Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в
Рис. 1. Исследовательский стенд.

Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в условиях школьной лаборатории.

Цель исследования – найти и реализовать условия устойчивой и стабильной генерации лазерного диода в одночастотном режиме для использования в голографических экспериментах.

Задачи:

1. Исследовать когерентные свойства излучения лазерного диода с мощностью излучения 40-120 мВт в зависимости от режимов его работы;

2. Измерить длину волны лазера и длину когерентности его излучения;

3. Найти условия устойчивой и стабильной генерации лазера в одночастотном режиме;

4. Разработать методику настройки режимов лазерного диода в устойчивом одночастотном режиме;

5. Сконструировать и изготовить экспериментальную голографическую установку на базе лазерного диода;

6. Изготовить с использованием лазерного диода в качестве источника когерентного излучения голограммы.

Объект исследования – полупроводниковый лазерный диод.

Предмет исследования – когерентные свойства лазерного диода.

Гипотеза исследования:

Для использовании лазерного диода в голографии следует обеспечить ему режим одночастотной генерации. Для этого надо найти оптимальный диапазон питающего тока и температуры. Большинство полупроводниковых лазеров красного излучения имеет длину когерентности порядка 3 – 5 мм. Но для некоторых лазерных диодов можно подобрать значения тока питания и температуры, при которых возникают условия одночастотной генерации, а длина когерентности может достигать десятков сантиметров.[1]

Особенности работы лазерных диодов

Лазерный диод – нелинейный электрический элемент, и закон Ома для него не выполняется. Поэтому он нуждается в управлении не напряжением, а током. В зависимости от мощности лазерный диод потребляет 100 – 400 мА.

Главными преимуществами лазерных диодов (см. Рис.1) являются низкое напряжение их электропитания (<1-3 В), наибольший среди других типов лазеров КПД (до 80%) и долговечность (до 100000 часов). В полупроводниковой активной среде показатель усиления может достигать очень больших значений (до 10000/см.), благодаря чему размеры полупроводниковых лазеров исключительно малы.

Основным фактором, приводящим к перестройке частоты генерации излучения, является изменение вместе с температурой и током, положения максимума линии усиления активной среды. Согласно проведенным измерениям, изменение длины волны в зависимости от температуры находится в интервале 0.18 – 0.22 нм/°С. В то же время ширина многих температурных интервалов, в которых реализуется одночастотный режим, составляет 1.5–2°С, а в отдельных случаях даже больше.[2]

[1] Дворцов Д.В., Парфенов В.А. Спектральные характеристики одночастотного режима работы лазерных диодов. Научное приборостроение. - Т.24. №3, 2014. С. 42-48.

[2] Акилов А.А., Шевцов М.К. Голография для любознательных: Книга для научных сотрудников школьного возраста. 2017. С. 206.

Зависимость частоты генерации лазера HL-6358 от температуры (заштрихованные области соответствуют многочастотному режиму генерации, а для стабилизации можно выбрать температуру в диапазоне 23,5 – 25,5 °С).
Рис. 2. Зависимость частоты генерации лазера HL-6358 от температуры (заштрихованные области соответствуют многочастотному режиму генерации, а для стабилизации можно выбрать температуру в диапазоне 23,5 – 25,5 °С).

Зависимость частоты генерации лазера HL-6358 от температуры (заштрихованные области соответствуют многочастотному режиму генерации, а для стабилизации можно выбрать температуру в диапазоне 23,5 – 25,5 °С).

В процессе исследования лазерного диода были проведены следующие работы и получены положительные результаты:

1. С целью определения условий одночастотной генерации лазерный диод (1) пришлось стабилизировать не только по току накачки, но и температуре миниатюрного резонатора с помощью элемента Пельтье (3).

. Схема стабилизации лазерного диода.
Рис.3. Схема стабилизации лазерного диода.

Рис. 3. Схема стабилизации лазерного диода.

Была собрана экспериментальная установка.

Оптическая схема экспериментальной установки .
Рис. 3. Оптическая схема экспериментальной установки .

Оптическая схема экспериментальной установки .

LD – лазерный диод;

F1 и F2 – фокусные расстояния линз L1 и L2;

ИФП – интерферометр Фабри-Перо;

ПЗС – матрица фотокамеры 18х24 мм.

1. Визуально определены условия одночастотного режима излучения лазерного диода по ширине интерференционной полосы;

2. Произведен расчет длины волны, ширины спектра и длины когерентности излучения лазерного диода по картине ИФП;

Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в-6
Рис. 4. Результаты измерений.
Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в-7
Рис. 5. Режимы работы лазерного диода.

Произведена запись экспериментальных голограмм.

Фото 4. Установка для записи экспериментальной отражательной голограммы.
Рис. 6. Установка для записи экспериментальной отражательной голограммы

1. Лазерный диод с устройством термостабилизации;

2. Фотопластинка ПФГ – 03М;

3. Объект;

4. Лабораторный штатив.

Изображение, восстановленное с голограммы, записанной по схеме Денисюка. Экспозиция голограммы - 15 секунд. Температура лазерного диода - 22,5 градуса Цельсия,  ток – 111 мА.
Рис.7. Изображение, восстановленное с голограммы, записанной по схеме Денисюка. Экспозиция голограммы - 15 секунд. Температура лазерного диода - 22,5 градуса Цельсия, ток – 111 мА.

Предложена конструкция любительской установки для голографических экспериментов.

Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в-10
Рис. 8. Предложенная конструкция установки для записи голограмм с помощью лазерного диода.

Конструкции установок из труб, подобных тем, что изображены на рисунках, позволяют собирать самые разнообразные конфигурации с достаточной для записи голограмм жесткостью

1 - Стойки диаметром 25 мм и длиной 600 мм.
2 - Стяжки диаметром 25 мм и длиной 200 мм.
3 - Консоль диаметром 25 мм и длиной 500 мм.
4 - Основание диаметром 25 мм и длиной 800 мм.
5 - Держатель голографического фотоматериала диаметром 25 мм и длиной 150 мм.
6 - Держатель зеркала для записи голограмм Лейта-Упатниекса диаметром 25 мм и длиной 200 мм.
7 - Держатель зеркала с наружным отражающим покрытием.
8 - Предметный столик 170х300 мм из ДСП толщиной 15 мм.
9 - Держатель лазерного диода с радиатором охлаждения.
10 - Зеркало с наружным отражающим покрытием.

Заключение

Цель нашего исследования – найти и обеспечить условия устойчивой и стабильной генерации лазерного диода в одночастотном режиме для голографии – была выполнена. На основании анализа результатов, проведенных исследований излучения лазерного диода мы выбрали условия наиболее устойчивой одночастотной генерации излучения:

· Стабилизированный ток – 111 мА.

· Стабилизированная температура – 21,5 градуса Цельсия или 1724 у.е.

Гипотеза нашего исследования доказана экспериментально. Измеренные параметры излучения лазерного диода совпали с результатами экспериментальной проверки. Доказано, что с помощью лазерного диода можно успешно получать голограммы. Лазерные диоды из DVD-приводов всем доступны, что позволяет создавать голографические установки в школьных лабораториях.

Авторы выражают благодарность Акилову Александру Анатольевичу за помощь в экспериментальной части работы, а также доценту кафедры физики ярославского Педагогического Университета им. К.Д Ушинского Галине Васильевне Жусь за предоставленное помещение лаборатории и оборудование.

Список использованной литературы:

1. Акилов А.А., Шевцов М.К. Голография для любознательных: Книга для научных сотрудников школьного возраста. 2017. С. 206.

2. Баклицкий В.К., Юрьев A.H. Оптическая голография / Под ред. Г. Колфилда. Пер. с англ., - Т. 1-2, M., 1982. С. 736.

3. Борн М., Вольф Э. Основы оптики. М.: Наука, 1973. С. 719.

4. Дворцов Д.В., Парфенов В.А. Одночастотный режим работы лазерных диодов // Научно-технические ведомости СПбГПУФиз.-мат. науки. - Т. 170, Вып. 2. 2013 С. 89–96.

5. Дворцов Д.В., Парфенов В.А. Спектральные характеристики одночастотного режима работы лазерных диодов. Научное приборостроение. - Т.24. №3, 2014. С. 42-48.

6. Зайдель А.Н., Островская Г.В., Островский Ю.И. Техника и практика спектроскопии. М.: Наука, 1976. С. 392.

7. Комар В.Г., Серов О.Б. Изобразительная голография и голографический кинематограф. М.: Искусство, 1987. С. 288.

8. Малышев В.И. Введение в экспериментальную спектроскопию. М.: Наука, 1979. С. 480.

9. Стронг Д. Практика современной физической лаборатории. / Пер. с англ. М., Л.: ОГИЗ, Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. С. 444.

Унион М. Знакомство с голографией. / Пер. с англ. А.Н. Кондрашовой / Под ред. и с предисл. А.И. Ларкина. М.: Мир, 1980. С. 191.

Комментарии (13)


  1. Zolg
    08.07.2024 07:44
    +8

    Откуда в DVD зеленый лазер?

    И где защитные очки?


    1. alexandrakilov Автор
      08.07.2024 07:44
      +1

      Голограмму, записанную по схеме Лейта можно восстанавливать монохромным светом любой длины. В данном случае использовался светодиод зеленого света.


  1. ya_prost_otvetit_zashel
    08.07.2024 07:44
    +1

    В чем заключаются актуальность исследования?


    1. codecity
      08.07.2024 07:44
      +7

      В чем заключаются актуальность исследования?

      К вам дети пришли за моральной поддержкой, хотели чтобы вы похвалили и воодушевили, а вы начинаете задавать взрослые вопросы.


      1. alexandrakilov Автор
        08.07.2024 07:44
        +1

        Дети пришли сделать небольшое исследование.


      1. alexandrakilov Автор
        08.07.2024 07:44
        +2

        Актуальность исследования заключается в том, что существует идея вместо дорогих промышленных лазеров использовать лазерные диоды из DVD – привода для изучения явлений волновой и когерентной оптики в условиях школьной лаборатории.


        1. AC130
          08.07.2024 07:44

          Существование идеи само по себе -- это не актуальность. Вам надо сказать что мол существует такая потребность, поизучать явления волновой и когерентной оптики в условиях школьной лаборатории (почему эта потребность существует, по-хорошему, тоже надо бы разъяснить), а затем сказать что вместо дорогих лазеров можно использовать дешёвые, к примеру, из DVD-привода. Однако т.к. никто этого раньше не пробовал, то надо бы попробовать и понять, будет оно работать или нет.

          Сейчас все диссеры в обязательном порядке выкладываются в интернет, найдите и почитайте как там пишут актуальность. Никто не заставляет вас всё упихивать в одно ёмкое предложение. Вы вполне можете написать большими жирными буквами "Актуальность исследования" и затем выдать целый абзац с обоснованием.

          А детей пусть лучше хорошо побьют в комментариях на Хабре, а потом на защите бакалаврской диссертации всё будет замечательно, чем наоборот. Не воспринимайте критику близко к сердцу. :)


        1. Zolg
          08.07.2024 07:44

          Это прекрасно, что дети занимаются подобными вещами. Без всякого сарказма.

          Но еще с четверть века назад мы будучи такими же детьми на школьных лабах по физике занимались подобным же замещением традиционных рубиновых(?) лазеров на диоды из ставших тогда очень доступными лазерных указок (дербенить DVD тогда было бы очень, ОЧЕНЬ расточительно и совершенно школьникам недоступно).

          Когда DVD (особенно RW) сходили со сцены и массово оказывались "на помойках" лазерами из них кто и для чего только не баловался (в основном, конечно, что-нибудь жгли).

          Сейчас же актуальность не то что исследования, но и даже способа добычи лазерных диодов вызывает некоторые сомнения.

          ps: не первый раз замечаю статьи подобного характера. Скажите - хабр входит в какой-то школьный аналог РИНЦ ?


          1. WebPeople
            08.07.2024 07:44

            Замечательная была у вас школа, как и у некоторых товарищей ниже. У нас по физике практических работ фактически не было. Только учебник и задачки. Поэтому физику никто не любил. Как же много зависит от наличия хорошего педагога! И как же мало им платят, чтобы туда такие люди попадали в достаточном количестве((


    1. andrewilife
      08.07.2024 07:44

      Скопировать и запустить в производство.


  1. CitizenOfDreams
    08.07.2024 07:44
    +1

    О, далекие школьные годы вспомнились. Только DVD тогда еще не было, так что голограммы делали старыми добрыми гелий-неоновыми лазерами.

    Длина когерентности, конечно, удивила. Я думал, что она должна быть того же порядка, что и физические размеры резонатора.


  1. ivanstor
    08.07.2024 07:44
    +4

    Молодцы! Немножко стиль изложения подправить, убрав повторы и избыточное наукообразие и вообще прекрасно.
    И хорошо бы схемы и конструкции стабилизатора тока и температуры привести. И нормальный чертеж стойки. Это помогло бы повторить установку в других школах, а то и институтах.
    Или это тайная тайна? :-)


  1. hssergey
    08.07.2024 07:44

    Можно еще попробовать с лазерными указками, их проще как мне кажется достать и расковырять, чем DVD-привод...