Культура напоминает воздух — он везде, но невидим, и сложно сходу понять, как им управлять (не будем считать управлением хаотичные размахивания руками в попытках поднять ветер). 

При всём этом вы сразу ч у в с т в у е т е, если воздух в помещении тяжелый и странно пахнет. Так же и с корп.культурой — не надо быть особенным её теоретиком, чтобы понять, что компания идёт куда-то в преисподнюю и из неё пора делать ноги.

Что делать, если именно вы отвечаете за культуру компании и призваны её формировать? Допустим, нелёгкая занесла вас поработать в HR, команду бренда работодателя, свежесозданный отдел внутрикома. А может, вы не имеете отношения к HR и вам просто не всё равно — очень хочется сохранить и преумножить всё то, из‑за чего вам приятно приходить на работу. С чего начать, если культура — она вообще про всё?

Меня зовут Катя Лебедева, я разбираюсь с корп. культурой, внутрикомом и брендом работодателя в IT‑компаниях уже 8 лет: была директором по культуре ВКонтакте, сейчас я работаю в команде культуры и внутрикома всего Яндекса и временами консультирую небольшие стартапы.

Так что уж я‑то с полным знанием дела могу вам ответить на вопрос из заголовка: с чего начать работать с культурой компании и внутрикомом. Вот вам мой ответ: никто точно не знает, единого рецепта нет. Давайте разбираться вместе.

С какой стороны взяться? 

Когда два с лишним года назад я пришла заниматься культурой Яндекса, мы с командой оказались как раз в такой ситуации: компания огромная и очень разнородная, задач разного масштаба сотни, мнений, в какую сторону бежать — ещё больше. Как побороть эту энтропию и начать со всей этой массой работать, было не очень понятно. Но очень интересно.

В итоге мы выработали подход, который сейчас, после обкатки на практике, кажется мне а) рабочим, б) масштабируемым и кастомизируемым на другие компании. Хочу им поделиться.

Шаг 1: формулируем, чем мы вообще занимаемся 

Начнем с попытки сформулировать сверхзадачу или миссию нас — людей, которые отвечают за культуру компании.

У нас в команде сверхзадача получилась такой: воспроизводство и эволюция культуры компании.

  • Воспроизводство — это значит, что все самые хорошие черты, делающие компанию успешной все эти годы, должны передаваться новым поколениям сотрудников.

  • Эволюция — это значит, что культура не может быть статичной, в конечном счёте она должна помогать компании достигать бизнес‑целей в условиях постоянно меняющейся среды.

Шаг 2: определяем факторы, которые влияют на воспроизводство и эволюцию культуры компании

Итак, мы определились в общих чертах, чем занимаемся. Теперь пора понять, какие группы вводных нам нужно будет проанализировать и учесть, чтобы достичь своих целей.

С моей точки зрения, таких вводных всего 4, причем одна из них не меняется от компании к компании.

Фундаментальные задачи

Это те задачи, которые должен решать каждый менеджер по культуре и внутрикому просто по определению, независимо от того, в какой компании он/она работают.

Кажется, можно сформулировать эти задачи так: увеличивать ядро и долю вовлеченных сотрудников.

Когда-нибудь после можно будет посчитать, какая доля сотрудников находится в той или иной группе в вашей компании, выстроить воронку, по которой они перетекают из одного сегмента в другой, и добавить промежуточные стадии. Но для начала и этих трёх разрезов вполне достаточно.

Специфика вашей компании

Тут задача — описать текущую точку, в которой ваша компания находится. Чем она специфична?

  • Быть может, компания сейчас на стадии активного масштабирования и перешагнула очередной рубеж по количеству сотрудников, так что прежние процессы уже не работают?

  • Или компания активно идет в межнар, и нам предстоит работать на разных языках с аудиторией в нескольких локациях?

  • Или компания недавно поглотила другую, поменьше, и теперь у вас на руках две конкурирующие культуры, которые предстоит объединить в одну?

  • У вас в основном офисная среда или много удалёнки?

  • Что и как у вас «исторически сложилось»? С каким культурным легаси предстоит работать?

Например, для Яндекса мы описывали такие факторы:

  • очень большая аудитория (>25 000 человек);

  • аудитория неоднородная, есть десяток разных портретов потребления контента;

  • исторически много опоры на UGC;

  • много разных бизнесов в одном, вследствие чего сотрудники живут в локальных информационных пузырях → большая конкуренция за внимание аудитории.

Исходя из этих факторов, мы выводили собственные фокусы:

  • формирование общей повестки (делаем пересечения между пузырями);

  • работаем как внешняя медиасистема;

  • большие охваты;

  • упор на комьюнити.

Запрос от бизнеса

Здесь всё относительно просто — нужно разузнать, кто является вашими главными интересантами и стейкхолдерами, поставить каждому встречу и, что называется, «снять запрос».

По‑человечески — просто поинтересоваться у каждого из стейкхолдеров, чего они ждут от функции культуры и внутрикома, какие главные вызовы в этих областях видят, какие насущные проблемы вы можете помочь решить и что они будут считать успехом.

Артикулированные потребности сотрудников

В зависимости от размера вашей компании — действуем либо через точечные интервью, либо через более масштабные опросы аудитории: используем качественные, а после количественные методы.

На выходе у вас должна сложиться картинка самых ярких болей и запросов сотрудников.

Например, в начале моей работы в Яндексе топ запросов был таким:

  • Разделение информационных потоков

  • Персонализация информации

  • Более вовлекающие форматы

  • Возможность живого общения

Шаг 3: Собираем всё вместе

После того как вы достаточно глубоко погрузитесь в каждый из этих блоков, в вашей голове начнёт складываться системная картинка — сначала очень размыто проступят общие очертания, а потом всё чётче и чётче. Всё по методу прогрессивного джипега как объяснял Артемий Лебедев.

В итоге у вас на руках окажется понятная рабочая карта, которая соответствует реальности и целям бизнеса и отвечает на вопросы, что и почему мы делаем:

  1. Вы понимаете вашу большую цель и миссию.

  2. Вы выяснили, какие специфические особенности есть в вашей компании.

  3. Знаете, что ждет от вас бизнес.

  4. Понимаете, что ждут от вас сотрудники.

Эту карту можно будет докручивать до бесконечности: будут меняться запросы бизнеса, ваше понимание специфики компании и потребностей аудитории. В какой‑то момент вы сможете добавить к ней важный аналитический слой и больше опираться на цифры.

 Но это будет уже потом.


Надеюсь, что мой подход поможет коллегам в начале пути. Уверена, что можно создать более крутую систему — в своём Телеграм-канале я буду докручивать и делиться, что удалось придумать и накопать интересного по пути.

Буду рада комментариям, вопросам и идеям, как подступиться к этой задаче получше — да и просто всем, кто неравнодушен к построению крутых корпоративных культур и внутрикому.

Комментарии (6)


  1. tmplts
    22.05.2024 19:07

    Окей, объясните, чем в вашем понимании отличается "культура" от "принятых в компании лучших практик"? Культура - не только праксис, она и про ценности, которые в той или иной мере разделяют сотрудники. Которые тоже меняются и помогают (или, кстати, мешают) бизнес-целям. Или всё это чепуха, культура монолитна, управляема, прямо пропорциональна бизнес-целям?


    1. KateSwans Автор
      22.05.2024 19:07
      +1

      Культура в моем понимании шире чем «принятые в компании лучшие практики». Как минимум потому, что культура охватывает не только «лучшие», но и «худшие» практики — т.е. она вообще про то, как в этой компании «принято».

      Мне нравится такое понимание: культура складывается из
      - того, что декларируется (всякие списки с миссией и ценностями, коммуникации во внутренних медиа — короче, то что на словах);
      - того, как люди ведут себя на самом деле, поведения (на это сильно влияет поведение лидеров, которые устанавливают определенные правила игры и стандарты);
      - того, как задизайнены процессы (например, компания декларирует, какая она гибкая, а ты пытаешься отпуск оформить и тебя закидывают бюрократическими бумажками)
      - того, как организована физическая среда (офисы)
      - того, как организована digital-среда (внутренние сервисы и инструменты, Интранет и проч).
      - мифологии, мемов и прочих легенд.

      Ну и когда смотришь на этот список, можно сказать, что культура частично управляема. Ты не можешь за секунду ее развернуть на 180 она очень инерционна и зависит от кучи факторов. Но можно подруливать и в долгосроке направлять ее в определенную сторону — но для этого нужна поддержка лидеров компании, возможность влиять на дизайн орг. процессов и очень хорошие коммуникативные способности.


      1. tmplts
        22.05.2024 19:07

        Вы делаете акцент на вербализованную ("артикулированную") культуру. Это культура "верхов" и "для верхов", и если опираться только на нее, то и представление ваше будет сильно искажено. По сути, до объемного взгляда на культуру компании вы и не доберетесь, а будете в пузыре того, как эту культуру транслируют пиарщики. Да, вы пишете про то, "как люди ведут себя на самом деле", но даже тут делаете оговорку про поведение лидеров, - оно влияет, но не полностью определяет.

        Вашему подходу, как мне показалось, не хватает полевых исследований. Всё, что я прочитал в статье, - это "кабинетный" подход, основанный на артикулированных артефактах. В которых вы увидите не собственно культуру, а одну из ее граней, что-то вроде официальной версии. Опираясь на которую, вы и собираетесь влиять дальше. Но без наблюдений, без вживаний (причем в разные группы - субкультуры, они ведь тоже есть в корпоративной культуре), без "полевой практики", все, что таким образом сделано, останется "на бумаге". По сути, вы написали не как действительно управлять культурой / субкультурами, а как менять образ корпоративной культуры в глазах сотрудников и внешней аудитории. То есть, такой "культурный пиар".


        1. KateSwans Автор
          22.05.2024 19:07

          Целью этой статьи и не было добраться до объёмного взгляда на культуру — цель состояла в том, чтобы сделать первый черновой набросок плана — с чего вообще начать. Этот набросок потом можно докручивать: добавлять какие угодно исследования разных целевых групп, изучение практики и т.д.

          А ещё надо брать в расчёт масштабы компании — я эту штуку вертела для Яндекса, там 25+К человек. Ты на таких масштабах не будешь начинать с погружение в изучение локальных субкультур — иначе ты застрянешь там на годы. Для начала тебе нужна некая «общая температура по больнице», разрез всей компании, с адекватным погружением уровень Бизнес группы / крупных команд. С этим уже вполне можно работать, отдельные ца ты можешь доисследовать точечно. Изучать вообще всё микродвижения нет необходимости.

          В небольших компаниях ты ясное дело гораздо глубже можешь погрузиться — было бы желание.

          Да, и еще важная деталь: под лидерами я имею в виду не столько топ-менеджмент, сколько лидеров вообще, в том числе и неформальных, имеющих серьезное влияние на конкретные группы и как раз таки хорошо представляющих ситуацию «в полях».


  1. ozzyBLR
    22.05.2024 19:07

    Вроде мысли правильные, но порядок шагов немного смутил. Сначала формулируем, чем занимаемся и определяем какие-то факторы - и только потом общаемся с номинальными заказчиками? А на каком шаге мы впринципе выводим и кристализируем что есть корпоративная культура в этой конкретной компании?


    1. KateSwans Автор
      22.05.2024 19:07
      +1

      Ко многим стейкхолдерам лучше приходить предварительно сделав свою домашнюю работу, а не с чистым листом. Вижу это так: показываешь им свои наработки, они помогают докрутить / критикуют / дополняют. Так работа идёт быстрее.

      Ну и в целом это итерационный процесс, ты эти шаги по кругу будешь так или иначе проходить и уточнять инфу.

      Что касается описания «что есть культура в этой компании», формализация ценностей и т.д. — это тема для отдельного большого рассказа.