В этой статье я хочу поделиться со своим видением формата объёмного звука, за которым по моему мнению будущее.
Откуда взялся термин 3DStereo
Все мы уже привыкли к словосочетанию бинауральный звук. Но по моему мнению, его необходимо преобразовать в более правильную форму - бинауральное восприятие звуков человеком, так создаётся более чёткое представление. Любой звук, который мы слышим в природе, для нас является бинауральным.
Так же нам хорошо известны форматы объёмного звука на базе системы динамиков, размещённых вокруг слушателя. Это DolbyDigital, Dolby Atmos, DTS X и подобные им. Эффект объёма достигается за счёт того же бинаурального восприятия и широко применяется в системах кинотеатров.
Дальнейшим развитием стало сведение каналов объёмного звука в 3D Stereo, посредством модели HRTF или передаточной функции головы. Приобрело популярность прослушивание многоканального контента в объёме через наушники, без приобретения дорогостоящей системы ДК.
Стал появлятся контент 3D уже в виде готовой стерео дорожки в кино, музыке и в видеоиграх. Так называемый бинауральный звук.
В итоге, необходимым и достаточным условием для воспроизведения 3D звука стал стерео формат или 3DStereo с использованием свойств бинаурального восприятия человеком.
Воспроизведение 3DStereo с внешней АС.
Как уже писал ранее в статье, для получения эффекта объёма с внешней АС необходима стереопара, состоящая из мониторов и расположенная под прямыми к слушателю углами, а также по высоте таким образом, чтобы твиттеры были на уровне уха. Чем обусловлено такое расположение ?
Стоит уходить от общепринятой ассоциации расположения колонок в соответствии с панорамой. Мониторы необходимо воспринимать не как источники звука, а как проекторы 3DStereo голограммы. И наилучшим углом для восприятия спектра частот, в соответствии с графиками исследований HRTF, является прямой. Ровно также, как мы располагаем видео мониторы под прямым углом перед глазами, для передачи изображения без искажений.
Нет никакого смысла располагать мониторы спереди, сзади или сверху если там наша панорама, она будет ровно в том месте, где её задаст звукорежиссёр. Наверняка уже существуют инструменты в звуковых редакторах, позволяющие разместить части звуковой дорожки в конкретном месте звукового пространства.
Воспроизведение 3D в наушниках
Вообще, любая стереозапись сведённая при помощи мониторов уже является 3DStereo, с той лишь разницей, что панорама задана спереди, а не вокруг.
Но если при прослушивании со стереопары из мониторов у нас задействован бинауральный слуховой аппарат в полной мере, то в наушниках звук слышится внутри головы. Это связано с отсутствием перекрёстных связей из-за разделения правого и левого каналов. Думаю эту проблему легко исправить при помощи программной прослойки и алгоритмов для DSP и такая функция неизбежно появится (если уже не появилась) и будет повсеместно использоваться в виде режима наушников.
Статья получилась довольно краткой, в то же время с плотной информацией, требующей время на осмысление. Надеюсь, было интересно.