Всем привет! Меня зовут Лена, я — наставник в департаменте тестирования и обеспечения качества ITFB Group. Хотела бы сегодня поднять вопрос развития сотрудников, какие могут быть в этом плюсы, а также рассказать о том, как организованы данные процессы у нас. Кому интересна тема карьерного роста, добро пожаловать под кат!

Для чего нужно заниматься развитием

Развитие играет важную роль не только для сотрудников, но и для успешного функционирования компании. И вот почему:

  1. Оно способствует улучшению профессиональных навыков и знаний, что в конечном итоге приводит к повышению производительности труда.

  2. Оно удерживает ценных специалистов в компании, так как они видят перспективы для роста и развития внутри организации.

  3. Оно помогает формированию лояльности к компании, что, в свою очередь, уменьшает текучку кадров и экономит ресурсы на постоянном поиске и обучении.

  4. Предоставление возможности учиться и развиваться помогает оставаться сотрудникам мотивированными и заинтересованными в своей работе.

У нас в ITFB Group развитие сотрудника начинается с первого дня. В первый рабочий день новичок знакомится со своим наставником, который сопровождает его не только во время прохождения испытательного срока, но и на протяжении всего его карьерного пути. Наставник помогает сориентироваться в различных процессах, отвечает на возникающие вопросы, поддерживает на этапе погружения в проект. После прохождения испытательного срока сотрудник вместе с наставником смотрят roadmap, заполняют матрицу компетенций и ставят цели по развитию на год (или на полгода, если подопечный находится в начале своего профессионального пути и пока является джуном), формируя индивидуальный план развития (ИПР).

Roadmap, матрица компетенций, ИПР… Звучит изначально абстрактно, непонятно, как с этим работать. Поэтому предлагаю разобраться в терминах и в том, как они работают.

Roadmap

Roadmap (карьерная линейка / дорожная карта развития) — это набор грейдов, присваиваемых сотрудникам по достижении определенного уровня компетенций и пользы для компании. Каждый грейд подкреплен описанием и уровнем компетенций, то есть для каждой должности существует инструкция с описанием трудовых функций и действий.

Какие могут быть плюсы от roadmap? Для компании она нужна для того, чтобы можно было материально и нематериально мотивировать сотрудника, контролировать и прогнозировать ФОТ, описывать требования к каждой должности, а руководители других команд могут получить общее представление о возможностях сотрудника. При этом сотрудник будет понимать требования, которые предъявляются на определенной должности и что ему нужно сделать для того, чтобы перейти на новую ступень, сможет решать более сложные и интересные задачи, а также повысит свои навыки с учетом планов на развитие.

Пример roadmap:

Что будет без roadmap?

  • Отсутствие прозрачности и адекватной оценки скилов сотрудника.

  • У сотрудника может возникнуть ощущение, что он топчется на месте.

  • Нет понимания, какие функции входят в обязанности текущей или следующей должности.

С roadmap разобрались. Давайте теперь обратимся к матрице компетенций.

Матрица компетенций

Матрица компетенций — это документ, который включает перечень навыков, необходимых сотруднику для успешного выполнения работы на той или иной должности, а также методику их оценки.

По сути, это профили специалистов в разрезе грейдов в рамках того или иного направления. Например, у нас в департаменте тестирования и обеспечения качества используются матрицы компетенций для ручных и фулстек-тестировщиков, для автоматизаторов на Java и на Python.

Заполнив матрицу компетенций, легко определить:

  1. к какому грейду по навыкам относится специалист в текущий момент,

  2. каких навыков не хватает для перехода на следующий грейд,

  3. цели развития — из выводов по первым двум пунктам.

Каждый навык оценивается в баллах и имеет рекомендации по определению оценки. Сама матрица состоит из нескольких блоков, отражающих определенный набор навыков (например, работа с артефактами, технические компетенции, навыки управления процессами, soft skills и т. д.).

Вот несколько основных причин, почему матрица компетенций так важна для компании и самих сотрудников:

  1. Помогает более объективно оценить уровень знаний и навыков специалистов в различных областях. Это позволяет определить сильные и слабые стороны каждого сотрудника и формировать планы развития.

  2. На ее основе разрабатываются индивидуальные планы развития. Благодаря этому можно развивать необходимые навыки, чтобы соответствовать требованиям компании и достигать поставленных целей.

  3. Компания и сотрудник лучше понимают требования к каждой должности и необходимые квалификации для продвижения по карьерной лестнице.

  4. Можно отслеживать прогресс каждого сотрудника по соответствующим компетенциям и определять, насколько эффективными были проведенные обучающие мероприятия.

  5. Матрица помогает лучше управлять талантами сотрудников и выделять перспективных для дальнейшего роста и развития

Индивидуальный план развития (ИПР)

Заполнив матрицу компетенций, сотрудник и наставник формируют список целей по развитию, из которых складывается ИПР.

Как это происходит:

  1. Сотрудник и наставник заполняют матрицу компетенций.

  2. Смотрят вместе roadmap, определяют текущую ступень и к чему они стремятся.

  3. Формируют список целей по результатам оценки компетенций, необходимых для перехода на следующую ступень.

  4. Для каждой выделенной цели определяют способ достижения, критерии оценки и сроки.

Пример заполненного ИПР:

Такой подход позволяет добиться прозрачности процессов, сформировать понимание с двух сторон, как будет развиваться сотрудник. Это важно для специалистов любого уровня.

Стажировки для начинающих, практикумы для продолжающих

Для достижения целей по развитию и прокачки hard skills мы используем внутренние учебные стенды-песочницы, которые позволяют познакомиться с нужными инструментами, выполнив учебные задачи на практике. Если подходящего внутреннего учебного курса или практикума нет, подбираем внешний курс.

Помимо «точечных» практикумов для подтягивания отдельных навыков, у нас в департаменте есть комплексные программы стажировок по различным направлениям, благодаря которым мы готовим заинтересованных в развитии ребят «с нуля» до полноценных джунов в выбранном направлении. Лучших стажеров мы берем к себе в штат, и ребята очень быстро движутся вперед по профессиональной лестнице.

Формат наших стажировок разный и зависит от направления (это может быть очное обучение, смешанный подход или полностью удаленный).

Став частью нашей команды, ребята вливаются в основные процессы, за ними закрепляются наставники, и они всегда знают, в какую сторону двигаться и какие у них сейчас цели по развитию, а также — как данные цели повлияют на их продвижение по roadmap.

Буду рада, если вы поделитесь своими подходами и идеями.

Елена, ведущий специалист по тестированию ITFB Group

Комментарии (5)


  1. Apv__013
    29.05.2024 10:08
    +9

    Бедные сотрудники, когда они обязанности свои успевают выполнять то.


    1. ck80
      29.05.2024 10:08

      В грамотно построенном отделе сотрудники 30% времени свободны, чтобы в случае аврала задействовать эти свободные ресурсы и не устроить коллапс в работе.


      1. IvanSTV
        29.05.2024 10:08

        именно. Я когда в 1992 году пришел в НИИ учиться (в рамках УПК), не мог понять, почему инженеры так много времени ничего не делают - чаи гоняют, кроссворды разгадывают, книги читают на работе, женщины вяжут. Понял только тогда, когда на отдел упал срочный расчет - быстро были задействованы все сотрудники, за один день и одну ночь (ночью "большая машина" обсчитывала, к утру вылезли распечатки из принтера) все было готово. Пару дней писали отчетность, закрывали наряды, а потом опять - кто чем занимается. В НИОКР были задействованы избыточные ресурсы, у меня отец, например, гордился, что у них отдел ни разу плановых сроков по прочностным расчетам не сорвал, и все расчеты были выполнены качественно - аварий из-за них не было аж с 1978 года.


  1. Batalmv
    29.05.2024 10:08
    +4

    По опыту это все выглядит как трешак и головняк, который никому не нужен.

    Поясню. Ты пришел в компанию и начала работать. Т.е. ты делаешь что-то полезное и развиваешься одновременно. Дальше происходит следующее. Ты растет как спец и растет твоя стоимость на рынке. Если компания вовремя это увидела, тебе могут подкинуть денег (что хорошо), или дать новую лычку (что на самом деле практически не имеет большого смысла, кроме ситуаици когда есть грейды по ЗП). Либо ты прогосовал ногами и пошел в другую компанию.

    Теперь в случае этой "методологии". Тебе в нагрузку дали еще сикоко-то личных задач. Ну ОК, допустим. Хорошо если ты реально может трекать время на эти задачи, и еще лучше - если это реальный трекинг. Иначе это просто доп. нагрузка помимо основной работы. Иногда может быть конфликт между задачей по проекту (где компания заработает денег) и личной задачей, для которой поджимает дедлайн. Т.е. проблема на ровном месте и как правило, решается личным временем сотрудника.

    Дальше интереснее. Может быть сотрудник А и сотрудник Б. Первый работает, ценный спец и такое, но на личные задачи по этой "методологии" нет времени. Ну он же реально ценный. Второй работает "на отвали", но зато свое не упустит и максимально себя промоутит по "методологии". Если компания промоутнет второго - у нее большие проблемы :)

    ---------------------------------

    По личному опыту.

    В какой-то жизненный момент (а дело было где-то через 6 месяцев после прихода на работу) в подразделении возникла перестановка вверх и освободилось место нач. отдела. Начали кого-то искать, я на это посмотрел и просто пришел и спросил "а чего вы тут ищете кого-то со стороны, когда есть я?". На меня посмотрели, дали испыталельную задачу на проекте, которую я закрыл и через месяца 4 стал нач. отдела. Все. Организация было большая, все это было, но в реале - хочешь идти вверх, иди и все :)

    Также надо понимать, что в жизни было много повышений, ЗП, статуса - но НИ РАЗУ в результате таких методологий. Это чисто нагрузка, которую придумывает HR чтобі показать свою нужность и занять людей дурной работой.

    Также, к примеру, ну написал я себе развитие компетенций. Что дальше? Намного эффективнее дать бюджет на развитие и отправить сотрудников на курсы. Причем сотрудники и их непосредственные руководители куда быстрее смогут решить, куда стоит отправиться

    Также весело бывает, когда пишешь цели на год, а потом, так как расклад поменялся просто заменяешь их на то, что по факту вышло. Ну к примеру, планировал одно, а тебя закинули на проект, где надо совсем другое. И кому нужен это план? А если есть бюджет - взял и пробил себе поездку куда реально надо

    -------------------------

    Но понятно, что HR бесконечно далек от народа и просто придумывает геморой всем остальным, чтобы показать свою нужность


    1. Pryanik71
      29.05.2024 10:08

      Матрица компетенций может хорошо подсветить, кто в отделе что знает и где есть узкие места. И дополнительно можно сократить бас-фактор, если развивать эти узкие места у нескольких человек.
      Так что это скорее не для самого работника, а для компании ценность.