Наука вскрывает всеобщие, «надчеловеческие» закономерности. Искусство изучает человека, познает человеческое в предметах и явлениях, с которыми человек связан, в том числе и в самой науке. Наука без искусства – это холодный и нередко враждебный человеку феномен, вместе же они – великая песнь во славу человека. Чтобы проникнуть в сущность вещей, необходимо создать в своем воображении адекватную модель мира, того самого видимого мира, о котором мы столько говорили. И без искусства тут многого не добьешься.
В. Е. Демидов Как мы видим то, что видим
В поисках голографического изобразительного средства
В поисках новых форм, цветов, фактур современные художники проявляют фантастическую изобретательность и иногда находят поистине необычные решения, используя новые краски, материалы и технологии. Некоторые находки нас приводят в восторг, вызывают удивление, а иногда вводят в ступор. Как хорошо, что на свете есть смелые экспериментаторы — они дают нам шанс прикоснуться к искусству через новые впечатляющие изобразительные инструменты и инновационные технологии. Голография не стала исключением в развитии художественных изобразительных средств.
В голографическом изображении есть удивительно чарующая магия. Завораживающий глаз, искрящийся, красный, зеленый или синий свет лазера сам по себе эстетически ярок и способен пробуждать сильные чувства, а голограмма, к тому же, обескураживает зрителя своей парадоксальной глубиной. Многие талантливые инженеры, начали работать совместно с художниками в области изобразительной голографии, где неожиданно нашли невиданные ранее инструменты и среду с уникальными возможностями для творческих поисков. Художники сразу обратили внимание на яркость и удивительную чистоту цветов голографических решеток и фантастические свойства трехмерных фигур. Не удивительно, что изобразительная голография сразу же привлекла внимание креативных интерьерных дизайнеров. Удивительные свойства голограмм творчески осмысливались и использовались для создания необычных эффектов, запоминающихся футуристических трехмерных сцен. А сочетание голографии с традиционными видами искусства открыло ещё более широкое поле деятельности для художников, скульпторов и дизайнеров.
В этой главе мы посвятим несколько страниц рассказу о некоторых выдающихся мастерах в области художественной голографии.
Всемирно известный художник Сальвадор Дали пробовал работать в технике голографии.
Так, первым этапом на этом пути стал 1964 год, когда он привез из Нью‑Йорка состоящие из мелких ячеек пластмассовые панно, которые при наложении создавали эффект рельефности. Этот «муар», напоминающий глаз насекомого, послужил основой для нескольких живописных работ, среди которых «Пейзаж с мухами» и «Лаокоон, терзаемый мухами». В 1970 году в Лувре он изучает полотна Герарда Доу.
Тогда же он выполняет две гравюры — первый стереоскопический эстамп — для своей книги «Десять рецептов бессмертия». Одновременно при помощи линз Френеля он старается упростить прием, позволяющий сразу нескольким зрителям видеть картину в стереоскопическом изображении.
Когда английский ученый Деннис Габор получал Нобелевскую премию за открытие голографии, Дали увидел в этом изобретении наилучшее средство для своего продвижения по пути к трехмерному изображению. В начале 1972 года благодаря советам Денниса Габора он создает три композиции, которые были представлены с 5 апреля по 13 мая в Нью‑Йоркской галерее Нёдлер.
Во вступлении к каталогу выставки, Дали поясняет, чем является голография для художника: «Голография, как искусство, проявляет себя синтезом оптической науки и художественного творчества, в котором многие замыслы требуют совместной работы ученых, конструкторов и художников».
Для дизайнеров и художников работать кистью и красками, газовым резаком или резцом всегда было делом привычным. Работать с лазерным лучом и оптико‑механическими устройствами для записи голограмм, учитывать поляризацию, когерентные свойства световой волны, законы квантовой механики и волновой оптики — задача для неподготовленного человека невообразимо трудная. Но вспомним, как на заре фотографии первым мастерам необходимо было в совершенстве владеть одновременно и знаниями в области оптики, химии, художественной композиции, а еще самостоятельно изготавливать фотоматериалы для своей работы. В области изобразительной голографии со времени открытия этого удивительного способа записи трехмерного пространства на двумерной плоскости происходит нечто подобное.
Голография, с ее сверх реалистичным пространством, — говорили некоторые критики, — по определению лишена условности! Как сотворить образ без тонкого намека, который позволяет пробудить воображение зрителя, открыть простор его мыслям и фантазии?
А вот так, как делали это Дитер Юнг, Маргарет Беньон, Сетцуко Ишии, Мэри Харман, Мартин Ричардсон, Джон Кауфманн и другие! Посмотрите на их работы, и вы поймете, сколько в них художественной условности и выразительности. Безусловно, фотоснимок на листе бумаги не передает полностью того объема, оттенков, цветов и динамики в объемной картине, присущей только голографическому изображению. Что бы получить полное впечатление от голографической работы обязательно необходимо сходить на выставку голограмм, которые регулярно проходят в нашей стране и за рубежом.
Одним из первых выдающихся мастеров дифрагированного света в художественной голографии был немецкий художник Дитер Юнг. Управляя свойствами голографических дифракционных решёток, он создавал впечатляющие произведения в виде красочных витражей, сверкавших всеми цветами радуги. Своим витражам он придавал движение, считая, что для усиления впечатления можно добавлять ещё одну координату — время.
Немало интерьерных композиций в общественных зданиях создала Сетцуко Ишии (Япония), которая заставляла солнечный свет играть всеми цветами радуги при прохождении через лёгкие, парящие в воздухе прозрачные листы голографических орнаментов.
В последних проектах она стала использовать в одном произведении сразу несколько видов голограмм — радужных, импульсных, многоракурсных. Поэтому перед её картинами зрители всё время находятся в движении, пытаясь найти и разглядеть все образы, размещенные на голограмме.
Большим философским подтекстом обладают произведения Мэри Харман, которая сочетает голографические изображения с реальными объектами. Например, можно наблюдать в динамике, как «человеческая душа» (голографическое изображение), покидает тело (реальный гипсовый объект), если медленно наблюдать композицию, двигаясь сверху вниз.
«У этих фигур есть легкость, ясность и простота, что я и старалась отразить. Я думаю, что речь идет о какой-то стадии нашего существования, части тела, части души, возможно, о медитативном состоянии, которое придёт в далёком будущем.»
Мэри Харман
Многие художники использовали голографические изображения для создания художественных коллажей, состоящих из нескольких объёмных изображений.
Маргарет Беньон — британская художница, жившая в Австралии. Её мир — это животные и растения, переплетенные с портретами людей, хаотичные узоры, сюрреализм. Но главная его особенность — все картины Маргарет являются голограммами.
«Существует и документальный аспект голографических портретов — это единственный момент на одном этапе жизни, и он никогда не повторится… символическое представление о замороженном или глубоком времени».
Маргарет Беньон
Синтез‑артом назвали свои произведения Н. Соловьёв (живопись, дизайн) и М. Шевцов (голография). На живописную картину накладывается прозрачная голограмма на БХЖ. При обычном освещении — это живопись под стеклом. Но стоит направить свет под нужным углом на голограмму, как на картине появляются яркие объёмные детали, расположенные как внутри, так и перед картиной, придавая ей объёмность и характерный блеск.
Прозрачные и яркие фазовые голограммы на БХЖ очень хорошо сочетаются с полированным оптическим стеклом, создавая иллюзию «присутствия».
Из серии художественных объектов, созданных О. Шороховой и М. Шевцовым в этом стиле, выделяется «Пирамида». Бронзовая фигурка фараона, сидящего внутри пирамиды, исчезает, когда заглядываешь в пирамиду сбоку или сзади, просто фараон не настоящий, а голографический.
Море фантазии проявили художники с появлением импульсной голографии, начиная с необычных портретов людей и заканчивая двух экспозиционными голограммами большого размера с изображением сцен, где трехмерные персонажи живут в двумерной плоскости.
Объёмные картины с экранов компьютеров переместились в слой голографической эмульсии в виде закодированных голопикселей, которые могли воспроизводить не только большого размера (вплоть до 2×3 метра) объёмные, цветные, многоракурсные изображения, но и воспроизводить движение — cтоит лишь осветить такую голограмму надлежащим образом и пройти мимо неё, как изображение «оживёт».
Выставочные галереи художественных голограмм
В Лондоне живет удивительный галерист, консультант и собиратель коллекции художественных голограмм Джонатан Росс. Вместе с группой коллег‑энтузиастов в 1978 году он создает коммерческую компанию с целью продвижения на рынке художественной голографической продукции. Непроданный товар из его галереи составил основу домашней коллекции, в которую были включены работы художников — голографистов со всего мира.
Одной из причин создания домашней коллекции было желание сделать доступными для широкой публики лучшие произведения голографического искусства. Разнообразие собранного материала характеризует коллекцию Джонатана Росса, как исторический архив, который наглядно иллюстрирует развитие голографии на протяжении более чем четырех десятилетий. Поражает многообразие техник, безграничная фантазия авторов и высочайшее качество исполнения голограмм, собранных в этой уникальной коллекции. Сегодня студенты, художники, коллекционеры и дизайнеры по предварительной записи могут посетить эту галерею, чтобы увидеть примеры творческих работ в области голографии.
Изобразительная голография, как искусство, успешно развивалась на Западе в диалоге с художниками-новаторами, коммерсантами и покупателями произведений искусства. Немногочисленные студии Объединенного Королевства, обладающие уникальным и дорогим голографическим оборудованием, считают очень выгодным делом предоставить оборудование студентам и выпускникам художественных школ для поддержки их творческой инициативы. Надо отметить, что совместно с Королевской Академией искусств Росс помогает начинающим и уже состоявшимся художникам принимать участие в ежегодных публичных выставках. По правилам, участвовать в них могут не только академики, но и любой желающий художник, для чего необходимо подать работу на рассмотрение конкурсной комиссии. Многие работы на ежегодных выставках продаются. Джонатан Росс принимает самое активное участие во всех этих мероприятиях.
В качестве примера приведем несколько художественных голограмм разных авторов из домашней коллекции Джонатана Росса.
Заметьте, друзья, что все эти изображения сейчас не передают трехмерных голографических парадоксов. Голограммы нужно видеть вживую.
Комментарии (6)
alexandrakilov Автор
10.07.2024 18:55Виктор, Вы не правы потому, что не видели все это вживую. Мнения по этому виду изобразительной деятельности разные:
Может ли голография стать высокохудожественным изобразительным средством? А почему бы и нет?! Стала же фотография самостоятельным и полноправным искусством, и в этом мы давно перестали сомневаться. А сколько споров в свое время было на эту злободневную для современников тему! Завораживающий глаз, искрящийся, красный, зеленый или синий свет лазера сам по себе эстетически ярок и способен пробуждать сильные чувства. А голограмма просто обескураживает своей парадоксальной глубиной и реалистичностью сцены. В голографическом изображении есть своя исключительная притягательная магия. Многие талантливые инженеры, работая в области изобразительной голографии, под воздействием красоты этого явления ощущали себя творцами художественного образа. Не хочу их осуждать за наивный самообман, действительно, процесс записи голограммы сродни волшебству или алхимии. Но все-таки рука истинного художника должна не только возбуждать чувства, заставлять трепетать сердце, но и сопереживать автору, разделяя с ним часть неповторимой жизни его героев и образов. Голография, с ее сверх реалистическим пространством, говорят некоторые критики, - по определению лишена условности! Как сотворить образ без тонкого намека, который позволяет пробудить воображение зрителя и открыть простор его мыслям и фантазии? Я убежден, что сомнения здесь рождены не в голове художника, а близорукостью обывателя. Для того, что бы развеять все сомнения, должен родиться такой мастер, который бы смог выразить себя через мудреную технику голографического инструмента и соединить воедино поэзию числа и силу чувства.
Moog_Prodigy
Неделя голографии на хабре от школьников. Предлагаю удалить пост и не позориться.