Героиня обзора в "боевых" условиях на штативе
Героиня обзора в "боевых" условиях на штативе

Однажды мне очень захотелось поснимать не только на малый, но и на средний формат, в связи с чем я начал блуждать по сетевым барахолкам, где порой попадаются очень интересные предложения. Рабочая японская красавица по цене, которая сейчас покажется неправдоподобной? Однозначно надо брать! Недолго раздумывая, написал продавцу, и вскоре я уже мчался на север по рыжей ветке. Камера досталась мне пусть и в одном полиэтиленовом пакете, но абсолютно рабочей, с 65-мм объективом. Оставалось лишь дождаться момента, когда доедет плёнка…

Вообще личная история, связанная с этой камерой, началась задолго до того, как она попала ко мне в руки. Несколько лет назад мне «повезло» надолго и серьёзно заболеть, и именно в этот период я открыл для себя DigitalRev TV и замечательные переводы их роликов от команды SlyLama. В одном из роликов Йен Вонг, как обычно, гуляя по Гонконгу, голосом Андрея Музычкина (или же его озвучил Станислав @Maevv?) показывал и рассказывал про главную героиню этой публикации, что, возможно, повлияло на принятое решение.
С удовольствием приложил бы ролик, но Youtube из-за сложностей с партнёрской программой на канале DigitalRev удалил все переводы. Пожелаем удачи @Maevv и друзьям в поисках новой площадки для хостинга.

Сухие технические характеристики

Mamiya C330 – последняя модель в линейке Mamiya C, выпускавшаяся с 1969 по 1994 годы. В серии было три модификации, имеющие незначительные отличия вроде крепления для ремешка, диаметра резьбы под штатив или замка крышки отсека с плёнкой: C330 (1969 – 1974), C330f (1972 – 1982) и C330s (1983 – 1994). Мне досталась, а значит и попала в этот обзор, самая старшая модификация без каких-либо буквенных индексов. Остановимся на ней поподробнее:

  • Размеры: 122х168х114 мм

  • Вес: 1465 г (без объектива)

  • Плёнка типов 120 или 220, формат 6х6

  • Сменная оптика

  • Встроенный в объектив лепестковый затвор с X- и M-синхроконтактом

  • Выдержки от 1/500 до 1 секунды, режим выдержки от руки

  • Встроенный индикатор для коррекции параллакса и экспозиции в видоискателе

  • Нет возможности заблокировать фокус, как в более поздних модификациях.

Опыт съёмки

Дальше будет субъективное мнение об опыте использования данной камеры. Наверное, дважды субъективное, т.к. двухобхективными камерами и через шахту я до этого не снимал. Но сначала посмотрим на саму камеру.

Общий вид
Общий вид

Несмотря на свои габариты, аппарат ощущается сравнительно небольшим ‑ видимо, на ощущениях сказалось давнее знакомство с Pentacon Six со 180-мм Carl Zeiss Sonnar.

Органы управления распределены по боковым граням камеры. На правой грани расположились счётчик кадров, ручка взвода затвора, сблокированная с перемоткой плёнки, переключатель, позволяющий отключить блокировку и получать мультиэкспозиции, а также предохранитель от случайного спуска затвора.

Задняя и правая грани
Задняя и правая грани

На левой грани расположились холодный башмак, сменная шкала расстояний фокусировки, ручки, удерживающие катушки с плёнкой, переключатель коррекции параллакса, замок для смены объектива и ручка выбора чувствительности (ни на что не влияет, только напоминает вам, какая плёнка заряжена).

Левая грань
Левая грань

С обеих сторон можно видеть ручку фокусировки. Линзы в объективе неподвижны: фокусировка происходит за счёт перемещения передней грани вперёд-назад и растягивания-сжатия меха.

Мех
Мех

Установка выдержки и диафрагмы производится на объективе.

Установка выдержки
Установка выдержки
Установка диафрагмы
Установка диафрагмы

Также стоит отметить индикатор коррекции параллакса и экспозиции в видоискателе, появляющийся по мере выдвижения передней грани при фокусировке. Т.к. для визирования и непосредственно для экспозиции используются два разных объектива, изображение в видоискателе будет немного отличаться от того, что получится на плёнке, так что возможность очень полезная. Всё, что выше линии, на финальном кадре будет отсечено. Цифры обозначают степень ослабевания освещённости. Например, если стрелка индикатора находится напротив цифры 2, то это означает, что нужно поднять экспозицию на одну ступень.

Индикатор параллакса в видоискателе.
Индикатор параллакса в видоискателе.

Чуть больше года назад в жаркую летнюю пору я записался на курс по фотографии с целью прокачать свои навыки и систематизировать свои знания. Как-то раз по дороге с занятий к метро мы разговорились с Сашей, и она показала несколько фотографий, которые ей понравились с точки зрения стиля. Если отбросить всё, кроме технических аспектов, то те снимки были немного зернистыми, достаточно контрастными, со слегка сниженной насыщенностью и уходящие в синеву. В голове сразу возникла мысль о том, что очень похожий результат можно получить, снимая на просроченную плёнку. Сбалансированная под лампы накаливания Fujifilm Eterna выглядела идеальным кандидатом, и я предложил Саше поснимать её, на что она к моей радости не без удовольствия согласилась.

Портрет на Fujifilm Eterna 500T в предзакатном свете
Портрет на Fujifilm Eterna 500T в предзакатном свете

На всякий случай я решил подстраховаться – просроченная плёнка всё-таки штука непредсказуемая, и кроме чёрной «Практики» (о которой тоже есть, что рассказать), заряженной «Этерной», я прихватил с собой цифровую камеру, «Мамию» и ролик Kodak Portra 160. Двух зайцев сразу – продлим удовольствие, и как минимум у меня будет выбор из 12 кадров с гарантированно хорошей плёнки.

Наверное, это было верным решением – результаты нам понравились, но от изначального замысла они немного отходили. Несмотря на уход в сине-зелёные тона, красные тоже усилились, и кадры выглядят достаточно «тепло».

Вернёмся к Mamiya: для этой камеры выпускалась куча аксессуаров, в т.ч. видоискатель с пентапризмой, однако моя камера оснащена шахтой и изображение в видоискателе отзеркалено по горизонтали, что поначалу сильно дезориентирует – на первых порах даже не всегда получалось ровно выставить горизонт.

Видоискатель
Видоискатель
Финальный результат. Kodak Portra 160 + Mamiya Sekor S 65 F/3.5
Финальный результат. Kodak Portra 160 + Mamiya Sekor S 65 F/3.5

Альтернативный вариант – рамочный, или, как его ещё называли в мануале к камере, спортивный видоискатель на фото ниже. Изначально предусмотрены рамки для фокусных расстояний 55 и 65 мм, однако шахта оснащена креплением для рамок под другие фокусные. Этот вариант кажется довольно странным, и я им не пользовался.

Рамочный видоискатель
Рамочный видоискатель
Ещё фото
Рамочный видоискатель
Рамочный видоискатель

Также стоит отметить свойственную большему формату малую глубину резкости – то, что с моим неидеальным зрением в видоискателе выглядело хорошо, несмотря на клинья и растр, в результате пришлось отбраковать по фокусу. Обидно, однако!

Например, на этом снимке при более детальном рассмотрении фокус оказался чуть дальше модели в лице Саши
Например, на этом снимке при более детальном рассмотрении фокус оказался чуть дальше модели в лице Саши

Так или иначе, несколько неплохих ростовых портретов получить всё-таки удалось. Пользуясь случаем, хочу отдельно поблагодарить Сашу Христенко. Саша, вряд ли ты это читаешь, но я очень благодарен тебе за то, что согласилась на съёмку и помогала выстроить позу, знала как себя подать – работать было одно удовольствие.

Примеры фотографий

Вообще 65 мм для портрета немного широковаты (примерно 32-33 мм в 35-мм эквиваленте), нормальным фокусным расстоянием для формата 6х6 считается 80 мм. Почему бы тогда не прогуляться по городу и не попробовать объектив в той среде, для которой он подойдёт больше?

Парочка городских пейзажей
Чарующий вид из видоискателя
Чарующий вид из видоискателя
Всё та же Portra 160, выдержка от руки
Всё та же Portra 160, выдержка от руки
Всё та же Portra 160, выдержка от руки
Всё та же Portra 160, выдержка от руки

Выводы

Я очень рад, что мне довелось поснимать на этот техноартефакт, и, что тоже немаловажно, показать его вам. Современные цифровые фотоаппараты, очевидно, ушли далеко вперёд, но при всём их совершенстве порой возникает крайне иррациональное желание вернуться в уходящую эпоху. Есть что-то очень тёплое и личное в чувстве сопротивления реальной плёнки при перемотке и тёплых разбалансированных цветах на выходе. Конкретно этот аппарат не будешь брать с собой регулярно, как из-за высоких цен на широкую плёнку, так и из-за габаритов и веса, но в особых случаях и под особое настроение он обязательно дождётся своего часа. Спасибо за внимание!

Комментарии (14)


  1. skhida
    05.07.2024 10:17
    +1

    Спортивный видоискатель нужен для съемки быстротекущих процессов типа спортивной игры, когда нет возможности навести резкость за приемлемое время. Заранее устанавливается гиперфокальное расстояние на объективе, а затем ловите в рамку нужный момент и нажимаете спуск. Наводка через рамку позволяет быстро найти нужный участок сцены. Через шахту же быстрой навестись не получится из-за перевернутого изображения и ограниченного поля зрения. Понятно, что сейчас для таких съемок использует смартфон, а не ретро камера.


  1. victor_1212
    05.07.2024 10:17
    +3

    давнее знакомство с Pentacon Six со 180-мм Carl Zeiss Sonnar

    это близкий родственник знаменитого Carl Zeiss “Olympia” f2,8/180mm 1936 года, который широко использовала Leni Riefenstahl для съемки одноименного документального фильма, хотя в фильме есть и пропаганда, технически и художественно высокого уровня, типа школа использования объективов этого типа, в свое время Carl Zeiss “Olympia” был подарен любимому руководителю типа трудовой подарок коллектива, :)

    естественно для Р6 Sonnar 180mm пересчитан на другой формат,

    для Mamiya C330 советую найти линейку сменных объективов, если уже не купили, это большое преимущество например перед Yashica Mat124G, которая чуть полегче, но без сменной оптики, поскольку Вы знакомы с Pentacon Six, неплохо бы увидеть статью про историю этой камеры, в свое время пришлось много использовать


    1. Coppermine Автор
      05.07.2024 10:17

      неплохо бы увидеть статью про историю этой камеры

      Увы, к сожалению сейчас "Пентаконом" не располагаю, но возможно, когда-нибудь попытаюсь наверстать упущенное.


    1. 0mogol0
      05.07.2024 10:17
      +1

      неплохо бы увидеть статью про историю этой камеры, в свое время пришлось много использовать

      Про Pentacon Six был отличный обзор у Бориса Бакста в газете Фотокурьер, который потом был выложен на недавно умершем сайте Фотомастерских РСУ, читали?

      https://web.archive.org/web/20220330035741/http://kamepa.ru/articles.htm?id=24


      1. victor_1212
        05.07.2024 10:17

        спасибо, хороший обзор, нет раньше не видел, в свое время их линейка объективов произвела впечатление, так что все оказались в коллекции, от 50 до 300мм, отличные объективы, flektogon особенно


        1. 0mogol0
          05.07.2024 10:17

          Я тоже собрал себе всю восточногерманскую линейку до 500мм (Пентакона и Цейсса), хотя на практике в основном пользуюсь диапазоном 50-120. Включая недолговыпускавшийся Флектогон 65/2,8. (Сейчас в коллекции не хватает только Тессара 80/2,8 от первых практисиксов)

          Если с английском всё в порядке, то рекомендую ещё сайт pentaconsix.com. ИМХО лучший сборник всего что можно о шестых, причем идёт сравнение как оптики (гдровской, советской и западногерманской), так и камер (Пентакона против Киева и против Экзакты).


          1. victor_1212
            05.07.2024 10:17
            +1

            интересно, Флектогон 65/2,8 тоже есть, но 4/50 больше нравится, для компании также Мир 45, 65мм, Вега 120мм, и Арсаты 30,80,250,600мм,

            в общем занесло серьезно в свое время,

            ps спасибо pentaconsix.com знаю конечно, с английским тоже ничего, живу в us, хотя мои знакомые из uk, так как здесь говорят за английский не считают :)


            1. 0mogol0
              05.07.2024 10:17

              ну я решил в советские объективы не углубляться, хотя Зодиак-8 взял, чтобы иметь фишай.

              Мне интересно, какой "талантливый" человек давал ТЗ эти объективы ухитрившись добиться практически полного несовпадения по фильтрам?!

              При этом у немцев на всю линейку 50/65/80/120/180/300 - используется три диаметра (и то, только для 80 и 120 уникальные, а у остальных М86/95)


              1. victor_1212
                05.07.2024 10:17

                другой подход, большая часть сменных фото объективов в ссср выпускалась супер малыми сериями на заводах, где было полно высокоприоритетной продукции, не удивлюсь если в убыток, типа для выполнения плана по номенклатуре (такой показатель среди многих), когда делали новый сменный объектив, часто предусматривали фильтры в комплекте, размеры какие получатся по расчетам оптической схемы, стекло какое останется от приоритетной продукции и т.д., за немногим исключением фото объективов для специального использования, типа съемки стартов и т.п.


  1. DashBerlin
    05.07.2024 10:17

    Жаль, что упущен на мой взгляд, момент крепления камеры на штатив. Ну во первых среднеформатные камеры весьма тяжелые, для съемки с рук, а во-вторых тогда была резьбы была 3/8"

    А так плюсую за ретоспективу, люблю мамийку :)


    1. Coppermine Автор
      05.07.2024 10:17

      Спасибо, приму к сведению. Конкретно в этой модификации используется резьба 3/8", мне камера досталась со вставкой на 1/4", её же будут использовать более поздние модификации f и s.


  1. 0mogol0
    05.07.2024 10:17

    1,5 кг без объективов?! а с объективом сколько она весит?

    Просто я иногда на неё поглядывал, манила концепция сменных объективов в формате TLR. Но обзаведясь сначала Pentacon Six, а потому Rolleiflex SL66SE, понял что ещё одну системную камеру не потяну.

    Сейчас ради интереса глянул, мой роллик без объектива весит те же полтора кг, а с объективом два. Но у него сменные магазины и (большой) выбор оптики. Хотя по умолчанию та же шахта, но в ней есть экспонометр, а камера поддерживает TTL вспышки.


  1. suxarik
    05.07.2024 10:17

    У меня C220. Это как вариант "попроще". Вообще вся система отличная, пользоваться одно удовольствие. Поэтому завел 80mm, 65mm, 105mm, 135mm, 180mm. На мой взгляд лучшая линза - 105. Особенно версия D, построена по схеме Heliar. Я кстати специально брал 220, а не 330 из-за веса и цены. До этого у меня была RB67 Mamiya (вот с ней не побегаешь точно), и есть 645AFD. Если честно по эргономике и даже весу удобнее всего с рук снимать именно TLR'кой.


  1. BaJIepoH
    05.07.2024 10:17

    Двуглазое, это скорее для тех кто хочет легкого(по весу) и быстро, плюс - не бьет зеркалом(хотя и хасселем на 1/15 снимал с рук). Я мечтал о ролляе двуглазом, с планаром 2.8. В итоге один знакомый коллекционер камер, известный как "Шах" - убедил на хассель. Теперь другая заморочка - есть этот самый хассель с планаром, есть дистагон 50мм, но хочется зоннар 180, а стоит он сейчас космически, если не можешь купить на ибее.