Слышали фразу: «Нет тз — результат хз»? А ведь в нем столько правды! Правильно составленное техническое задание помогает избежать недоразумений между заказчиком и разработчиком, чтобы на выходе проект получился таким, как вы планировали в самом начале.

В этой статье мы подробно рассмотрим шаги по созданию ТЗ и что необходимо учитывать на каждом этапе. Придерживаясь нашего плана составления ТЗ, вы сможете четко описать свои ожидания и требования, чтобы подрядчик понял вас.

Выберите картинку

Начнем с того, что разберем, что такое техническое задание. А далее перейдем к 9 пунктам, которые необходимо учесть при создании ТЗ.

Выберите картинку

Готовы составить свое ТЗ? Читайте и делайте заметки: 1. Определение целей и задач проекта

Первый шаг в составлении ТЗ — это четкое определение целей и задач вашего сайта. При составлении документа постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Какова основная цель сайта?

Опишите главную функцию вашего сайта: продажа товаров, предоставление информации, развлечение пользователей или что-то другое.

  • Кто является вашей целевой аудиторией?

Определите возраст, пол, интересы и другие характеристики ваших потенциальных пользователей. Это поможет адаптировать контент и функционал под их нужды.

  • Какие задачи должен выполнять сайт?

Перечислите конкретные действия, которые пользователи должны иметь возможность выполнять на сайте: регистрация, поиск информации, оформление заказа и т. д.

  • Какие проблемы решает сайт?

Определите основные проблемы пользователей, которые ваш сайт должен решить, например, упрощение поиска товаров или предоставление актуальной информации.

2. Анализ конкурентов

При наброске желаемого сайта, вы можете проанализировать сайты конкурентов, чтобы понять, что они предлагают и как это реализовано.

Во-первых, вы сможете увидеть успешных решений. Посетите сайты ваших конкурентов и внимательно изучите их функционал и дизайн. Определите, какие элементы работают эффективно и почему. Обратите внимание на удобство навигации, расположение ключевых элементов, использование визуальных и интерактивных компонентов, а также на общий пользовательский опыт. Например, если сайт конкурента имеет удобный процесс оформления заказа, это может стать хорошей идеей для вашего проекта.

Во-вторых, сможете найти уникальные идей. Во время анализа обратите внимание на уникальные фишки и возможности, которые используют конкуренты. Это могут быть специальные функции, новые подходы к взаимодействию с пользователями или оригинальные дизайнерские решения. Определите, какие из этих идей могут быть полезными для вашего сайта и как их можно адаптировать под ваши задачи. Например, если конкурент предлагает уникальную программу лояльности или необычный способ презентации товаров, вы можете рассмотреть возможность внедрения подобных решений.

В-третьих, сможете понять рыночный стандартов. Исследование сайтов конкурентов поможет вам понять, какие функциональные и дизайнерские элементы являются стандартом в вашей нише. Узнайте, какие ожидания у пользователей относительно сайтов вашего типа и какие элементы они считают необходимыми. Например, если все конкуренты предлагают возможность фильтрации товаров по различным параметрам, вероятно, пользователи будут ожидать этого и от вашего сайта. Определите, какие элементы являются обязательными, чтобы соответствовать ожиданиям пользователей и оставаться конкурентоспособными.

3. Определение структуры сайта и навигации

На этапе определения структуры сайта и навигации важно обеспечить логичную и интуитивно понятную структуру страниц, что поможет пользователям легко находить нужную информацию.

Выберите картинку

Рассмотрим основные разделы сайта, чтобы обеспечить логичную и интуитивно понятную структуру, которая поможет пользователям легко находить нужную информацию.

Главная страница — это лицо сайта. Она должна приветствовать пользователей приветственным текстом или баннером. Здесь можно разместить краткий обзор основных разделов сайта, чтобы посетители сразу поняли, что именно можно найти. Также важно обновлять раздел с последними новостями и обновлениями, чтобы сайт выглядел живым и актуальным.

Наши продукты («Товары, услуги») ‑раздел, предлагающей товары или услуги. Этот раздел должен содержать каталог продукции с удобной фильтрацией, позволяющей пользователям быстро находить нужные товары. Каждая позиция каталога должна иметь подробную страницу с описанием, характеристиками и фотографиями. Также здесь стоит разместить информацию о ценах и акциях, а также раздел, где можно оформить заказ и узнать о способах доставки.

Сведения о компании («О нас») — раздел, помогающий установить доверие к компании. Здесь можно рассказать историю компании, изложить её миссию и ценности. Этот раздел также должен включать информацию о партнерах и клиентах, а также отзывы, что поможет укрепить доверие новых посетителей.

Портфолио — раздел, демонстрирующий примеры выполненных работ. Это могут быть фотографии, описания проектов, отзывы клиентов и информация о текущих проектах в разработке. Портфолио помогает показать профессионализм и качество работы компании.

Контакты — раздел, который должен включать форму обратной связи, контактные данные (телефон, email, адрес), карту проезда и часы работы. Это обеспечит пользователям возможность легко связаться с компанией или найти её офис.

Блог — Здесь можно публиковать статьи и новости, что поможет удерживать интерес пользователей и улучшать SEO‑позиции сайта.

Юридическая информация — должна быть размещена в футере каждой страницы. Это обеспечит доступ к политике конфиденциальности, пользовательскому соглашению и условиям использования сайта, что необходимо для юридической прозрачности и доверия пользователей.

4. Определение функционала

Здесь вы должны описать, какие действия должны быть доступны посетителю, а также какой набор функций должен иметь администратор сайта.

Что может делать посетитель на сайте:

  • Использовать меню и легко находить нужные разделы сайта;

  • Заполнять форму обратной связи и отправлять вопросы;

  • Быстро переходить между различными частями сайта;

  • Использовать поиск по сайту, чтоб легко находить нужную информацию;

  • Пользоваться личным кабинетом.

Что может делать администратор на сайте:

  • Работать с административной панелью, которая позволяет управлять сайтом, работать с текстовым редактором и медиафайлами, настраивать URL, добавлять модули и плагины;

  • Отслеживать статистику по сайту;

  • Создавать и редактировать контент;

  • Работать с SEO-модулем, чтобы оптимизировать сайт для поисковых систем.

5. Требования к дизайну

Этот этап поможет разработчикам понять, какой визуальный результат вы ожидаете. Следует избегать субъективных понятий, таких как «стильный», «красивый», «необычный» и «продающий».

Выберите картинку

Ситуация значительно упрощается, если у компании имеется брендбук.

В случае отсутствия брендбука, в техническом задании на разработку сайта целесообразно прописать конкретные требования:

  • Основные и второстепенные шрифты;

  • Тематика и стиль изображений;

  • Основные и вспомогательные цвета;

  • Допустимые и недопустимые цветовые сочетания;

  • Структура визуального пространства.

В техническом задании не нужно детально описывать формы, фигуры, светотени и линии.

6. Контент

Контент — это основной элемент сайта, который привлекает посетителей и удерживает их внимание. В этом разделе технического задания необходимо определить общие требования и ожидания относительно контента, чтобы дать разработчикам и контент-менеджерам представление о том, что нужно для сайта.

Опишите, какой контент нужно разместить на сайте:

Тексты:

  • Информация о компании, ее истории, миссии, ценностях и команде;

  • Подробные описания всех предлагаемых услуг и продуктов, включая их характеристики, преимущества и условия использования;

  • Статьи на актуальные темы, новости компании, анонсы событий, новинки продукции и полезные материалы для клиентов;

  • Набор вопросов и ответов, которые часто задают пользователи, уже подготовленных и готовых к использованию на новом сайте;

  • Юридическая информация о правилах использования сайта и защите личных данных пользователей.

Изображения:

  • Опишите предполагаемые форматы файлов (например, JPEG, PNG, PDF), которые вы будете загружать на сайт;

  • Укажите необходимые размеры и разрешение (например, 1920x1080 для баннеров).

Видео:

  • Опишите форматы файлов (например, MP4, AVI), которые вы будете загружать на сайт.

  • Мета-теги;

  • Структура URL.

7. SEO и маркетинг

В административной панели необходимо учитывать возможность настройки SEO, вы могли эффективно управлять мета-данными и другими аспектами, влияющими на поисковую оптимизацию. На этом этапе опишите требования к оптимизации сайта для поисковых систем (SEO):

  • Ключевые слова;

  • Мета-теги;

  • Структура URL.

Выберите картинку

8. Технические требования

На этом этапе вы должны определить, на какой платформе будет работать сайт. CMS облегчает управление контентом, позволяя легко добавлять, удалять и обновлять информацию без необходимости владения техническими навыками. Она должна обеспечивать необходимые функции и возможность расширения за счет модулей и плагинов, чтобы адаптироваться к растущим потребностям проекта.

Платформа и язык разработки

Сайт должен быть разработан на платформе или CMS, которая подходит для нужд проекта. Например, это может быть 1С-Битрикс WordPress, Joomla и т.д.

Предлагаем вам рассмотреть наше сравнение популярных CMS-систем:

Выберите картинку

Выберите картинку

Хостинг и доменное имя

Вам будет необходимо придумать доменной имя для сайта «www.example.com/ru,by,org и др». Сайт будет размещен на хостинге, который предоставляет необходимые ресурсы и поддержку.

Корректное отображение сайта

Опишите, на каких устройствах подразумевается использование сайта. В зависимости от списка устройств (включая настольные компьютеры, мобильные устройства и планшеты), сайт будет необходимо адаптировать.

Браузерная совместимость

Определите, через какой браузер будет подразумеваться использование сайта. Например, ваш сайт должен поддерживать современные версии браузеров, включая Яндекс.Браузер, Chrome, Safari и Edge.

9. Сроки и бюджет

Здесь вам необходимо описать сроки выполнения проекта и ваш бюджет. Вроде ничего сложного, да? Прозрачное изложение бюджета поможет избежать перерасхода средств и обеспечит эффективное управление финансами на протяжении всего проекта.

Предоставьте контактные данные ответственного лица за проект и смело отправляйте на оценку программистам, с которыми хотите работать. Мы, PHPDev, сможет рассмотреть ваше предложение за 24 часа!

Интересно узнавать о разработке, опыте в руководстве it‑компании? Залетайте в телеграм‑канал «О Digital вслух».

Комментарии (2)


  1. exTvr
    11.07.2024 11:19
    +4

    А зачем "Выберите картинку" под каждой картинкой? Сайты вы так же клепаете, не глядя, тележных дел мастера?


  1. Batalmv
    11.07.2024 11:19

    Я правильно понял, что

     Придерживаясь нашего плана составления ТЗ, вы сможете четко описать свои ожидания и требования, чтобы подрядчик понял вас.

    это все вы предлагаете писать заказчику сайта?