На самом деле фантастика уже давно стала реальностью. Теперь человечество (правда, не все) думает о строительстве городов не в контексте «где бы нам всех их расселить», а ради более глубинных целей. Например, спасти экологию планеты, разгрузить движение в ближайших перенаселенных городах. Ну и, конечно, прорекламировать свое государство и отправить всем послание: «У нас лучше, чем у других». 

Об одном из таких проектов уже недавно писали на Хабре. Тут предлагаем кратко разобрать 10 амбициозных проектов, которые должны реализовать в ближайшем будущем.

1. Город Линия, Саудовская Аравия 

В этой статье уже хорошо всё описали, но кратко мы повторимся.

Где планируют построить? От побережья Красного моря до провинции Табук

Что за проект? Главная проблема большинства старых городов вроде Парижа или Рима, привлекающих миллионы туристов — то, что в них легко запутаться. Потому что их застраивали столетиями и не думали о планировке и удобстве. Проект саудитов по-настоящему амбициозен: почему бы не растянуть город в длину? Планируется, что он растянется почти на 170 км и пройдет сквозь пустыню прямо к морю.

Высота этой «линии» составит 500 метров, а ширина — почти 200 метров. По сути город будет представлять собой два параллельных здания-небоскреба, в которых смогут разместиться до девяти миллионов человек. Зеркальные стены подчеркнут уникальность объекта и будут дополнительно отражать солнечный свет.

Одна из главных фишек — в городе не будет автомобильных дорог. Совсем. Значит, нет никакого загрязнения окружающей среды и проблем со смертностью на дорогах. Вместо этого люди будут передвигаться на высокоскоростных поездах. Планируется, что они будут развивать скорость до 480 км/ч — из конца в конец можно будет преодолеть «Линия» всего за 20 минут. Жители города при этом будут иметь шаговую доступность к магазинами и зеленым зонам (правда не очень ясно, как будут решать вопрос с доступом к солнечному свету).

Саудовская Аравия стремится показать всему миру, что она не просто сидит на огромной бочке с нефтью. Поэтому принципиальным моментом станет использование только возобновляемых источников энергии (например, солнечных панелей — уж солнца в пустыне с избытком). Можно сказать, что строительство такого города — больше репутационная штука, чем необходимость.

Когда запуск? 2060-2070 годы

Объем инвестиций? 500 млрд. долларов

Какие есть сложности? Их много. Например, существуют политические факторы, которые могут влиять на доступ к различным технологиям или другим ресурсам. 

Но другая общая проблема этой стройки — это дефицит... песка. Да, все верно. Для строительства нужен бетон, а для него песок из пустыни не годится. Поэтому Саудовская Аравия покупает песок в Австралии — там как раз нужного прибрежного песка с избытком. Однако на строительство той же «Линии» песка потребуется столько, что в мире может возникнуть его дефицит. Но тут уж, как говорится, поживем — увидим.

2. Джедда, Саудовская Аравия 

Где планируют построить? Побережье залива Шерм-Бихар, аравийская пустыня

Что за проект? Продолжим про идеи саудитов. Город-стена — не проблема. Почему бы тогда не выполнить задачу попроще и построить небоскреб выше 1000 метров, заодно обойдя конкурентов из ОАЭ с их небоскребом Бурдж-Халифа высотой 828 метров? Потом вокруг этого можно создать настоящую агломерацию.

Башню Джидда проектировал тот же архитектор, что и Бурдж-Халифу — Эдриан Смит. В самой башне будет 167 этажей с суммарной площадью 530 000 м2. При этом здание планируется сделать многофункциональным, что должно стать магнитом для бизнеса и туризма:

  • первые 5 этажей будут занимать торговые центры с магазинами;

  • этажи с 5 по 90 займут офисные помещения;

  • на жилые помещения отводятся всего 20 этажей, с 94 по 114;

  • вплоть до 156 этажа будут располагаться гостиницы.

На 157-м этаже установят самую большую смотровую площадку в мире, обращенную на Красное море, а также самую высокую обсерваторию. Чтобы люди могли свободно перемещаться по этажам, не отстаивая огромные очереди, в Джедде будет 69 лифтов (некоторые даже будут двухэтажными).

Когда запуск? ??? год

Объем инвестиций? 20 млрд. долларов

Какие есть сложности? Ну собственно, сложность одна — стройка в 2018 году была остановлена из-за того, что наследный принц устроил чистку в правительстве и собственной семье. На сегодняшний момент есть только 71 этаж из 167. В прошлом году объявили о продолжении стройки и в данный момент определяют кто продолжит возводить небоскреб.

3. Новая административная столица, Египет 

Где планируют построить? 45 км от прежней столицы Каира

Что за проект? Главная проблема прежней столицы Египта — его перенаселенность и транспортная загруженность. Как город Каир существует уже больше 1000 лет, и кардинальная перестройка для него — настоящая проблема. Нужно сносить много старых домов, строить на их месте новые, перестраивать всю инфраструктуру и где-то временно размещать жильцов (общее население Каира порядка 9 млн человек). Спрашивается — зачем? Можно же построить рядом новый современный город и переселить часть людей туда (кого не переселят — извините, не повезло, но вы держитесь).

В 2015 году власти объявили о том, что будут строить новую столицу, которая вместит 5 млн человек. Генеральный план разработала архитектурная фирма SOM. В столице планируется разместить самую крупную мечеть в регионе, огромный парк (в 6 раз больше Центрального парка в Нью-Йорке), небоскреб Iconic Tower высотой 385 метров и самый высокий в мире флагшток (прежний рекорд сейчас — 202 метра).

Кроме разгрузки старого Каира, власти планируют привлечь в страну больше зажиточных семей, потому что туризм — огромная составляющая ВВП страны.

Когда запуск? 2030 год

Объем инвестиций? 45-60 млрд. долларов

Какие есть сложности? Во-первых, столь масштабные траты на постройку новой столицы означают, что старой никто заниматься не планирует. Стоимость квадратного метра бедные семьи не потянут — значит, им придется еще много лет жить в условиях ужасной инфраструктуры и десятилетиями не ремонтирующихся коммуникаций.

Во-вторых, строительство новой столицы — процедура довольно рискованная. Дело в том, что не всегда жители и бизнес сразу оценят преимущества и поспешат перебираться туда. Именно так было с Бирмой, которая потратила 5 млрд на строительство новой столицы Нейпьидо — сейчас ее население меньше 1 млн человека при том, что площадь в 3 раза больше, чем Москва.

Третий момент — это парк. Дело в том, что для такого огромной зеленой зоны потребуется большое количество пресной воды. В странах Африки она вообще в серьезном дефиците, поэтому есть подозрения, что часть воды заберут у жителей. В общем, на нашем веку мы это творение точно увидим — стройка уже вовсю идет.

4. Город шелка (Мадинат-Аль-Харир), Кувейт 

Где планируют построить? 26 км к северу от столицы Эль-Кувейта

Что за проект? Нельзя сказать, что у Кувейта есть те же проблемы, что и у Египта с Каиром. Эль-Кувейт — город с довольно хорошо развитой инфраструктурой, поэтому ни о какой перенаселенности речи нет. Строительство «Города шелка» вблизи столицы больше имиджевая штука — планируется, что в городе будет проживать не более 700 тысяч человек (треть от населения Эль-Кувейта). То есть стройка — это гимн экономической мощи Кувейта: на секундочку, речь идет о 17-м месте в рейтинге богатейших государств мира. Ну и дополнительно Кувейт хочет привлечь бизнес, не связанный с нефтедобычей — стремления изменить отношение к ближневосточным государствам очень похожи на Саудовскую Аравию. По задумке это даст больше 200 000 рабочих мест

Центр города будет представлять собой искусственный остров, окруженный рекой. Посередине расположится огромный небоскреб высотой 1001 метр (отсылка к «тысяче и одной ночи»), что позволит Кувейту обойти ОАЭ с их Бурдж-Халифой высотой 828 метров.

Помимо порта в Персидском заливе, Кувейт построит еще:

  • деловой район, в котором будут работать финансовые организации, такие как банки и биржа;

  • культурный район с музеями (видимо, истории добычи нефти) и развлекательными парками;

  • «зеленый» район с парками для прогулок горожан.

Уже вовсю идет строительство технологичного порта Мубарак аль-Кабир за 9 млрд долларов. В 2019 году был сдан мост Джабера длиной 48 км, соединяющий столицу с «Городом шелка».

Когда запуск? 2035 год

Объем инвестиций? 132 млрд. долларов

Какие есть сложности? Их немного. По известной сейчас информации, проблемы пока носят больше политический характер. Город станет настоящей экономической зоной, и ей нужны инвесторы. Власти Кувейта заключили предварительное соглашение с Китаем о совместном управлении строящимся портом. Заодно предложили ряду китайских компаний переместить свои офисы в деловые районы «Шелкового города».

Однако эти инициативы натолкнулись на серьезное сопротивление оппозиции в парламенте. Дело в том, что Китай «славится» притеснением уйгуров — тюркской народности, исповедующей ислам. Вот что на возможное сотрудничество сказал член партии исламистов: «Если они не прекратят убивать китайских мусульман, мы приостановим переговоры с ними по Шелковому городу».

Конечно, вопрос может решиться просто: правительство не захочет терять деньги и закроет глаза на деликатные вопросы. Но это создаст ненужный прецедент, говорящий о том, что в Кувейте не соблюдают собственные законы. У многих компаний появится вопрос: «А стоит ли им доверять? Еще национализируют нас, когда прижмет». Но кажется, что эта проблема за следующие 25 лет строительства должна решиться.

5. Город солнца (Масдар), ОАЭ

Где планируют построить? Неподалеку от международного аэропорта Абу-Даби (17 км от от одноименной столицы)

Что за проект? В 2006 году ОАЭ презентовали идею первого экологичного города будущего с нулевым углеродным выбросом, а в 2008 году приступила к строительству. Вот в чем кратко заключалась идея:

  • Летом в ОАЭ очень тяжело жить — температура достигает 50 градусов, что резко отгоняет туристов. Чтобы решить эту проблему, архитекторы Foster + Partners предложили построить здания максимально близко друг к другу — так делали в ближневосточных городах, что снижало количество солнечного света на улицах и создавало прохладу. Дополнительно в центре установили ветровую башню высотой 46 метров — по задумке она должна всасывать более прохладный воздух сверху и распределять по нагретым улицам.

  • Город будет потреблять электроэнергию, вырабатываемую солнечными электростанциями. Для этого на площади в 21 га установят 87 000 солнечных панелей. По задумке этого должно хватить для того, чтобы обеспечить нужды 50 000 жильцов и нескольких исследовательских предприятий (Масдар должен стать IT центром Ближнего Востока).

  • Как и в случае с «Городом линией» в Саудовской Аравии, в «Городе солнца» не предполагается перемещение на личных автомобилях. Однако здесь будут не скоростные поезда, а автономные электрокары (PRT). Они должны будут передвигаться со скоростью до 40 км/ч — не быстро, но и сам город будет иметь площадь всего лишь 5 км2.

Когда запуск? 2030 год

Объем инвестиций? 22 млрд. долларов

Какие есть сложности? В этом проекте их валом. Хотя бы тот факт, что в 2022 году (строительство стартовало в 2008 году) построен буквально один квартал — только 5% от запланированного. В нем располагается несколько домов, в которых живут студенты Института науки и техники Масдар (организован совместно с Массачусетским Технологическим), работники шестиэтажного офиса SIEMENS на Ближнем Востоке и обслуживающий персонал. Всего чуть больше 300 человек.

Во многом на такие темпы строительства повлиял мировой кризис. Но все-таки большую роль сыграл тот факт, что сделать 100% экологичный город просто невозможно при современном развитии технологий (в 2006 году про это никто не думал). Поэтому есть ощущение, что и к 2030 году город построен не будет.

Почитать подробнее, как обстоят дела со строительством Масдар, можете в этой статье.

6. Океанская Спираль, Япония

Где планируют построить? Универсальный плавучий город, который может располагаться где угодно в океане или море

Что за проект? Переходим уже к более фантастическим сценариям. Проблема перенаселенности, особенно актуальная для Индии и Китая, также затрагивает и Японию — в ней проживает 126 миллионов человек на площади 380 тыс. км2 (меньше Республики Коми). У строительной компании Shimzu появилось решение — почему бы не использовать океан, покрывающий большую часть поверхности планеты? Ведь можно построить город прямо в воде!

Проект назвали Ocean Spiral из-за конструкции. Близко к поверхности будет располагаться огромная сфера диаметром около 500 метров, способная вместить до 5000 человек. В самой сфере будут располагаться жилые комнаты, гостиницы, магазины и вся нужная инфраструктура для жизни. Воздух будет браться с поверхности, при этом ураганы или цунами грозить сфере не будут (в отличии от жителей прибрежных регионов Японии).

Но сфере нужна, как минимум, электроэнергия. Не тянуть же ее с берега? Поэтому японские инженеры предложили использовать принцип преобразования тепловой энергии океана при помощи ОТЭС (океанические тепловые электрические станции). По сути, океан представляет собой неиссякаемый источник энергии, поскольку его поверхность постоянно подогревается солнцем. Разница температур на поверхности и глубине 3-4 км может достигать 20 градусов.

Соответственно глубина может быть разной, поэтому сфера и модуль соединяются гибкой спиралью длиной 15 км. В ней проходят коммуникации, а также могут перемещаться люди. Станция имеет опреснительные установки, а питаться можно той же рыбой.

Когда запуск? В течение 5 лет с какого-то момента ?

Объем инвестиций? 26 млрд. долларов

Какие есть сложности? Идея очень крутая, однако больше походит на произведение Жюля Верна. Тем более технологий, которые позволяет реализовать эту задумку, в ближайшие лет 10-15 ждать не стоит.

7. Гифт, Индия 

Где планируют построить? Провинция Гуджарат

Что за проект? По прогнозам, к 2050 году Индия обгонит Китай по числу жителей, достигнув отметки в 1,7 млрд человек. Уже сейчас она сталкивается с огромными проблемами в плане логистики и инфраструктуры, да и высокая плотность населения способствует росту инфекционных заболеваний.

Поэтому сейчас в Индии идет настоящий строительный бум, призванный решить проблему и распределить проживание более равномерно. Одним из них стал международный финансово-технический центр Гуджарат (Gujarat International Finance Tec) — сокращенно GIFT. Его главная фишка в том, что это будет первый «умный» город. Условно говоря, управление светом, водой и канализацией станет возможным с помощью смартфонов (правда автор полагает, что поиск смартфона для смыва воды в унитазе — это то будущее, которое мы заслужили). Мусор будет собираться при помощи вакуумной системы, а система охлаждения будет централизована.

На площади всего в 15 км2 построят небоскребы на 25 000 умных квартир. Самым заметным из них станет центральная башня высотой около 400 метров.

Главная задача Гифта — стать новым финансовым центром Индии. Например, Международный валютный фонд и ООН планируют открыть свои представительства и поддержать Индию в своем стремлении, Bank of America и IFC уже это сделали.

Когда запуск? 2030 год

Объем инвестиций? 7,5 млрд. долларов

Какие есть сложности? Не замечено. Строительство идет полным ходом — индусы молодцы.

8. Порт-сити, Шри-Ланка 

Где планируют построить? Столица Шри-Ланки, г. Коломбо

Что за проект? С проектом города под водой мы уже знакомы — та еще фантастика. А вот строительство города на поверхности воды — что-то новенькое. Именно так посчитало правительство Шри-Ланки и решило расширить площадь прибрежной зоны столицы. Для этого решили создать искусственную насыпь площадью 269 (!!!) га из песка и специальных смесей.

Чтобы реализовать инициативу обратились к компании China Harbour Engineering Company. Китай инвестировал в первую стадию 1,4 млрд долларов и взял на себя большую часть работ по созданию насыпи. Работы начались в 2014 году и закончились в 2023 году, спустя 9 лет.

Вся новая область тут же была передана Китаю в аренду сроком на 99 лет. Теперь на новом полуострове начнут возводить коммерческие здания, а всю область объявят особой экономической зоной (ОЭЗ) и предоставят налоговые льготы бизнесу. По задумке это способствует привлечению в экономику Шри-Ланки иностранного капитала (разумеется, по большей части китайских компаний).

Когда запуск? 2041 год

Объем инвестиций? 14 млрд. долларов

Какие есть сложности? Китай преследовал далеко идущие цели. Во-первых, получить промежуточный порт в рамках проекта «Один пояс, один путь» и установить прочные экономические связи с развивающимися рынками Индии, Африки и Ближнего Востока. Во-вторых, продемонстрировать всему миру преимущества сотрудничества с Китаем. «Смотрите, что мы создали меньше, чем за 10 лет. Хотите также?».

Все это вызывает озабоченность двух сторон:

  • экологов — мол, нужно изучить воздействие новой насыпи на морскую экосистему. Но как водится, никто их вопли всерьез не воспринял.

  • Индии, потому что усиление влияния Китая в регионе вызывает тревогу. Это уже посерьезнее, потому что Шри-Ланка — ближайший сосед и очень зависит от индийского импорта.

Как скажется передача земли Китаю на отношениях Индии и Шри-Ланки, покажет время. Но пока кажется, что беспокоится не о чем.

9. Телоса, США 

Где планируют построить? Где-то в пустыне между Невадой, Ютой и Аризоной (но это неточно)

Что за проект? Экологичный город-утопия, который задумал создать миллиардер Марк Лор — бывший директор компании Walmart. Концепцию в 2021 году разработала датская компания Bjarke Ingels Group. Весь город будет располагаться на площади 610 км2. В строительстве будут использоваться только экологичные материалы (какие, не уточняется). Передвигаться по городу люди будут, как водится, на велосипедах или электрокарах — никаких дизельных или бензиновых автомобилей. По небу будут летать воздушные такси — так называемые eVTOL (electric vertical take-off and landing).

В центре комплекса будет красоваться огромная башня, которую миллиардер называет «маяком города». Это будет настоящее чудо инженерной мысли: автономность здания будут обеспечивать солнечными панелями на крыше. Там же будут выращиваться растения на принципе аэропоники и храниться вода путем отбора и фильтрации конденсата и осадков (никого не смущает, что действие происходит в пустыне).

Но город не зря называют утопическим. В основе идеи Марка Лора лежит книга Генри Джорджа «Прогресс и бедность», написанная еще в 1879 году. Автор предполагает, что проблема капитализма — в частной собственности. Если бы вся земля в городе управлялась неким фондом, то прибыль от ее сдачи можно было бы направить на социальные нужды: транспорт, медицину и образование. Подробнее с идеей можно ознакомиться здесь.

Когда запуск? 2030 год — 50 тыс. человек, 2070 — 5 млн человек

Объем инвестиций? до 400 млрд. долларов

Какие есть сложности? Есть много вопросов к проекту Лора, который больше напоминает его детские мечты. Во-первых, утопические идеи уже пытались реализовать на большей части земного шара. Но настоящий коммунизм и общество «от каждого по способностям, каждому по потребностям» так никогда и не было построено. Да, речь в проекте Лора идет о модернизированном капитализме. Но по большому счету, утопия и есть утопия — она либо не жизнеспособна, либо ее просто не дадут реализовать.

Во-вторых, все это просто проблематично реализовать. Кто захочет вложить 400 млрд в такой амбициозный проект? Допустим, лет через 50-70 может быть. Но чтобы в 2030 году в городе уже жили 50 тыс. человек? Кстати, счастливчиков будут выбирать в лотерее. Главное, чтобы они знали про участие в ней.

10. Город Илона Маска, США 

Где планируют построить? В 56 км от г. Остин, штат Техас

Что за проект? Информацией поделилась только газета Wall Street Journal, и новость растиражировали другие СМИ. Насколько оригинальному сообщению WSJ можно доверять, пока неясно. Но по слухам Маск планирует построить город для сотрудников его компаний SpaceX, Tesla и Boring Company и сдавать жилье с хорошими скидками (порядка 800$ в месяц). Рядом как раз располагаются крупные объекты Space X и Boring Company — это даст возможность сотрудникам быстрее добираться до работы.

Строительство планируется на земле площадью 14 км2, которую Маск скупал в течение нескольких лет.

Когда запуск? Неизвестно.

Объем инвестиций? Неизвестно.

Какие есть сложности? Неизвестно. Но зная господина Маска, сложности он себе придумает даже одним твитом.

Делитесь в комментариях, в каком из этих городов вы хотели бы жить в будущем? Либо предложите свой вариант.

Комментарии (2)


  1. urvanov
    05.04.2024 07:43


  1. gres_84
    05.04.2024 07:43

    Индия обогнала Китай по населению еще в конце 2022 года.