со своей стороны для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по первому сценарию.
Второй сценарий
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №17](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4d5/98a/339/4d598a33903196e724f4c4c31d4945e6.jpeg)
По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы у себя в ОРД и сответственно не получает токены. Стороны договорились, что токены будет получать РД в своем ОРД. Есть правило – кто загружает креативы и получает токены, тот по ним и отчитывается в своем ОРД, причем делегировать это никому нельзя.
Поэтому блогер повторит своими действиями Первый сценарий, кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.
В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору БЕЗ добавления данных по креативам, т.е. в стобике Количество креативов должен фигурировать 0 и на карандашик нажимать не требуется.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №18](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d51/0f0/91b/d510f091bb6c9e7b58a5a3e98b129b63.jpeg)
Третий сценарий
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №19](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fae/12b/b6e/fae12bb6ef5424cc271e83cc25501785.jpeg)
В данном случае блогер отчасти повторит Первый сценарий, но теперь в ОРД его договор с заказчиком Посредник-РР и понятие Изначальный договор это уже две разные сущности. Изначальным договором теперь будет считаться договор между РД и Посредником, так как именно Посредник (рекламное агентство, биржа, рекламная платформа Яндекс Директ либо рекламна яплатформа ВК реклама) теперь будет являться Контрагентом №1 для Рекламодателя, а не РР, в отличие от короткой цепочки РД-РР по первому и второму сценарию.
Этапы отчетности для Третьего сценария:
РР (блогер) в своем ОРД надо завести Посредника в блоке Контрагенты. Пусть это будет рекламное агентство Кобра:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №20](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a3e/890/b4f/a3e890b4f5f3b92bf4948b2236647910.jpeg)
Также блогер должен занести в ОРД данные об исходном Рекламодателе. Пусть это будет Рекламодатель Карась. Все данные по исходному рекламодателю и атрибуты Изначального договора между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра он должен получить от рекламного агентства. Причем факт предоставления данной информации должен быть закреплен в договоре между Агентством Кобра - РР, иначе РР нужно отказаться от сотрудничества с рекламным агентством, так как РР не сможет в данном случае выполнить со своей стороны отчетность в своем ОРД, что приведет к штрафам со стороны Роскомнадзора.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №21](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3fb/a5c/061/3fba5c06179e7d0963df7394ebe4d99e.jpeg)
Итак, для третьего сценария используется следующая рекламная цепочка: Рекламодатель Карась - Агентство Кобра - РР (рекламораспространитель-блогер).
Блогеру между Посредником (Агентство) и Рекламораспространителем требуется оформить договор в ОРД:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №22](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/16b/e60/147/16be601473ed925f9d1cbe2c141c446e.jpeg)
Также РР должен в ОРД зарегистрировать договор между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №23](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1c1/1ed/0cc/1c11ed0cc509781f6d2faaf8d5a1b81b.jpeg)
По текущему сценарию РР должен обеспечить загрузку креативов и получение токенов в ОРД. Причем креатив должен быть прикреплен к Изначальному договору, а это договор Рекламодатель Карась - Агентство Кобра для нашей рекламной цепочки по текущему сценарию.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №24](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/60b/745/bed/60b745bedbf8a948b09338241ceb063f.jpeg)
РР (блогер) произведет разметку рекламных материалов своими техническими возможностями либо это сделает сам РД (рекламодатель) либо Посредник (рекламное агентство). Затем РР разместит РИМ в ноябре 2023 года, согласно договору на своих интернет-площадках.
После окончания размещения РИМ, блогер должен оформить и передать Посреднику (рекламное агентство Кобра) бумажные акты. А также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору (Рекламодатель Карась - Агентство Кобра) и занести данные по показам в блоке Статистика с разаллокациями по креативам (площадкам).
Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, где блогер (РР) занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространитель).
Для площадки Ozone:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №25](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7fb/02f/6c1/7fb02f6c19d6eade86c9d79480288ed4.jpeg)
Для площадки dhprime:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №26](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/09d/b1c/85b/09db1c85beac43511d04cacc4fb64b77.jpeg)
Распределение сумм аналогично, как было описано в Первом сценарии.
Теперь блогеру (РР) требуется оформить блок Акты для Третьего сценария.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №27](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/05c/abb/c99/05cabbc991794c1d2398ec29b71a2555.jpeg)
Нажимаем Сохранить. Появляется карандашик в столбце Количество креативов. Нажимаем карандашик и попадаем в блок Статистика, где выбираем наши креативы с площадками:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №28](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b70/458/c14/b70458c1473e0f95b726d13e0f60ad63.jpeg)
В итоге, вся отчетность в ОРД, которую должен был сделать РР (блогер) для связки Посредник (агентство) заполнена.
Четвертый сценарий
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №29](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/98c/25f/a18/98c25fa185e717bbd04da5959d8de39a.jpeg)
По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы и не получает токены в своем ОРД. Стороны договорились, что токены по каким-либо причинам будет получать РД в своем ОРД.
Поэтому блогер повторит своими действиями Третий сценарий, но кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.
В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого, и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору (Рекламодатель Карась - Агентство Кобра) без добавления данных по креативам.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №30](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3a6/b7d/dc3/3a6b7ddc358d294e7abab4aab2c87900.jpeg)
Мы рассмотрели четыре сценария в которых обозначили, что должен делать РР (рекламораспространитель) при исполнении закона о маркировке рекламы и оформлении отчетности в ОРД
Однако есть еще один нестандартный сценарий, а именно сценарий, связанный с оформлением саморекламы для Рекламораспространителей.
Пятый сценарий
Самореклама – это условно абстрактный термин, который не описан в законе о рекламе. Так называют РИМ различного формата, который размещается владельцами интернет-площадок на своих интернет-ресурсах и содержит информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. По сути, самореклама – это так называемые «отдельные случаи», о которых ФАС упоминает в своих методичках и ответах на многочисленные запросы от пользователей интернета.
С точки зрения офомления отчетности в ОРД, самореклама подразумевает договор РР с самим собой, где будут указаны нулевые суммы размещения и движение финансовых средств не происходит. В новом интерфейсе Озон ОРД самореклама оформляется без занесения договора в ОРД особым образом только через блок Креативы и Статистика.
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №31](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f4/8f0/683/0f48f068326c479582c342b0d86f5c91.jpeg)
Далее, после размещения требуется оформить отчетность о саморекламе в блоке Статистика и больше нигде, что очень удобно. Ранее приходилось также создавать акт с нулевыми суммами и нулевой разаллокацией в блоке Акты:
![Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №32](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e70/42e/9c2/e7042e9c236b8507db931c4f21e85fac.jpeg)
Надеюсь, что подготовленные пошаговые инструкции для заполнения отчетов в ОРД будут полезны для вас при исполнении закона о маркировке рекламы.
mixsture
Как же весело, когда устоявшийся десятилетиями термин ОРД для оперативно-розыскной деятельности теперь используется по другому назначению.
dhppc Автор
Ага)