Продолжение первой статьи, в котором я хочу рассказать о звукозаписи с гарнитуры при помощи полевого рекордера Zoom F3.

Конструктив

Немного об изменениях в конструкции.

В качестве микрофонов были использованы электретные капсюли WM-61 компании Panasonic. Пожалуй, один из наилучших вариантов для качественной звукозаписи при небольших размерах.

Корпуса гарнитуры я сделал из пластика. В качестве виброразвязки, поместил микрофонные капсюли в силиконовые прокладки толщиной 2 мм твёрдостью 10 Шор А.

микрофон в силиконовой оболочке
микрофон в силиконовой оболочке

Снаружи добавил ветровую защиту из тонкого слоя фетра 1 мм, которая практически не оказывает влияния на ВЧ и способна предотвратить «задувание» микрофонов при слабом ветре.

Излучатели всё те же Knowles SR-32453-000, при своих малых габаритах способные обеспечить весьма качественную звукопередачу. А малая энергия обратной фазы не оказывает никакого влияния на микрофон, несмотря на очень близкое расположение внутри корпуса.

стереогарнитура
стереогарнитура

Провода не стал экранировать, в домашних условиях это достаточно сложная задача, однако стоит отметить, что даже без экрана посторонних шумов я не услышал (и не увидел), если только не подводить провод в упор к смартфону или проводам под напряжением. Сами провода покрыты силиконовой оболочкой толщиной 1 мм для предотвращения передачи трения от одежды к микрофонам.

Для подключения гарнитуры к рекордеру выбраны 2 разъёма TRS, mini stereojack 3.5". Первый выводит звук к излучателям, второй - от микрофонов к рекордеру. Для удобства подключения, один из разъёмов угловой.

В качестве рекордера выбрал модель F3 от компании Zoom.

Стоит отметить его способность записывать звук с высоким разрешением 32/192 и в превосходном качестве. А два преобразователя для тихих и громких звуков дают возможность записывать звук в высоком динамическом диапазоне без клиппинга.

У рекордера Zoom F3 (и не только) предусмотрено подключение микрофонов только через XLR разъёмы, поэтому я сделал переходник 2 XLR - TRS minijack 3.5".

переходник 2 XLR - TRS minijack 3.5"
переходник 2 XLR - TRS minijack 3.5"

Фантомное питание от рекордера ZoomF3 поступает в двух вариантах, 24 и 48В. По началу я размещал небольшие схемки для понижения напряжения, но как выяснилось позже, электретный капсюль может вполне работать и от 24В. Поэтому все схемы убрал (возможно это вредит схемотехнике рекордера, но никаких проблем пока не возникло), оставив замкнутыми 1 и 3 контакты.

Сам рекордер разместил на груди при помощи ремня, что оказалось вполне удобным как для ношения, так и быстрого доступа для управления.

Для съёмок в полевых условиях или в движении добавил ветрозащиту в виде меховых наушников.

посадка гарнитуры
посадка гарнитуры

Для надёжной фиксации, используется заушное крепление, армированное стальной проволокой Ø0.5 мм, которое можно подогнуть по форме уха. Сама гарнитура полностью погружена в слуховой проход таким образом, что микрофон находится на плоскости входа. Что обеспечивает полноценную дифракцию звуковых волн о геометрию уха, давая весьма качественную пространственную бинауральную локализацию.

Как уже видно на фото выше, запись звука я совмещаю с видеосъёмкой при помощи экшн камеры GoPro. При просмотре такого контента, создаётся эффект присутствия от первого лица. Использование же стерео камеры, даст полноценный VR, чем и планирую заняться в будущем.

походный комплект
походный комплект

Весь комплект для съёмки занимает немного места и свободно размещается в рюкзаке. В состав входят: экшн камера, рекордер с модулем bluetooth, модуль ДУ камерой, аккумуляторы, переходник 2 XLR-TRS mini jack 3.5, гарнитура, меховые наушники и ремень.

Звукозапись

При записи я пользовался мобильным приложением Zoom F3 Control, что оказалось весьма удобным.

F3 Control
F3 Control

Для мониторинга громкости записи служит шкала wavescope, по которой лекго отследить её уровень, чтобы предотвратить перегрузку. Я также использовал цифровую шкалу уровня выходного сигнала dBFS, устанавливая множитель усиления таким образом, чтобы пиковые значения не превышали 0 dBFS. Пусть лучше запись будет немного тише, 32 битное квантование позволяет без потери качества довести уровень громкости до требуемого стандарта, например -16 LUFS.

Вообще, мастеринг бинауральной записи мало чем отличается от обычного стерео. Можно применять практически все инструменты по нормализации, эквализации, компрессии и т.д. Главное правило - сохранять соотношение АЧХ и ФЧХ между правым и левым каналом.

Также можно применять монтаж (маленький пример совмещения бинауральной фонограммы с моно), объединяя различные бинауральные записи в один трэк. Поле для творчества весьма широко.

Ну и на последок, моё первое видео, снятое при помощи предложенной гарнитуры. При мастеринге не пользовался компрессией, применил только небольшое сглаживание участков с пиковой громкостью.

Надеюсь, Вам понравится.

Комментарии (4)


  1. WebaudioOnline
    24.05.2024 20:59

    Сколько микрофонов использовали для записи в видео?


    1. 3DSound Автор
      24.05.2024 20:59

      В модели стереогарнитуры установлено 2 микрофона в области входа в слуховой проход, что обеспечивает качественную бинауральную звукозапись.


      1. WebaudioOnline
        24.05.2024 20:59

        Если добавить ещё 1-2 микрофона спереди ближе к центру? Звук будет наверно равномернее распределятья в записи.


        1. 3DSound Автор
          24.05.2024 20:59

          Не эксперементировал, но думаю это избыточно.