В ближайшее время пользователи в России столкнутся с окончательной невозможностью использовать популярный корпоративный мессенджер Slack. Представители сервиса анонсировали полную блокировку всех аккаунтов российских пользователей из-за вступления в силу новых масштабных американских санкций. 

Slack, один из наиболее известных и широко используемых корпоративных мессенджеров в мире, вынужден подчиниться инициативе США, несмотря на возможные негативные последствия для своей российской аудитории. При этом даже использование VPN не может гарантировать обход блокировки.

Закажите виртуальный или выделенный сервер с предустановленным корпоративным мессенджером Rocket.Chat! Вы можете выбрать сервер в дата-центре в России или в дата-центрах в Европе, США или Турции. Оплата в рублях по счету от российской компании.

Выделенный сервер
Виртуальный сервер

Альтернативы Slack

Хотя еще в 2022 году Slack заблокировал корпоративные аккаунты российских компаний, отдельных пользователей в юрисдикции РФ это не коснулось. Теперь же в ультимативной форме российским пользователям дается 30 дней на поиск альтернатив.

Основным конкурентом Slack на рынке корпоративных мессенджеров является также американский сервис — Microsoft Teams. Однако Microsoft приняла решение об ограничении доступа россиян к своим облачным сервисам еще весной этого года, и те российские компании, которым доступ по итогу не ограничили, явно будут отключены из-за новых санкций. Позиция Microsoft по поводу физлиц пока непонятна.

В мире открытого кода альтернативой Slack считаются Mattermost и Rocket.Chat. Мы в HOSTKEY используем последний уже несколько лет. Вот его плюсы:

  1. Открытый исходный код. Community-версия хотя и имеет некоторые ограничения, но распространяется свободно, в том числе и для коммерческого использования. Чтобы перейти на эту версию вам нужно будет или согласиться с установкой Pro версии, а потом в настройках отказаться от нее сначала в пользу Starter версии, а затем в пользу свободной или воспользоваться "хаком" с заданием переменных и обходом регистрации в облаке Rocket Chat.

  2. Установка на собственные сервера или облачный хостинг.

  3. Безопасность и конфиденциальность, в том числе двухфакторная аутентификация, сквозное шифрование и соблюдение стандарта ISO-27001.

  4. Функции команды, которые предлагают множество возможностей для корпоративной работы: создание отдельных каналов для проектов или тематических обсуждений и возможность назначать разные роли и права доступа к информации.

  5. Настраиваемые рабочие статусы: пользователи могут устанавливать статусы и профили, делая более точным понимание, насколько они сейчас доступны для коммуникации.

  6. Интеграции с другими приложениями, предлагающая широкий выбор подключения к сервисам и платформам для улучшения функциональности и производительности.

  7. Возможность хранения данных на сервере хостинга или в стороннем хранилище по выбору пользователя. 

  8. Поддержка веб-версии и мобильных приложений, позволяющая использовать Rocket.Chat не только из приложения на своих компьютерах, но и через браузер или с помощью мобильных приложений для iOS и Android.

  9. Гибкое планирование и распределение ресурсов, которое позволяет эффективно управлять чат-комнатами, в том числе возможность создания и назначения комнат по разным темам или проектам.

  10. Инструменты для управления сообществом и модерирования контента, что помогает обеспечить безопасность и здоровую атмосферу в чат-комнатах.

  11. Встроенные функции видеоконференций и аудиозвонков, поддержка множества языков и мультимедийных сообщений.

Однако стоит понимать, что Rocket.Chat все же не является полной заменой Slack. При переходе на эту платформу важно учесть следующие аспекты:

  1. Бесплатная версия Rocket.Chat имеет некоторые ограничения по сравнению с платной, например уведомления, привязанные к EOL версий ПО.

  2. Slack имеет более «отполированный», интуитивно понятный интерфейс, который считается более удобным для пользователей, особенно для тех, кто не обладает техническими навыками.

  3. Slack поддерживает более 2000 приложений и интеграций, что значительно больше по сравнению с Rocket.Chat.

  4. В Rocket.Chat нет Workflow Builder и Canvas, а другие функции реализованы иначе или с помощью сторонних плагинов.

Rocket.Chat на собственном сервере

Использовать Rocket.Chat в облачном SaaS-варианте также не будет хорошим вариантом, так как потенциально он может быть заблокирован в рамках санкций, поэтому стоит рассмотреть развертывание сервиса или на собственном железе, или на мощностях хостинга серверов. Мы в компании предоставляем возможность развертывания Rocket.Chat через наш магазин приложений, когда вы сразу получаете установленный, готовый к работе сервис, и вам нужно только донастроить его «под себя».

Поскольку Rocket.Chat — ПО с открытым исходным кодом, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. Не нужно с нуля настраивать каналы и пользователей в Rocket.Chat. Есть возможность (с некоторыми ограничениями) перенести всё из Slack. Подробнее о миграции можно прочитать в официальной документации.

  2. Облачный сервис, как и виртуальные сервера, не просто продвинутые технологии, а способ экономии для всех сторон. Это также помогает снизить расходы для поставщика услуг. Необходимо иметь резервные копии данных и всей информации.

  3. У Rocket.Chat база сообщений и каналов может «распухнуть» до такой степени из-за пересылки файлов или аудио- и видеоконтента, что «съест» все ресурсы сервера, в первую очередь оперативную память. Поэтому мы рекомендуем хранить сообщения на специализированном сервере хранения данных (NAS, S3 и т. п.), как и бэкапы.

  4. Хотя сам Rocket.Chat бесплатен, работа уведомлений, как уже было упомянуто ранее, идет через зарубежные сервера разработчиков и требует постоянного обновления серверной и клиентской части. Стоит быть готовыми, что из-за санкций уведомления в мобильных клиентах могут перестать работать. Но это можно обойти, например через Telegram-бота, написав примерно 100 строк кода.

  5. Интеграция сторонних приложений может быть критична к GeoIP, но возможность арендовать VPS/VDS в любой из стран размещения наших серверов (не только в РФ) решает вопросы с ограничениями по использованию внешних сервисов (и работу плагинов с ними) и помогает российским клиентам обойти блокировку. Сервер ваш, и вы сами решаете, кому предоставлять доступ. И никто не мешает вам добавить поддержку нужного функционала самостоятельно.

  6. Задачи по настройке, обновлению и поддержке работоспособности Rocket.Chat вам придется выполнять самостоятельно, углубившись в документацию разработчика. Или оплачивать внешнее администрирование. С другой стороны, вы не зависите от причуд SaaS-провайдера и получаете контролируемую и настроенную именно под вас платформу с предсказуемым поведением. А сам процесс обновления протекает безболезненно, если делать его регулярно для минорных версий (например с 6.1 на 6.2, а затем на 6.3 и т.д.).

Что в итоге? Rocket.Chat хотя и не на 100%, но хорошая альтернатива Slack, и наш многолетний опыт применения Rocket.Chat в компании доказывает это. Да, уход от сервиса, где за тебя все делается поставщиком услуг, может вызвать страх не справиться с администрированием и поддержкой своими силами, но стоит помнить одну простую истину: «Если кто-то посторонний имеет доступ к вашим ресурсам и может без вашего ведома ограничить вам доступ к информации, то это уже не ваши ресурсы и информация».

А вы используете Slack? На какую платформу готовы мигрировать с него?

Закажите виртуальный или выделенный сервер с предустановленным корпоративным мессенджером Rocket.Chat! Вы можете выбрать сервер в дата-центре в России или в дата-центрах в Европе, США или Турции. Оплата в рублях по счету от российской компании.

Выделенный сервер
Виртуальный сервер

Комментарии (19)


  1. Magnum72
    17.06.2024 13:47
    +1

    А рокет чат разве не поменял политику лицензирования? Сейчас он бесплатный только до 25 пользователей, старые версии пока работают, но их отключают от мобильных приложений.


    1. akaz_zaka
      17.06.2024 13:47
      +1

      После дикого бугурта, коммунити версия осталась без изменений, только проблема с уведомлениями будет на community, так как они работают только на текущей минорной версии из-за прохождения через сервера Рокета (это примерно два-три месяца). Изменения только на Free версии, которая обслуживается через их серверах ну и надо два раза отказаться от заманчивого приложения купить в начале полную платную версию, потом беслпатную платную версию и только потом перейдет на коммунити. Мобильные приложения работают с последними community версиями.


    1. ULP
      17.06.2024 13:47

      все там нормально сейчас работает, никаких проблем


      1. akdengi
        17.06.2024 13:47

        Декларировано в течение полугода после выхода очередной минорной версии, но по факту может отвалиться уже на следующем "миноре" (один раз было, но по воплям сообщества поправили).


  1. Shersh
    17.06.2024 13:47
    +1

    Дык погодите, там же лог\регистрация пользователей все равно идет через сервера рокет.чата, даже если его локально развернуть.
    в чем профит?

    Я в этом плане смотрю больше на mattermost.
    Есть еще Revolt https://revolt.chat/
    но он больше как замена дискорду выглядит.


    1. akdengi
      17.06.2024 13:47

      Откуда вы такое взяли? Вы будете через свой LDAP юзверей в облако Рокета заводить? Коммунити версия через облако рокета только пуши уведомлений шлет, и магазин плагинов идет через них. И если очень хочется, можно это запретить - опенсурс же.


      1. Shersh
        17.06.2024 13:47

        Развернул в докере и посмотрел. Кнопки "пропустить" не вижу.
        Возможно есть варианты настройки.
        А возможно надо напильником и кувалдой допиливать самому. "Опен-сурс жи." (с)


        1. akdengi
          17.06.2024 13:47
          +1

          Обходится например как написано здесь через переменные установки и скипанье визарда:

          https://discuss.tchncs.de/post/2616906

          С 6.x версии такая кувалда. И вот не факт, что mattermost не последует этому пути же, там тоже официально Team до 50 юзверей.

          Ну и у Рокета уже делали и свой сервак уведомлений и грозились форкнуть.


    1. ULP
      17.06.2024 13:47
      +1

      все локально работает с LDAP/FreeIPA/AD, rocketchat специально предназначен для работы в закрытом контуре предприятия


  1. ThePaleEmperor
    17.06.2024 13:47

    mattermost заблокирован для россиян, доступен только из-под VPN.


    1. cat-chi
      17.06.2024 13:47
      +1

      mattermost опенсорсный. И github, насколько я знаю, пока не заблокирован


      1. akdengi
        17.06.2024 13:47
        +1

        Тут как и в случае с Rocket путают облачную версию с коммунити.


  1. HighwayStar
    17.06.2024 13:47
    +2

    Zulip ещё есть, ограничения такие же - в бесплатной версии уведомления ограничены.


  1. drlight17
    17.06.2024 13:47
    +2

    Пробую в организациях Nextcloud Talk. Довольно интересная бесплатная альтернатива. Официальный клиент для десктопа пока на сильно ранней стадии разработки, поэтому пока сделал свой для равертки через AD.


    1. AnrDaemon
      17.06.2024 13:47

      Большим минусом Nexcloud является его жёсткая привязка к Apache HTTPD. Чтобы его отвязать, приходится делать миллион приседаний.

      А можно было писать код нормально…


      1. drlight17
        17.06.2024 13:47

        Хммм... Не вижу никаких проблем использовать nginx + php-fpm (так у меня работают 3 сервера в разных организациях). Никаких "жестких привязок" не заметил, "миллиона приседаний" также не делал.


  1. kenomimi
    17.06.2024 13:47
    +1

    Простите, но корпоративный мессенджер должен хоститься в этой же корпорации, и управляться ею же. Те, кто использует сторонние неподконтрольные решения для большого бизнеса - ССЗБ: тогда не нойте про взломы, утечки, шпионаж, отключения по расовым и национальным признакам, отключения по маркетинговым соображениям (привет, линк-скайп-тимс)...

    Полно же открытых решений для организации тех же бизнес-чатиков или голосовых конф.


    1. ULP
      17.06.2024 13:47

      Рокет он с открытым кодом, ничто не мешает держать его в серой сети без выхода наружу. Если у комании есть нужная внутренняя инфра и админы, то держать это внутри периметра - единственное верное решение. А вот если нет, то можно развернуть в VPS и использовать самостоятельно - у нас есть кнопка деплоя этого дела автоматом со всеми сертификатами.


  1. Dar1a
    17.06.2024 13:47

    Можно поставить Squadus и не знать проблем)